Программа факультатива по «Риторике для 7-8 классов»
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Продолжается работа над техникой речи, работают над жестами и мимикой, инсценируя сказки, басни собственного сочинения.
Учащиеся осваивают навыки, необходимые в учебной деятельности: работая над определением, правилом.
Ребята получают представление о качественной речи, о соответствии речи стилю высказывания. Большое внимание отводится работе с книгой, отработке приемов осмысления учебного текста, подбору заголовков к произведениям собственного сочинения, писать и составлять рецензию на работу товарища или устное выступление. Вырабатывается умение вести дискуссию, отстаивать свое мнение, спорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_rabota_7-8kl.docx | 593.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
- Объяснительная записка……………………………………3
- Содержание программы…………………………………….4
- Требования к усвоению программы……………………….5
- Приложения…………………………………………………10
Программа факультатива
по «Риторике для 7-8 классов»
Объяснительная записка
Курс риторики в 7 классе рассчитан на 34 часа. Основой при организации занятий является учебник «Школьная риторика» 7 класс под редакцией Т.А.Ладыженской Москва 2003 год, уделяется внимание общению и этикету общения, учащиеся осваивают навыки личного и публичного общения, приобретают умения, необходимые при составлении презентации. Продолжается работа над техникой речи, работают над жестами и мимикой, инсценируя сказки, басни собственного сочинения.
Учащиеся осваивают навыки, необходимые в учебной деятельности: работая над определением, правилом.
Ребята получают представление о качественной речи, о соответствии речи стилю высказывания. Большое внимание отводится работе с книгой, отработке приемов осмысления учебного текста, подбору заголовков к произведениям собственного сочинения, писать и составлять рецензию на работу товарища или устное выступление. Вырабатывается умение вести дискуссию, отстаивать свое мнение, спорить.
Курс факультативных занятий в 7 классе включает следующие разделы:
- общение и этикет в общении – 11 часов
- техника речи и способы ее совершенствования – 4 часа
- устная речь, умение ее строить и требования к ней – 8 часов
- работа с книгой при подготовке устных и письменных высказываний – 11 часов
Каждый раздел предусматривает теоретические сведения, инсценирование ситуаций, речевые разминки, риторические игры, выразительное чтение произведений собственного сочинения.
Курс «Риторики» в 8 классе рассчитан на 17 часов
Ребята учатся навыкам и умениям, необходимым при работе с книгой и при выступлениях. Они обучаются приемам подготовки устной речи, составлению тезисов, конспектов, рефератов.
Учащиеся приобретают умение не только писать реферат, но и правильно его оформить, знакомятся с этапами подготовки текста, расположением его частей, риторическими фигурами. Большое внимание уделяется оформлению официально - деловых бумаг, знакомству с деловыми жанрами: протоколом, отчетом, рецензией. Изучая газетные жанры, учащиеся тренируются в написании заметок, эссе, этюдов.
Программа состоит из трех разделов: устное общение (8 часов), работа с книгой и газетой (5 часов), деловая речь (4 часа).
