Урок на тему "Информация, информационные объекты различных видов"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Урок на тему "Информация, информационные объекты различных видов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок информатики 8 класс
Тема урока: Информация, информационные объекты различных видов
Цели урока:
- Формирование представления об информации, ее свойствах и информационных объектах разных видов.
- Формирование умений представлять информационные объекты различных видов.
- Выработка навыков информационно-коммуникационной деятельности.
- Развитие логического мышления.
- Воспитание уважительного и ответственного отношения друг к другу при выполнении групповой работы.
Тип урока: освоения новых знаний.
Формы урока: групповые, индивидуальные, коллективные.
Методы ведения урока: опыт, сравнение, рассказ.
Виды деятельности: исследование несложных практических ситуаций, практическая работа, конспектирование.
Модель знаний: Информация с точки зрения философии, биологии, физики и социальных наук. Информационные объекты различных видов. Свойства информации. Носители информации.
Практическая работа: Фиксирование аудио-видео информации. Освоение клавиатуры с использованием цифрового фотоаппарата и устройств звукозаписи, встроенной в Power Pоint, клавиатурный тренажер Baby Tape.
Средства для ведения урока:
- CD диск «Информатика». Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. Компания ЗАО «Новая школа» 2006.
- Технические средства: цифровой фотоаппарат, проектор.
- Программное обеспечение: клавиатурный тренажер Baby Tape, Power Pоint.
- Презентация:
- Для сопровождения урока.
- «Мой класс и я».
- Распечатки:
- Тема «Информация».
- Заполни таблицу.
- Списки групп.
План урока:
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Практическая работа.
- Итог урока.
- Инструкция к выполнению домашнего задания.
Предподготовка:
- Правила организации детей в группы
- В группе 3-4 человека, один из них с ярко выраженными физико-математическими и организаторскими способностями.
- В классе дети рассаживаются на перемене за столы согласно установленных ранее списков.
- Помощниками учителя при проведении практической работы являются 2 старшеклассника или лаборант.
- Для презентации «Мой класс и я» создать заготовку из n слайдов, где n - это количество учеников в группе, каждый слайд создан на основе макета «Заголовок и 2 объекта»; в заголовок введены Ф.И. ученика.
- Для сопровождения урока создать презентацию из 5 слайдов:
- 1 – ребус с зашифрованным словом «информация»;
- 2 – название темы и цели урока;
- 3 – этапы изучения нового материала;
- 4 – свойства информации;
- 5 – носители информации.
Ход урока
- Актуализация знаний
Ученикам предлагается со слайда презентации разгадать ребус. Ответ – слово «информация».
- А как вы понимаете это слово?
- Тема сегодняшнего урока «Информация, информационные объекты различных видов». Цель: познакомиться с понятием информация, его свойствами и способами обработки. (слайд 2)
- Изучение нового материала
Познакомить учеников с правилами освоения нового материала (слайд 3)
1 этап – изучение содержания текста из распечаток и составление конспекта. Конспект составляется в коллективном поле деятельности.
2 этап – проверка выполнения конспекта по образцу – CD диск/конспекты/информация.
3 этап – работа с карточками, формулирование свойств информации, приведение примеров.
4 этап – проверка (слайд 5).
5 этап – итоговый рассказ учителя об информации как фундаментальном, неопределяемом понятии, которое можно отследить и оценить через его свойства.
Понятие информации, как и её свойств, контекстно, то есть зависит от того, в какой науке о ней дается представление: философии, физике, кибернетике, биологии, информатике. Под информацией в быту понимают любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют.
Под информацией в технике понимают сообщения, передаваемые с помощью знаков или сигналов (есть источник сообщения, приемник и канал связи).
Под информацией в кибернетике понимают ту часть знаний, которая используется для активного действия управления, то есть для сохранения и развития системы.
Под информацией в теории информации понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неполноты (неопределенности) знаний.
- Практическая работа
Объяснение учителем правил организации практической работы. Все ученики работают за компьютерами в клавиатурном тренажере Baby Tape (программа подготовлена к работе на экранах мониторов, ученики начинают работать в ней, нажимая на кнопку Старт).
Учитель периодически приглашает пары детей, объясняет, как пользоваться цифровым фотоаппаратом и как создать звукозапись. Ребята делают снимки друг друга и записывают пожелание себе на новый учебный год на своем слайде презентации «Мой класс и я». Эта практическая работа продолжится на следующем уроке.
- Как сохранить эту презентацию?
- Как человек сохраняет информацию, а как компьютер?
Просмотр слайда 6 как перспективной линии развития знаний по линии «Информация и компьютер».
- Итог урока
Информация - первичное, неопределяемое понятие. Его смысл в разных науках разъясняется по-разному. Мы договоримся под информацией для человека понимать сообщения, которые увеличивают его знания, а для компьютера это некоторая последовательность символьных обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков), несущих смысловую нагрузку, и представляемую в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ увеличивает информационный объем сообщения. К пониманию информации мы приближаемся через ее свойства.
Свойства информации с точки зрения бытового подхода:
Релевантность - способность соответствовать запросам потребителя.
Полнота – свойство, исчерпывающе характеризующее отображаемый объект процесса.
Своевременность – способность информации соответствовать нуждам потребителя.
Достоверность – способность не иметь скрытых ошибок.
Доступность – возможность ее получения данным пользователем.
Защищенность – невозможность несанкционированного использования или изменения информации.
Эргономичность – удобство формы или объема информации с точки зрения пользователя.
Свойства информации в технических системах: запоминаемость, передаваемость, воспроизводимость, преобразуемость и стираемость.
Информация может существовать в виде:
- текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
- световых или звуковых сигналов;
- радиоволн;
- электрических и нервных импульсов;
- магнитных записей;
- жестов и мимики;
- запахов и вкусовых ощущений;
- хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.
Носитель информации - это физическая среда, непосредственно хранящая информацию. Для компьютера – дискета, CD, DVD диски, Flash память.
5. Домашнее задание:
§ 1 (часть 1,3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях
Занятие содержит теоретический материал, презентацию к нему и две пратических работы по теме....
Педагогическая мастерская «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде плаката»
Педагогическая мастерская «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде плаката»...
Презентация по теме "Информационные объекты различных видов"
Презентация используется в качестве сопровождения объяснения нового учебного материала, изложенного в учебном пособии Тереховой У.И. (1 курс)...
Урок "Синтаксический разбор предложений с различными видами связи" (подготовка девятиклассников к итоговой аттестации)
Разработка урока"Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор".(в ходе урока отрабатываются элементы подготовки в ОГЭ)...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...
Информатика, 1 курс, Сестринское дело, Тест по теоретической теме "Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях"
Тест для студентов "Медицинского колледжа № 1" (г. Москва) специальности 34.02.01 Сестринское делоДисциплина "Информатика", 1 курс, 1 семестрТема теоритического занятия: "Хран...
Тест по теме: "Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях"
Тест создан с помощью онлайн-платформы Online Test Pad - профессиональный конструктор тестов https://onlinetestpad.com/Для студентов медицинских колледжей. Дисциплина: "Информатик...