Технологическая карта урока информатики «Информация и информационные процессы»
план-конспект занятия по информатике и икт (7 класс) на тему
Технологическая карта урока информатики в 7 классе на тему "информация и информационные процессы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_informatiki_informatsiya_i_informatsionnye_protsessy.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока информатики «Информация и информационные процессы»
ФИО педагога: Кашарова Наталья Евгеньевна
Предмет, класс: Информатика, 7 класс
Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. Босова
Тема урока: Информация и информационные процессы
Тип урока: урок открытия нового знания (1 урок)
Технология: развития критического мышления
Цель урока: Создание условий для усвоения материала по истории средств хранения, передачи и обработки информации.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания о истории средств хранения, передачи и обработки информации;
Развивающая: совершенствовать умений осуществлять поиск в Интернете, выделения и структурирования информации;
Воспитательная: осознать ценности научных открытий и изобретений для расширения возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирования представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире и в истории; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации.
Метапредметные результаты: владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы: способность к поиску и выделению необходимой информации, применению методов информационного поиска.
Предметные результаты: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация и информационные процессы, носители информации; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права; знание примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике, мировоззрения, формирование алгоритмической культуры, формирование уважительного отношения к истории.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
-структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач.
Регулятивные:
-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка;
- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата;
- контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
- ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать;
- развитие диалогической речи.
Личностные:
-психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение;
- развитие логического мышления, знание основных моральных норм;
- развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения;
- формирование умений систематизации объектов.
Программно-технические средства на уроке:
- Средства ИКТ: ПК учителя, ПК учащихся с выходом в Интернет, проектор;
- презентация «Совершенствование орудий труда» - Приложение 1;
- сайты электронных музеев.
Информация и информационные процессы
Этап урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия: | ||||||
Орг. момент / Мотивационный этап. | Здравствуйте, 7 класс! Как отдохнули во время летних каникул? А теперь с таким прекрасным настроением, с которым вы отдохнули, мы начнем урок информатики. Наш урок мне хотелось бы начать высказыванием Козьмы Пруткова: «Глядя на мир, нельзя не удивляться!» И, действительно, нельзя не удивляться какими быстрыми темпами идет развитие вычислительной техники, ее возможностей, областей применения. В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Всё это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей. Известно, что история материального производства и мировой науки тесно связана с историей развития орудий труда. Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились много позже первых орудий материального труда. Историки утверждают, что расстояние во времени между появлением первых инструментов для физического труда (топор, ловушка для охоты) и инструментов для регистрации информационных образов (на камне, кости) составляет около миллиона лет! Следовательно, большую часть времени существования человека на Земле труд носил только материальный характер. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку, Учитель показывает слайды презентации «Совершенствование орудий труда», где отображается то, о чем он говорит. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Личностные: -психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение; | ||||||
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | На ваших партах лежит таблица, которую вам необходимо заполнить, но для начало нужно вспомнить всё, что вам известно о средствах хранения, обработки и передачи информации, и записать эти сведения в первую графу таблицы «Знаю»
Что вы записали в столбце «Знаю»? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока. Попробуйте сделать предположение о том, чем мы займемся на уроке. | Ставит проблемный вопрос, а именно просит заполнить столбец «Знаю». Просит озвучить тему и задачи на урок. | Вспоминают ранее изученный материал, заполняют первый столбец. Обсуждают в классе материал, который вспомнили, когда заполняли столбец «Знаю» Делают свои предположения и высказывания о теме и задачах на урок. | . Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; Регулятивные: -развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка; Коммуникативные: ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать; | ||||||
