Проект урока по информатики
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) на тему

Полоскина Светлана Валерьевна

Проект урока по информатики (по учебнику Л. Л. Босовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnaya_rabota.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации

Кстовского муниципального  района

Проект урока

Предмет, класс        информатика  5 класс

Тема                         Кодирование информации

Программа               Л. Л. Босова «Информатика и ИКТ 5-7 класс»

Тип урока                 Изучение нового материала

Выполнила учитель информатики

МОУ СОШ п.Селекция

Кстовского района

Полоскина Светлана Валерьевна

Педагогический стаж – 6 лет

Стаж работы учителем информатики 5 лет

Квалификационная категория - вторая

Дата выполнения 15. 03. 2010 г.


Диагностика уровня развития и обученности детей.

С целью определения уровня развития и обученности учащихся была проведена диагностика основных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), сформированности компонентов учебной деятельности (познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий оценки и контроля), индивидуально-типологических типов личности и межличностных отношений в классном коллективе.

Диагностика внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем).

Методика «Корректурная проба» // Профессиональная деятельность детского городского психологического центра / Под ред. С.И.Рогова. – Шахты, 1993г.

Методика  «Отыскивание чисел» (таблицы Горбова – Шульте) // Профессиональная деятельность детского городского психологического центра / Под ред. С.И.Рогова. – Шахты, 1993г.

По результатам  обследования составлена следующая таблица:

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Количество обучающихся , %

24

47

29

Диагностика уровня развития памяти.

Зрительная память (кратковременная, долговременная). Методика «Воспроизведение геометрических фигур» // Профессиональная деятельность детского городского психологического центра / Под ред. С.И.Рогова. – Шахты, 1993г.

Результаты представлены в таблице:

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Кратковременная

Количество обучающихся, %

18

52

30

Долговременная

Количество обучающихся, %

24

52

24

Слуховая память (кратковременная, долговременная). Методика «Воспроизведение слов» // Профессиональная деятельность детского городского психологического центра / Под ред. С.И.Рогова. – Шахты, 1993г.

Результаты обследования отражены в следующей таблице:

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Кратковременная

Количество обучающихся, %

24

47

29

Долговременная

Количество обучающихся, %

24

47

29

Диагностика уровня развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование).

1.Методика «Исключение слов»// Профессиональная деятельность детского городского психологического центра / Под ред. С.И.Рогова. – Шахты, 1993г.

2.Методика «Способность выделять существенное (направлена на изучение способности к абстрагированию) //Л.Ф.Тихомирова. Упражнения на каждый день: Логика для школьников. – Ярославль, 2003 г.

3.Методика «Анаграмма»(направлена на изучение уровня сформированности операций анализа и синтеза) Л.Ф.Тихомирова. . Упражнения на каждый день: Логика для школьников. – Ярославль, 2003 г.

4.Методики «Классификация», «Сравнение»// Л.Ф.Тихомирова. Упражнения на каждый день: Логика для школьников. – Ярославль, 2003 г.

В следующей таблице представлены результаты исследования общего уровня развития мышления:

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество обучающихся  ,%

18

64

18

Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности (познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка).

Результаты данного исследования были получены методом наблюдений за обучающимися во время учебных занятий и во внеурочное время.

Выводы были сделаны на основании качественного описания уровней, представленных в книге Г.В. Репкина, Е.В. Заика «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» – Томск, «Пеленг»,1993г.

Результаты исследования приведены в таблице:

Уровни

Компоненты учебной деятельности

Познавательный интерес

Целеполагание

Учебные действия

Контроль

Оценка

Низкий

24%

18%

18%

24%

24%

Средний

47%

52%

52%

47%

47%

Высокий

29%

30%

30%

29%

29%

Диагностика типов формирования личности школьников.

 Методика «Личностный опросник Р. Кеттела» //Психологический журнал. – 1990г.- том 11 - №1.

Методика « 10 моих  «Я» //Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя – Москва, 2003г.

Также использовался метод наблюдений и анкнетирование.

В результате проведенного обследования были сделаны выводы :

47% учащихся можно отнести к гармоничному типу формирования личности;

29% учащихся – к конформному типу формирования личности;

18% учащихся - к чувствительному типу;

6% учащихся –к интровертированному типу формирования личности.

Классификация типов формирования личности представлена в работе Э.М.Александровской «Типологические варианты формирования личности младших школьников».

Диагностика уровня формирования классного коллектива

( межличностных отношений).

Методика «Пьедестал» //Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. – Москва,2003 г.

Проведенное обследование показало, что в классе:

Лидеров – 3 человека.

Отверженных – нет.

Количество взаимовыборов – 6.

Методика Рене Жиля // А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности  в обучении детей – Москва, 2005 г.

Отношения между

детьми

Дружественные

Каждый по себе

Напряженные

% выбора

82

18

-

Диагностика школьной мотивации.

Методика «Анкета для определения школьной мотивации»//А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения – Москва, 2005г.

Результаты обследования представлены в следующей таблице:

Уровень

развития

учебной

мотивации

Высокая учебная мотивация

Отношение к себе как к школьнику сформированно

Положительное отношение, но привлекают больше внешние стороны школьной жизни.

Учебная мотивация не сформирована

Негативное отношение к школе

Кол-во

обуч-ся,%

82

12

6

-

-


Психолого-педагогическая характеристика класса.

МОУ СОШ п. Селекция 5 «а» класс.

В классе 17 человек, из них 5 мальчиков и 12 девочек.

По результатам проведенной диагностики обучающихся можно условно разделить на 3 группы.

Высокий уровень развития и обучаемости имеют 5 человек, что составляет 29 %. Для этих учащихся характерен устойчивый учебно-познавательный интерес. Они быстро (охотно) включаются в работу на уроке, работают длительно и устойчиво. Эти учащиеся проявляют творческое отношение к общему способу решения задач, стремятся получить дополнительные сведения. Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулируют познавательную цель. Критически оценивают свои действия.

Приступая к решению новой задачи, могут самостоятельно оценивать свои действия, свои возможности в ее решении, т.е. обладают адекватной самооценкой и развитыми навыками самоконтроля. Эти  дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны. У данной группы ребят хорошие показатели развития внимания и памяти, что позволяет им долго удерживать нужную информацию. У них хорошо развита речь, они дают полные, развернутые ответы.

 8 обучающихся, что составляет 47 % можно отнести во вторую условную группу со средним уровнем развития. У этих детей учебно-познавательный интерес возникает на новый теоретический материал, но не на способы решения задач. При обсуждении достаточно часто задают вопросы, включаются в выполнение заданий, но интерес быстро пропадает. Эти ребята могут самостоятельно применить усвоенный способ действия к решению новой практической задачи, но новые способы находят неохотно и только под руководством учителя. Допущенные ошибки обнаруживают и исправляют самостоятельно. Умеют самостоятельно оценивать свои действия, обосновывать правильность или ошибочность результата, т.е. способны к самооценке, но иногда она бывает неадекватной (чаще заниженной). У этих ребят отношение к себе как к школьнику сформировано. Они ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительную оценку или замечание учителя. Учащиеся данной группы обычно достаточно активны на занятиях, инициативны во внеурочное время. Но вследствие того, что недостаточно развито внимание, т.е. они не всегда способны поддерживать достаточный уровень сосредоточенности нужное время, не могут быстро переключать внимание. Средний уровень развития памяти не позволяет долго удерживать нужную информацию. Речь развита недостаточно, поэтому ответы  часто неполные, неразвернутые. Они не всегда способны сохранить интерес на протяжении всего урока.

4 человека или 24 % обучающихся  можно отнести к 3 условной группе. Это ребята с низким уровнем развития. У этих детей учебно-познавательный интерес носит ситуативный характер, т.е. положительная реакция на новый материал возникает, если он сопровождается яркой наглядностью или интересными фактами. Оживляются, задают вопросы, включаются в выполнение заданий, однако длительной устойчивой активности не проявляют. Эти ученики нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя, часто не могут дать полный развернутый ответ или объяснение своей деятельности, но в сотрудничестве с учителем могут работать относительно успешно. Учащиеся с низким уровнем развития не умеют обнаруживать ошибки даже по просьбе учителя. Самооценка у ребят данной группы неадекватная. Свои возможности они часто оценивают выше, чем они есть на самом деле. Что касается оценки своих действий, то они не умеют и очень часто не пытаются оценивать их. Ориентированны на отметки учителя. У ребят данной группы положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами.

 У этих детей психические процессы (память, внимание, мышление) и речь имеют низкий уровень развития. Вследствие поверхности ума и слабой осознанности мыслительной деятельности, им трудно самостоятельно анализировать, синтезировать и обобщать учебный материал. У ребят этой группы слабо развиты навыки контроля. Неустойчивый интерес на уроках и не систематически верное выполнение домашних заданий приводят к пробелам в знаниях. Для того, чтобы обучающиеся этой группы усвоили  учебный материал, им  нужны более развернутые объяснения с опорой на наглядность, многократный возврат к уже изученному, во время занятий необходимо организовывать процесс запоминания с опорой на различные виды памяти: слуховую, зрительную, моторную.

 Класс в целом является работоспособным, учебный материал усваивают все.

 По результатам диагностики уровня сформированности классного коллектива, можно сделать вывод, что в классе сложились доброжелательные отношения, ребята дружны между собой. Несмотря на то, что в данном коллективе ребята различных типов формирования личности (гармоничного, конформного, чувствительного, тревожного, интровертированного), между ними налажен контакт как во время учебных занятий, так и во внеурочное время. На уроках дети выслушивают ответы друг друга, помогают в случае затруднений. Обычно в классе царит спокойная, доброжелательная обстановка.

В классе 3 лидера. Лидерами являются дети с ярко выраженной социальной направленностью. Они мотивированы на отличную учебу, имеют хорошо развитые коммуникативные навыки, пользуются авторитетом и доверием у одноклассников.

 Положительным моментом является наличие взаимных выборов (их 7) и отсутствие «отверженных» детей, что свидетельствует о психологически благоприятном климате в классе.


Описание исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Знания, необходимые для изучения данной темы.

Имеют представления о понятиях «информация», «информационный объект»

Знают и правильно применяют понятия «информация», «информационный объект».

Имеют представление о видах информации по способам её восприятия человеком.

Знают и различают виды информации по способам её восприятия человеком.

Имеют представления о видах информации по формам представления на материальных носителях.

Знают виды информации по формам представления на материальных носителях.

Имеют представления о действиях, совершаемых с информацией. Приводят примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека в живой природе, обществе, технике с помощью учителя.

Знают действия, совершаемые человеком с информацией. Самостоятельно приводят жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Имеют представления об информационных носителях.

Знают современные информационные носители.

Умения, необходимые для изучения данной темы.

Умеют классифицировать информационные объекты по способу восприятия человеком, по форме представления с помощью учителя.

Умеют классифицировать информационные объекты по способу восприятия человеком, по форме представления

 Умеют сопоставлять, сравнивать различные информационные объекты с помощью учителя.

Умеют сопоставлять , сравнивать различные информационные объекты.

Умеют пользоваться клавиатурным тренажером в режиме ввода слов. Нуждаются в помощи учителя.

Умеют пользоваться клавиатурным тренажером в режиме ввода слов и предложений. Работают с клавиатурным тренажером самостоятельно.

В совершенстве владеют клавиатурным тренажером в режиме ввода слов и предложений.

Навыки

Коммуникативные навыки.

Развиты очень слабо, ответы односложные, часто не могут сформулировать мысль (высказывание).

Коммуникативные навыки носят репродуктивный характер (повторяют слова учителя или других учащихся).

Низкие способности к рассуждению, обсуждению проблемного материала.

Речь развита не достаточно, дают полные ответы, но не развернутые, могут вести диалог.

Высказывают свое мнение по проблеме, но не способны отстаивать, доказывать свою точку зрения.

Навыки имеют высокий уровень развития. Учащиеся дают полные развернутые ответы.

Умеют рассуждать, обсуждать, доказывать свою точку зрения.

Каллиграфические навыки

Часто не выполняются требования к ведению записей в тетрадях, выполнение работ в тетради на печатной основе.

Выполняют требования к ведению тетрадей и тетрадей на печатной основе, но требуют незначительного контроля со стороны учителя.

Выполняют требования по ведению записей в тетрадях,

Выполняют задания в рабочей тетради, выполняют гигиенические требования письма.

Учебно-информационные навыки

Нуждаются в постоянной помощи учителя или других обучающихся при работе с источниками информации.

Нуждаются в незначительной помощи от учителя или других обучающихся при работе с различными источниками информации

Самостоятельно работают с различными источниками информации.


Тема, цели, задачи, оборудование урока.

Тема: Кодирование информации

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Образовательные цели

Познакомить обучающихся с понятиями «код», «кодирование информации», «раскодирование информации».

Способствовать формированию понятий «код», «кодирование информации», «раскодирование информации»

Формировать у обучающихся представление о многообразии окружающих человека кодов.

Создать условия для формирования представления о многообразии кодов в окружающем человека мире.

Познакомить со способами кодирования информации.

Способствовать формированию представления о способах кодирования информации.

Подвести обучающихся к самостоятельному выводу классификации способов кодирования информации

Научить кодировать информацию различными способами.

Способствовать формированию умения кодировать информацию различными способами.

Развивающие цели

Развивать умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развивать творческую активность обучающихся при выполнении различных видов заданий.

Развивать творческий подход при анализе и обобщении учебного материала.

Развивать произвольное внимание

Развивать устную речь. Совершенствовать речевые умения, развивать умение использования научных терминов и понятий.

Развивать навыки самостоятельной работы.

Развивать навыки  взаимоконтроля и самоконтроля.

Совершенствовать развитие навыков  взаимоконтроля и самоконтроля.

Способствовать развитию информационной культуры обучающихся.

Воспитывающие цели

Развивать познавательный интерес к предмету. Расширять кругозор учащихся.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развивать осознание собственной деятельности через рефлексию:

Физическую (успел – не успел)

Сенсорную (комфортно – дискомфортно)

Интеллектуальную (что понял, что осознал, какое затруднение испытал) 


Оборудование:

  1. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 87 с.: ил.
  3. Рабочая магнитная доска, маркер.
  4. Мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с азбукой Морзе, с дифференцированным  заданием.
  5.  Презентация на электронном носителе.


План урока с хронометражем

  1. Организационный этап – 1минута.
  2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 8 минут.
  3. Этап усвоения новых знаний – 26 минут.
  4. Этап закрепления нового материала – 7минут.
  5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению – 2 минуты.
  6. Итог урока – 1 минута.


Конспект урока с теоретическим обоснованием.

Конспект урока

Теоретическое обоснование

1.Организационный этап.

Ребята, здравствуйте! Посмотрите все ли готово у вас к уроку?

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь;

подарим друг другу хорошее настроение.

Начинаем урок, садитесь.

Обеспечение благоприятного психологического климата для работы на уроке, подготовка обучающихся к общению, восприятию знаний.

Организация внимания обучающихся.

Условия достижения:

Сосредоточенность, собранность учителя, спокойный , доброжелательный тон.

Показатель выполнения:

Кратковременность этапа организации, быстрое включение в работу, организация внимания всех обучающихся.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Уч.: Над какой темой работаем?

Об.: Мы работаем над темой  « Информация. Действия с информацией».

Уч.: Что такое информация?

Об.: Информация – это знания, которые мы получаем из окружающего нас мира.

Уч.: Какие виды информации по способу восприятия человеком выделяют?

Об.: Зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная.

Уч.: Какие виды информации по форме представления вы знаете?

Об.: Числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

Уч.: Какие действия с информацией можно выполнять?

Об.: Информацию можно создавать, получать, передавать, обрабатывать, сохранять.

Уч.: Как человек может передавать, получать информацию?

Уч.: Как мы получаем информацию о прошлом?

Об.: С помощью книг.

Уч.: Как мы можем получить информацию, находясь на большом расстоянии друг от друга?

Уч.: Позвонить по телефону, написать письмо, смс, телеграмму.

Уч.: Как происходит передача информации на телеграфе, на телефонной станции? (Затрудняются ответить).

Уч.: Оказывается для того, чтобы передавать информацию от источника к приемнику человек выполняет действие, название которого вы узнаете, отгадав кроссворд (слайд 1).

(Обучающиеся по цепочке читают задания. Отвечают. На слайде появляются правильные ответы).

1. Знания, получаемые от различных источников.

2. Носитель информации

3. Объект, от которого передается информация.

4. Объект, воспринимающий информацию.

5. Устройство обработки информации.

6. Устройство ввода информации..

7.  Устройство вывода информации на бумажном носителе.

Уч.: Прочитайте ключевое слово.

Об.: Кодирование.

Уч.: Какое же действие нужно выполнить с информацией, прежде чем она поступит от источника к приемнику?

Об.: Кодирование.

Уч.: Назовите тему сегодняшнего урока.

Об.: Тема урока «Кодирование информации». (слайд 2)

Какую цель поставим к сегодняшнему уроку?

Об.: Узнать что такое кодирование, как кодируется информация (какими способами), будем учиться кодировать информацию.

Уч.: Совершенно верно, молодцы. Откройте тетради. Запишите число, тему урока.

3. Этап усвоения новых знаний.

Уч.: Оказывается множество кодов прочно вошли в жизнь человека. Давайте рассмотрим, как человек кодирует информацию? (Слайд 3).

На слайде изображены определенные коды. Что кодируется с помощью нотных знаков?

Об.: Любое музыкальное произведение.

Уч.: Что кодируется дорожными знаками?

Об.: Правила дорожного движения.

Уч.: Что кодируется с помощью букв?

Об.: Текстовая информация. и т. д.

Уч.: Как вы думаете, для чего человек кодирует информацию?

Об.: Для удобства передачи.

Уч.: Попробуйте дать определение понятию «кодирование».

Об.: Кодирование – это передача информации в удобной форме.

Уч.: Давайте прочитаем определение. (слайд 4). Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

Уч.: Выделите главные слова в определении.

Об.: Перевод в удобную форму

Уч.: С помощью чего осуществляется перевод?

Об.: С помощью кода

( По ходу беседы  на слайде в определении подчёркиваются ключевые слова)

Уч.: Запишите определение в тетрадь, подчеркните ключевые слова.

Уч.: А что может выступать в роли кода?

Об.: В роли кода может выступать любой условный знак.

Уч.: Дайте определение понятию «код»?

Об.: Код- это система условных знаков, используемая для кодирования информации.

Уч.: Запишите определение в тетрадь. ( Появляется на слайде 4.)

Уч.: Какие коды (условные знаки) используют  для кодирования информации? (Слайд 5).

Об.: Цифры, буквы (символы), рисунки.

Уч.: Молодцы (по ходу ответов обучающихся просматриваются слайды 6-10).

Уч.: Назовите тему, над которой мы работаем?

Об.: Кодирование информации.

Уч.: Сформулируйте вопрос, который мы должны с вами рассмотреть?

Об.: Способы кодирования.

Уч.: Выполним следующее задание.

Разделите закодированную информацию на группы, ориентируясь на коды (условные знаки). (слайд 11). (Обучающиеся группируют изображения по способу кодирования, идет обсуждение, обучающиеся обобщают высказывания).

По ходу обсуждения высвечивается слайд 12.

Уч.: Соедините группу кодов с названием способа кодирования.

(по ходу ответов обучающихся на слайде 13 появляются правильные ответы).

Уч.: Какие способы кодирования вы узнали?

Об.: Числовой, графический, символьный.

Физкультминутка. Давайте действиями и словами передадим информацию.

На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие):- Как живешь? - Вот так! (Показ большого пальца.)- Как идешь? - Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь?

- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)

-Ночью спишь?

- Вот так! (Руки под щеку и положить их на голову.)

- Как берешь?

- Вот так!

- А даешь?

- Вот так!

-Как шалишь?

- Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями)

- А грозишь?

- Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу)

Уч.: Во время физпаузы, какое действие мы выполняли с движениями?

Об.: Кодировали.

Уч.: С помощью чего мы кодировали движение?

Об.: С помощью жестов.

4. Этап закрепления новых знаний.

Уч.: Над какой темой работаем.

Об.: Кодирование информации.

Уч.:  Что такое кодирование, о каких способах кодирования вы узнали? (Отвечают)

Уч.: Хотите сами научиться кодировать информацию?

Об.: Да.

(слайд 14)

Уч.: Закодируйте любое слово из семи букв. Запишите в тетради слово с помощью кода.

(Обучающиеся выполняют).

Уч.: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

Уч.: Какое задание вам сейчас нужно будет выполнить?

Об.: Прочитать слово, которое закодировано.

Уч.: Как вы думаете, какое действие с информацией вы должны выполнить?

Об.: Раскодировать.

Уч.: Раскодируйте информацию своего соседа. Назовите друг другу раскодированные слова.

(Работают в парах).

Уч.: Поднимите руку, кто правильно раскодировал слово соседа по парте.

Уч.: Кто ошибся?

Уч.: Какие действия с информацией вы сейчас выполняли?

Об.: Кодировании и раскодирование.

Уч.: Какой способ кодирования вы использовали?

Об.: Числовой.

Уч.: Какие способы кодирования вы еще знаете?

Об.: Символьный, графический.

Уч.: Ребята, к нам поступила информация.

(слайд 15).

Уч.: Что произошло с информацией?

Об.: Она закодирована.

Уч.: Как узнать о чем эта информация?

Об.: Раскодировать.

Уч.: Можно кто-то из вас знает, с помощью чего закодировали эту информацию? (два варианта ответа – затрудняются, или кто – то знает, что с помощью азбуки Морзе).

Уч.: В 19 веке люди научились передавать информацию с помощью телеграфного аппарата, используя азбуку Морзе. (слайд 16 ).

Уч.: Азбука Морзе (другое название - "морзянка") - это специальный код, с помощью которого люди могут передавать друг другу информацию на большие расстояния.

При этом каждой букве, числу или знаку соответствует определенный набор коротких и длинных сигналов, которые обозначаются, с помощью точек и тире. (слайд 17).

Этим изобретением почти два столетия пользовались моряки и радиолюбители. И даже сейчас, несмотря на интернет и другие современные технологии, азбука Морзе в экспедициях, армии и на флоте по-прежнему незаменима.

Придумал морзянку Самюэл Финли Бриз Морзе - американский художник и изобретатель.

Уч.: Используя азбуку Морзе прочитайте слова.

(слайд 18).

Уч.: Раскодируйте слова и запишите в тетради.

(Обучающиеся работают самостоятельно.)

Уч.: Проверьте себя (слайд 18).

Уч.: Поднимите руку кто правильно выполнил это задание. Кто испытал затруднение? (по ходу проверки исправляются ошибки, записывается правильный ответ. На слайде появляется «Школьное кодирование»)

Не переживайте, будьте внимательны, и у вас все получится.

Уч.: О каком школьном кодировании идет речь?

(Затрудняются).

Показ слайда 19.

Уч.: К какому способу относится « школьное кодирование»?

Об.: К числовому.

Уч.: Как вы думаете в современном мире только ли с помощью азбуки Морзе передаются телеграммы и письма?

Об.: Нет, есть электронная почта.

Уч.: Совершенно верно, в современно мире человек больше пользуется электронной почтой. В нашу повседневную жизнь вошла сеть Интернет. На уроках информатики, мы обязательно познакомимся с возможностями Интернет. Научимся создавать и передавать электронные письма с помощью компьютера, используя возможности Интернет – ресурсов.

Уч.: Для возможности ввода информации в компьютер, программисты договорились пользоваться определенным способом кодирования. (слайд 20). С двоичным кодированием мы обязательно будем знакомится на уроках информатики в 6 классе.

Уч.: К какому способу кодирования можно отнести азбуку Морзе? (Сомневаются).

Уч.: Как принималась информация с помощью азбуки Морзе?

Об.: С помощью сигналов.

Уч.: Какой новый способ кодирования можем выделить?

Об.: Сигнальный.

Уч.: Ребята, к сигнальным способам кодирования относится не только азбука Морзе, но и семафорная азбука. (слайд 21)

Уч.: Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак ", " — словом «запятая».

Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положением рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков. Цвет ткани флажков зависит от времени суток, напр. в тёмное время суток — используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый); а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный).

При отсутствии флажков — семафорят бескозырками.

(слайд 22)

Уч.: Ребята, а кто из вас догадался, где мы встречаемся с азбукой, похожей на семафорную?

(Могут ответить, а могут сомневаться).

(слайд 23).

Уч.: Ребята, в повседневной жизни какие сигнальные способы кодирования использует человек?

Об.: Звонок будильника, звонок на урок, звонок телефона и т.д. (слайд 24).

Уч.: Какие способы кодирования информации вы узнали?

Об.: Числовой, символьный, графический, сигнальный.

Дифференцированное задание по характеру и степени помощи (индивидуальные карточки). Приложение 1.

Уч.: Назовите закодированные слова.

Уч.: Что объединяет все раскодированные слова?

Об.: Относятся к устройству компьютера.

Уч.: Молодцы. Какой способ кодирования был использован в этом задании?

Об.: Сигнальный.

Работа в тетради на печатной основе (стр. 18, задание 15).

Уч.: Прочитайте задание, какой способ кодирования использован в этом задании?

Об.: Графический.

Уч.: Совершенно верно. Раскодируйте слова под номером 1 и 5?

(Обучающиеся работают самостоятельно).

Уч.: Назовите слова. Что такое камбуз? (Камбуз – судовая кухня).

Самостоятельная работа. ТПО стр.19, № 16.

Уч.: Прочитайте, первое слов, второе, третье, четвертое. Прочитайте все предложение. («Только смелым покоряются моря»).

Уч.: У кого получилось такое предложение? Кто допустил ошибки? (В ходе опроса выявляются и исправляются ошибки, допущенные обучающимися.)

Уч.: Выполним задание. (Слайд 25)

Уч.: Что вы видите на слайде.

Об.: Ребус.

Уч.: Что произошло с информацией.

Об.: Ее закодировали.

Уч.: Какой способ кодирования использовали?

Об.: Графический.

Уч.: Раскодируйте информацию.

Об.: Кодирование.

Уч.: Молодцы.

 

5.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Уч.: Учебник стр. 25 – 30. ТПО стр. 20-21, № 17. Прочитайте задание. Какой способ кодирования использован?

Об.: Сигнальный.

Уч.: Поднимите руку, кто уверен, что справится с этим заданием? Кто затрудняется? Кому нужна будет помощь?

 * Дополнительное задание: Используя любой способ кодирования информации, закодировать пословицу.

«Труд – кормит, а лень - портит». (Слайд 26).

6.Итог урока.

Уч.: Над какой темой работали на уроке?

Об.: Кодирование информации.

Уч.: Что такое кодирование?

Об.: Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

Уч.: Какие способы кодирования информации узнали?

Об.: Числовой, символьный, графический, сигнальный.

Уч.: Какую цель поставим на следующий урок?

Об.: Продолжить учиться кодировать и раскодировать информацию различными способами.

 

Рефлексивно – оценочная деятельность.

Уч.: При выполнении каких заданий испытывали затруднения? Когда было легко?

Поднимите руку, кто считает, что хорошо потрудился на уроке, был активным, внимательным. Поднимите руку, кто считает, что работал хорошо, но хотелось бы еще лучше.

А сейчас поднимите руку, кто часто отвлекался на уроке, мало проявлял активности, был не совсем внимательным.

(Учитель дает качественную оценку деятельности каждого обучающегося на уроке, выставляет отметки).

Уч.: Спасибо за работу. Урок окончен.

Цель этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся, подготовить их к усвоению нового материала. Актуализация знаний обучающихся. Выявление пробелов в знаниях обучающихся, корректировка знаний.

Установление степени освоенности знаний предыдущих тем. Активизация долговременной памяти, процессов припоминания, проверка знания фактического материала.

Метод: беседа

Организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся.

Создание проблемной ситуации.

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.

Активизация познавательной активности обучающихся.

Активизация процессов припоминания, обращение к ранее полученным знаниям.

Развитие навыков самоконтроля.

Формирование умения самостоятельно определять тему урока, формулировать цели.

Формирование мотивационного компонента.

Показатель успешности этапа: активность обучающихся, заинтересованность обучающихся в дальнейшем продвижении в изучении темы. Выявление пробелов в знаниях обучающихся, корректировка знаний.

Вовлечение обучающихся в активную деятельность.

Опора на жизненный опыт обучающихся, на имеющиеся у них знания.

