Программа факультатива по информатике для 5-6 классов
рабочая программа по информатике и икт на тему

Глазырин Михаил Анатольевич

Программа факультатива по информатике

«Занимательная информатика»

для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_5-6.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: Описание: Сканировать20010

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 172

Рассмотрено на

заседании ШМО

протокол № __

«____» __________2014 г.

___________________

Принято на

заседании МС

Протокол №__

«____» __________2014 г.

___________________

Утверждаю:

Директор школы

___________________

 

Программа факультатива по информатике

«Занимательная информатика»

для 5-6 классов

Составил: Глазырин Михаил Анатольевич

г. Нижний Новгород

2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультатива «Занимательная информатика» составлена и адаптирована на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом авторской программы по информатике Л.Л. Босовой М.: БИНОМ 2011 и  Н.В. Макаровой Спб: Питер, 2009

Рабочая программа факультатива «Занимательная информатика» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Изучение информатики в 5-6 классах направлено на достижение следующих целей:

Метапредметные результаты 

Формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);

Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата.

Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).

Общеучебные действия 

Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т.п.).

Умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики).

Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках (на начальном уровне); преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.

Умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Формирование способности выполнять разные виды чтения.

Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое.

Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.

Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.  

Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным; осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем.

Личностные результаты 

Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;

Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;

Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику.

Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия,

Уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей,

Основ правовой культуры в области использования информации.

Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

5 класс

1.  Учимся работать на компьютере.

  1. Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Иметь представление об информации и информатике.

Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами икт. Знать требования к организации компьютерного рабочего места.

Иметь представление об архитектуре компьютера.

Знать основные элементы компьютера и их назначение.

Иметь представление о способах обработки числовой информации.

Знать основные операции с числами.

Открывать программу калькулятор и использовать ее.

  1. Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия.

Поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов.

Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и икт в условиях развития информационного общества.

Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы.

2.  Простейшая технология работы с текстом

  1. Освоение предметных знаний (базовые понятия) 

Иметь представление  о способах введения информации в память компьютера.

Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение.

Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Знать основные операции с текстом.

Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе.

  1. Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы.

Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

3.  Компьютерная графика .

  1. Освоение предметных знаний (базовые понятия) 

Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке.

Знать виды инструментов рисования.

Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.

Иметь представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы представления за счет графики.

Знать виды инструментов рисования.

Выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта (изменение рисунка).

Иметь преставление о компьютерной графике.

Инструменты графического редактора.

Строить и раскрашивать простейший рисунок с использованием инструментов графического редактора.

  1. Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности.

Разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.

Опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ).

Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

5.  Компьютерные презентации

  1. Освоение предметных знаний (базовые понятия) 

Иметь представление о плане действий, как результате решения информационной задачи

Иметь представление о движении изображений, о программном средстве для создания движущихся изображений.

Понятия: анимация, настройка анимации.

Уметь в презентации задать анимацию объектов.

  1. Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Создание сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения.

Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:

  • умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
  • умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

6 класс

1.  Представление об алгоритме компьютер как исполнитель алгоритмов

  1. Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое.

Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.

Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.  

Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.

Осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем.

Формулировать гипотезу по решению проблем.

  1. Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.).

Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках.

Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата.

Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).

3.  Технология обработки текстовой информации.

  1. Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Основные элементы окна текстового редактора.

Редактировать текст (удаление символов и фрагментов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста).

Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста).

Иметь представление о поиске информации, запросах для поиска информации

Алгоритм поиска и замены заданного фрагмента на другой.

Иметь представление об обработке информации, изменяющей форму, но не меняющей содержание информации, о систематизации.

Знать формы представления информации; способы систематизации информации.

Уметь систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы. Иметь представление о форматировании текста.

Этапы форматирования текстового документа.

Форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.

  1. Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата.

Контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Тема занятия

Дата

5 класс А

Дата

5 класс Б

1

Учимся работать на компьютере

1

Понятие об информации.

2

1

Назначение основных устройств компьютера. Человек и компьютер.

3

1

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

4

1

Компьютерная помощница - мышь.

5

1

Представление о графическом интерфейсе системной среды.

