Технологическая карта урока (компетентностный подход)
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Разработка технологической карты урока по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТКУ в компетентностном подходе32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (компетентностный подход)

Предмет  информатика            класс 5

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Обработка информации

8 урок из 39

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-исследование;

Формы УД: фронтальная, групповая, индивидуальная; устная презентация;

Методы: проблемные ситуации,; метод сравнения,  метод гипотез, обращение к опыту учащихся, работа с учебником, методы стимулирования и мотивации.

Цель урока

Задачи урока

Формирование информационной компетентности по средствам решения учебных и практических задач.

Задачи:

Обучающие:

-обобщить сведения о действиях с информацией;

-познакомить учащихся с новым действием с информацией – ее обработкой;

-рассмотреть обработку различных видов информации: текстовой, графической, числовой.

Развивающие:

-развитие коммуникативных и рефлексивных  умений (компетенций) учащихся.

Воспитывающие:

-восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека.

Педагогические технологии

Оборудование

Технология деятельностного метода (Л.Г.Петерсон), ИКТ-технологии.

Компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран, презентация «Обработка информации».

ВАРИАНТ 2

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/аспекты компетенций

Оценивание/формы контроля

I Организационный момент-время (1 мин)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ:

АСПЕКТ:

-анализ, рефлексия, самооценка готовности к  учебно-познавательной деятельности;

КОММУНИКАТИВНАЯ:

АСПЕКТ:

-устная коммуникация;

- оценочное суждение;

-самооценка готовности к уроку, эмоционального состояния;

II Актуализация знаний – время (5 мин)

Учитель задает вопросы:

Что такое информация?

Какие действия человек совершает с информацией?

Как человек хранит информацию?

Общая схема передачи информации?

- самостоятельно работают с места, отвечая на вопросы;

-делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;

- демонстрируют знания, умения  по теме «Информация», «Хранение информации», «Передача информации»;

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ:

АСПЕКТ:

-планирование познавательной деятельности;

-нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач/ситуаций;

ИНФОРМАЦИОННАЯ:

АСПЕКТ:

-планирование информационного поиска;

- поиск информации;

- извлечение информации;

- систематизация информации;

КОММУНИКАТИВНАЯ:

АСПЕКТ:

- устная коммуникация;

- продуктивная коммуникация:

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ:

АСПЕКТ:

- умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения;

- умение разрешать учебные проблемные ситуации;

-оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при  решении практических задач;

- наблюдение;

- фронтальный опрос;

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

-оценочное суждение, коррекция ответов учащихся;

III Создание проблемной ситуации, целеполагание (постановка целей и задач урока) – время (3 мин)

Создает проблемную ситуацию;

Что такое обработка информации? 

Приходилось ли вам обрабатывать информацию? 

Создает условия для формулирования учащимися темы урока;

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

(Записали тему урока)

- Какую цель мы наметим?

Дети затрудняются в формулировке ответов на вопросы 5, 6.

- Об обработке информации. Тема урока: «Обработка информации» -

Узнать как можно больше об обработке информации.

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ:

АСПЕКТ:

- анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности;

- способность ставить и задавать вопросы по сути проблемы и отыскивать на них ответ;

-умение анализировать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, находить причинно-следственные связи, систематизировать, отыскивать доказательства

КОММУНИКАТИВНАЯ:

АСПЕКТ:

- устная коммуникация;

- письменная коммуникация;

ИНФОРМАЦИОННАЯ:

АСПЕКТ:  извлечение информации;

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ:

АСПЕКТ: 

- умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения;

- умение разрешать учебные проблемные ситуации;

-оценочное суждение;

-оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока;

-оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

-оценка/самооценка умения формулировать тему урока;

-рефлексия деятельности (оценка успешности).

IV Первичное усвоение новых знаний/решение учебной задачи – время (13 мин)

-Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми темы.

Объяснение понятия «обработка информации», примеры обработки информации;

Ввод понятий «входная информация» и «выходная информация»;

Различие двух типов обработки информации;

Сформировать понятие «систематизация информации»;

Решение задачи на систематизацию информации;

Объяснение понятия «поиск информации» .

 

-Итак, сделаем  общий вывод: обработка информации – это…

- приводят примеры обработки информации в быту, при решении задач школьных предметов.

- приводят примеры систематизации объектов.

- решают задачу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде.

- приводят примера поиска информации.

