Элективный курс_программирование_10б класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Элективный курс_программирование_10б класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_programmirovanie_10b_klass.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Программирование»
Пояснительная записка
В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т.е. в старшей школе (10-11 классы), предусмотрено изучение элективных курсов.
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Класс: 10 класс
Количество часов в неделю: 1 час в неделю, всего 35 часов.
Образовательная область: «Информатика и ИКТ»
Профиль: информационно-технологический, физико-математический
Основные цели курса:
- Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.
- Предоставление ученикам возможности реализовать свой интерес к выбранному курсу.
- Формирование алгоритмической культуры учащихся.
- Развитие алгоритмического мышления учащихся.
- Обучение школьников структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых являются модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.
- Приобретение учащимися знаний и навыков алгоритмизации в ее структурном варианте.
- Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
- Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.
- Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
- Подготовка к единому государственному экзамену;
Основные задачи курса:
- сформировать умение решать исследовательские задачи;
- сформировать умение формального исполнения алгоритма;
- сформировать умение решения практических задач, требующих получения законченного результата;
- сформировать умение выделять требования в задаче, определять исходные и последовательность действий приводящих к решению данной задачи;
- выделить основные типы задач, встречающиеся в ЕГЭ;
- сформировать ЗУН, необходимые для решения каждого типа задач;
- психологически подготовить учащихся к решению данного типа задач в ЕГЭ;
- привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с коллективом, планирование и организация совместной деятельности и т.д.)
- развить способность к самообучению.
Задача, которую следует ставить при первоначальном изучении программирования, - освоение основ структурной методики программирования. Для указанной цели наиболее подходящим средством является язык программирования Паскаль. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт – создавал его именно для этого. Структурная методика остается основой программистской культуры. Не освоив ее, человек взявшись изучать программирование, ни имеет шансов стать профессионалом.
Содержание обучения
При изучении данного курса учащимся понадобятся знания основ алгоритмизации, которые были получены при изучении информатики в 8-9 классах. Процесс изучения и практического освоения программирования делится на три части:
- изучение методов построения алгоритмов;
- изучение языка программирования Паскаль;
- изучение и практическое освоение системы программирования Turbo Pascal.
Формы организации занятий
Сочетание лекционных занятий с выполнением лабораторных работ по созданию программ на языке программирования Паскаль. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы.
На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично- поисковый методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на лабораторных работах в основном используется поисковый метод. В курсе предусмотрено две контрольных работы, включающие в себя, как теоретическую часть, так и практические.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРОГРАММИРОВАНИЕ»
Основы алгоритмизации (3 ч)
Понятие алгоритма; исполнитель алгоритма; основные этапы разработки алгоритма; формы записи алгоритмов; запись алгоритмов на учебном алгоритмическом языке и с помощью блок-схем; линейные алгоритмы; основные алгоритмические конструкции: ветвление, выбор, цикл с параметром, цикл с предусловием.
Программирование на языке Паскаль (32 ч)
Языки программирования: низкого и высокого уровня; программа. Основы языка программирования Паскаль: структура программы; способы описания констант и переменных; типы переменных, операций, применимых к данному типу переменных. Операторы ввода, вывода, присваивания. Запись формул и выражений на языке Паскаль. Запуск программы; типы ошибок. Линейные программы. Условный оператор: полная и краткая форма (синтаксис, ситуации применения). Диалоговые программы. Циклы: цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием (синтаксис, условие применимости, ситуации применения). Строковый тип данных: описание строк, операции над строками, процедуры и функции при работе со строками. Массивы: линейные и двумерные массивы. Ввод, вывод элементов массива, экстремумы, сложение и произведение элементов массива, перестановка элементов в массиве, упорядочение по возрастанию (убыванию).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
По окончании изучения курса учащиеся должны:
Знать:
- понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, формы записи алгоритмов;
- основные алгоритмические конструкции (ветвление, выбор, цикл);
- понятие программы, этапы создания программ;
- определение линейной программы;
- назначение и синтаксис операторов ввода, вывода, присваивания;
- две формы записи условного оператора: полная и краткая;
- назначение и синтаксис полной и кратной формы условного оператора;
- виды циклов: цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием;
- назначение, синтаксис, условие применимости циклов;
- виды представления табличных данных;
- назначение, синтаксис, описание линейных массивов;
- назначение, синтаксис, описание двумерных массивов;
Уметь:
- составлять алгоритмы, содержащие алгоритмические конструкции ветвление, выбор, цикл;
- составлять программу на основе алгоритма;
- формально исполнять алгоритм;
- определять результат выполнения программы по первоначальным данным;
- находить ошибки в готовой программе;
- составлять законченную программу по условию задачи и части кода.
Литература
- Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования. – М.: Академия, 2006.
- Марченко А.И., Марченко Л.А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. – Киев: Век+, 2007.
