Интегрированный урок по физике и информатике
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
В архиве расположены презентация и описание урока с технологической картой интегрированного урока по информатике и физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maevskaya_o.zip | 744.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»
по теме:
«Проектирование интегрированного урока на основе инновационных технологий»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 03.02.2014 по 07.02.2014 года
Выполнила: Маевская Ольга Витальевна,
учитель информатики,
ГБОУ СОШ с.Курумоч,
Волжский район, Самарской области
2014 г.
Оглавление
Введение 3
Паспорт СДП 3
Актуальность 3
Цель, задачи ИР 4
Ожидаемые результаты 4
Основная часть 5
Теоретическое описание модели 6
Технологическая карта урока 9
Изменения в контрольно-оценочном блоке 16
Изменения в ресурсном обеспечении 18
Заключение 18
Выводы по ИР 19
Список информационных источников (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные) 19
Введение
Паспорт ИР
- Представлен проект интегрированного урока по физике и информатике на тему «Графическое описание механического движения»
- Целевая аудитория - 9 класс.
- Соавторы в организации и осуществлении ИР учитель физики и администрация школы.
- Сроки проведения урока 4-5 учебная неделя.
- Место реализации - ГБОУ СОШ с. Курумоч
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено модернизации образования в Российской Федерации. Новые требования, предъявляемые к выпускнику школы современным обществом, требуют пересмотра подходов к преподаванию предметов естественнонаучного цикла, ведь бывший ученик сразу после школы должен уметь не только находить новую информацию, но и уметь синтезировать, обобщать и выстаивать новые суждения с применением информационных технологий.
В связи с этим необходимо переориентировать образовательную (учебную) деятельность на формирование и развитие у учащихся метапредметных результатов не дожидаясь перехода на новые федеральные стандарты.
Анализ результатов педагогической деятельности, который был проведен в декабре 2013 года показал, что, существуют недостатки в образовательной деятельности:
- обучающиеся не умеют правильно строить графики движения тела, мало освоена программа Excel;
- в основном образовательном процессе преобладают стандартные уроки, направленные на репродуктивную деятельность учащихся.
Возникают противоречия:
- между репродуктивным воспроизведением знаний учащихся и необходимостью синтеза новых знаний при решении задач;
- между имеющимися информционными компетентностями учащихся и применением имеющихся знаний при решении задач по физике и информатике.
На основе проведенного анализа и выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему использование информационных технологий при графическом решении задач по физике.
Цель данной работы – сформулировать основные подходы для проектирования уроков графическому решению физических задач с применением инструментов электронных таблиц и проектирование интегрированного урока в качестве иллюстрации этих подходов.
Задачи:
- Разработать технологическую карту урока;
- Описать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе обучения;
- Охарактеризовать изменения в образовательном процессе (изменения содержания, средств обучения и воспитания, контроля).
Ожидаемые результаты
Применение современных образовательных технологий на интегрированных уроках (занятиях) позволит:
- развить информационные компетенции учащихся;
- заинтересовать обучающихся в решении физических задач нестандартным способом;
- сформировать предметные, метапредметные и личностные умения качества учащихся;
- повысить их мотивацию к уроку (деятельности);
- увеличить информационную емкость урока, глубину подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности,
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также приобретут опыт разнообразной деятельности, опыт познания и самопознания, вырастет их интерес не только к предмету, но и к учению в целом.
Отношения в рамках «учитель – ученик» станут более гармоничными, психологическая среда – комфортной, в процессе обучения будет преобладать эффективное (конструктивное) общение.
Основная часть
Технологическая карта – это модель проектирования предстоящего процесса обучения, позволяющая максимально структурировать урок по приоритетным параметрам реализации ФГОС.
Основные этапы организации учебного времени позволяют оптимальным образом структурировать урок, проследить содержательную логику его проектирования; формируются учителем в зависимости от целеполагания и проектных установок.
Дидактическая цель этапа – это прогнозированный результат учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование основополагающих компетенций учащихся.
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося – стратегическое сотворчество в рамках проекта урока.
Планируемые результаты – компетенции, УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), формирующие ориентировочную основу деятельности по предмету; тесно взаимосвязаны с дидактической целью урока.
Форма организации коммуникативного взаимодействия – модель коммуникационного процесса, которая может быть представлена как в форме межличностного общения участников общения (полилог, дискуссия, фронтальное, групповое, парное взаимодействие), так и в форме человеко-машинного диалога при самостоятельной работе с компьютерной поддержкой.
Возможный вид контроля – текущий, промежуточный, локальный, непрерывный.
Педагогическая технология – направление психолого-педагогической работы, проводимой в рамках выбранной дидактической системы.
Описание идеи и ее теоретическое обоснование.
Одним из общих предметных результатов по физике является умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы.
Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Таким образом, введение интегрированных уроков позволит достигать оба результата одновременно.