- делают вывод по теме урока

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ:

АСПЕКТ: 

-умение анализировать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, находить причинно-следственные связи, систематизировать, отыскивать доказательства;

- исследовательская деятельность;

КОММУНИКАТИВНАЯ:

АСПЕКТ: 

- выполнение различных социальных ролей.

ИНФОРМАЦИОННАЯ:

АСПЕКТ:

- анализ и отбор необходимой информации;

- обработка информации;

- преобразование информации в другие формы (правила – в алгоритм);

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ:

АСПЕКТ:

- умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения;

- умение разрешать учебные проблемные ситуации;

- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

- умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности.

- оценочное суждение;

- самоконтроль, самооценка;

-  оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

V Первичная проверка понимания-время (5 мин)

Предлагает выполнить задание на обработку информации в учебнике.

-Устанавливает правильность и осознанность изучения темы.

-Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, выполняет коррекцию выявленных пробелов, обеспечивает закрепление в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Выполняют задание

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ:

АСПЕКТ:

- применение знаний в нестандартной ситуации;

- анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности;

- исследовательская деятельность;

КОММУНИКАТИВНАЯ:

АСПЕКТ: 

-презентация результатов своей деятельности;

ИНФОРМАЦИОННАЯ:

АСПЕКТ: 

-анализ и отбор необходимой информации;

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ:

АСПЕКТ: 

- умение разрешать учебные проблемные ситуации;

-  умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях;

- умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности.

-рефлексия деятельности (оценка успешности);

-самоконтроль, самооценка;

-индивидуальная работа;

-оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений;

- оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов.

VI Первичное закрепление (применение знаний и умений в новой ситуации) – время (7 мин)

-Предлагает выполнить задание 3 практической работы 9

-Выявляет качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявляет недостатки в знаниях и способах действий, устанавливает причины выявленных недостатков.

Выполняют парами задание 3 практической работы 9 «Создаем простую таблицу «Планеты Солнечной системы».

Закрепляют навыки поиска и систематизации информации, навыки представления информации в табличной форме.

Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение.

КОММУНИКАТИВНАЯ:

АСПЕКТ:

- устная коммуникация;

ИНФОРМАЦИОННАЯ:

АСПЕКТ: 

-извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач;

-умение анализировать и структурировать полученную информацию;

-использование современных компьютерных технологий для представления результатов (приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий);

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ:

АСПЕКТ: 

целеполагание, планирование, выполнение, самоконтроль и самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ:

АСПЕКТ: 

умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности;

-рефлексия деятельности (оценка успешности);

-самоконтроль, самооценка;

- практическая работа;

-оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений;

- оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов.

VII  Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – время (5 мин)

Дает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Задает вопросы:

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы учителя

КОММУНИКАТИВНАЯ:

АСПЕКТ:

- устная коммуникация;

- письменная коммуникация;

ИНФОРМАЦИОННАЯ:

АСПЕКТ: 

-обработка информации;

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ:

АСПЕКТ: 

- умение оценивать результаты деятельности;

- умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности.

-рефлексия деятельности (оценка успешности);

- оценка работы группы;

-оценка эмоционального состояния;

-оценка учителя, с комментированием выставленных оценок;

-оценочное суждение.

VIII  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению– время (1 мин)

-объясняет домашнее задание разного уровня сложности по выбору учащихся (на карточках);

 Обязательно для всех: §12 с. 83-86;

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

-выбирают домашнее  задание;

-задают уточняющие вопросы;

-делают запись в дневник

-подают дневники для оценки учителю.

ИНФОРМАЦИОННАЯ:

АСПЕКТ: 

-анализ и отбор необходимой информации;

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ:

АСПЕКТ:

-умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности.

- оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Диалог" в 5 классе с точки зрения системно - деятельностного подхода.

В данной карте представлены этапы урока, цель каждого этапа, деятельность учителя и учащихся...

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе (компетентностно-деятельностный подход)

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе по УМК В. П. Кузовлева. Цикл "My country at a glance". Демонстрация компетентностно-деятельностного подхода. Краеведческий материал. Списо...

Урок-мастерская как технологический аспект реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС.

В данной статье автор приводит пример подробного алгоритма мастерской. Каждый участник творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Обучение в "творческих мастерских...

Технологическая карта урока в технологии интерактивного подхода к обучению. Урок английского языка в 4 классе по теме: «Рыцари и замки»

Технологическая карта урока в технологии интерактивного подхода к обучению. Урок английского языка в 4 классе по теме: «Рыцари и замки»...