Программа факультатива по информатике для 5-6 классов
рабочая программа по информатике и икт на тему
Программа факультатива по информатике
«Занимательная информатика»
для 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_5-6.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 172
Рассмотрено на
заседании ШМО
протокол № __
«____» __________2014 г.
___________________
Принято на
заседании МС
Протокол №__
«____» __________2014 г.
___________________
Утверждаю:
Директор школы
___________________
Программа факультатива по информатике
«Занимательная информатика»
для 5-6 классов
Составил: Глазырин Михаил Анатольевич
г. Нижний Новгород
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультатива «Занимательная информатика» составлена и адаптирована на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом авторской программы по информатике Л.Л. Босовой М.: БИНОМ 2011 и Н.В. Макаровой Спб: Питер, 2009
Рабочая программа факультатива «Занимательная информатика» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Изучение информатики в 5-6 классах направлено на достижение следующих целей:
Метапредметные результаты
Формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);
Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;
Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата.
Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).
Общеучебные действия
Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т.п.).
Умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики).
Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках (на начальном уровне); преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.
Умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.
Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Формирование способности выполнять разные виды чтения.
Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое.
Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.
Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.
Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным; осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем.
Личностные результаты
Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику.
Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия,
Уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей,
Основ правовой культуры в области использования информации.
Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;
Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
5 класс
1. Учимся работать на компьютере.
- Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление об информации и информатике.
Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами икт. Знать требования к организации компьютерного рабочего места.
Иметь представление об архитектуре компьютера.
Знать основные элементы компьютера и их назначение.
Иметь представление о способах обработки числовой информации.
Знать основные операции с числами.
Открывать программу калькулятор и использовать ее.
- Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия.
Поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов.
Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и икт в условиях развития информационного общества.
Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы.
2. Простейшая технология работы с текстом
- Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.
Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение.
Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.
Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Знать основные операции с текстом.
Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе.
- Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы.
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
3. Компьютерная графика .
- Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке.
Знать виды инструментов рисования.
Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.
Иметь представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы представления за счет графики.
Знать виды инструментов рисования.
Выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта (изменение рисунка).
Иметь преставление о компьютерной графике.
Инструменты графического редактора.
Строить и раскрашивать простейший рисунок с использованием инструментов графического редактора.
- Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности.
Разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.
Опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ).
Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
5. Компьютерные презентации
- Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о плане действий, как результате решения информационной задачи
Иметь представление о движении изображений, о программном средстве для создания движущихся изображений.
Понятия: анимация, настройка анимации.
Уметь в презентации задать анимацию объектов.
- Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Создание сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения.
Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
- умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
- умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
6 класс
1. Представление об алгоритме компьютер как исполнитель алгоритмов
- Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое.
Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.
Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.
Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.
Осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем.
Формулировать гипотезу по решению проблем.
- Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.).
Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках.
Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата.
Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).
3. Технология обработки текстовой информации.
- Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Основные элементы окна текстового редактора.
Редактировать текст (удаление символов и фрагментов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста).
Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста).
Иметь представление о поиске информации, запросах для поиска информации
Алгоритм поиска и замены заданного фрагмента на другой.
Иметь представление об обработке информации, изменяющей форму, но не меняющей содержание информации, о систематизации.
Знать формы представления информации; способы систематизации информации.
Уметь систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы. Иметь представление о форматировании текста.
Этапы форматирования текстового документа.
Форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.
- Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата.
Контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия.