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Какие средства хранения информации были первыми? Или в эпоху феодализма? Если раньше большую часть времени существования человека на Земле труд носил только материальный характер, то теперь в эпоху развития и процветания информационно-коммуникационных технологий появились другие деятельности, например: информационная. Информационную деятельность человека можно разделить на три составляющие: хранение, передачу и обработку. Долгое время средства информационного труда развивались отдельно по этим трём направлениям. А теперь, я предлагаю вам заполнить вторую колонку таблицы, а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения, обработки и передачи информации, на которые вы не знаете ответов. В качестве опоры предложен список вопросительных слов: что, какие, как, сколько, где, почему, когда | Задает учащимся вопросы. Проводит параллель с уже известным материалом. Просит заполнить столбец «Хочу узнать». | Делают свои предположения и высказывания на вопросы, задаваемые учителем. Заполняют столбец «Хочу узнать», | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать; | ||||||
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Вам необходимо вместе с соседом по парте обсудить ваши записи, а потом сообщить всему классу об известных вам средствах хранения, обработки и передачи информации. | Учитель сообщает задания для учеников, объясняя, что им необходимо обсудить при работе в парах. Учитель фиксирует основные сведения на доске. | После индивидуального выполнения задания учащиеся обсуждают вопросы в парах и выбирают наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы. Остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения. | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; развитие диалогической речи; Личностные: формирование умений систематизации объектов; | ||||||
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. | При обсуждении были выявлены вопросы, которые я зафиксировала на доске. Найти ответы на поставленные вопросы, можно по-разному. А как именно? Но чтобы начать самостоятельную работу, необходимо вспомнить технику безопасности при работе за компьютером. (список примерных вопросов) Какие средства хранения информации были первыми? Когда и где появилось книгопечатание, кто его изобретатель? Какие средства хранения информации были на Руси, а в последствии и в России? Какими средствами хранения информации пользовались люди в 17-19 веках? Как передавали информацию люди в древних государствах? Какие приборы были изобретены учёными и использовались для передачи информации 18-21 веках? | Сообщает вопросу, которые выявили ученики. Напоминает ТБ при работе за компьютером. | Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. Вспоминают ТБ при работе за компьютером, озвучивают основные требования. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать; | ||||||
Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Для нахождение ответов, я предлагаю Вам посетить виртуальные музеи, адреса, которых вы видите на доске. http://informat444.narod.ru/museum/ http://computerhistory.narod.ru/ http://www.museum.ru/M2744item | Учитель предлагает посетить один из виртуальных музеев. Просит учащихся самостоятельно ответить на них с помощью ЭОР. Организует самостоятельную работу | Учащиеся садятся за компьютеры, выходят в Интернет, по электронному адресу, заходят в один(или более) из виртуальных музеев, изучают материал. Учащиеся обращаются к списку вопросов и выделяют пометками те из них, на которые были найдены ответы при посещении виртуальных музеев, затем формулируют и записывают новые вопросы, информацию по которым также можно найти при посещении виртуальных музеев. | Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата; Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения | ||||||
Включение в систему знаний и умений. Домашнее задание. | Я вас прошу обменяться информацией по найденным вопросам, (закрепление полученных знаний).
Вернемся к таблице, вам необходимо заполнить столбец «Узнал» Д/з сообщение на тему «Самый необычный прибор для передачи информации» или работа в рабочей тетради №8, №13, №15 | Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки. Учитель просит ребят обменяться полученной информацией. А так же предлагает рассказать, что особенно заинтересовало, удивило и что нового ребята узнали. Просит учащихся заполнить столбец «Узнал» | В устной форме учащиеся обмениваются полученной информацией Обсуждение Учащиеся заполняют столбец «Узнал» | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать; | ||||||
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Я предлагаю Вам вернуться к списку вопросов, составленному в середине урока, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией. В тетрадях напишите итоговый текст-резюме, который начинается со слова: «Оказывается…..» | Учитель предлагает вернуться к списку вопросов, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией. Учитель предлагает написать итоговый текс-резюме. | Учащиеся задают вопросы. Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слова: «Оказывается,…». | Познавательные: -структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 7 классе на тему "Информация и информационные процессы"
ФИО педагога: Свистунова Снежана ВладимировнаПредмет, класс: Информатика, 7 классНазвание и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. БосоваТема урока: Информация и информационные проце...
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...
Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.
Технологическая карта урока информатики в 5 классеТема урока: Передача информации. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; } ...
Технологическая карта урока информатики в 7 классе (ФГОС), Л. Л. Босова по теме «Информационные процессы. Обработка информации»
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: организация деятельности учащихся по осмыслению понятий информационных процессов и их роли в современном обществе/...
Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"
Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;3) определе...
Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представлени...