Разработка урока по теме "Информация и информационные процессы"
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт на тему
Разработка урока обобщения с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_informatika_i_ikt.rar | 342.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
предмет: Информатика и ИКТ
тема: Повторение и обобщение знаний по теме «Информация и информационные процессы»
специальность: «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»»
преподаватель: Белоусова Ольга Леонидовна
Тема урока: Повторение обобщение и знаний по теме «Информация и информационные процессы»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Презентация, выполненная средствами программы SMART Notebook.
- Оценочные листы.
- Раздаточный материал.
Цели урока:
образовательная:
Повторение и обобщение теоретических знаний по теме «Информация и информационные процессы», закрепление умений перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую, подготовка к контрольной работе.
развивающая:
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания.
Воспитательная:
Развитие познавательного интереса. Воспитание информационной культуры, основ коммуникационного общения.
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Разминка. (20 мин.).
- Обобщение и систематизация правил перевода чисел из одной СС в другую. (15 мин).
- Самостоятельная работа. (10 мин.).
- Взаимопроверка (5 мин.)
- Анализ практических работ. (5 мин).
- Работа в группах. (15мин).
- Подведение итогов урока. (7 мин).
- Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока:
I. Организационный момент.
ЗАДАЧА ЭТАПА: настроить студентов на работу.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: коллективная.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Приветствие, проверка отсутствующих. Сообщение темы и целей урока. Студентам раздаются оценочные листы, в которых они будут оценивать свою работу на каждом этапе урока (Приложение 1).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: приветствуют преподавателя, получают оценочные листы, задают уточняющие вопросы.
II. Разминка
ЗАДАЧА ЭТАПА: актуализировать знания основных понятий темы.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: На экране демонстрируются слайды презентации с заданиями направленными на обобщение и повторение основных понятий и определений.
Студентам, имеющим хорошие оценки по данной теме, предлагается выполнить тест за компьютером (Приложение 2).
Слайд №2 – соединить определения понятия «информация» и области знаний для которой оно актуально.
Слайд №3 – вписать в таблицу свойства информации, а затем, передвигая объекты на интерактивной доске поставить в соответствие данным свойствам – их сущность.
Слайд №4 – сгруппировать виды информации по трем признакам и назвать эти признаки.
Слайд №5 – вписать недостающие виды информации в предложения. (Пока один студент выполняет, преподаватель просит студентов вспомнить, что может являться носителем информации).
Слайд №6 – вписать название понятий, которые соответствуют данным определениям (Преподаватель просит студентов вспомнить другой подход к измерению информации).
Слайд №7 – указать наименьшую единицу измерения информации, исправить равенства.
Слайд №8 – даны утверждения, необходимо указать, какие из них верны, какие нет.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: выполняют задания у доски, оценивают свою работу в оценочных листах.
III. Обобщение и систематизация правил перевода чисел из одной СС в другую.
ЗАДАЧА ЭТАПА: подготовка к выполнению самостоятельной практической работы.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: работа в группах.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Разбивает студентов на четыре группы, каждой группе формулируется задание.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Студенты обсуждают в группах задание, решают, кто пойдет к доске. Затем по одному человеку от группы выходят к доске и объясняют алгоритм перевода чисел из одной СС в другую.
Задание для групп:
1) правило перевода чисел и любой СС в десятичную;
2) правило перевода чисел из десятичной СС в любую;
3) правило перевода двоичных чисел в СС с основанием 8,16;
4) правило перевода чисел из СС с основанием 8,16 в двоичный код.
IV. Самостоятельная работа
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: предлагает студентам решить задания, которые выведены на доске (2 варианта).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Выполняют задания в тетрадях. Студенты, которые справятся раньше, получают дополнительное задание (Приложение 3).
V. Взаимопроверка
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: работа в парах.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: выводит правильные ответы на доску (сказать об объективности проверки и выставления оценок друг другу).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Меняются тетрадями и оценочными листами. Проверяют и оценивают друг друга.
VI. Анализ практических работ
ЗАДАЧА ЭТАПА: проанализировать типичные ошибки практической работы по теме «Арифметические операции в позиционных системах счисления».
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: коллективная
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: выводит на экран таблицу, содержащую типичные ошибки в работе и их количество.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: комментируют ошибки, самостоятельно составляют таблицы для выполнения операций в СС с основанием 4.
VII. Работа в группах
ЗАДАЧА ЭТАПА: закрепить умения выполнять арифметические операции в позиционных системах
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: работа в группах.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: раздает задания группам (Приложение 4), подводит студентов к пониманию того, что нужно распределить роли в группах для быстрого выполнения задания (от работы каждого студента зависит результат всей группы).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Выполняют задание.
VIII. Подведение итогов урока
ЗАДАЧА ЭТАПА: подвести итог занятия, оценить работу каждой группы, составить кластер основных понятий темы.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: коллективная
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Задает студентам наводящие вопросы. Составляет на доске схему.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Отвечают на вопросы.
IX. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе.
