Табличная форма представления информации (5 класс)
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

На уроке формируются знания о различных формах представления информации, приобретается опыт решения логических задач; формируется умение систематизировать материал, выделять главное и второстепенное; закрепляются навыки развитие речи, логического мышления, самостоятельной работы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablichnaya_forma_predstavleniya_informatsii10.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: информатика

Класс: 5

Урок: «Табличная форма представления информации»

  1. Цели урока:

Обучающая

  • Формирование знаний о различных формах представления информации, приобретение опыта решения логических задач;
  • Умение систематизировать материал, выделять главное и второстепенное.

Развивающая

  • Развитие речи, логического мышления, навыков самостоятельной работы.

Воспитательная

  • Формирование системного мировоззрения, умение работать в паре, высказывать свое мнение, аргументировано его доказывать;
  • Умение, точнее «привычка», использовать достижения современной компьютерной техники для решения ежедневных практических задач, что в конечном итоге приведет к успешной социализации личности.
  1. Использование приемов и методов
  • Пропедевтика: тема «Табличная форма представления информации» - основа таких глобальных тем, как «Моделирование», «Электронные таблицы».
  • Элементы технологии В.Н.Зайцева «беглое чтение»;
  • Дифференцированное домашнее задание дает возможность выявить талантливых детей, интересующихся информатикой;
  • Интеграция – трудно найти предмет, где бы не применялись умения представлять информацию в различных видах (графики, таблицы, диаграммы), систематизировать ее (план сочинения, доклада и т.д.);
  • Опорный конспект (по технологии С.Н.Лысенковой) вполне заменяет тетрадь с печатной основой, помогает вырабатывать умение составлять конспект, что, конечно пригодится в «студенческой» жизни.

Актуализация знаний

  • Основной объект изучения науки информатики?
  • Формы представления информации графическая, числовая, звуковая, текстовая, мультимедийная.

На прошлом уроке мы с вами как раз подробно и остановились на изучении текстовой информации

  • Текст? (любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме)
  • Текстовая информация? (информация, представленная в форме письменного текста)
  • Какие принципиальные изменения в процесс создания текстов внес компьютер?
  • Устройство для ввода текста?

Проверка домашнего задания

Сдайте опорные конспекты с домашним заданием, а кроссворд обсудим на следующем уроке.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной формой представления информации – представление информации с помощью таблиц. Используя полученные знания научиться решать логические задачи.

(включить проектор)

 На столе у каждого лежат листы опорных схем, которые вы будете заполнять по ходу урока.

Запишите в первую строчку тему урока.

Тема: Табличная форма представления информации.

Откройте учебники на стр. 37 п.1.10

Прочитаем текст «Успеваемость класса».

Начинает _______________, остальные внимательно следят. Читаем громко, с выражением.

У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению – «5». У Галкина по природоведению – «5». У Прозоровой по литературе оценка за год – «5». У Радугиной по математике – «4». У Алексеевой по природоведению – «5». У Дроздова по русскому – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «5». У Алексеевой по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по математике оценка за год – «5». У Мухина по математике – «3». У Мухина по русскому языку – «3». У Прозоровой по математике оценка за год – «5». У Прозоровой по русскому языку оценка за год – «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год – «4».  У Галкина по русскому языку оценка за год – «4». У Радугиной по литературе – «5». У Дроздова по литературе – «4». У Галкина по математике – «3». У Прозоровой по природоведению – «5». У Мухина по природоведению оценка за год – «4».

Попытайся ответить на следующие вопросы:

  1. Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
  2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
  3. Сколько учеников имеют только отличные оценки?
  4. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?

Теперь рассмотрим таблицу, содержащую туже самую информацию. По этой таблице на поставленные вопросы можно ответить очень быстро.

Фамилия

Предмет

Русский язык

Литература

Математика

Природоведение

  1. Алексеева

5

5

5

5

  1. Галкин

4

4

3

5

  1. Дроздов

4

4

5

5

  1. Мухин

3

3

3

4

  1. Прозорова

5

5

5

5

  1. Радугина

4

5

4

4

И так, одна и та же информация была представлена в текстовом и табличном виде. В каком виде информация более удобна для обработки?

3. Действительно, таблица – простая и удобная форма представления однотипной информации. (ЗАПИШЕМ В ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ).

4. Обычно таблица имеет следующую структуру:

Заполняем в опорном конспекте названия: строка, столбец, оголовок, боковик, ячейка.

5. Переход от текстовой формы представления информации к табличной помогает решать достаточно трудные задачи.

Прочитайте задачу под номером 1.

Задача 1

Пятеро одноклассников – Ирина, Тимур, Катерина, Эльдар и Денис стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии.