Для того, чтобы активизировать учебный процесс и оптимально использовать возможности необходимо провести предварительную подготовку к интегрированному уроку. Учащимся необходимо иметь достаточно знаний по теме «Механическое движение», а именно учащимся необходимо владеть такими понятиями как механическое движение, уравнение движения, графики равномерного и неравномерного движения. По информатике учащимся необходимо иметь знания по работе с электронными таблицами, уметь создавать диаграммы на основе данных таблицы и использовать формулы для заполнения электронных таблиц.
Данный урок необходимо проводить после изучения соответствующих тем по физике и информатике. Аналогичные уроки могут быть спроектированы и проведены при изучении других тем по физике, например, «газовые законы», «гармонические колебания и волны», «электромагнитные колебания» и другие.
При проведении урока рекомендуется использовать проблемные задания, такие как задания с недостатком или избытком данных, задачи с заведомо допущенными ошибками, задачи с противоречивыми данными.
Технологическая карта интегрированного урока. | |||||||
ФИО педагога: Маевская Ольга Витальевна (учитель информатики), Юртаева Ксения Юрьевна (учитель физики) | |||||||
Предмет/ класс: информатика+физика, 9 класс | |||||||
Общая информация о занятии | |||||||
Дата: | Тема: Виды механического движения | Цель: создать условия для обобщения знаний обучающихся по теме «виды механического движения». Риски: не все учащиеся смогут самостоятельно сделать выводы на основе построенных графиков. | |||||
Тип занятия: Интегрированный урок | Материально-технические средства: Компьютерный класс | Технология (авторская методика): Технология проблемного обучения, ИКТ технология, технология опережающего обучения. | |||||
Структурные параметры | |||||||
Основные этапы организации учебного времени | Дидактическая цель этапа | Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося | Планируемые результаты | Форма организации межличностного коммуникативного взаимодействия и вид контроля (полилог, тематическая дискуссия, деловая игра, компьютерная поддержка; групповая поисковая деятельность, индивидуальная самостоятельная работа, человеко-машинный диалог \ контроль: текущий; итоговый; непрерывный) | |||
Стратегия учителя | Действия ученика | Предметные УУД | Метапредметные УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные | ||||
1.Организационный | Самоопределение к деятельности | - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Текущий контроль | ||
2.Мотивация учебной деятельности | Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. | |||||
3.Актуализация опорных знаний | актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала | 1.Какова главная задача механики? (Определить положение тела в любой момент времени.) 2.Что необходимо знать, что бы определить координату тела в любой момент времени t? (Уравнение движения (функцию, описывающую движение тела).) 3.Какие виды движения мы знаем? (Равномерное и равноускоренное движение.) 4.Каков внешний вид графика зависимости координаты от времени для равноускоренного движения? (Парабола.) 5.Каков внешний вид графика зависимости координаты от времени равномерного движения? (Прямая.) | Обучающиеся формулируют основные понятия механики. | Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать | Диалог, обсуждение и уточнение понятий | Взаимоконтроль обучающихся | |
4.Практика под руководством учителя | обеспечить восприятие, осмысление е первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | - Сейчас мы вместе повторим построение графиков равноускоренного и равномерного движения в программе Excel. Задача 1. Движение двух автомобилей по шоссе заданы уравнениями: x1 = 2t + 0,2t2 x2 = 80 – 4t Найти: • время и место встречи автомобилей (графически); • расстояние между ними через 5с от начала отсчета времени. | Обучающиеся вместе с учителем выполняют построение графиков к задаче 1. | овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики | Коммуникативные-Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника. Познавательные- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Регулятивные - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | Компьютерная поддержка, | Непрерывный контроль деятельности обучающихся |
5. Независимая самостоятельная практика школьников | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Учитель делит класс на группы по уровню подготовки и раздает задания для групп. (Решить задачи графически с помощью компьютерных технологий) Задача 2. Расстояние от дома Пети до школы 700 м. Занятия в школе начинаются в 8.30. Когда Пете надо выйти из дома, чтобы не спеша прийти в школу на занятия без опозданий? Задача 3. Движение материальных точек заданы уравнениями x1 = 2t – t2; x2 = -198 + 15t. Описать движение каждой точки, найти время и место встречи графическим и математическим методами. Задача 4. Определите с помощью построения графиков, под каким углом нужно бросить тело, чтобы оно пролетело наибольшее расстояние. Движение по горизонтали считать равномерным: x=V0cos(a)*t. Движение по вертикали считать равнопеременным: y=V0sin(a)*t-(g*t2)/2 | Обучающиеся выбирают одну задачу из предложенных и выполняют ее решение на компьютере со схематичным построением графиков в тетради. | овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики | Коммуникативные-Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Регулятивные - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | Компьютерная и тьюторская поддержка | самоконтроль |
6.Самоконтроль и самооценка результатов работы. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. | Учитель раздает правильные ответы. | Обучающиеся осуществляют самоконтроль и самооценку результатов по ключу. | Структурирование знаний | самоконтроль | ||
7. Подведение итогов учебного занятия | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | Учитель предлагает продемонстрировать решение каждой из предложенных задач с объяснением | Обучающиеся объясняют ход решения задачи, подводит итог собственной работы в группе, анализируют работу обучающихся из других групп. | Построение логической цепи рассуждений Структурирование знаний | самооценка | ||
8. Домашнее задание |
Контрольно-оценочный блок
На уроке оценивается каждый вид работы учащихся: индивидуальная, групповая. Индивидуальная оценка учащегося определяется как его средняя оценка по всем видам групповой работы. Оценка может быть дополнена индивидуальным ответом учащегося или скорректирована его тьютерской работой в других группах.
