Организация работы по подготовке учащихся к дистанционным олимпиадам и конкурсам как способ развития их способностей
статья по информатике и икт на тему
В статье описан опыт работы по организации участия школьников в разнообразных дистанционных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах по информатике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
К ДИСТАНЦИОННЫМ ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ
КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Александрова Елена Алексеевна
учитель информатики
ГБОУ гимназия г. Сызрани
Анотация: В статье описан опыт работы по организации участия школьников в разнообразных дистанционных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах по информатике.
Одной из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Актуализация проблемы этой работы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти 20 века: качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Потребность в высококвалифицированных, творчески одаренных специалистах постоянно возрастает во всех промышленно развитых странах. В российском образовании, стремясь обеспечить возможности роста и развития для подрастающего поколения, развертывается федеральная программа «Одаренные дети», идет модернизация общего образования, появляются новые идеи и методы в педагогической практике.
Многие образовательные учреждения нашей страны (в том числе и наше образовательное учреждение ГБОУ гимназия г. Сызрани) уже работают по федеральному государственному образовательному стандарту. В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, формирование в школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе способности в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Именно поэтому необычные способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности.
Станет ли ребёнок с признаками одарённости талантливой личностью? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого. Как и многие учителя, я заинтересована в развитии одаренных детей на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Следует помнить, что любая победа в олимпиаде – это не случайность, а показатель способностей ребёнка, а так же результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Многие педагоги ведут систематическую планомерную работу с одаренными учащимися по подготовке к олимпиадам.
Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих этапов:
- выявление одаренных детей;
- определение вида одаренности: творческая или интеллектуальная;
- построение индивидуальной траектории развития способностей ученика;
- создание условий на уроках для развития одаренности;
- привлечение учащихся к посещению внеурочных занятий по информатике с определенной направленностью;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, предметные недели).
Наши учащиеся из года в год принимают участие в самых разнообразных и очень интересных всероссийских дистанционных мероприятиях для школьников, которые предоставляют им уникальную возможность проявить себя в самых различных областях знаний, умений и навыков. Принимая участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах, они получают шанс заявить о себе, как о талантливой, образованной и всесторонне развитой личности. Задача таких мероприятий - пробудить интерес к предмету, к познанию, к творчеству, а девиз – каждый может стать успешным.
В настоящее время широкое распространение получили дистанционные олимпиады и конкурсы, позволяющие вовлечь в познавательную деятельность большое количество учащихся. В моей практике в последнее время важнейшей формой работы с одаренными учащимися стала организация участия ребят во всевозможных дистанционных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах. Эта форма работы дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Это работа привлекает широкую аудиторию школьников, оказывает многим помощь в саморазвитии, самоопределении и раскрытии способностей.
Зачем участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах?
На мой взгляд, это отличная возможность привнести все достоинства дистанционного образования в свою жизнь. Возможность самостоятельного обучения, привлечение всех возможных источников для поиска истины, проявление своего творческого начала, осознание себя частью огромного сообщества и просто масса положительных эмоций.
Участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня обеспечивает формирование аналитического, критического, творческого и нестандартного мышления учащихся, развитие познавательных компетенций школьников, способствуют выявлению и развитию интеллектуальной и творческой одарённости детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Все это однозначно решает поставленный вопрос в пользу дистанционных мероприятий. Ничего кроме пользы и удовольствия!
Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в гимназии свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.
Но ещё нужно много работать, чтобы научить одаренных детей использовать и развивать свой интеллектуальный потенциал, творческий подход и увлеченность для раскрытия своих возможностей на благо себе и общества.
Существует много разнообразных конкурсов и олимпиад по информатике, но мои ученики принимают участие в 6 проектах.
