Конспект урока "Базы данных"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Рассказова Наталья Николаевна

Тема урока: "Базы данных. СУБД"

Предмет: информатика

Форма урока: урок

Тип урока: интегрированный

Методы урока: частично-поисковый

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Возрастная категория: 10 класс

Оборудование:  мультимедийный проектор; презентация Power Point

Технология: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения

УМК: Информатика и ИКТ 10 класс, Базовый учебник./ Н.Д. Угринович -  Бином. Лаборатория знаний, 2014

 

Цели и задачи:

       образовательные:

- дать понятия: данные, база данных, система управления базой данных (СУБД), иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, сортировка данных;

- познакомить учащихся с СУБД.

·         воспитательные:

воспитывать личностные качества;

- воспитать познавательной потребности, интереса к предмету;

- воспитание нравственных качеств: дисциплинированность, ответственность.

·         развивающие:

- развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, классифицировать);

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие памяти;

- развитие познавательного интереса у учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики в 10 классе учителя информатики

ГБОУ СОШ №60 Выборгского района Санкт-Петербурга

Рассказовой Натальи Николаевны

Конспект урока информатики в 10 классе учителя информатики

ГБОУ СОШ №60 Выборгского района Санкт-Петербурга

Рассказовой Натальи Николаевны

Дата урока: 11.10.14

Тема урока: "Базы данных. СУБД"

Предмет: информатика

Форма урока: урок

Тип урока: интегрированный

Методы урока: частично-поисковый

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Возрастная категория: 10 класс

Оборудование:  мультимедийный проектор; презентация Power Point

Технология: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения

УМК: Информатика и ИКТ 10 класс, Базовый учебник./ Н.Д. Угринович -  Бином. Лаборатория знаний, 2014

Цели и задачи:

       образовательные:

- дать понятия: данные, база данных, система управления базой данных (СУБД), иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, сортировка данных;

- познакомить учащихся с СУБД.

         воспитательные:

воспитывать личностные качества;

- воспитать познавательной потребности, интереса к предмету;

- воспитание нравственных качеств: дисциплинированность, ответственность.

         развивающие:

- развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, классифицировать);

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие памяти;

- развитие познавательного интереса у учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу
  • урока;
  • рассуждать и делать выводы;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • организовывать самостоятельную учебную деятельность;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять  контроль и коррекцию своей работы.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • рассуждать и делать выводы;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • организовывать самостоятельную учебную деятельность;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять  контроль и коррекцию своей работы.

Личностные:

  • уважительное отношение к  иному мнению;
  • формирование положительной  учебной мотивации;
  • умение выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • проявление учебно-познавательного интереса.

№ п/п

Этап урока (Решаемая дидактическая задача)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат выполнения дидактической задачи

Реализуемые УУД

1

Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствие, установление дисциплины на уроке, определение отсутствующих в классе.

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Кратковремен-ность организации начала урока, быстрое включение учащихся в диалоговый режим

Личностные:

-формирование положительной учебной мотивации, эмоциональной отзывчивости;

- умение организовать свое рабочее место

2

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Объявление темы и цели урока, объяснение хода работы во время урока.

Понимание и осмысление целей урока

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Регулятивные:

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

Познавательные:

-ставить, формулировать и решать проблемы

3

Ознакомление и закрепление нового материала Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

Учитель: На этом уроке мы узнаем, что такое база данных, для чего нужны базы данных и как с ними работать.

Когда на предыдущем уроке мы обсуждали вопросы поиска информации, то молчаливо предполагали, что эта информация где-то хранится. Важно также, чтобы хранилище представляло собой не "свалку", найти в которой что-либо почти невозможно, а специально организованную совокупность данных, в которых и аккумулирована востребованная информация.

Давайте приведем примеры, где используются базы данных? (В магазине, при отбивании товара по штрих коду, в отделе кадров, в справочном бюро железнодорожной станции).

Разумеется, сама информация в этих базах данных должна быть представлена в таком виде, чтобы обрабатывать ее можно было автоматически. В этом случае говорят, что информация представлена в виде данных.

Данные - это представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе.

После того как мы дали определение понятию "данные", как вы считаете, что представляет собой база данных?

База данных -  это систематизированная совокупность данных, организованная так, чтобы для них было обеспечено хранение, первичная обработка и поиск нужной информации с помощью компьютерных технологий.

Назначение СУБД:

•        Удобство работы с большими объемами информации

•        Быстрый поиск и сортировка данных

•        Представлять данные в различных видах

•        Внесение изменений в данные, добавление, удаление записей, изменение структуры базы

•        Обмен информацией с другими базами

•        Вывод на печать

•        Получение готовых форм различной отчетной документации

  В базе данных содержится сведения о большом количестве однотипных объектов. При этом для каждого из объектов существенным являются значения лишь некоторых признаков. Такие признаки баз данных принято называть атрибутами. Иногда некоторые из атрибутов объявляют ключевыми. Некоторые из признаков могут быть объявлены обязательными присутствующими. Например, любая книга всегда имеет какое-нибудь название.

Каждая конкретная база данных предназначена для решения своего класса задач. В свою очередь, для каждого класса задач характерен свой набор объектов и их признаков. Поэтому и соответствующие базы данных будут различными: одна нужна, чтобы разыскивать книгу, а другая - для облегчения работы директору.