Приложение 1
Фамилия__________________________
Этап урока | Кол-во баллов | |
Теоретический этап | ||
Практический этап | Работа в группах | |
Самостоятельная работа | ||
Построение рисунка по координатам |
Всего баллов__________
Приложение 2
ТЕСТ | |||||||||
по теме "Информация и информационные процессы" | |||||||||
Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как: |
|
|
| ||||||
1) | всевозможные сведения, сообщения, знания; |
|
|
|
| ||||
2) | сведения, передаваемые в форме знаков и сигналов; |
|
|
| |||||
3) | сведения, уменьшающие неопределенность знаний; |
|
|
| |||||
4) | сведения, хранящиеся на материальном носителях: |
|
|
| |||||
5) | знания, получаемые об окружающем нас мире. |
|
|
|
| ||||
Примером числовой информации служит: |
|
|
|
|
| ||||
1) | текст учебника; |
|
|
|
|
|
|
| |
2) | цены на товарах; |
|
|
|
|
|
|
| |
3) | математические формулы; |
|
|
|
|
|
| ||
4) | таблица умножения; |
|
|
|
|
|
| ||
5) | детская считалка. |
|
|
|
|
|
|
| |
Какой из перечисленных процессов нельзя назвать информационным процессом? |
| ||||||||
1) | взвешивание информации; |
|
|
|
|
|
| ||
2) | кодирование информации; |
|
|
|
|
|
| ||
3) | хранение информации; |
|
|
|
|
|
| ||
4) | обработка информации. |
|
|
|
|
|
| ||
Носителем текстовой информации является… |
|
|
|
|
| ||||
1) | книга, написанная на любом языке; |
|
|
|
|
| |||
2) | любая книга, написанная на языке приемника информации |
|
| ||||||
3) | фотография; |
|
|
|
|
|
|
| |
4) | нотная грамота; |
|
|
|
|
|
|
| |
5) | светофор. |
|
|
|
|
|
|
| |
Носителем информации в компьютере является…. |
|
|
|
| |||||
1) | знак; |
|
|
|
|
|
|
|
|
2) | код; |
|
|
|
|
|
|
|
|
3) | сигнал; |
|
|
|
|
|
|
|
|
4) | память; |
|
|
|
|
|
|
|
|
5) | процессор. |
|
|
|
|
|
|
| |
В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на: |
|
| |||||||
1) | арабские и римские; |
|
|
|
|
|
| ||
2) | позиционные и непозиционные; |
|
|
|
|
| |||
3) | представленные в виде ряда и в виде разрядной сетки. |
|
|
| |||||
Какие цифры используются в шестиричной системе счисления? |
|
|
| ||||||
1) | 0,6,5,2; |
|
|
|
|
|
|
|
|
2) | 8,6,1,0; |
|
|
|
|
|
|
|
|
3) | 0,3,2,1; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Когда 2*2=11? |
|
|
|
|
|
|
|
| |
1) | в двоичной системе счисления; |
|
|
|
|
| |||
2) | в троичной системе счисления; |
|
|
|
|
| |||
3) | в четверичной системе счисления. |
|
|
|
|
| |||
Укажите таблицу сложения двоичных чисел | |||||||||
1) | 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=0 |
|
|
|
|
|
| ||
2) | 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=2 |
|
|
|
|
|
| ||
3) | 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=10 |
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Дополнительное задание
Фамилия__________________________
Переведите число 110110 в двоичную СС по схеме A10 → A16 → A2
Дополнительное задание
Фамилия__________________________
Переведите число 11110 в двоичную СС по схеме A10 → A8 → A2
Дополнительное задание
Фамилия__________________________
Один мудрец писал «Мне 33 года. Моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года. Какую систему счисления использовал мудрец, и сколько ему лет.
Дополнительное задание
Фамилия__________________________
Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими детьми. Каждому досталось по 11 монет, и одна осталась лишней. Какая система счисления использовалась, и сколько было монет?
Приложение 4
Задание группам
Вычислите приведенные в таблице значения х и у, записать их в 10 СС. Построить в координатной плоскости полученные точки, соединив их последовательно друг с другом:
№ п/п | Х | У |
1 | 104*34-134 | 1114-1034 |
2 | 1334-304-224 | 24+24 |
3 | 104+24 | 1114-214-124 |
4 | 24*114-104 | 104*114-224 |
5 | 124+34 | 34*24+104 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы".
Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы"....
Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10
Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10...
Разработка урока на тему: "Табличные информационные модели"
Цель: познакомить учащихся с табличными информационными моделями (Таблицы типа "Объект-объект", "Объект-свойства")....
Разработка урока информатики по теме «Информационные процессы», 8 класс
Предмет: информатика Класс: 8Тема и номер урока в теме: Человек и информация, урок № 3 Базовый учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русанов С.В. Информатика и ИКТ. 8 класс Цели у...
Технологическая карта урока информатики «Информация и информационные процессы»
Технологическая карта урока информатики в 7 классе на тему "информация и информационные процессы"....
Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представлени...
Урок информатики по теме «Информационные процессы»
Цель:- ввести понятие информационных процессов;- рассмотреть различные примеры информационных процессов;- ввести понятие «информационная технология.Урок №3 8 класс.doc...