Формирование умения обобщать материал, делать выводы.

Развитие коммуникативных навыков обучающихся.

Формирование понятийного аппарата обучающихся, обучение продуктивным способам запоминания научных понятий и определений.

Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).

Формирование умения обобщать, делать выводы.

Установление степени формирования знаний обучающихся.

Цель: воспитание бережного отношения к своему здоровью, снижение психофизического напряжения, восстановление умственной работоспособности.

Закрепление знаний, выяснение учителем  прочности и уровня  осознанности новых знаний.

Цель этапа: на основе приобретённых знаний формировать соответствующие навыки и умения.

Работа над осознанностью  учебных действий, совершаемых обучающимися.

Формирование мотивационного компонента учебных действий. Создание ситуации успеха.

Формирование умения работать в группе

Развитие умения анализировать.

Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Развитие умения осознавать собственную деятельность через рефлексию.

Осмысление обучающимися  учебного материала. Выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний обучающихся.

Развитие умственной активности формирование умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации. Активизация познавательного интереса обучающихся.

Расширение кругозора обучающихся.

Формирование навыков самостоятельной работы.

Развитие навыков самоконтроля

Развитие умения осознавать собственную деятельность через рефлексию.

Мотивирование обучающихся на успех.

Пропедевтика понятий курса.

Расширение кругозора обучающихся.

Опора на опыт и знания имеющиеся у обучающихся, связь изучаемого материала с жизнью.

Использование технологии дифференцированного обучения

( дифференциация по  характеру и степени помощи)

Развитие мыслительных операций.

Обогащение словарного запаса обучающихся.

Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, направленной на  овладение новыми знаниями, умениями и навыками.

Развитие навыков самоконтроля

Формирование познавательного интереса.

Стимулирование деятельности обучающихся.

Подготовка обучающихся к успешному выполнению домашнего задания.

Использование технологии дифференцированного обучения.

( дифференциация по уровню творчества)

Установление степени достижения цели урока. Развитие долговременной памяти.

Перспективное целеполагание.

Осознание собственной деятельности через рефлексию.

Формирование адекватной самооценки обучающихся.


Самоанализ урока.

При изучении темы «Кодирование информации» обучающиеся опирались на знания и умения, полученные на предыдущих уроках.

 Они знают:

-Что такое информация.

- Виды информации по способу восприятия человеком.

- Виды информации по форме представления.

- Действия, совершаемые с информацией (хранение, обработка, передача)

- Современные информационные носители.

Умеют:

- Классифицировать информационные объекты по способу восприятия человеком, по форме представления.

- Сопоставлять, сравнивать различные информационные объекты.

Тип данного урока – изучение нового материала (комбинированный урок).

Цели формулировались с учетом психологических особенностей и исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся. С целью дифференцированного обучения были использованы разнообразные методы, позволяющие достичь хорошего результата в обучении детей разного уровня развития: словесные (объяснения, рассказ, эвристическая беседа), наглядные (использование мультимедийной презентации), практические (устные и письменные упражнения).

Используемые методы, приёмы и форма организации урока позволили обучающимся самостоятельно сформулировать тему, цель и задачи урока.

Содержание учебного материала требовало от них активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений, т.е. урок носил развивающий характер. Система вопросов учителя при  изучении темы способствовала целенаправленному формированию у обучающихся умения выстраивать свою деятельность при  изучении способов кодирования.

При отборе содержания учебных заданий учитывался принцип научности и доступности учебной информации.

Система предложенных обучающимся заданий способствовала целенаправленному формированию знаний о способах кодирования информации и умения кодировать и раскодировать информацию различными способами. На уроке велась работа по формированию понятийного аппарата обучающихся, обучению продуктивным способам запоминания терминов и определений.

На протяжении всего урока происходило формирование и развитие компонентов учебной деятельности: познавательного интереса, целеполагания, осознанности учебного действия, навыков самоконтроля и самооценки, мотивации учебных действий.

Структура урока соответствовала его типу и целям. Этапы урока взаимосвязаны.

Формы и методы обучения обеспечили:  дифференциацию обучения (по характеру и уровню помощи; по уровню творчества), мотивацию деятельности, включение в активную мыслительную деятельность по достижению цели урока каждого ученика.

На уроке были использованы ИК и здоровьесберегающие технологии.

В ходе урока прослеживалось развитие осознания собственной деятельности через рефлексию:

Физическую (успел – не успел);

Сенсорную (комфортно – дискомфортно);

Интеллектуальную (что понял, что осознал, какое затруднение испытал).

Этап самооценки выявил, что обучающиеся довольны своей работой на уроке и чувствовали себя комфортно.

Этап подведения итога показал, что обучающиеся осознали и усвоили учебный материал, намеченные задачи были решены, цели реализованы.


