Проект урока информатики в 9 классе по теме: «Информационные модели в базах данных»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Данный урок проводится по плану в соответствии с рабочей программой планированием. Является первым уроком по теме «Информационные модели в базах данных», на изучение которой в курсе информатики 9 класса отводится 8 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Проект урока информатики в 9 классе по теме:
«Информационные модели в базах данных»
Технология: ИКТ, здоровьесберегающие
Номинация: современные образовательные технологии
Автор - составитель: учитель информатики
Литовкина Людмила Николаевна
Ст. Озерки 2013
Образовательные | Обеспечить условия:
|
Развивающие | Обеспечить условия:
|
Воспитательные | Обеспечить условия:
|
Цели урока
Конспект урока
Предмет _____информатика ____________Класс _______9 ______________
Тема урока ______ Информационные модели в базах данных __________
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютеры 9 штук с программным обеспечением Word или OpenOffice.org Writer, мультемедийный проектор, тест, карточки для рефлексии и релаксации.
Организационный момент Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке. Психологический настрой - эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, сядем поудобнее, мысленно пожелаем успехов в работе на уроке себе и своим товарищам. Начать урок я хочу с притчи. «Жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»
2.Определение эмоционального состояния, настроения (Приём педагогической техники «Моё лицо») -А теперь определите, пожалуйста, своё внутреннее состояние, выбрав нужный рисунок, «смайлик», как принято говорить в Интернете. -Настроение в целом позитивное, можем приступать к знакомству с темой нашего урока. Какова тема нашего урока? Как вы думаете чему – мы должны научиться на уроке? | Учащиеся приветствуют учителя, садятся на свои рабочие места. Поднимают смайлик «информационные модели баз данных» научиться создавать информационные модели | Приложение 6 |
Актуализация опорных знаний (обобщение) Цель: создать условия для обобщения знаний по теме «Информационные модели» На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу | ||
Чтобы перейти к изучению новой темы вспомним:
Теоретические знания у нас есть, теперь давайте попробуем применить их на практике. Все мы знаем, что наш Алтайский край взрастил много знаменитых, выдающихся людей. Это писатели, режиссеры, актеры, спортсмены. Для дальнейшего задания я вас попрошу разбиться для пары. Каждая пара будет создавать одну из следующих информационных моделей знаменитые люди Алтая: 1. спортсмены; 2 писатели; 3 актеры; 4 режиссеры. Какие признаки являются наиболее важными при построении такой модели? (ответы детей) В нашей модели я предлагаю вам ограничится следующими признаками
Для ускорения определения количества знаменитостей нам понадобится такой признак, как …
Выберем форму для нашей модели (её внешний вид). Ваши предложения … Самый удобный и наглядный способ создать таблицу. Какое программное обеспечение мы для этого можем выбрать? (ответы детей) У вас 10 минут для того, чтобы создать табличную информационную модель знаменитые люди Алтая, состоящую из 5 человек. Программу для реализации этой модели вы выбираете сами. При работе за компьютером не забывайте, что спина должна быть прямой, не облокачивайтесь на стол, не приближайтесь глазами близко к монитору. | Модель – некоторый новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, процесса или явления Знаковая (информационная), Предметная (материальная) Описательная, графическая, на языке формул. Текстовый редактор, графический, электронные таблицы. ФИО, дата рождения, в каких фильмах снимался и т.д. Таблица, схема и т.д. Текстовый редактор, электронные таблицы | Приложение 1 Работа проходит в парах с информационным материалом (Приложение 2) Выступление учащихся по полученным моделям. В промежутке между работой и отчетом групп - релаксация. |
Релаксация «Цветок добра» Цель: обучение расслаблению мышц всего тела | ||
-Положите Цветок Добра между ладонями. Закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка, (звучит спокойная музыка). и вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как это добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно вашему лицу, как хорошо становится вашей душе. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами… Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли, улыбнитесь. | Дети закрывают глаза, расслабляются… | Приложение 3 |
Изучение нового учебного материала Цель: создать условия для формирования у учащихся новых определений и понятий: “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “СУБД” | ||
Итак, мы получили информационную модель, в которой упорядочено, хранятся данные о знаменитых людях Алтая обладающих одинаковым набором свойств. Как вы думаете, как по-другому можно назвать эту модель? Такая информационная модель называется “базой данных” Информация об одном объекте из таблицы называется записью, а каждое свойство этого объекта – полем. В одном из полей всегда содержится уникальная для каждой записи этой таблицы информация. Такое поле будет называться ключевым. В нашей базе данных, какое поле является ключевым? Подумайте и приведите примеры баз данных из жизни. Где мы с ними встречаемся. Сегодня вы создали базу данных, состоящую из 5 записей. Теперь представьте себе, что вы владелец киоска, торгующего видеопродукцией, и ваша база данных будет состоять из нескольких сотен записей. Вам необходимо будет найти все объекты. Обладающие общим свойством: например фильмы режиссера Шукшина. Сможем ли мы быстро выполнить поиск таких фильмов в тех программах, в которых вы создали свои базы данных? Удобно ли это делать? Давайте вспомним, как осуществляется поиск информации в Word-e, Excel-e. Удобен ли здесь поиск? Для облегчения создания, поиска и хранения баз данных существует специальное программное обеспечение, которое называется система управления базами данных (СУБД). | Порядковый номер Библиотека, архив, страница в интернете Нет Нет. Не всегда такой поиск удобен | Приложение 1 |
Контроль знаний. Подведение итогов Цель: создание условий для первичной проверки знаний. | ||
Сегодня на уроке мы познакомились с понятием БД и ее структурой, системой управления базы данных, и создали часть базы данных “знаменитые люди Алтая”. На вопрос “как вы усвоили этот материал” нам ответит тест. | Выполняют тест | Приложение 4 |
Домашнее задание Цель: создать условия для усвоения знаний в системе, применения полученных знаний | ||
Создать базу данных, содержащую сведения об Алтайском крае. База должна содержать:
| Разбирают домашнее задание и задают по нему вопросы | Приложение 1 Приложение 5 |
Рефлексия Цель: узнать эмоциональный настрой, настроение ребенка на конец урока. | ||
А теперь снова определите, пожалуйста, своё внутреннее состояние, выбрав нужный рисунок, «смайлик». -Настроение в целом позитивное. Спасибо за урок! | Поднимают смайлик | Приложение 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Информационные модели на графах"
Тема урока. Информационные модели на графахЦель урока;Образовательная – расширить преставления о видах информационных моделей:сформировать представление о графах как наглядном средстве представления с...
Урок информатики в 9 кл. Тема "Основные типы и форматы данных. Ссылки"
Урок в 9 классе по программе Угриновича. Тема "Основные типы и форматы данных"...
Методическая разработка уроков в 10 классе по теме "Информационные модели"
Методическая разработка уроков в 10 классе по теме "Информационные модели" может быть использована при проведении уроков информатики в 10 классе по теме "Информационные модели" по учебнику И. Г. Семак...
Технологическая карта урока информатики 11 класс по теме "Геоинформационные модели"
Разработка занятия по теме "Геоинформационные модели" , расчитанная на два урока. Тип урока: "Открытие нового знания". Представлена не только пошаговый ход урока, но и дидактический матери...
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач."
Урок с использованием технологии "перевёрнутый класс"...
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...