Урок информатики по теме «Информационные процессы»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
- ввести понятие информационных процессов;
- рассмотреть различные примеры информационных процессов;
- ввести понятие «информационная технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no3_8_klass.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Информационные процессы»
- ввести понятие информационных процессов;
- рассмотреть различные примеры информационных процессов;
- ввести понятие «информационная технология.
Задачи учителя:
- определить понятие «информационный процесс»;
- рассмотреть примеры информационных процессов в обществе;
- рассмотреть примеры информационных процессов в природе и в технических устройствах;
- определить понятие «технология»;
- определить понятие «информационная технология»;
- выделить инструменты информационных технологий.
План урока:
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Подведение итогов
- Постановка домашнего задания
Ход урока:
- Орг. момент.
- Объяснение нового материала.
- определение понятия «информационный процесс»
Учитель: Приведите примеры словосочетаний со словом «процесс».
Ученики: Процесс приготовления пищи (пирога), исторический процесс (переход от одного общественного строя к другому), замерзание воды в реках и озерах, экологический процесс, процесс лечения.
Учитель: Приготовление пирога – это процесс переработки исходных продуктов (муки, молока, яиц) в конечный продукт (пирог).
Переход от рабовладельческого строя к феодальному – это исторический процесс. Он характеризуется изменением общественного и экономического состояния общества.
Замерзание воды в реках и озерах – это физический процесс. Он протекает во времени и характеризуется изменением текущего состояния воды.
Конспектирование лекции за учителем – это процесс переработки информации из вербальной (устной) формы в письменную. В этом процессе изменяются параметры исходного текста: объём, содержание, форма. Такой процесс принято называть информационным.
Характеристики процессов
Процесс | Название параметров |
Приготовление пирога | Цвет, вкус, консистенция продуктов |
Смена строя | Экономические параметры, показатели общественного устройства |
Замерзание воды | Температура, агрегатное состояние |
Конспектирование лекции за учителем | Объём, содержание, форма |
Суть любого процесса заключается в изменении состояния объектов в результате некоторого воздействия на них.
- Примеры информационных процессов в обществе
Информационные процессы – процессы, связанные с поиском, сбором, хранением, обработкой, кодированием и передачей информации.
Что было бы с обществом, если бы в нем не было информационных процессов?
Ученики: Не было бы развития общества. Для человека отсутствие информации и информационных процессов противоестественно. Человек непрерывно воспринимает информацию об окружающем мире и нуждается в передаче и обработке информации.
Учитель: Приведите примеры информационных процессов в обществе.
Ученики: Чтение книг, разговор по телефону, просмотр спектакля, изучение природных явлений, заучивание роли, переписка.
Коммуникация – процесс передачи информации.
Коммуникационная среда – совокупность условий обмена информацией.
- Примеры информационных процессов в природе и в технических устройствах
Учитель: Приведите примеры, подтверждающие наличие информационных процессов среди объектов живой природы.
Ученики: Примеры общения животных между собой, с человеком, реакции растений на внешние воздействия проявляется в изменении биохимических процессов на клеточном уровне.
Учитель: Существуют ли информационные процессы среди объектов неживой природы?
Ученики: Да, но только применительно к технике. Например, различные автоматы, турникет в метро, домофон, банкомат и др.
Учитель: Информационные процессы протекают в устройствах, созданных человеком. Постигая законы окружающего мира, человек создаёт устройства, управляя которыми, он удовлетворяет свои многочисленные потребности. Для удобства передвижения человек создал автомобиль, который получает от человека информацию о направлении движения и режиме работы и обеспечивает выполнение команд. Для изучения тайн моря создан батискаф, для изучения Луны – луноход; все они выполняют команды, заданные человеком.
Учитель: Приведите известные Вам примеры информационных процессов в технике.
Ученики: Управление станками с программным управлением, режимами работы микроволновой печи.