Для того чтобы заставить компьютер найти интересующие нас сведения, нужно составить запрос. Правила записи запросов для каждой ИПС (информационно-поисковая система) свои. Эти правила устанавливаются теми, кто создает ИПС. 

По способу организация связей между атрибутами различают три вида баз данных:

1.  иерархические;

2.  реляционные;

3.  сетевые.

В иерархических базах данных атрибуты соподчинены между собой так, что данные образуют древовидную структуру. Например, авторский каталог книг. В нем главный атрибут - фамилия автора, следующий атрибут по значимости - название книги, затем, издательство и т. д.

Сетевая база данных представляет собой более общую структуру, нежели иерархическая база: в ней элементы связаны произвольным образом. Каждый элемент может быть связан с любым количеством элементов из разных уровней.

Реляционная база данных- это совокупность связанных между собой таблиц. Название столбцов (полей) в таких таблицах - атрибутах данных (для каждого поля определяется тип данных, которые можно будет записывать, например, числовой, тип дата и т. д.)

Типы данных  полей:текстовый, числовой, денежный, дата/время.

Строка содержит значения всех атрибутов для конкретного объекта и называется записью. Важно при этом, что между таблицами могут быть установлены связи, указывающие на совпадение множества значений для разных атрибутов.

Над базами данных, хранящиеся в базе данных, можно выполнить некоторые операции. Например, сортировка, удаление, добавление записи и т. д.

Активные действия учащихся с объектом изучения

Усвоение учебного материала учащимися

Познавательные:

-выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- интерпретировать информацию

-выделять и формулировать цель

Регулятивные:

- планирование выполнения учебного задания;

выполнять учебные действия в соответствии с целью;

-контроль и коррекция выполненного задания;

-умение работать в паре;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

-умение анализировать работу товарищей и оценивать ее по правилам.

4.

 Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать способность учащихся использовать законы нахождения части и целого в практических заданиях

Выполнить задания (Приложение 1).

Регулятивные:

- планирование выполнения учебного задания;

-умение выполнять учебные действия в соответствии с целью;

Личностные:

-умение оценивать результат собственной деятельности

5

Подведение итогов урока Анализ успешности овладения пройденной темы. Мобилизация учащихся на рефлексию

Подведем итоги:

На этом уроке мы овладели новыми понятиями, такими как "база данных", "СУБД", "ИПС".Познакомились какие бывают типы СУБД. Научились работать с базами данных.

Рефлексия.

Успешное овладение пройденной темы.

Регулятивные:

-умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

-рефлексия

-саморегуляция.

Личностные:

-самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

-проявление учебно-познавательного интереса;

-эмоциональная отзывчивость.

6

Постановка задания на дом Обеспечение прочного усвоения полученных знаний

Домашнее задание:

Составить базу данных "Учебники" 

Фиксируют в дневника домашнее задание.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения учащимися домашнего задания

Регулятивные, личностные, коммуникативные.

Приложение 1

1. Какое место будет занимать команда "Arsenal"

после сортировки данных по полю "забито" в убывающем порядке?

 

команда 

забито 

пропущено 

всего очков 

1

Chelsi

16

7

9

2

Arsenal

24

2

22

3

Manchester Un

12

9

3

4

Newcastle

26

6

20

2. Какое место займет  запись «Николаев", после сортировки  данных по полю "Имя" в возрастающем порядке? 

 

фамилия 

имя 

должность 

номер телефона 

1

Иванов

Сергей

инженер

204

2

Петров

Юрий

слесарь

508

3

Николаев

Антон

повар

703

4

Тарасов

Иван

сантехник

251

3. В музее имеется коллекция  старинных монет, когда-то имевших  хождение в Беларуси. Масса каждой монеты известна. Определить, сколько золота и серебра хранится в коллекции.

НазваниеС 

Страна 

Материал 

Масса 

монеты 

Денарий

Рим

серебро

29

Дирхем

Восток

серебро

27,2

Дукат

Италия

золото

3,537

Златник

Русь

золото

3,5

Империал

Россия

золото

0,1

Милиарисий

Византия

серебро

24,7

Полтинник

Россия

золото

2,015

Полторак

Речь Посполитая

серебро

11,61

Рубль

Россия

серебро

4,68

Солид

Рим

золото

0,72

Сребренник

Россия

серебро

4,55

Талер

Польша, Чехия

серебро

4,55

Третьяк

Польша

серебро

4,2

Трояк

Польша

серебро

4

Флорен

Флоренция

золото

0,2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Табличные базы данных"

Это только конспект урока. Есть ещё к конспекту презентация, но её я не могу разместить, потому что она много весит. Если кто-то заинтересуется могу прислать по электронной почте....

Конспект урока "Хранение и обработка информации в базах данных"

Заключительный урок раздела "Хранение информации" примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ. Использование ЭОР в образовательном процессе...

Конспект-урока информатики и ИКТ в 11 классе. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных

Конспект урока информатики и ИКТ в 11классе Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных...

Конспект урока английского языка «Способы описания будущих действий», видео к данному уроку размещено на данном сайте в разделе "Видео"

Видео к данному уроку размещено на данном сайте в разделе "ВидеоДанный урок был разработан на основе ФГОС нового поколения в соответствии с темой раздела «Мои будущие планы»В данной г...

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком....