Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "основы проектной деятельности" 5 класс (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_informatika_fgos.doc | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №7
имени генерал-лейтенанта Л.В. Козлова
города Петровска Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО ________ Е.М. Кузнецова Протокол № ___ от«__»________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ ООШ №7 г. Петровска _____________ О.А. Филянина «__»____________2014 г. | Утверждаю Директор МБОУ ООШ № 7 г. Петровска ____________________ Приказ от «__»___________2014 г. №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Герасимова Наталья Анатольевна
I квалификационная категория
по курсу «Основы проектной деятельности»
5 класс
на 2014-2015 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2014 г.
г. Петровск
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении вводится изучение в 5 классе курса «Основы проектной деятельности», являющегося продолжением изучения предмета «Информатика и ИКТ».
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной учебной программы по информатике для 5-6 классов, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основныых подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе.
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Распределение часов.
№ п/п | Тема | Количество уроков по государственной программе 5-6 класс | Количество уроков по рабочей программе | |
5 класс | 6 класс | |||
1 | Информация вокруг нас. | 12 | 10 | 2 |
2 | Компьютер | 7 | 3 | 4 |
3 | Подготовка текстов на компьютере | 8 | 6 | 2 |
4 | Компьютерная графика | 6 | 3 | 3 |
5 | Создание мультимедийных объектов | 7 | 4 | 3 |
6 | Объекты и системы | 8 | 8 | |
7 | Информационные модели | 10 | 3 | 7 |
8 | Алгоритмика | 10 | 4 | 6 |
9 | Резерв | 2 | 2 | |
10 | Итого: | 70 | 35 | 35 |
Учебно-методический комплект по информатике для 5 класса.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).
Количество часов.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Особенности класса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Критерии оценивания различных форм работы учащихся на уроке.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Основная форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
Учебно-тематический план.
№ п/п | Раздел | Тема | Общее количество часов | |
5 класс | 6 класс | |||
1 | Информация вокруг нас | Информация вокруг нас. | 10 (уроки № 1, 5 – 9, 22 – 25) | 2 |
2 | Компьютер | 3 (уроки № 2 – 4) | 4 | |
3 | Информационные технологии | Подготовка текстов на компьютере | 6 (уроки № 10 – 15) | 2 |
4 | Компьютерная графика | 3 (уроки № 19 – 21) | 3 | |
5 | Создание мультимедийных объектов | 4 (уроки № 30 – 33) | 3 | |
6 | Информационное моделирование | Объекты и системы | 8 | |
7 | Информационные модели | 3 (уроки № 16 – 18) | 7 | |
8 | Элементы алгоритмизации | Алгоритмика | 4 (уроки № 26 – 29) | 6 |
9 | Резерв | 2 (уроки № 34, 35) | ||
Итого: | 35 | 35 |
Содержание рабочей программы.
Контрольные работы: 4
Практические работы: 17
Предметные результаты обучения.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры древних и современных информационных носителей;
- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
- представления на материальных носителях;
- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
- способности конкретного субъекта к его восприятию.
Ученик получит возможность:
- сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- сформировать представление о способах кодирования информации;
- преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
- научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
- самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:
- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
- создавать круговые и столбиковые диаграммы;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования
- простых рисунков;
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
- овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
- научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
- сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
- изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
- научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
- научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
- расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Ученик научится:
- понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
- сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Элементы алгоритмизации
Ученик научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
- подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Введение в информатику. Происхождение термина «информатика». Слово «информация» в обыденной речи. Информация, как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация, как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Термин «информация» (данные) в курсе информатики.
- Символ. Алфавит — конечное множество символов. Текст — конечная последовательность символов данного алфавита. Расширенный алфавит русского языка. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Литературные и научные тексты.
- Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова (8, 16, 32). Примеры. Код ASCII. Юникод. Кодировки кириллицы. Знакомство с двоичной системой счисления. Двоичная запись целых чисел в пределах от 0 до 256. Системы счисления с основаниями 8, 16. Десятичная и другие позиционные системы счисления. Измерение и дискретизация. Возможность цифрового представления аудиовизуальных данных. Тезис: все данные в компьютере представляются как тексты в двоичном алфавите. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, производные от них единицы.
- Устройство компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода. Роль программ в использовании компьютера. Носители информации, используемые в ИКТ, их история и перспективы развития. Представление об объёмах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров, физические ограничения на значения характеристик. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления.
- Математические модели; их общие черты и различия с натурными моделями и словесными описаниями. Использование компьютеров при математическом моделировании. Понятие о моделировании (в широком смысле) при восприятии мира человеком.
- Графы, деревья и списки, их применения при описании природных и общественных явлений, примеры задач.
- Алгоритмы и элементы программирования. Исполнители; состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя.
- Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык; программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Компьютер — автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды.
- Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель; компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
- Линейные программы. Их ограниченность: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Логические значения. Получение логических значений путём сравнения чисел. Логические операции «и», «или», «не».
- Простые и составные условия (утверждения). Соблюдение и несоблюдение условия (истинность и ложность утверждения). Запись составных условий (логических выражений).
- Конструкции ветвления (условный оператор) и повторения (операторы цикла в форме «пока» и «для каждого»).
- Имя алгоритма и тело алгоритма. Использование в теле алгоритма имен других алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы.
- Величина (переменная): имя и значение. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Знакомство с табличными величинами (массивами). Представление о структурах данных.
- Примеры задач управления исполнителями, в том числе — обработки числовых и строковых данных; реализация алгоритмов решения в выбранной среде программирования. Сортировка и поиск: постановка задач.
- Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объёма данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объёма данных.
- Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.
- Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
- Использование программных систем и интернет-сервисов. Программные компоненты современного компьютера: операционная система, файловые менеджеры, редакторы текстов и др. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т.п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.
- Файл. Характерные размеры файлов (примеры: тексты, видео, результаты наблюдений и моделирования). Файловая система. Каталог (директория). Файловые менеджеры. Операции с файлами. Оперирование файлами и каталогами в наглядно-графической форме. Архивирование и разархивирование.
- Создание и обработка текстов; систематизация знаний о приемах и умений работы над текстом с помощью текстовых редакторов (поиск и замена, проверка правописания, одновременная работа с несколькими текстами, работа нескольких авторов над одним текстом и др.).
- Работа с аудио-визуальными данными. Гипермедиа.
- Динамические (электронные) таблицы, построение таблиц, использование формул. Сортировка (упорядочение) в таблице. Построение графиков и диаграмм. Примеры использования при описании природных и общественных явлений.
- Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства и методика поиска информации, построение запросов, браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы.
- Работа в информационном пространстве. Передача информации. Источник и приёмник информации. Основные понятия, связанные с передачей информации (канал связи, скорость передачи информации по каналу связи, пропускная способность канала связи). Постановка вопроса о количестве информации, содержащейся в сообщении. Размер (длина) текста как мера количества информации. Подход А.Н.Колмогорова к определению количества информации.
- Роль ИКТ при передаче и обработке информации. Компьютерные сети. Интернет. Сетевое хранение данных. Виды деятельности в Интернете. Приемы, повышающие безопасность работы в Интернете. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в Интернете.
- Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Примеры стандартов докомпьютерной и компьютерной эры.
- Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
- умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Календарно-тематическое планирование для 5 класса
№ | Тема урока | Содержание урока | Количество часов | Тип урока / форма проведения | Планируемые результаты освоения материала | Формы организации учебно-познавательной деятельности | Оборудование, ЭОР | Система контроля | Д/з | Дата | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||
план | факт | ||||||||||||
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. | информация; виды информации по способу получения; виды информации по форме представления; действия с информацией; техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | изучение нового материала | общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах | умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику | навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | лекция с беседой, решение упражнений в РТ | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран. 1) презентация «Информация вокруг нас»; 4) презентация «Техника безопасности» | самоконтроль | §1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №4, №7, №10. Дополнительное задание: №11 в РТ, №7 на стр. 9 учебника. |
| ||
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение; техника безопасности. | 1 | изучение нового материала, обобщение | знание основных устройств компьютера и их функций | основы ИКТ- компетентности | представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | беседа, решение упражнений в РТ | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран. 1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »; 2) презентация «Компьютер на службе у человека». | тематический контроль, внешний контроль | §2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр.16 учебника. |
| ||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. | устройства ввода информации; клавиатура; группы клавиш; комбинации клавиш; основная позиция пальцев; клавиатурный тренажер; слепая десятипальцевая печать. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера | основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры | понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. презентация «Ввод информации в память компьютера». | тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль | §3; РТ: №25, №26, №28, №33. Дополнительное задание: один из номеров 35 или 36, №37. |
| ||
Управление компьютером. | программное обеспечение; документ; рабочий стол; панель задач; указатель мыши; меню; главное меню; окно; элементы окна. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» | 1 | изучение нового материала, практикум | общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером | основы ИКТ- компетентности; навыки управления компьютером | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. презентация «Управление компьютером». | тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль | §4; РТ: №38, №39, №42, №53. Дополнительное задание: №54 в РТ; №21 на стр. 34 учебника. |
| ||
Хранение информации | информация; действия с информацией; хранение информации; память; носитель информации; файл; папка. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» | 1 | изучение нового материала, практикум | общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации | понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве | понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. 1) презентация «Хранение информации»; 2) презентация «Носители информации»; 3) презентация «Хранение информации: история и современность» | тематический контроль, внешний контроль | §5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. Дополнительные задания: №57, №61, №68, №69. |
| ||
Передача информации | информация; действия с информацией; передача информации; источник информации; информационный канал; приёмник информации. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации | понимание единой сущности процесса передачи информации | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Передача информации»; 2) презентация «Средства передачи информации» | тематический контроль, самоконтроль | §6; РТ: №70, №72, №74. Дополнительное задание: №75 |
| ||
Электронная почта | передача информации; электронная почта; электронное письмо. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» | 1 | изучение нового материала, практикум, обобщение | общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме | основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран; ПК учащихся презентация «Передача информации». | тематический контроль, внешний контроль | §6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: №78. |
| ||
К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». В мире кодов. Способы кодирования информации | К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». условный знак; код; кодирование; декодирование. | 1 | комбинированный урок | общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; | умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики | беседа, решение упражнений, контрольная работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Кодирование информации». | тематический контроль, внешний контроль | §7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно, по усмотрению учителя). |
| ||
Метод координат | код; кодирование; графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | представление о методе координат | понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Кодирование информации» | тематический контроль, внешний контроль | §7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100. Дополнительное задание: №101. |
| ||
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | текст; текстовая информация; текстовый документ. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации | основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Текстовая информация»; 2) презентация «Цепочки слов». | тематический контроль, внешний контроль | §8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105. |
| ||
Основные объекты текстового документа. Ввод текста | текстовый документ; объекты текстового документа; Практическая работа №5 «Вводим текст» | 1 | изучение нового материала, практикум | понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке | основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Текстовая информация» файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf. | тематический контроль, внешний контроль | §8 (2, 4); РТ: №111, №103. | |||
Редактирование текста | текстовый документ; редактирование текстового документа; операции; Практическая работа №6 «Редактируем текст» | 1 | изучение нового материала, практикум | представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке | основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов»; 3) файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf | тематический контроль, внешний контроль | §8 (5); РТ: №110, №112. | |||
Текстовый фрагмент и операции с ним. | текстовый документ; редактирование текстового документа; буфер обмена; фрагмент; операции с фрагментом; Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | 1 | изучение нового материала, практикум | умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов | основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов; 3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf, Медвежонок.rtf, 100.rtf. | тематический контроль, внешний контроль | §8 (5); РТ: №113, №114, №115. |
| ||
Форматирование текста | текстовый документ; форматирование текстового документа; выравнивание; шрифт; начертание. Практическая работа №8 «Форматируем текст» | 1 | изучение нового материала, практикум | представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы | основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов»; 3) файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf. | тематический контроль, внешний контроль | §8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119. | |||
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. | таблица; столбец таблицы; строка таблицы; ячейка таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) | 1 | изучение нового материала, практикум | представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы | основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Представление информации в форме таблиц». | тематический контроль, внешний контроль | §9 (1); РТ: №121, №123, №124. | |||
Табличное решение логических задач. | таблица; логическая задача; взаимно однозначное соответствие. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) | 1 | изучение нового материала, практикум | умение представлять информацию в табличной форме | основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Табличный способ решения логических задач». | тематический контроль, внешний контроль | §9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: №129. | |||
Разнообразие наглядных форм представления информации | рисунок; схема; наглядность. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | умение представлять информацию в наглядной форме | умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Наглядные формы представления информации»; 2) презентация «Поезда»; 3) презентация «Теплоходы». | тематический контроль, внешний контроль | §10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137. | |||
Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р.№2 По теме «Формы представления информации». | диаграмма:
Практическая работа №10 «Строим диаграммы» К.р.№2 По теме «Формы представления информации». | 1 | комбинированный урок | умение строить столбиковые и круговые диаграммы | умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений, контрольная работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Наглядные формы представления информации» | тематический контроль, внешний контроль | §10 (5); РТ: №134, №135, №136. | |||
Компьютерная графика. Инструменты графического редактора | компьютерная графика; графический редактор; инструменты графического редактора. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | 1 | изучение нового материала, практикум | умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией | развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. | тематический контроль, внешний контроль | § 11 (1, 2); РТ: №138, №139. | |||
Преобразование графических изображений | графический редактор; сканер; графический планшет; инструменты графического редактора; фрагмент. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | 1 | изучение нового материала, практикум | умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации | развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp. | тематический контроль, внешний контроль | § 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144. | |||
Создание графических изображений | графический редактор; графический примитив; фрагмент. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | 1 | изучение нового материала, практикум | умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов | умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) презентация «Планируем работу в графическом редакторе». | тематический контроль, внешний контроль | § 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146. | |||
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации | умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации». | тематический контроль, внешний контроль | § 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150. | |||
Списки – способ упорядочивания информации | информация; обработка информации; систематизация информации; упорядочение информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» | 1 | изучение нового материала, практикум | представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки | представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; 3) файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf. | тематический контроль, внешний контроль | § 12 (2); РТ: №151, №52. | |||
Поиск информации | информация; обработка информации; систематизация информации; поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | 1 | изучение нового материала, практикум, обобщение | представление о поиске информации как информационной задаче | умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации | первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; 3) файл-заготовка Клавиатура.rtf. | тематический контроль, внешний контроль | § 12 (3); РТ: №153, №154, №155. | |||
Кодирование как изменение формы представления информации К.р.№3 по теме «Обработка информации» | информация; обработка информации; кодирование информации. К.р.№3 по теме «Обработка информации» | 1 | комбинированный урок | представление о кодировании как изменении формы представления информации | умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, решение упражнений, контрольная работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации». | тематический контроль, внешний контроль | § 12 (4); РТ: №158, №159, №162. | |||
Преобразование информации по заданным правилам. | Информация:
обработка информации; правила обработки информации. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | 1 | изучение нового материала, практикум | представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам | умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации». | тематический контроль, внешний контроль | § 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173. | |||
Преобразование информации путем рассуждений | информация; обработка информации; логические рассуждения | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | представление об обработке информации путём логических рассуждений | умение анализировать и делать выводы | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) презентация «Задача о напитках»; 3) плакат «Обработка информации». | тематический контроль, внешний контроль | § 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ. | |||
Разработка плана действий. Задачи о переправах. | информация; обработка информации; план действий | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | представление об обработке информации путём разработки плана действий | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации» | тематический контроль, внешний контроль | §12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ | |||
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | информация; обработка информации; план действий | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | представление об обработке информации путём разработки плана действий | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; 3) логическая игра «Переливашки» | тематический контроль, внешний контроль | §12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ. | |||
Создание движущихся изображений | информация; обработка информации; план действий; сюжет, видеосюжет. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). | 1 | изучение нового материала, практикум | представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; 3) образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt», «Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt» | тематический контроль, внешний контроль | § 2.12, №21 в учебнике. |
| ||
Создание анимации по собственному замыслу | план действий; сюжет, анимация; настройка анимации. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). | 1 | изучение нового материала, практикум | навыки работы с редактором презентаций | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся | тематический контроль, внешний контроль | Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики. | |||
Создание итогового мини-проекта | информация; информатика; действия с информацией; план действий; информационный объект; информационные технологии; текстовый редактор; графический редактор; редактор презентаций. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | 1 | практикум | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся | тематический контроль, внешний контроль | Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). | |||
К.р.№4. Итоговое тестирование. | фронтальное повторение изученного материала. К.р.№4. Итоговое тестирование | 1 | контроль знаний | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность | понимание роли информационных процессов в современном мире | контрольная работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся | итоговый контроль, внешний контроль | Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). |
| ||
Резерв учебного времени | Можно предложить ученикам выполнить следующие работы по собственному замыслу: 1) создать в текстовом процессоре текстовый документ «Чему я научился на уроках информатики»; 2) создать рисунок в графическом редакторе; 3) создать средствами текстового процессора и графического редактора комбинированный документ; 4) создать анимацию на свободную тему; 5) создать интерактивный кроссворд по основным понятиям курса; 6) создать презентацию «История письменности». | 1 | практикум | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, практическая работа | ПК учащихся | тематический контроль, самоконтроль | Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). | |||
Резерв учебного времени | На последнем уроке работы по собственному замыслу можно продемонстрировать, распечатать и вывесить для всеобщего обозрения. | 1 | практикум | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность | понимание роли информационных процессов в современном мире | выступления учащихся | ПК учащихся | тематический контроль, самоконтроль | Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). |
Контроль уровня обучения.
Контрольная работа №1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».
Контрольная работа №2 по теме «Формы представления информации».
Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации»
Контрольная работа №4. Итоговое тестирование.
Ресурсное обеспечение программы.
Литература основная и дополнительная для учителя
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Литература основная и дополнительная для учащихся
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Медиаресурсы
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Оборудование
- Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
- Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программное обеспечение
- Операционная система.
- Файловый менеджер.
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
- Программа разработки презентаций.
- Браузер.
Дидактический материал.
Материалы для проведения практических работ размещены в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам проектной деятельности
Рабочая программа по Основам проектной деятельности для 5-6 классов в рамках внедрения ФГОС ООО...
Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс
Данный материалсодержит подробное календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс в основной школе....
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"
Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. Срок реализации - 2015/2016 уч.годКоличество часов всего - 34, 1 час в неделю...
Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" для 10 класса
Рабочая программа курса “Проектная деятельность ” рассчитана на учащихся 10 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют опред...
Рабочая программа по основам проектной деятельности 5-8 классы.
Программа составлена на основе программы учебного курса «Основы проектной деятельности школьника» Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. проф. Е.Я.Когана.- Самара.: издательство «У...
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"...
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – исследователи» 5 класс
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – и...