- Бородин Ю.С., Вальвачев А.Н., Кузьмич А.И. Паскаль для персональный компьютеров. Справочное пособие. – Минск: Высшая школа, 2000.
- Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Паскаль. (Тематический контроль по информатике). – М.: Интеллект-Цент, 2001.
Тематическое планирование
элективного курса «Программирование» для 10 класса
( 1 час в неделю - 35 ЧАСОВ)
I полугодие (16 часов)
Учитель: Карпещук Л.А.
№ | Тема | Всего часов | Из них | Дата | ЗУН | Дом. задание | ||
т | пр | |||||||
1 | Инструктаж по ТБ. Алгоритм. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы.. | 1 | 1 | - | Знать формы записи алгоритмов. Знать основные операторы. Уметь составлять алгоритмы с помощью блок-схем, на алгоритмическом языке. Умение составлять линейные алгоритмы | Записи в тетради. | ||
2 | Алгоритмическая структура – ветвление | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать алгоритмическую структуру ветвление. Знать синтаксис алгоритмической структуры ветвления. Уметь составлять алгоритмы содержащие ветвления | Записи в тетради. | ||
3 | Алгоритмическая структура – цикл. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать алгоритмическую структуру цикл, виды циклов. Синтаксис алгоритмических конструкций цикл с параметром, цикл с предусловием. Уметь делать выбор цикла при решении задач | Записи в тетради. | ||
4 | Понятие о языке программирования высокого и низкого уровня. | 1 | 1 | - | Понятие о языках программирования высокого и низкого уровня (общее и отличия). Знать технологию разработки и применения инструментального ПО. Знать назначение языков программирования высокого уровня, общую характеристику | Записи в тетради. | ||
5 | Структура программы. Л/р№1. Первая программа | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать структуру программы на языке Паскаль, способы описания констант и переменных. Знать типы переменных, операции, применимые к переменным данного типа. Уметь составлять программы по образцу. | Записи в тетради. | ||
6 | Операторы ввода, вывода. Модуль CRT. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать назначение операторов ввода, вывода, их структуру и формы записи. | Вопросы и задачи в тетради. | ||
7 | Л/р№2. Отладка и запуск программы | 1 | 0,5 | 0,5 | Уметь применять операторы ввода, вывода в программе. Уметь запускать программы на выполнение. Знать типы ошибок | Записи в тетради. | ||
8 | Оператор присваивания. Формулы | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать назначение оператора присваивания. Знать формулы, используемые в Паскале. Знать способы записи арифметических и логических выражений на языке Паскаль. Уметь записывать выражения. | Лекция. Ответить на вопросы. | ||
9 | Составление программ. Л/р№3. Линейные программы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать этапы создания программ. Уметь записывать линейные алгоритмы с помощью языка программирования. Уметь записывать линейные алгоритмы с помощью языка программирования. | Задачи в тетради. | ||
10 | Условные операторы. Л/р№4. Условный оператор If…then…else | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать условные операторы языка Паскаля. Формы записи. Уметь использовать в программе условный оператор в полной и краткой форме. | Лекции. Задачи. | ||
11 | Л/р№5. Оператор выбора case | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать условные операторы языка Паскаля. Формы записи. Знать оператор выбора. Уметь использовать в программе оператор выбора. | Записи в тетради. | ||
12 | Условные операторы. Решение задач. Составление программ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Уметь составлять программы с условием. | Записи в тетради. | ||
13 | Л/р№6. Составление тестов | 1 | - | 1 | Знать назначение диалоговых программ. Уметь составлять диалоговые программы, на примере тестов. | Записи в тетради. | ||
14 | Л/р№7. Операторы Паскаля | 1 | - | 1 | Уметь составлять программы использую известные операторы Паскаля. | Записи в тетради. | ||
15 | Обобщение по теме «Операторы Паскаля» | 1 | - | 1 | Повторение материала. | Задачи. Вопросы. Подготовка к К/р. | ||
16 | К/р №1 «Операторы Паскаля» | 1 | - | 1 | Проверка ЗУН. | |||
Итого | 16 | 7 | 9 |
Тематическое планирование
элективного курса «Программирование» для 10 класса
( 1 час в неделю - 35 ЧАСОВ)
II полугодие (19 часов)
№ урока | Тема | Всего часов | Из них | Дата | ЗУН | Дом. задание | |||
т | пр | ||||||||
17 | Повторный инструктаж по ТБ. Оператор цикла с параметром FOR. | 1 | 0,5 | 0,5 | Повторение ЗУ по темам, пройденным в I полугодии. Знать формы записи оператора цикла с параметром в языке Паскаля. Уметь использовать в программе оператор цикла с параметром FOR . | Записи в тетради. | |||
18 | Оператор цикла с параметром. Решение задач. Составление программ. Лабораторная работа №8 «Составления программ с использованием цикла по параметру» | 1 | - | 1 | Уметь составлять программы на языке Pascal используя оператор цикла с параметром. | Решение задач | |||
