Интегрированный урок по физике и информатике
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Маевская Ольга Витальевна

В архиве расположены презентация и описание урока с технологической картой интегрированного урока по информатике и физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon maevskaya_o.zip744.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

                                 Итоговая работа

по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»

по теме:

«Проектирование интегрированного урока на основе инновационных технологий»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ:  с 03.02.2014  по 07.02.2014 года

                                   

Выполнила: Маевская Ольга Витальевна,

учитель  информатики,

ГБОУ СОШ с.Курумоч,

Волжский район, Самарской области

                                                          2014 г.

Оглавление

Введение                                                                                                   3

Паспорт СДП                                                                                  3

Актуальность                                                                                  3

Цель, задачи ИР                                                                              4

Ожидаемые  результаты                                                                 4

Основная часть                                                                                         5

Теоретическое описание модели                                                    6

Технологическая карта урока                                                          9

Изменения  в контрольно-оценочном блоке                                 16

Изменения в ресурсном обеспечении                                            18

Заключение                                                                                                18

Выводы по ИР                                                                                      19        

Список информационных источников (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)                                                                                19

Введение

Паспорт ИР

  • Представлен проект интегрированного урока по физике и информатике на тему «Графическое описание механического движения»
  • Целевая аудитория - 9 класс.
  • Соавторы в организации и осуществлении ИР учитель физики и администрация школы.
  • Сроки проведения урока 4-5 учебная неделя.
  • Место реализации -  ГБОУ СОШ с. Курумоч

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено модернизации образования в Российской Федерации. Новые требования, предъявляемые к выпускнику школы современным обществом, требуют пересмотра подходов к преподаванию предметов естественнонаучного цикла, ведь бывший ученик сразу после школы должен уметь не только находить новую информацию, но и уметь синтезировать, обобщать и выстаивать новые суждения с применением информационных технологий.

В связи с этим необходимо переориентировать образовательную  (учебную) деятельность на формирование и развитие у учащихся метапредметных результатов не дожидаясь перехода на новые федеральные стандарты.        

 Анализ  результатов педагогической деятельности, который был  проведен в декабре 2013 года показал, что, существуют недостатки в образовательной деятельности:

 -  обучающиеся   не умеют правильно строить графики движения тела,  мало освоена программа Excel;

 - в основном образовательном процессе преобладают стандартные уроки, направленные на репродуктивную деятельность учащихся.

 Возникают противоречия:

 - между репродуктивным воспроизведением знаний учащихся  и необходимостью синтеза новых знаний при решении задач;

  - между имеющимися информционными компетентностями учащихся и применением имеющихся знаний при решении задач по физике и информатике.

          На основе проведенного анализа  и выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему использование информационных технологий при графическом решении задач по физике.

Цель данной работы – сформулировать основные подходы для проектирования уроков графическому решению физических задач с применением инструментов электронных таблиц и проектирование интегрированного урока в качестве иллюстрации этих подходов.

Задачи:

  1. Разработать технологическую карту урока;
  2. Описать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе обучения;
  3. Охарактеризовать изменения в образовательном процессе (изменения содержания, средств обучения и воспитания, контроля).

Ожидаемые результаты

        Применение современных образовательных технологий на интегрированных уроках (занятиях) позволит:

  -  развить информационные компетенции учащихся;

  -   заинтересовать обучающихся в решении физических задач нестандартным способом;

 - сформировать предметные, метапредметные и личностные умения качества учащихся;

 -  повысить их мотивацию  к уроку (деятельности);

 - увеличить информационную емкость урока, глубину подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности,

 -  активизировать познавательную деятельность учащихся.

                    Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также приобретут опыт разнообразной деятельности, опыт познания и самопознания,  вырастет их интерес не только к предмету, но и к учению в целом.

           Отношения в рамках «учитель – ученик» станут более гармоничными, психологическая среда – комфортной, в процессе обучения будет  преобладать эффективное (конструктивное) общение.