6

1

Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста»

7

1

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш

8

1

Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста»

9

1

Технология вычислений с помощью программы «Калькулятор».

10

Простейшая технология работы с текстом

1

Назначение текстового редактора. Структура текстового редактора (на примере Блокнота).

11

1

Технология ввода текста.

12

1

Редактирование текста.
Пр «Редактирование текста»

13

1

Редактирование текста.
Пр «Форматирование текста»

14

1

Редактирование текста.
Пр «Таблицы в текстовом редакторе»

15

Компьютерная графика

1

Что такое компьютерная графика.

16

1

  1. Создание компьютерного рисунка

17

1

Настройка инструментов

18

1

Редактирование компьютерного рисунка

19

1

Фрагмент рисунка

20

1

Сборка рисунка из деталей

21

1

Как сохранить созданный рисунок

22

1

Построение с помощью клавиши Shift эллипс и окружность

23

1

Что такое пискель. Что такое пиктограмма

24

Компьютерные презентации

1

Интерфейс программы Power Point.

25

1

Алгоритм работы над презентациями. Создание слайд-презентаций.

26

1

Форматирование фона, текста.

27

1

Форматирование фона, текста.

28

1

Вставка изображений и звука.

29

1

Вставка изображений и звука.

30

1

Анимация.

31

1

Анимация. Переход слайдов

32

1

Работа над проектами.

33

1

Работа над проектами.

34

1

Защита проектов.

ИТОГО

34


Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Тема занятия

Дата

6 класс Б

1

Представление об алгоритме 

1

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.

2

1

Понятие последовательного, (линейного) алгоритма.

3

1

Представление о циклическом алгоритме.

4

1

Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов.

5

1

Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов

6

1

Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

7

1

Исполнитель. Система команд исполнителя.

8

1

Способы описания и типы алгоритмов.

9

1

Способы описания и типы алгоритмов.

10

Компьютер как исполнитель алгоритмов

1

Знакомство со средой ЛогоМиры. Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

11

1

Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки.

12

1

Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.

13

1

Организация движения Черепашки. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.

14

1

Понятие программы. Назначение Листа программ.

15

1

Работа с Листом программ. Примеры программ

16

1

Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения.

17

1

Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.

18

1

Составление программ рисования графических объектов.

19

1

Команда организации конечного цикла. Тело цикла в npoграмме.

20

1

Этапы создания анимационного сюжета.

21

1

Этапы создания анимационного сюжета. Проект.

22

1

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д.

23

1

Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.

24

Технология обработки текстовой информации

1

Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение и возможности.

25

1

Работа с фрагментами текста.

26

1

Форматирование текстов

27

1

Самостоятельная работа по теме «Работа с фрагментами текста»

28

1

Вставка объектов в документ.

29

1

Форматирование документа.

30

1

Создание и форматирование таблицы.

31

1

Самостоятельная работа по теме «Вставка объектов и таблиц в документ»

32

1

Графические возможности Word.

33-34

2

Резерв

ИТОГО

34

Литература

  1. М.Н. Бородин Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика: 2-11 классы - изд. Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
  2. Н.В. Макарова Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). - Спб.: Питер, 2011.
  3. Босова Л.Л. информатика Методическое пособие 5-7. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива "Основы информатики"

Традиционно в школах для детей с умственной отсталостью работало три профиля: столярное, слесарное и швейное дело. Однако в последние годы в связи с глобальными изменениями в государстве в целом и в с...

Программа факультатива по информатике для 5 класса

Программа факультатива по информатике для 5 класса "Первый клик"...

Программа факультатива по «Риторике для 7-8 классов»

Продолжается работа над техникой речи, работают над жестами и мимикой, инсценируя сказки, басни собственного сочинения.Учащиеся осваивают навыки, необходимые в учебной деятельности: работая над ...

Программа факультатива по русскому языку в 5 классе

На факультативных занятиях обучающиеся повторяют, закрепляют, систематизируют знания, полученные на уроках русского языка в 5 классе....

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса

Факультатив "Фразеологизмы в нашей речи"....

Рабочая программа факультатива по информатике "Графика и мультимедиа"

В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой д...