19 | Цикл с предусловием. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать формы записи цикла с предусловием. Уметь использовать цикл While при составлении программ | Решение задач | |||
20 | Л/р№8. Цикл с предусловием | 1 | - | 1 | Уметь составлять программы на языке Pascal используя цикл с предусловием. | Записи в тетради. | |||
21 | Цикл с постусловием | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать формы записи цикла с постусловием. | Записи в тетради | |||
22 | Л/р№9. Цикл с постусловием | 1 | - | 1 | Уметь составлять программы на языке Pascal используя цикл с постусловием. | Решения задач | |||
23 | Л/р№10. Использование циклов | 1 | - | 1 | Уметь делать выбор цикла при решении задач. Уметь составлять программы с циклами. | Записи в тетради. | |||
24 | Строковый тип данных. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать строковый тип данных, описание строк, операции над строками. Уметь решать задачи со строками. Составлять программы. | Записи в тетради. | |||
25 | Процедуры и функции при работе со строками. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать процедуры и функции при работе со строками. Уметь составлять программы со строками. | Вопросы и задачи в тетради. | |||
26 | Табличные данные и массивы. Л\р№11. Вывод и вывод массива на экран. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать понятие линейного массива, формы описания линейного массива. Уметь вводить(выводить на экран) элементы массива. | Лекция. Ответить на вопросы. | |||
27 | Л/р№12. Нахождение суммы (произведения) элементов массива | 1 | - | 1 | Уметь находить количество заданных элементов в массиве, выводить номер элемента соответствующего данной характеристике. Уметь решать задачи на выполнение определенных действий с элементами массива | Записи в тетради. | |||
28 | Л/р№13. Способы нахождения экстремумов в линейном массиве | 1 | - | 1 | Знать способы нахождения максимального и минимального элементов одномерного массива. Уметь решать задачи на работы с элементами массива | Записи в тетради. Задачи. | |||
29 | Л/р№14. Решение задач на перестановку элементов линейного массива | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать способы перестановки элементов линейного массива, «метод стакана». Уметь решать задачи на перестановку элементов линейного массива | Записи в тетради. Задачи. | |||
30 | Методы упорядочения элементов массива | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать способы упорядочения элементов массива. Уметь решать задачи и составлять программы на упорядочение элементов одномерного массива | Записи в тетради. | |||
31 | Двумерные массивы | 1 | 0,5 | 0,5 | Знать понятие двумерного массива (матрицы). Знать формат описания. Уметь вводить и выводить на экран элементы двумерного массива. | Записи в тетради. | |||
32 | Л/р№15. Нахождение суммы, произведения элементов двумерного массива | 1 | - | 1 | Уметь решать задачи на работу с элементами массива | .Задание в тетради | |||
64 | Л/р№16. Упорядочение элементов двумерного массива | 1 | - | 1 | Знать способы упорядочения элементов массива | Задачи в тетради | |||
34 | Решение задач в Pascal. | 1 | - | 1 | Умение решать задачи и составлять программы в среде Pascal. Повторение материала. | Задачи. Вопросы. Подготовка к К/р | |||
35 | Контрольная работа №2 «Работа в Pascal» | 1 | - | 1 | Проверка ЗУН. | ||||
Итого за II полугодие: | 19 | 4,5 | 14,5 | ||||||
Итого за год | 35 | 11,5 | 23,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Программирование в Adobe Flash»
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса доктора технических наук К.Ю. Полякова «Программирование в Adobeflash». Программа имеет рецензию Р...
Программа элективного курса «Программирование на языке Basic. Начало изучения».
Авторская программа Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учи...
элективный курс "Программирование математических задач"
элективный курс"Программирование математических задач" - предпрофильный курс, проводимый в 9 классе....
Программа элективного курса «программирование алгоритмов»
В рамках часов, отводимых «Примерной программой» в базовом курсе информатики на алгоритмизацию и программирование, овладение даже основами программирования на языках высокого уровня представляется нев...
Элективный курс Программирование на языке Паскаль
Элективный курс Программирование на языке Паскаль...
Программа по элективному курсу (программирование на Python) в профильных классах 10-11 1ч. в неделю
Программа на основе примерной образовательной программы по информатике СОО и авторской программы среднего общего образования по информатике К.Ю. Полякова и Е.А.Ерёмина, («Информатика, 10-1...
КТП по элективному курсу (программирование на Python) в профильных классах 10-11 1ч. в неделю
Планирование составлено на основе авторской программы среднего общего образования по информатике К.Ю. Полякова и Е.А.Ерёмина, («Информатика, 10-11 класс, базовый и углубленный уровни»...