Конспект урока "Хранение и обработка информации в базах данных"
план-конспект урока информатики и икт (9 класс) по теме
Заключительный урок раздела "Хранение информации" примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ.
Использование ЭОР в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_shumilova_m.v..doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Хранение и обработка информации в базах данных»
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Шумилова Марина Владимировна | |
Место работы | МОУ «Октябрьский лицей» Калачевского района Волгоградской области | |
Должность | Учитель физики и информатики | |
Предмет | Информатика | |
Класс | 9 | |
Тема и место урока в теме | «Хранение и обработка информации в базах данных» Заключительный урок раздела «Хранение информации» примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям | |
Базовый учебник | «Информатика - базовый курс», 9 класс, Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л.Издательство «Бином. Лаборатория знаний» |
- Цель урока: осуществить контроль, самоконтроль знаний по теме, умений хранить и обрабатывать информацию в базах данных
- Задачи
Проверить знания учащихся по теме «Хранение информации»:
- назначение и роль процессов хранения, поиска, обработки информации,
- определение понятий: «базы данных», «СУБД», «первичный ключ»,
- типы данных,
- алгоритмы создания и редактирования базы данных,
- алгоритм сортировки записей,
- алгоритмы создания запросов на выборку, обновление, добавление, удаление).
Проверить умения хранить и обрабатывать информацию в базах данных:
- структурировать информацию,
- определять типы полей базы данных,
- задавать первичный ключ,
- создавать и редактировать базу данных,
- записывать высказывания в форме логических выражений,
- осуществлять сортировку и поиск записей в базе данных.
Продолжить развивать умения
- осуществлять самооценку своей учебной деятельности,
- определять эффективность своего труда,
- осуществлять самокоррекцию своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Уметь:
- осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
- Тип урока: контроля и коррекции знаний, умений, навыков.
- Форма работы учащихся: индивидуальная.
- Дидактические средства: ЦК ЭОР, собственные файлы, созданные с помощью облачных сервисов Google.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название ис пользуемых ЭОР (с указанием по рядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учи теля (с указанием дей ствий с ЭОР, напри мер, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Постановка целей, задач урока. Инструктаж по организации работы | Ресурс №1 «Логическая схема понятий по теме «СУБД и базы данных» | 1. Учитель акцентирует внимание учащихся на спроецированную на экране логическую схему понятий по теме «СУБД и базы данных», формулирует вопросы: Какие понятия из приведенных в логической схеме нами не изучены? Какие операции по работе с БД из представленных на схеме нами не освоены? Каким должен быть следующий этап работы по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»? Сформулируйте цель урока 2. Учитель проводит инструктаж по организации работы, обращая внимание на необходимость заполнения карточек самоконтроля (см.приложение к уроку). Сообщает критерии оценивания | 1.Учащиеся анализируют логическую схему понятий по теме «СУБД и базы данных», отвечают на вопросы учителя. Определяют тип урока, формулируют цель урока. 2. Проходят инструктаж по организации работы на уроке. Заполняют пункты 1-3 карточек самоконтроля | 3 |
2 | Проверка знаний основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры | Ресурс №2 Итоговый тест «Хранение и обработка информации в БД» | 1.Учитель объявляет начало этапа проверки знаний. Сообщает URL-адрес ЭОР. Наблюдает за работой учащихся. 2. Организует осуществление самоконтроля учебной деятельности на данном этапе урока | 1. Учащиеся загружают ЭОР. Проходят компьютерное тестирование. 2. Проверяют правильность выполнения заданий, анализируют полученные результаты, дают оценку своим знаниям по теме, называют трудности, с которыми столкнулись при контроле знаний, формулируют причины возникших трудностей. Заполняют пункт 4 карточек самоконтроля | 15 |
3 | Проверка умений самостоятельно применять знания в стандартных и измененных условиях | Ресурс №3 Практическая работа «Создание базы данных. Поиск и сортировка записей» | 1.Учитель объявляет начало этапа проверки умений и навыков. Сообщает URL-адрес ЭОР. Наблюдает за работой учащихся. 2.Организует осуществление самоконтроля учебной деятельности на данном этапе урока, предлагая сравнить результаты своей работы с образцом | 1. Учащиеся загружают ЭОР. Выполняют практическую работу. 2. Проверяют правильность выполнения заданий, анализируют полученные результаты, дают оценку своим умениям и навыкам хранить и обрабатывать информацию в базах данных, называют трудности, с которыми столкнулись при контроле умений и навыков, формулируют причины возникших трудностей. Заполняют пункт 5 карточек самоконтроля | 20 |
4 | Подведение итогов урока. Рефлексия | 1. Учитель формулирует вопросы: Какова цель урока? Достигли мы поставленной цели? Все ли справились с заданиями? Какие трудности испытывали на уроке? В чем, на ваш взгляд, их причина? Как можно преодолеть возникшие трудности? С каким настроением уходите с урока? Поясните 2. Учитель оценивает учебную деятельность учащихся, объясняет оценку, исходя из критериев оценки | Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности, продумывают способы самокоррекции учебной деятельности. Заполняют пункты 6, 7 карточек самоконтроля | 5 | |
5 | Домашнее задание | Задание к проекту «Самые распространенные заболевания школьников» База данных «Заболевания школьников» | Учитель сообщает домашнее задание: Задание выполняется по желанию, выбирается любой из 2-х вариантов работы а) для отработки неусвоенных знаний, неус тойчивых навыков; б) для совершенствования умений и навыков обработки информации в базах данных | Учащиеся записывают домашнее задание | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Хранение и обработка информации в базах данных»
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ.