«Риторика 7 класс» (34 часа)
№ п/п | Тематика занятий | Краткое содержание | Количество часов | |||
Общение и этикет в общении (11 часов) | ||||||
1 | Введение. Речевая ситуация, коммуникативное намерение. | Заполнение таблицы, «способы коммуникативного намерения». Ролевое чтение диалогов из комедии Гоголя «Ревизор». Выяснение коммуникативного намерения героя. | 1 час | |||
2 | Презентация - представление. | Составление презентации о любимом животном. | 1 час | |||
3 | Техника речи. Свободное дыхание, зарядка для языка и губ. | Чтение скороговорок, инсценирование «Кричалок собственного сочинения». | 1 час | |||
4 | Когда и где мы общаемся. | Ситуации общения в транспорте, аудитории, работа с художественными текстами. Горький «Детство», Олдридж «Последний дюйм» (диалоги), их анализ. | 1 час | |||
5 | Будем знакомы. | Составление памятки «Знакомство». Разыгрывание ситуации «Новый ученик в классе». Порядок представления. | 1 час | |||
6 | Виды общения. | Оценка речевых ситуаций по видам общения. Характеристика речевой ситуации из повести Железникова «Чучело». | 1 час | |||
7 | Личное и публичное общение. | Работа с рисунками, понятие о личном и публичном общении. Разыгрывание ситуаций, соответствующих видам общения. | 1 час | |||
8 | Просто личное общение. | Понятие о личном письме. Составление тезисов к выступлению «Речевой этикет 18 века». | 1 час | |||
9 | Вежливое возражение. | Составление таблицы речевых формул согласия и несогласия (возражения). Подбор слов, смягчающих возражение. | 1 час | |||
10 | Формулы согласия и несогласия. | Составление памятки «Как возразить и не поссориться». Разыгрывание ситуаций. | 1 час | |||
11 | Занятие – практикум. Инсценирование ситуаций. | Вежливое возражение оппоненту в разных ситуациях. | 1 час | |||
Техника речи и способы ее совершенствования (4 часа) | ||||||
1 | Подружимся с голосом, способы улучшения звучания голоса. | Иллюзия жужжания жука. Скороговорки, имитация, работы пилы. | 1 час | |||
2 | Тренировка дыхания. | Дыхательные упражнения, чтение на выдохе четверостиший. | 1 час | |||
3 | Жесты и мимика. | Инсценирование сказок и басен собственного сочинения с использованием жестов. | 1 час | |||
4 | Роль взгляда, улыбки в контакте. | Взгляд, жесты Ивана Ивановича в повести Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Исполнение песни «Улыбка». | 1 час | |||
Устная речь, требования ней (8 часов) | ||||||
1 | Учимся отвечать определения. | Понятие о видах определений. | 1 час | |||
2 | Мы строим определения. | Языковые модели построения определений. | 1 час | |||
3 | Узнай по описанию. | Игра «Узнай по описанию профессию героя». | 1 час | |||
4 | Правила. | Составление алгоритмов и вывод правила на их основе. | 1 час | |||
5 | Советы от души. Виды советов. | Работа с отрывком из произведения Овидия по определению задач, советов. Ответные реплики на совет. Два вида советов. | 1 час | |||
6 | Достоинства речи. | Понятие о правильности, чистоте, логичности речи, ее уместности и выразительности. | 1 час | |||
7 | Роль уместности речи. | Рассматривание по рисункам уместного и неуместного речевого поведения. Оценки речевого поведения в комедии Фонвизина «Недоросль». | 1 час | |||
8 | Соответствие стилю высказывания. | Оценка речи молодого человека в рассказе А.П.Чехова «Злой мальчик», «Толстый и тонкий». | 1 час | |||
Работа с книгой при подготовке устных и письменных высказываний (11 часов) | ||||||
1 | Чтение с пометками, редактирование. | Составление памятки условных обозначений речевых недочетов. Редактирование работ одноклассников. | 1 час | |||
2 | Учимся читать учебную литературу. | Ознакомительное и изучающее чтение, составление аннотации на книгу. | 1 час | |||
3 | Приемы осмысления учебного текста. | Составление памятки. | 1 час | |||
4 | Учимся говорить и писать. | Афористичность, сжатость, выразительность речи в японском хокку, обучение составлению японских хокку. Работа с отрывком Лихачева «Земля родная». | 1 час | |||
5 | Заголовок. | Подбор заголовков к собственным стихам. Соотношение смысла произведения и заголовка. | 1 час | |||
6 | Необычные тексты. Фотозарисовки. | Обучение составлению фотозарисовок, их оформлению. | 1 час | |||
7 | Коллективный дневник. Летопись класса. | Обучение оформлению личных дневников. | 1 час | |||
