Рабочая программа факультатива по информатике "Графика и мультимедиа"
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.
Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой деятельности, наглядного представления информации для окружающих.
Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fak_6.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Галенковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО _____________________ Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Галенковская СОШ» Новикова Л.А.________________ «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МОБУ «Галенковская СОШ» Смирнова О.С._______________ Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
Рабочая программа
факультатива по информатике и ИКТ
«Графика и мультимедиа»
6 класс
учитель: Митяева Евгения Григорьевна
2014 – 2015 учебный год
- Введение…………………………………………………………..…
- Пояснительная записка…………………………………………..…
- Условия реализации программы……………………………….….
- Ожидаемые результаты…………………………………………...
- Учебно-тематический план…………………………………….….
- Содержание программы……………………………………………
- Методическое обеспечение …………………………………….…
- Список необходимого оборудования ………………………….…
- Список источников информации для учителя………..……….…
- Список источников информации для учеников ….……………...
Введение.
В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения информационных технологий в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Необходимо отметить, что информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин «информационные технологии» приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением ПК. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода каталогизатором тех тенденций, которые открыли информационную суть процесса обучения.
В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.
Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой деятельности, наглядного представления информации для окружающих.
Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.
Пояснительная записка.
Предмет информатика изучается в нашей школе учащимися с 7 по 11 класс.
В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного факультатива отражает потребности учащихся в обучении создания мультимедиа объектов, которые могут успешно быть использованы на различных уроках как дополнительный материал.
Главная задача мультимедиа-презентации – удивить слушателя, заинтересовать его, вызвать нужную эмоцию и донести главные мысли до слушателя.
Решение задачи предполагает:
- помощь в постановке целей презентации;
- проработку плана презентации, её логической схемы;
- стилевое решение презентации;
- дизайн слайдов презентации;
- создание анимационных и видео-роликов;
- озвучивание презентации;
- динамическую подгрузку данных;
- сборку презентации.
Программа называется «Графика и мультимедиа», потому что это мир огромных возможностей. При использовании мультимедиа технологий можно создать настоящее художественное произведение.
Программа имеет практическую направленность.
Цель:
- Более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике.
- Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Задачи:
Образовательные:
- Научить учащихся создавать обрабатывать информацию с использованием мультимедиа технологий
- Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность
- Развитие мотивации к сбору информации.
- Научить учащихся пользованию Интернетом
Воспитательные:
- Формирование потребности в саморазвитии
- Формирование активной жизненной позиции
- Развитие культуры общения
Развивающие:
- Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Развитие чувства прекрасного
Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей 12-13 лет
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 часа.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят. В конце обучения – конкурс самопрезентаций, защита творческих работ с использованием мультимедиа технологий, защита проектов, выставка работ учащихся, опрос.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Наличие индивидуальных компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
- Программа PowerPoint, Мovie Maker
- Возможность выхода в Интернет.
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия факультатива, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности
Ожидаемые результаты.
Дети, освоив все правила использования мультимедиа технологий, способны составить компьютерную презентацию любой сложности, слайд-фильм, по выбранной теме создать и защитить проект.
К концу курса учащиеся должны:
Знать:
- Интерфейс MS PowerPoint .
- Настройки эффектов анимации.
- Правила вставки рисунка, диаграммы, графика, звука..
- Как создается слайд-фильм.
- Что такое проектная деятельность
- Этапы разработки проекта
Уметь:
- Создавать мультимедиа презентацию, слайд-фильм.
- Определить тему для создания проекта.
- Выполнить проект по выбранной теме исследования.
- Подготовить доклад для защиты проекта.
- Проанализировать свою работу. Выделять успешные и неудачные моменты
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Общее колич. уч часов | В том числе | |
Теорет | Практ | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint, Open Office Impress. Заполнение слайдов | 2 | 1 | 1 |
2 | Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрация презентации | 2 | 1 | 1 |
3 | Создание самопрезентации. (презентации о самом себе). | 2 | 1 | 1 |
4 | Демонстрация самопрезентации | 2 | - | 2 |
5 | Теория создания слайд фильмов. Создание слайд фильма «Мультфильм». | 6 | 2 | 4 |
6 | Конкурс слайд фильмов. | 2 | - | 2 |
7 | Проектная деятельность учащихся . | 2 | 2 | - |
8 | Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей группы. | 1 | 1 | - |
9 | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | 4 | 2 | 2 |
10 | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. | 5 | - | 5 |
11 | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. | 3 | - | 3 |
12 | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели | 2 | - | 2 |
13 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Теоретическая часть. Необходимость умения в современном мире создавать презентацию. Самопрезентация, как один из этапов множества конкурсов.
Практическая часть. Просмотр самопрезентаций учащихся- победителей конкурсов «Ученик года», «Золушка»; самопрезентаций учителей- победителей конкурса «Учитель года», «Самый классный классный».
Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. .Заполнение слайдов
Теоретическая часть. Запуск программы. Ознакомление с правилами заполнения слайдов.
Практическая часть. Фронтальная практическая работа: знакомство с окном программы MS PowerPoint. Использование изученных правил на практике
2.Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации.
Теоретическая часть. Использование конструктора слайдов для создания презентации. Изучение правил настройки эффектов анимации.