Календарно-тематическое планирование 5 класс | ||||||
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Тема занятия | Дата 5 класс А | Дата 5 класс Б | |
1 | Учимся работать на компьютере | 1 | Понятие об информации. | |||
2 | 1 | Назначение основных устройств компьютера. Человек и компьютер. | ||||
3 | 1 | Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. | ||||
4 | 1 | Компьютерная помощница - мышь. | ||||
5 | 1 | Представление о графическом интерфейсе системной среды. | ||||
6 | 1 | Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста» | ||||
7 | 1 | Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш | ||||
8 | 1 | Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста» | ||||
9 | 1 | Технология вычислений с помощью программы «Калькулятор». | ||||
10 | Простейшая технология работы с текстом | 1 | Назначение текстового редактора. Структура текстового редактора (на примере Блокнота). | |||
11 | 1 | Технология ввода текста. | ||||
12 | 1 | Редактирование текста. | ||||
13 | 1 | Редактирование текста. | ||||
14 | 1 | Редактирование текста. | ||||
15 | Компьютерная графика | 1 | Что такое компьютерная графика. | |||
16 | 1 |
| ||||
17 | 1 | Настройка инструментов | ||||
18 | 1 | Редактирование компьютерного рисунка | ||||
19 | 1 | Фрагмент рисунка | ||||
20 | 1 | Сборка рисунка из деталей | ||||
21 | 1 | Как сохранить созданный рисунок | ||||
22 | 1 | Построение с помощью клавиши Shift эллипс и окружность | ||||
23 | 1 | Что такое пискель. Что такое пиктограмма | ||||
24 | Компьютерные презентации | 1 | Интерфейс программы Power Point. | |||
25 | 1 | Алгоритм работы над презентациями. Создание слайд-презентаций. | ||||
26 | 1 | Форматирование фона, текста. | ||||
27 | 1 | Форматирование фона, текста. | ||||
28 | 1 | Вставка изображений и звука. | ||||
29 | 1 | Вставка изображений и звука. | ||||
30 | 1 | Анимация. | ||||
31 | 1 | Анимация. Переход слайдов | ||||
32 | 1 | Работа над проектами. | ||||
33 | 1 | Работа над проектами. | ||||
34 | 1 | Защита проектов. | ||||
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Тема занятия | Дата 6 класс Б | |
1 | Представление об алгоритме | 1 | Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни. | ||
2 | 1 | Понятие последовательного, (линейного) алгоритма. | |||
3 | 1 | Представление о циклическом алгоритме. | |||
4 | 1 | Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов. | |||
5 | 1 | Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов | |||
6 | 1 | Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента. | |||
7 | 1 | Исполнитель. Система команд исполнителя. | |||
8 | 1 | Способы описания и типы алгоритмов. | |||
9 | 1 | Способы описания и типы алгоритмов. | |||
10 | Компьютер как исполнитель алгоритмов | 1 | Знакомство со средой ЛогоМиры. Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. | ||
11 | 1 | Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. | |||
12 | 1 | Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки. | |||
13 | 1 | Организация движения Черепашки. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом. | |||
14 | 1 | Понятие программы. Назначение Листа программ. | |||
15 | 1 | Работа с Листом программ. Примеры программ | |||
16 | 1 | Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. | |||
17 | 1 | Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов. | |||
18 | 1 | Составление программ рисования графических объектов. | |||
19 | 1 | Команда организации конечного цикла. Тело цикла в npoграмме. | |||
20 | 1 | Этапы создания анимационного сюжета. | |||
21 | 1 | Этапы создания анимационного сюжета. Проект. | |||
22 | 1 | Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д. | |||
23 | 1 | Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел. | |||
24 | Технология обработки текстовой информации | 1 | Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение и возможности. | ||
25 | 1 | Работа с фрагментами текста. | |||
26 | 1 | Форматирование текстов | |||
27 | 1 | Самостоятельная работа по теме «Работа с фрагментами текста» | |||
28 | 1 | Вставка объектов в документ. | |||
29 | 1 | Форматирование документа. | |||
30 | 1 | Создание и форматирование таблицы. | |||
31 | 1 | Самостоятельная работа по теме «Вставка объектов и таблиц в документ» | |||
32 | 1 | Графические возможности Word. | |||
33-34 | 2 | Резерв | |||
ИТОГО | 34 |
Литература
- М.Н. Бородин Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика: 2-11 классы - изд. Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
- Н.В. Макарова Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). - Спб.: Питер, 2011.
- Босова Л.Л. информатика Методическое пособие 5-7. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива "Основы информатики"
Традиционно в школах для детей с умственной отсталостью работало три профиля: столярное, слесарное и швейное дело. Однако в последние годы в связи с глобальными изменениями в государстве в целом и в с...
Программа факультатива по информатике для 5 класса
Программа факультатива по информатике для 5 класса "Первый клик"...
Программа факультатива по «Риторике для 7-8 классов»
Продолжается работа над техникой речи, работают над жестами и мимикой, инсценируя сказки, басни собственного сочинения.Учащиеся осваивают навыки, необходимые в учебной деятельности: работая над ...
Программа факультатива для подготовки к ГИА 9 класс
Подготовка и ГИА...
Программа факультатива по русскому языку в 5 классе
На факультативных занятиях обучающиеся повторяют, закрепляют, систематизируют знания, полученные на уроках русского языка в 5 классе....
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса
Факультатив "Фразеологизмы в нашей речи"....
Рабочая программа факультатива по информатике "Графика и мультимедиа"
В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой д...