Основная часть

Технологическая карта – это модель проектирования предстоящего процесса обучения, позволяющая максимально структурировать урок по приоритетным  параметрам реализации ФГОС.

Основные этапы организации учебного времени позволяют оптимальным образом структурировать урок, проследить содержательную логику его проектирования; формируются учителем в зависимости от целеполагания и проектных установок.

Дидактическая цель этапа – это прогнозированный результат  учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование основополагающих компетенций учащихся.

 Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося – стратегическое сотворчество в рамках проекта урока.

Планируемые результаты –  компетенции, УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), формирующие ориентировочную основу деятельности по предмету;  тесно взаимосвязаны с дидактической целью урока.

Форма организации коммуникативного взаимодействия – модель коммуникационного процесса, которая может быть представлена как в форме межличностного общения участников общения (полилог, дискуссия, фронтальное, групповое, парное взаимодействие), так и в форме человеко-машинного диалога при самостоятельной  работе с компьютерной поддержкой.        

Возможный вид контроля – текущий, промежуточный, локальный, непрерывный.

Педагогическая технология – направление психолого-педагогической работы, проводимой в рамках выбранной дидактической системы.

Описание идеи и ее теоретическое обоснование.  

Одним из общих предметных результатов по физике является умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Таким образом, введение интегрированных уроков позволит достигать оба результата одновременно.

 Для того, чтобы активизировать учебный процесс и оптимально использовать возможности необходимо провести предварительную подготовку к интегрированному уроку. Учащимся необходимо иметь достаточно знаний по теме «Механическое движение», а именно учащимся необходимо владеть такими понятиями как механическое движение, уравнение движения, графики равномерного и неравномерного движения. По информатике учащимся необходимо иметь знания по работе с электронными таблицами, уметь создавать диаграммы на основе данных таблицы и использовать формулы для заполнения электронных таблиц.

Данный урок необходимо проводить после изучения соответствующих тем по физике и информатике. Аналогичные уроки могут быть спроектированы и проведены при изучении других тем по физике, например, «газовые законы», «гармонические колебания и волны», «электромагнитные колебания» и другие.

При проведении урока рекомендуется использовать проблемные задания, такие как задания с недостатком или избытком данных, задачи с заведомо допущенными ошибками, задачи с противоречивыми данными.



Технологическая карта  интегрированного урока.

ФИО педагога: Маевская Ольга Витальевна (учитель информатики), Юртаева Ксения Юрьевна (учитель физики)

Предмет/ класс: информатика+физика, 9 класс

Общая информация о занятии

Дата:

Тема: Виды механического движения

Цель: создать условия для обобщения знаний обучающихся по теме «виды механического движения».

Риски: не все учащиеся смогут самостоятельно сделать выводы на основе построенных графиков.

Тип занятия:

Интегрированный урок

Материально-технические средства:

Компьютерный класс

Технология (авторская методика):

Технология проблемного обучения, ИКТ технология, технология опережающего обучения.

Структурные параметры

Основные этапы организации учебного времени

Дидактическая цель этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Планируемые результаты

Форма организации межличностного коммуникативного

взаимодействия и вид контроля

(полилог, тематическая дискуссия, деловая игра, компьютерная поддержка; групповая поисковая деятельность, индивидуальная самостоятельная работа, человеко-машинный диалог \ контроль: текущий; итоговый; непрерывный)

Стратегия учителя

Действия ученика

Предметные УУД

Метапредметные УУД:

познавательные, коммуникативные,

регулятивные,

личностные

1.Организационный

Самоопределение к деятельности

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

     Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Текущий контроль

2.Мотивация учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

3.Актуализация опорных знаний

актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала

1.Какова главная задача механики? (Определить положение тела в любой момент времени.)

2.Что необходимо знать, что бы определить координату тела в любой момент времени t? (Уравнение движения (функцию, описывающую движение тела).)

3.Какие виды движения мы знаем? (Равномерное и равноускоренное движение.)