8 | Цитата, ее роль. | Способы оформления цитат. | 1 час | |||
9 | Рецензия. | Составление рецензии на прочитанную книгу. | 1 час | |||
10 | Деловой стиль. Заявление, расписки, доверенность. | Обучение оформлению деловых бумаг. | 1 час | |||
11 | Обобщающее занятие. Презентация лучших работ. | Обучение выступлению, манере держать себя. | 1 час |
8 класс
№ п/п | Тематика занятий | Краткое содержание | Количество часов | |||
Устное общение (8 часов) | ||||||
1 | Общение. Виды общения. | Составление памяток «Как не надо общаться». | 1 час | |||
2 | Приемы подготовки устной речи. | Построение диалогов. Сочинение сказок, содержащих диалог. Пересказ, близкий к тесту. | 1 час | |||
3 | Жесты. Мимика. Поза. | Инсценирование басен собственного сочинения. | 1 час | |||
4 | Учимся отвечать . | Обучение умению составлять план ответа. | 1 час | |||
5 | Качество речи. Выразительность. | Редактирование сказок собственного сочинения, рассуждение. Работа со словарями. | 1 час | |||
6 | Утешение. Форма утешения. | Разыгрывание ситуаций. | 1 час | |||
7 | Учимся спорить. Способы доказательства. Аргументированный ответ. | Тезис, аргументы, вывод. Ситуация: нужна ли поэзия современному человеку. | 1 час | |||
8 | Инсценирование. | Ролевая игра. Инсценируем рассказы Чехова: функции кинооператоров, звукорежиссеров, костюмеров. | 1 час | |||
Работа с книгой и газетой (5 часов) | ||||||
1 | Читаем и усваиваем информацию. | Знакомство с организацией прочитанного материала, формы записи прочитанного: план, тезисы, выписки. | 1 час | |||
2 | Реферат, как вид текста. | Обучение приемам оформления реферата. «Мой любимый поэт». | 1 час | |||
3 | Тезисы, конспект | Отличие тезисов от плана. Два вида тезирования: авторские тезисы, собственные слова. | 1 час | |||
4 | Этапы подготовки текста, риторические фигуры. | Обучение правке текста, приемам построения текстов разных жанров. | 1 час | |||
5 | Газетные жанры. Правила для берущихся за перо. | Обучению, умению писать репортаж, эссе. | 1 час | |||
Деловая речь (4 часа) | ||||||
1 | Деловые жанры. Протокол, отчет, рецензия. | Работа по оформлению деловых бумаг. | 1 час | |||
2 | Письма личные и официальные, их структура. | Оформление личных писем. Памятка по оформлению. | 1 час | |||
3 | Текст-характеристика. | Составление характеристик на своих товарищей. | 1 час | |||
4 | Биографическое повествование. | Биография великих людей. Составление и оформление своей автобиографии. | 1 час |
Умения и навыки, приобретаемые учащимися.
Учащиеся, усвоившие программу факультативного курса 7-8 классов, приобретают следующие умения и навыки:
- умение общаться в различных жизненных ситуациях;
- умение составлять презентацию и выступить с ней;
- усваивают навыки публичного общения;
- приобретают навык совершенствовать свою речь и правильно технически строить ее;
- овладевают навыками работы с книгой: редактированием, подборкой заголовков, ведением дневников, написанием рецензии;
- приобретают навык овладения разными способами цитирования;
- приобретают навык написания деловых бумаг;
- овладевают умением подготовить устную речь;
- приобретают навык использования выразительных средств языка;
- отрабатывают умение вести дискуссию, аргументировать ответ;
- приобретают умения по оформлению рефератов;
- совершенствуют навыки конспектирования и тезирования;
- овладевают навыком оформить протокол, отчет, рецензию, написать характеристику, автобиографию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива для подготовки к ГИА 9 класс
Подготовка и ГИА...
Программа факультатива по русскому языку в 5 классе
На факультативных занятиях обучающиеся повторяют, закрепляют, систематизируют знания, полученные на уроках русского языка в 5 классе....
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса
Факультатив "Фразеологизмы в нашей речи"....
Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...
Рабочая программа факультатива. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, ктп, содержания курса, списка литературы...
Рабочая программа факультатива по риторике и КТП для 5-10 классов
Рабочая программа факультатива по риторике...
Программа внеурочного курса «Риторика» для учащихся 5 класса
Идеи курса:Учиться вежливой речи – учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей (ценностей) жизни....