Оценка устного ответа обучающегося
Критерии:
- Полнота и правильность ответа.
- Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
- Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.
Оценка | Критерии оценки | ||||
1 | 2 | 3 | |||
«5» | Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий | Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний | Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка | ||
«4» | Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются | Обоснование суждений с помощью учителя | 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала | ||
«3» | Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил | Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания | Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении | ||
«2» | Незнание большей части изучаемого или полное незнание | Неумение обосновать суждение, практически использовать знания | Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами |
Оценка письменных работ обучающихся
Виды письменных работ | Оценка | |||||
«5» | «4» | «3» | «2» | |||
Ответы на вопросы | Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки | Верно даны ответы на все вопросы 2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах | Большая часть ответов верна 4-5/3-4 ош. | Половина и более ответов неправильна 5 и более/6 и более ош. | ||
Грамматические задания, контрольная работа (по заданиям) | Все задания выполнены верно | Верно выполнено не менее3/4 задания | Верно не менее половины задания | Верно менее половины задания или задание не выполнено совсем | ||
Тестовые задания | 100-90% верно выполнен ных заданий | От 90 до 75% верно выполненных заданий
| От 75 до 50% верно выполненных заданий | Менее 50% верно выполненных заданий |
При оценке письменных работ обучающихся учитываются:
- степень самостоятельности работы обучающегося;
- объем работы;
- четкость, аккуратность,
- оформление работы.
Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:
- Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
- Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
- Стимулирование самостоятельности в учебе;
- Учет индивидуальных качеств учащихся;
- Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.
Ресурсное обеспечение
- Дидактическое обеспечение: раздаточный материал, календарно-тематическое планирование,инструкции для учащихся.
- Научно-методическое обеспечение: курсовая подготовка по внедрению ФГОС, педсоветы и мастер-классы по данной технологии.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.
- Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование.
- Кадровые ресурсы: учителя, прошедшие подготовку по внедрению ФГОС .
Заключение
Таким образом, внедрение интегрированных уроков позволяет не только в значительной мере стимулировать познавательную активность учащихся, развивать универсальные учебные действия обучающихся, но и способствует интенсификации учебного процесса, позволит решать разнообразные учебные задачи с нестандартными ситуациями.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, а занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
Выводы
Изменение системы преподавания предметов естественнонаучного цикла приводит к росту у обучающихся навыков самостоятельного обучения, решения нестандартных задач и проблем в повседневной жизни.
Список информационных источников:
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761
- Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р)
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 ― 2020 годы
- Концепция социально-экономического развития образования до 2020 г.
- Федеральная Целевая программа Российского образования (2011 – 2015гг.)
- Национальная образовательная стратегия «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (утвержденная Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271)
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и комплексом мер по её реализации (концепция утверждена Президентом РФ от 03.04.2012г.); Комплекс мер (утвержденных заместителем Председателя Правительства РФ от 26 мая 2012 года № 2405п-П8)
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно ориентированный интегрированный урок по физике, математике, информатике "Графическое представление физических формул.Создание графиков в текстовом редакторе MS Word"
Тема урока:«Графическое представление физических формул. Создание графиков с использованием средств текстового редактора MSWord»Цели урока:используя математические знания, помочь учен...
Интегрированный урок по физике и информатике по теме: "Магнитное поле"
Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, на сколько сознательно учащиеся участвуют в нем. К числу таких уроков относится урок общения по теме “Магнитное поле Земли”. Информационные ...
Интегрированный урок по физике и информатике в 9 классе.
Урок проводится в виде игры "Интеллектуальный мармфон" в 9 классе для подготовки учащихся к ГИА....
Интегрированный урок по физике и информатике 6 класс
"Строение вещества"...
Интегрированный урок по физике и информатике "Урок одной задачи"
Интегрированный урок по физике и информатики для 8х классов - "Урок одной задачи"Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).Межпредметные...
Интегрированный урок (математика+физика+информатика)
Учитель математики может столкнуться с ситуацией, когда учитель физики говорит: «Вы не научили детей решать квадратные уравнения». А проблема в том, что в уравнении перемещения тела при ра...
Технологическая карта интегрированного урока по физике и информатике "ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ"
Технологическая карта интегрированного урока по физике и информатике "Звуковые явления. Характеристики и свойства звука....