4.Каков внешний вид графика зависимости координаты от времени для равноускоренного движения? (Парабола.)

5.Каков внешний вид графика зависимости координаты от времени равномерного движения? (Прямая.)

Обучающиеся формулируют основные понятия механики.

Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные  осознание  учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать

Диалог, обсуждение и уточнение понятий

Взаимоконтроль обучающихся

4.Практика под руководством учителя

обеспечить восприятие, осмысление е первичного запоминания  знаний и способов действий, связей и отношений в объекте  изучения

- Сейчас мы вместе повторим построение графиков равноускоренного и равномерного движения в программе Excel.

Задача 1.

Движение двух автомобилей по шоссе заданы уравнениями:

x1 = 2t + 0,2t2

x2 = 80 – 4t

Найти:

• время и место встречи автомобилей (графически);

• расстояние между ними через 5с от начала отсчета времени.

Обучающиеся вместе с учителем выполняют построение графиков к задаче 1.

овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

Коммуникативные-Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;  ориентация на партнера по    общению, умение слушать собеседника.

Познавательные- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Регулятивные - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Компьютерная поддержка,

Непрерывный контроль деятельности обучающихся

5. Независимая самостоятельная практика  школьников

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Учитель делит класс на группы по уровню подготовки и раздает задания для групп.  (Решить задачи графически с помощью компьютерных технологий)

Задача 2. Расстояние от дома Пети до школы 700 м. Занятия в школе начинаются в 8.30. Когда Пете надо выйти из дома, чтобы не спеша прийти в школу на занятия без опозданий?

Задача 3.

Движение материальных точек заданы уравнениями x1 = 2t – t2; x2 = -198 + 15t. Описать движение каждой точки, найти время и место встречи графическим и математическим методами.

Задача 4.

Определите с помощью построения графиков, под каким углом нужно бросить тело, чтобы оно пролетело наибольшее расстояние. Движение по горизонтали считать равномерным: x=V0cos(a)*t. Движение по вертикали считать равнопеременным: y=V0sin(a)*t-(g*t2)/2

Обучающиеся выбирают одну задачу из предложенных и выполняют ее решение на компьютере со схематичным построением графиков в тетради.

овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

Коммуникативные-Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;  ориентация на партнера по    общению, умение слушать собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Регулятивные - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Компьютерная и тьюторская поддержка

самоконтроль

6.Самоконтроль и самооценка результатов работы.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Учитель раздает правильные ответы.

Обучающиеся осуществляют самоконтроль и самооценку результатов по ключу.

Структурирование  знаний

самоконтроль

7. Подведение итогов учебного занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Учитель предлагает продемонстрировать решение каждой из предложенных задач с объяснением

Обучающиеся объясняют ход решения задачи, подводит  итог собственной работы в группе, анализируют работу обучающихся из других групп.

Построение логической цепи рассуждений

Структурирование  знаний

самооценка

8. Домашнее задание


Контрольно-оценочный блок

        На уроке оценивается каждый вид работы учащихся: индивидуальная, групповая. Индивидуальная оценка учащегося определяется как его средняя оценка по всем видам групповой работы. Оценка может быть дополнена индивидуальным ответом учащегося или скорректирована его тьютерской работой в других группах.

Оценка устного ответа обучающегося

Критерии:

  1. Полнота и правильность ответа.
  2. Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
  3. Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.

Оценка

Критерии оценки

1

2

3

«5»

Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий

Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний

Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка

«4»

Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются

Обоснование суждений с помощью учителя

1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала

«3»

Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил

Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания

Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении

«2»

Незнание большей части изучаемого или полное незнание

Неумение обосновать суждение, практически использовать знания

Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами

Оценка письменных работ обучающихся

Виды письменных работ

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Ответы на вопросы

Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки

Верно даны ответы на все вопросы

2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах

Большая часть ответов верна

4-5/3-4 ош.