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
Применение изученного материала на практике.
Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрацияпрезентации.
Теоретическая часть. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылок при создании презентации. Демонстрация презентации.
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
3.Создание самопрезентации. (презентации о самом себе).
Практическая часть. Научить использовать сканер для перевода информации в цифровой вид. Составление презентации о себе по изученным правилам
4.Демонстрация самопрезентации.
Практическая часть. Демонстрация созданных презентаций для родителей. Конкурс презентаций. Опрос по итогам 1 года.
5.Теория создания слайд фильмов.
Теоретическая часть. Объяснение материала по созданию слайд фильмов на примере создания слайд фильма «Мультфильм».
Практическая часть. Применение изученного материала на практике.
Создание слайд фильма «Мультфильм».
Практическая часть. Создание слайд фильмов «Мультфильм» в группах (3- 4 чел.): выбор темы, сбор информации, создание слайд фильма.
6. Конкурс слайд фильмов.
Практическая часть. Создание жюри из родителей учащихся. Просмотр всех созданных слайд фильмов. Выбор лучшего.
7. Проектная деятельность учащихся на уроках
Теоретическая часть. Проектная деятельность – способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).
8.Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей группы.
Теоретическая часть. Планирование результата при решении той или иной практической задачи
Практическая часть. Выбор темы проекта.
9.Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.
Теоретическая часть. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.
Практическая часть. Анализ проблемы. Определение источников информации.
10.Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.
Практическая часть. Сбор информации для разработки проекта. Выполнение проекта.
11.Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.
Практическая часть. Работа над проектом. Поджготовка доклада. Защита проекта.
12.Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.
Практическая часть. Рефлексия. Анализ своей работы. Анализ достижения поставленной цели.
13.Заключительное занятие.
Теоретическая часть. Подведение итогов работы факультатива за год. Разгадывание кроссвордов по теме «Компьютерные презентации»
Список необходимого оборудования.
- Кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда.
- Столы - 8 шт.
- Стулья - 16 шт.
- Компьютеры ( лучше ноутбуки) – 8 шт.
- Сканер.
- Принтер.
- Колонки.
- Мультимедиа проектор.
- Экран.
- Микрофон.
- Модем.
- Цифровой фотоаппарат.
- Цифровая видеокамера.
- Дисковые накопители.
Список источников информации для учителя.
- Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
- А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
- О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
- Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
- Учебник (руководство) по html скачан с айта www.instructing.ru
- Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru
- Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.
- Дуг Лоу Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" - Microsoft Office PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.
- Из опыта работы по формированию информационной среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002):
- Материалы ХII Международной конференции – М., 2002 – ч.IV, с.212-213.
- Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.
- Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
- Виват, мультимедиа!//Цифровая школьная четверть. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего». г.Пушкин, 2003 – с.46-47
Сайты в помощь учителю информатики:
- www.klyaksa.net
- www.metod-kopilka.ru
- www.pedsovet.org
- www.uroki.net
- www.intel.ru
Список источников информации для учеников.
- Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.
- Учебник (руководство) по html.
- Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
- Денисов А. Интернет:самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
- Денисов А. Microsoft Internet Explorer 5 : справочник.- СПб.:Питер, 2000.
- Шафран Э. Создание web-страницЖ Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
Календарно-тематическое планирование
6 КЛАСС
Б – беседа, Л – лекция, П – практикум. ЗТР – защита творческих работ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Форма занятия | Методические пособия | Дата |
1 | Вводное занятие. | Б П | Самопрезентации учащихся- победителей конкурсов «Ученик года», «Золушка»; самопрезентации учителей- победителей конкурса «Учитель года», «Самый классный классный». | |
2-5 | Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов. Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации | Л, П | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
6-9 | Знакомство с интерфейсом MS OpenOffice Impress. Заполнение слайдов. Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации | Л П | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
10-12 | Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрация презентации. | Л П | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
13-14 | Создание самопрезентации. (презентации о самом себе). | П | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
15-16 | Демонстрация самопрезентации | ЗТР | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
17 | Теория создания слайд фильмов. | Л П | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
18-21 | Создание слайд фильма «Мультфильм» | П | Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint. | |
22-23 | Конкурс слайд фильмов. | ЗТР | Кроссворды по теме «Компьютерная презентация». | |
24 | Проектная деятельность учащихся на уроках | Лекция. | Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы | |
25 | Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей группы. | Л П | ||
26-27 | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. . | Л П | Источники информации по выбранной проблеме | |
28 | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. | Практикум | Источники информации по выбранной проблеме | |
29-30 | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. | Практикум | ||
31 | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели | Практикум | Источники информации по выбранной проблеме | |
32-33 | Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути её решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом | Практикум | ||
34 | Заключительное занятие | Б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс
Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....
Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса
"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....
Рабочая программа кружка по информатике "Мир мультимедиа технологий"
Предмет информатика в школе изучается учащимися с 5 по 11 класс на базовом уровне (в 10 и 11 классах с физико-математической направленностью информатика изучается на профильном уровне), но колич...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мир мультимедиа» 8 класс на 2020-21 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мир мультимедиа» для 7, 8 классов предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю).Планирование к...