№ п/п | Название ре сурса | Тип, вид ре сурса | Форма предъ явления ин формации (ил люстрация, презентация, видеофрагмен ты, тест, мо дель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обес печивающий доступ к ЭОР |
1 | Ресурс №1 «Логическая схема понятий по теме «СУБД и базы данных» | Контрольный ресурс | Схема | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/10581270-4bc2-4675-959b-4656a818e615/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66& |
2 | Ресурс №2 Итоговый тест «Хранение и обработка информации в БД» | Контрольный ресурс | Тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3a05cff-6f53-44fc-b052-1ff2f01a3394/9_14.swf |
3 | Ресурс №3 Практическая работа «Создание базы данных. Поиск и сортировка записей» | Практический ресурс | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4e26891-d0f9-4574-a491-10b11cd2c0d3/view/ | |
4 | Ресурс №4 Задание к домашнему проекту «Распространенные заболевания школьников» | Практический ресурс | Текст с заданиями к практической работе | https://docs.google.com/document/d/1gxvimw8JBcX72JBO2bS24eM77eSwmAcbatdzQirHeKA/edit |
5 | Ресурс №5 База данных «Заболевание школьников» | Практический ресурс | База данных | https://docs.google.com/leaf?id=0B5jhQvS-Wih0NTIyYTNlOTQtMTcwMC00MTQzLWE1ODgtYWE3YjZmN2YxOWYx&sort=name&layout=list&num=50 |
6 | Ресурс №6. Задание к домашнему творческому проекту «Мир подростка» | Практический ресурс | Текст с заданиями к творческому исследовательскому проекту | https://docs.google.com/document/d/1sgxDwayhUwjkr51GX9JFluhFWozPVLVnLM2dixod2Ro/edit |
Карточка самоконтроля учащегося по теме
«Хранение и обработка информации в базах данных»
- Дата __________________
- Фамилия, имя___________________________ 3. Класс_________
Этапы, задания | Самооценка | Трудности, причина затруднений |
4. Итоговый тест | ||
5. Контрольная практическая работа | ||
6. Итоговая оценка: |
Пользователи электронной почты, как вам известно, стремятся придерживаться правил сетевого этикета (нэтикета), а для выражения эмоций используют схематические изображения человеческого лица, так называемые смайлики (англ. smiley, “улыбочка”), некоторые из которых приведены ниже.
Смайлики
:-) улыбка
:-))) хохот
:-@ кричит
:-( грусть
:'-( плачет
;-) хитрец
>:-( злится
: 0 зевает
:'-) плачет от счастья
:-& поклялся молчать
7. Нарисуйте тот смайлик, который отражает ваши эмоции, впечатления от урока.
Смайлик | Твои пожелания, замечания по уроку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме: Поиск информации в базах данных
Тест содержит вопросы по теме "Поиск информации в базах данных", составлен из заданий аналогичных заданиям ГИА. Может быть использован пр иподготовке к ГИА. Содержит задания в выбором ответа и задания...
План - конспект урока «ХРАНЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ В БАЗАХ ДАННЫХ"
Урок с использованием ЦК ЭОР...
Поиск информации в базе данных по сформулированному условию. 9 класс
Поиск информации в базе данных по сформулированному условию. Материал используется для самостоятельной работы учащихся по теме Запросы к БД. Можно использовать при подготовке к ГИА. ...
Задачи типа ЕГЭ по теме:Поиск и сортировка информации в базах данных.
Задачи типа ЕГЭ по теме: Поиск и сортировка информации в базах данных....
Тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»
Тест по теме«Хранение и обработка информации в базах данных»...
Использование проектной методики на уроках производственного обучения по предмету «Технология обработки информации в базах данных». Обобщение опыта
В последнее время в практику профессионального обучения все шире внедряется проектная методика. Работа над проектом проводилась с учащимися третьего курса, обучающимися по специальности «Мастер ...
Использование интерактивных методов на уроке "Хранение и обработка информации в базах данных"
Материал показывает,, как можно применить интерактивные методы обучения на уроке информатики....