- Информационные технологии
Слово технология греч., означает искусство, мастерство, умение.
Примеры технологических процессов:
Название | Исходные продукты | Конечный продукт | Инструменты |
Получение фруктового сока | Фрукты, сахар | сок | Соковыжималка, устройство для пастеризации (стерилизации) |
Изготовление одежды | Ткань, нитки, пуговицы | пальто | Иголки, булавки, швейная машинка, утюг |
Изготовление куклы Буратино | Полено, бумага | Буратино | Нож, рубанок, клей, шурупы |
Производство металла | руда | металл | Доменная печь |
Получение мёда | Нектар, пыльца | мёд | Организм пчелы |
В результате любого материального технологического процесса получается новый материальный продукт.
Технология – совокупность методов и средств, позволяющих создавать материальный продукт.
- определение понятия «информационная технология»
Информационные процессы в обществе и технике тесно связаны с понятием «информационные технологии».
Учитель: Существует ли технология написания сочинения по художественному произведению?
Ученики: Да, так как есть исходная информация, полученная из художественного произведения, есть тема сочинения, есть правила написания сочинения. В результате должен получиться рассказ, раскрывающий заданную тему.
Учитель: Таким образом, можно говорить о технологии написания книги, создания журнала, газеты, телевизионной передачи, то есть можно говорить о получении информационного продукта в результате информационной технологии. Предполагается ли использование каких-либо инструментов в информационной технологии?
Ученики: Да, например: ручка, пишущая машинка, компьютер, кинокамера, диктофон, магнитофон.
Информационная технология – информационный процесс, в результате которого создаётся информационный продукт.
- Инструменты информационных технологий
Этапы развития инструментов информационных технологий
№ | Период | Вид | Цели | Инструменты |
I | До второй половины ХIX в. | «Ручная технология» | Представление информации в нужной форме | Камень, глиняные доски, шкуры, пергамент, бумага, перо. |
II | Конец XIX – начало XX в. | «Механическая технология» | Представление информации в форме, удобной для передачи и хранения | Пишущая машинка, арифмометр, телефон, телеграф, телевидение, радиосвязь |
III | 40 – 60-е гг. ХХ в. | «Электрическая технология» | Представление информации в форме, удобной для передачи и хранения | Большие компьютеры, электрические пишущие машинки, магнитофоны, копировальные аппараты |
IV | Начало 70-х – середина 80-х гг. ХХ в. | «Электронная технология» | Совершенствование форм представления информации | Большие компьютеры |
V | С середины 80-х гг. ХХ в. | «Компьютерная технология» | Представление информации в форме, удобной для хранения, поиска, обработки, передачи | Персональный компьютер и компьютерные сети |
- Подведение итогов. В повседневной жизни человек сталкивается с различными процессами, в том числе и информационными, которые включают в себя сбор, хранение, поиск, кодирование и передачу информации. Информационные процессы протекают в живой природе, в обществе и в технике. Основой информационных процессов в обществе являются коммуникации. Информационные процессы в обществе связаны с понятием информационных технологий. Информационные технологии предполагают создание информационного продукта и опираются на использование инструментов, которые прошли в своём развитии несколько этапов. Сегодня наиболее эффективным инструментом информационных технологий является компьютер.
- Домашнее задание:
- Читать: стр. 20 - 23,
- Письменно: стр. 24, вопросы 3-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока информатики по теме «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости»
Папка содержит модель урока по теме «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости», рассчитанного на два часа, презентацию и приложения к уроку....
Разработка урока информатики по теме «Информационные процессы», 8 класс
Предмет: информатика Класс: 8Тема и номер урока в теме: Человек и информация, урок № 3 Базовый учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русанов С.В. Информатика и ИКТ. 8 класс Цели у...
Технологическая карта урока информатики «Информация и информационные процессы»
Технологическая карта урока информатики в 7 классе на тему "информация и информационные процессы"....
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...
Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представлени...