Результаты участия в дистанционные олимпиадах и конкурсах приведены в таблице и на диаграммах:
Центр дополнительного образования Снейл 28.09.2013 | ||
Ускова Татьяна | 2 место | 5г |
Дистанционная олимпиада по информатике 5-11 классы Международный проект Видеоуроки. нет 23.01.2014 | ||
Александрова Анастасия | 1 место | 3в |
Уснунц Лиана | 1 место | 5а |
Тимшина Александра | 1 место | 5б |
Оленькова Елена | 1 место | 5в |
Ускова Татьяна | 1 место | 5г |
Бурмистров Григорий | 1 место | 7б |
Дюкарева Дарья | 1 место | 7б |
Еремеева Анастасия | 1 место | 7б |
Соловова Влада | 1 место | 7б |
Маклакова Анна | 1 место | 7б |
Ивонина Анастасия | 2 место | 5б |
Суркова Александра | 2 место | 5г |
Семирханов Наиль | 2 место | 7б |
Сидоренко Оксана | 2 место | 8а |
Тимшина Ольга | 2 место | 9б |
Хабибуллина Виктория | 3 место | 5б |
III Всероссийская дистанционная олимпиада по информатике Центр развития мышления и интеллекта (вот задачка) 25.12.2013 | ||
Александрова Анастасия | 1 место | 3в |
Тимшина Ольга | 1 место | 9б |
Пожовина Анна | 2 место | 4а |
Клименко Лолита | 2 место | 4а |
Будникова Анастасия | 2 место | 5в |
Бурмистров Григорий | 2 место | 7б |
Сарайкина Алёна | 3 место | 5а |
Ярова Анастасия | 3 место | 5а |
Тимофеев Николай | 3 место | 5б |
Кузнецов Даниил | 3 место | 5в |
Ольховская Александра | 3 место | 5г |
Ускова Татьяна | 3 место | 5г |
Сайфетдинов Марсель | 3 место | 7б |
V Всероссийская олимпиада по Офисным технологиям Центр дополнительного образования Снейл 15.01.2014 | ||
Александрова Анастасия | 2 место | 3в |
Российские открытые заочные конкурсы-олимпиады 2013/2014 учебный год Номинация «алгоритм» для учащихся 5-7 классов Национальная образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал России» Ман «интеллект будущего» | ||
Ускова Татьяна | 2 место | 5г |
Всероссийский дистанционный конкурс по информатике проекта «Инфоурок» 19.02.2014 | ||
Ускова Татьяна | 1 место | 5г |
Дистанционная олимпиада по информатике 1-11 классы Международный проект Видеоуроки. нет 21.03.2014 | ||
Александрова Анастасия | 1 место | 3в |
Тимшина Александра | 1 место | 5б |
Бурмистров Григорий | 1 место | 7б |
Еремеева Анастасия | 1 место | 7б |
Маклакова Анна | 1 место | 7б |
Ивонина Анастасия | 2 место | 5б |
Тимшина Ольга | 2 место | 9б |
Гордеева Екатерина | 2 место | 9б |
Ускова Татьяна | 3 место | 5г |
Международная игра конкурс по информатике Инфознайка Общественная организация «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования» (ОО ЧРО АИО) 30.01.2014 | ||
Бурмистров Григорий Григорьевич | Победитель | 7б |
Оленькова Елена Игоревна | Победитель | 5в |
Соловова Влада Алексеевна | Победитель | 7б |
Тимофеев Николай Антонович | Победитель | 5б |
Тимшина Ольга Александровна | Победитель | 9б |
Тимшина Александра Александровна | Победитель | 5б |
Ускова Татьяна Владимировна | Победитель | 5г |
Всего участников | Систематически участвуют | Победителей и призёров | Победили несколько раз |
109 | 15 | 51 | 11 |
Центр дополнитель-ного образования Снейл | Центр развития мышления и интеллекта (вот задачка) | Проект Видеоуроки. Нет | Ман «интеллект будущего» | Инфознайка | Проект «Инфоурок» |
29 учеников | 21 учеников | 26 учеников | 3 учеников | 27 учеников | 1 ученик |
Александрова Елена Алексеевна
446026 ул. Московская д.4 кв.68 г. Сызрань Самарская обл. Россия
8(917)164-76-82
7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку «IMPROVE YOUR ENGLISH».
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – ...
Работа "Алгоритм работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической культуре"
В материале описывается алгоритм работы по подготовке одареных детей к участию в предметной олимпиаде по физической культуре....
«ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
laquo;Опыт работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической культуре»...
Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам
На что стоит обратить внимание учащихся и педагогов-наставников при подотовке к олимпиадам и конкурсам по географии?...
Педагогический проект «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»
Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осущест...
Авторская программа внеурочной деятельности «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»
Программа направлена на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осу...