Урок на тему "Информация, информационные объекты различных видов"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Прусакова Алёна Валерьевна

Урок на тему "Информация, информационные объекты различных видов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики 8 класс

 Тема урока: Информация, информационные объекты различных видов

Цели урока:

  1. Формирование представления об информации, ее свойствах и информационных объектах разных видов.
  2. Формирование умений представлять информационные объекты различных видов.
  3. Выработка навыков информационно-коммуникационной деятельности.
  4. Развитие логического мышления.
  5. Воспитание  уважительного и ответственного отношения друг к другу при выполнении групповой работы.

Тип урока: освоения новых знаний.

Формы урока: групповые, индивидуальные, коллективные.

Методы ведения урока: опыт, сравнение, рассказ.

Виды деятельности: исследование несложных практических ситуаций, практическая работа, конспектирование.

Модель знаний: Информация с точки зрения философии, биологии, физики и социальных наук. Информационные объекты различных видов. Свойства  информации. Носители информации.

Практическая работа: Фиксирование аудио-видео информации. Освоение клавиатуры с использованием цифрового фотоаппарата и устройств звукозаписи, встроенной в Power Pоint, клавиатурный тренажер Baby Tape.

Средства для ведения урока:

  • CD диск «Информатика». Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. Компания  ЗАО «Новая школа» 2006.
  • Технические средства: цифровой фотоаппарат, проектор.
  • Программное обеспечение: клавиатурный тренажер Baby Tape,  Power Pоint.
  • Презентация:
  • Для сопровождения урока.
  • «Мой класс и я».
  • Распечатки:
  • Тема «Информация».
  • Заполни таблицу.
  • Списки групп.

 План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Практическая работа.
  4. Итог урока.
  5. Инструкция к выполнению домашнего задания.

Предподготовка:

  • Правила организации детей в группы
  • В группе 3-4 человека, один из них с ярко выраженными  физико-математическими и организаторскими способностями.
  • В классе дети рассаживаются на перемене за столы согласно установленных ранее списков.
  • Помощниками учителя при проведении практической работы являются 2 старшеклассника или лаборант.
  • Для презентации «Мой класс и я» создать заготовку из n слайдов, где n - это количество учеников в группе, каждый слайд создан на основе макета «Заголовок и 2 объекта»; в заголовок введены Ф.И. ученика.
  • Для сопровождения урока создать презентацию из 5 слайдов:
  • 1 – ребус с зашифрованным словом «информация»;
  • 2 – название темы и цели урока;
  • 3 – этапы изучения нового материала;
  • 4 – свойства информации;
  • 5 – носители информации.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

Ученикам предлагается со слайда презентации разгадать ребус. Ответ – слово «информация».

- А как вы понимаете это слово?

- Тема сегодняшнего урока «Информация, информационные объекты различных видов». Цель: познакомиться с понятием информация, его свойствами и способами обработки. (слайд 2)

  1. Изучение нового материала

Познакомить учеников с правилами освоения нового материала (слайд 3)

1 этап – изучение содержания текста из распечаток и составление конспекта. Конспект составляется в коллективном поле деятельности.

2 этап – проверка выполнения конспекта по образцу – CD диск/конспекты/информация.

3 этап – работа с карточками, формулирование свойств информации, приведение примеров.

4 этап – проверка (слайд 5).

5 этап – итоговый рассказ учителя об информации как фундаментальном, неопределяемом понятии, которое можно отследить и оценить через его свойства.

Понятие информации, как и её свойств, контекстно, то есть зависит от того, в какой науке о ней дается представление: философии, физике, кибернетике, биологии, информатике.  Под  информацией в быту понимают любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют.

 Под  информацией в технике понимают сообщения, передаваемые с помощью знаков или сигналов (есть источник сообщения, приемник и канал связи).

Под  информацией в кибернетике понимают ту часть знаний, которая используется для активного действия управления, то есть для сохранения и развития системы.

Под  информацией в теории информации понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неполноты (неопределенности) знаний.

  1. Практическая работа

Объяснение учителем правил организации практической работы. Все ученики работают за компьютерами в клавиатурном тренажере Baby Tape (программа подготовлена к работе на экранах мониторов, ученики начинают работать в ней, нажимая на кнопку Старт).

Учитель периодически приглашает пары детей, объясняет, как пользоваться цифровым фотоаппаратом и как создать звукозапись. Ребята делают снимки друг  друга и записывают пожелание себе на новый учебный год на своем слайде презентации «Мой класс и я». Эта практическая работа продолжится на следующем уроке.

- Как сохранить эту презентацию?

- Как человек сохраняет информацию, а как компьютер?

 Просмотр слайда 6 как перспективной линии развития знаний по линии «Информация и компьютер».

  1. Итог урока

Информация - первичное, неопределяемое понятие. Его смысл в разных науках разъясняется по-разному. Мы договоримся под информацией  для человека понимать сообщения, которые увеличивают  его знания, а для компьютера это некоторая последовательность символьных обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков), несущих смысловую нагрузку, и представляемую в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ увеличивает информационный объем сообщения.  К пониманию информации мы приближаемся через ее свойства.

Свойства информации с точки зрения бытового подхода:

Релевантность - способность соответствовать запросам потребителя.

Полнота – свойство, исчерпывающе характеризующее  отображаемый объект процесса.

Своевременность – способность информации соответствовать нуждам потребителя.

Достоверность – способность не иметь скрытых ошибок.

Доступность – возможность ее получения данным пользователем.

Защищенность – невозможность несанкционированного использования или изменения информации.

Эргономичность – удобство формы или объема информации с точки зрения пользователя.  

Свойства информации в технических системах: запоминаемость, передаваемость, воспроизводимость, преобразуемость и стираемость.

Информация может существовать в виде:

  • текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
  • световых или звуковых сигналов;
  • радиоволн;
  • электрических и нервных импульсов;
  • магнитных записей;
  • жестов и мимики;
  • запахов и вкусовых ощущений;
  • хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.

Носитель информации - это физическая среда, непосредственно хранящая информацию. Для компьютера – дискета, CD, DVD диски, Flash память.

5.  Домашнее задание:

§ 1 (часть 1,3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях

Занятие содержит теоретический материал, презентацию к нему и две пратических работы по теме....

Педагогическая мастерская «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде плаката»

Педагогическая мастерская   «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде плаката»...

Презентация по теме "Информационные объекты различных видов"

Презентация используется в качестве сопровождения объяснения нового учебного материала, изложенного в учебном пособии Тереховой У.И. (1 курс)...

Урок "Синтаксический разбор предложений с различными видами связи" (подготовка девятиклассников к итоговой аттестации)

Разработка урока"Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор".(в ходе урока отрабатываются элементы подготовки в ОГЭ)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Информатика, 1 курс, Сестринское дело, Тест по теоретической теме "Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях"

Тест для студентов "Медицинского колледжа № 1" (г. Москва) специальности 34.02.01 Сестринское делоДисциплина "Информатика", 1 курс, 1 семестрТема теоритического занятия: "Хран...

Тест по теме: "Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях"

Тест создан с помощью  онлайн-платформы Online Test Pad - профессиональный конструктор тестов https://onlinetestpad.com/Для студентов медицинских колледжей. Дисциплина: "Информатик...