Литература

  1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения – М. Издательство «Ось - 89», 2005 г.
  2. Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя / О. Б. Воронкова. Изд. 2-е. Ростов р/Д: Феникс, 2008 г.
  3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. – Москва, 2003 г.
  4. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 87 с.: ил.
  5. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
  6. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в школе. – М.: Вако, 2004 г.
  7. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М.: Москва Центр «Педагогический поиск», 2000 г.
  8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока. Практическое пособие для учителей, классных руководителей и др. Ростов – на – Дону: Из-во «Учитель», 2006 г.
  9. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М.: Фолиум, 1993 г.
  10. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под ред. Шадрикова В. Д. – М.: Просвещение, 1990 г.
  11. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2008 г.
  12. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. М. Н. Бородин  - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 463 с.
  13. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра / Под ред. Рогова Е. И. – Шахты, 1993 г.
  14. Психологический журнал. – 1990 г. – том 11-1.
  15. Репкин В. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск: Пеленг, 1993 г.
  16. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 320 с.: ил.
  17. Фридман Л. М. Изучение процесса личностного развития ученика. – Москва. Серия «Психологическая диагностика», 1995 г.

Приложение 1

Карточка 1

А

И

∙ ∙

Р

 ∙

Ш

   

Б

 ∙ ∙ ∙

Й

  

С

∙ ∙ ∙

Щ

  ∙

В

 

К

 ∙

Т

Ъ

  ∙  ∙

Г

  ∙

Л

 ∙ ∙

У

∙ ∙

Ы

 ∙  

Д

 ∙ ∙

М

 

Ф

∙ ∙  ∙

Ь

 ∙ ∙

Е

Н

 ∙

Х

∙ ∙ ∙ ∙

Э

∙ ∙  ∙ ∙

Ж

∙ ∙ ∙

О

  

Ц

 ∙  ∙

Ю

∙ ∙  

З

  ∙ ∙

П

  ∙

Ч

   ∙

Я

 ∙

Расшифровать слово


А

И

∙ ∙

Р

 ∙

Ш

   

Б

 ∙ ∙ ∙

Й

  

С

∙ ∙ ∙

Щ

  ∙

В

 

К

 ∙

Т

Ъ

  ∙  ∙

Г

  ∙

Л

 ∙ ∙

У

∙ ∙

Ы

 ∙  

Д

 ∙ ∙

М

 

Ф

∙ ∙  ∙

Ь

 ∙ ∙

Е

Н

 ∙

Х

∙ ∙ ∙ ∙

Э

∙ ∙  ∙ ∙

Ж

∙ ∙ ∙

О

  

Ц

 ∙  ∙

Ю

∙ ∙  

З

  ∙ ∙

П

  ∙

Ч

   ∙

Я

 ∙

Карточка 2


Карточка 3

А

И

∙ ∙

Р

 ∙

Ш

   

Б

 ∙ ∙ ∙

Й

  

С

∙ ∙ ∙

Щ

  ∙

В

 

К

 ∙

Т

Ъ

  ∙  ∙

Г

  ∙

Л

 ∙ ∙

У

∙ ∙

Ы

 ∙  

Д

 ∙ ∙

М

 

Ф

∙ ∙  ∙

Ь

 ∙ ∙

Е

Н

 ∙

Х

∙ ∙ ∙ ∙

Э

∙ ∙  ∙ ∙

Ж

∙ ∙ ∙

О

  

Ц

 ∙  ∙

Ю

∙ ∙  

З

  ∙ ∙

П

  ∙

Ч

   ∙

Я

 ∙


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока информатики по теме "Решение логических задач"

Проект может быть использован при проведении урока информатики  по теме "Логика". Материал содержит проект урока и презентацию к нему. Рассматриваются способы решения логических задач и сами зада...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Проекты для учителя информатики. Открытые видеоуроки по информатике.

Предлагаем Вам ознакомиться с лучшими проектами, которые уже сейчас оказывают помощь многим учителям информатики, а так же учащимся.Это колосальный, огромный труд, собранный в целые проекты и оформлен...

Проекты для учителя информатики. Открытые видеоуроки по информатике.

В помощь учителю информатики и ИКТ предлагаются замечательные разработки видеоуроков по темам, начиная с 5 по 11 класс, а также тесты к каждой теме и электронные тетради для 5- 7 классов....

Проект урока информатики в 9 классе по теме: «Информационные модели в базах данных»

Данный урок проводится по плану в соответствии с рабочей программой планированием. Является первым уроком по теме «Информационные модели в базах данных», на изучение которой в курсе информатики 9 клас...

Проект учебной ситуации урока по информатике с использованием методики продуктивного чтения

Описание и разработка учебной ситуации по тема урока:  Структура Web-сайта. Ввод и форматирование текста. Возраст учащихся: 8 класс...

Метод проектов. Урок 10 класс. Информатика. Создание презентаций

Урок как ролевая игра по методу проекта. Тема по учебному плану  "Создание презентаций"...