  1. Известно, что: победитель олимпиады по информатике учит Ирину и Тимура работе на компьютере;
  2. Катерина и Эльдар тоже заинтересовались информатикой;
  3. Тимур всегда побаивался физики;
  4. Катерина, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Тимур и Катерина поздравили победителя олимпиады по математике;
  5. Ирина сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Ирина

Тимур

Катерина

Эльдар

Денис

Физика

Математика

Информатика

Литература

География

Анализируя каждое предложение, ребята должны сделать выводы. Например: предложение №1: Ирина и Тимур не могут быть победителями, следовательно в ячейках ставим знак «минус».

  1. Самостоятельно решают задачу «Летние каникулы». Выполняют взаимную проверку, сверяясь с доской, выставляют оценки.
  2. Проверить, усвоили дети материал или нет, помогает тест.

1. Пересечением столбца и строки является

а) оголовок                  b) ячейка                  c) боковик

2. Табличная форма представления удобна для размещения информации

а) однотипной                 b) графической                  c) аудиальной

3. Основные элементы таблицы

а) список, строка, графа      b) строка, столбец, ячейка        c) строка, заголовок, боковик

4. Горизонтально в таблице расположены

а) столбцы                  b) строки                  c) боковик

5. Вертикально в таблице расположены

а) столбцы                  b) строки                  c) боковик

1

2

3

4

5

Домашнее задание: п. 1.10,  состоит из двух задач – вторая повышенной трудности, что обеспечивает дифференцированный подход.

КАКИЕ ЗАГОЛОВКИ МОЖНО ДАТЬ СТОЛБЦАМ ТАБЛИЦЫ

«Домашняя библиотека», «Имя существительное», «Ученики нашего класса»?


Приложение

Опорный конспект учащегося

_____________________________________________        __________________

                               (Фамилия, Имя)                 (Дата)

1. Тема урока ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Таблица – _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4.

_____________________________

5. Задача «Одноклассники»

Пятеро одноклассников – Ирина, Тимур, Катерина, Эльдар и Денис стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии.

Известно, что:

  1. победитель олимпиады по информатике учит Ирину и Тимура работе на компьютере;
  2. Катерина и Эльдар тоже заинтересовались информатикой;
  3. Тимур всегда побаивался физики;
  4. Катерина, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
  5. Тимур и Катерина поздравили победителя олимпиады по математике;
  6. Ирина сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Ирина

Тимур

Катерина

Эльдар

Денис

Физика

Математика

Информатика

Литература

География


5. Задача «Летние каникулы»

Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.

  1. -  Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
  2. -  О, еще как, - ответил Балашов, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
  3. -  Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
  4. Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился.
  5. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.

Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Балашов

Петров

Симонов

Лунин

Алик

Володя

Миша

Юра

6. Тест

1. Пересечением столбца и строки является

а) оголовок                  b) ячейка                  c) боковик

2. Табличная форма представления удобна для размещения информации

а) однотипной                 b) графической                  c) аудиальной

3. Основные элементы таблицы

а) список, строка, графа      b) строка, столбец, ячейка        c) строка, заголовок, боковик

4. Горизонтально в таблице расположены

а) столбцы                  b) строки                  c) боковик

5. Вертикально в таблице расположены

а) столбцы                  b) строки                  c) боковик

7. В симфонический оркестр приняли на работу трех музыкантов - Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что:

1)        Смит - самый высокий;

2)        играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

3)        играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

4)        когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

5)        Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

8. Три дочери писательницы Дорис Кей - Джуди, Айрис и Линда тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств - пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

1)        Джуди живет не в Париже, а Линда - не в Риме;

2)        парижанка не снимается в кино;

3)        та, кто живет в Риме, певица;

4)        Линда равнодушна к балету.

              Где живет Айрис и какова ее профессия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Табличная форма представления информации

Задачи урока:учебные: ·       закрепление пройденного материала;·       углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических за...

Презентация по информатике "Табличная форма представления информации"

Презентация по информатике для 5 класса, на тему "Табличная форма представления информации".По учебнику Л. Босовой "Информатика и ИКТ. 5 класс"...

Урок в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"

Конспект и презентация открытого урока по теме "Табличная форма представления информации"...

Конспект урока информатики в 5 классе по теме"Табличная форма представления информации"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока:Образовательные:·         Иметь представление о табличной форме представления информации;·...

Презентация к уроку информатики в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"

Урок информатики в 5 классе«Табличная форма представления информации»  Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока:Образовательные:·...

Технологическая карта урока информатики для 5 класса на тему "Табличные формы представления информации"

Тема урока: «Табличные формы представления информации»Цели:Развивающая: развивать интеллектуальные способности, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.Обр...