Половина и более ответов неправильна

5 и более/6 и более ош.

Грамматические задания,

контрольная работа (по заданиям)

Все задания выполнены верно

Верно выполнено не менее3/4 задания

Верно не менее половины задания

Верно менее половины задания или задание не выполнено совсем

Тестовые задания

100-90% верно выполнен

ных заданий

От 90 до 75% верно выполненных заданий

 

От 75 до 50% верно выполненных заданий

Менее 50% верно выполненных заданий

При оценке письменных работ обучающихся учитываются:

  • степень самостоятельности работы обучающегося;
  • объем работы;
  • четкость, аккуратность,
  • оформление работы.

Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:

  • Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
  • Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
  • Стимулирование самостоятельности в учебе;
  • Учет индивидуальных качеств учащихся;
  • Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.

Ресурсное обеспечение

  1. Дидактическое обеспечение: раздаточный материал, календарно-тематическое планирование,инструкции для учащихся.
  2. Научно-методическое обеспечение: курсовая подготовка по внедрению ФГОС, педсоветы и мастер-классы по данной технологии.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.
  4. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование.
  5. Кадровые ресурсы: учителя, прошедшие подготовку по внедрению  ФГОС .

Заключение

        Таким образом, внедрение интегрированных уроков позволяет не только в значительной мере стимулировать познавательную активность учащихся, развивать универсальные учебные действия обучающихся, но и способствует интенсификации учебного процесса, позволит решать разнообразные учебные задачи с нестандартными ситуациями.

        Мотивация обучения повышает интерес к предмету, а занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

Выводы

        Изменение системы преподавания предметов естественнонаучного цикла приводит к росту у обучающихся навыков самостоятельного обучения, решения нестандартных задач и проблем в повседневной жизни.

Список информационных  источников:

  1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная  Указом  Президента  Российской  Федерации  от  1 июня 2012 г. № 761
  2. Стратегии  инновационного  развития  Российской  Федерации  на  период    до 2020 года   (утверждена  распоряжением  Правительства  РФ от  08.12.2011  № 2227-р)
  3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 ― 2020 годы
  4. Концепция социально-экономического развития образования до 2020 г.
  5. Федеральная Целевая программа Российского образования  (2011 – 2015гг.)
  6. Национальная образовательная стратегия  «НАША НОВАЯ ШКОЛА»   (утвержденная Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271)  
  7. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и комплексом мер по её реализации (концепция утверждена Президентом РФ от 03.04.2012г.); Комплекс мер (утвержденных  заместителем  Председателя  Правительства  РФ от 26 мая  2012 года  № 2405п-П8)
  8. Указ  Президента Российской Федерации от 07.05.2012  №  599


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный интегрированный урок по физике, математике, информатике "Графическое представление физических формул.Создание графиков в текстовом редакторе MS Word"

Тема урока:«Графическое представление физических формул. Создание графиков с использованием средств текстового редактора MSWord»Цели урока:используя математические знания, помочь учен...

Интегрированный урок по физике и информатике по теме: "Магнитное поле"

Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, на сколько сознательно учащиеся участвуют в нем. К числу таких уроков относится урок общения по теме “Магнитное поле Земли”. Информационные ...

Интегрированный урок по физике и информатике в 9 классе.

Урок проводится в виде игры "Интеллектуальный мармфон" в 9 классе для подготовки учащихся к ГИА....

Интегрированный урок по физике и информатике "Урок одной задачи"

Интегрированный урок по физике и информатики для 8х классов - "Урок одной задачи"Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).Межпредметные...

Интегрированный урок (математика+физика+информатика)

Учитель математики может столкнуться с ситуацией, когда учитель физики говорит: «Вы не научили детей решать квадратные уравнения». А проблема в том, что в уравнении перемещения тела при ра...

Технологическая карта интегрированного урока по физике и информатике "ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ"

Технологическая карта интегрированного урока по физике и информатике "Звуковые явления. Характеристики и свойства звука....