Технологическая карта урока информатики «Информация и информационные процессы»
план-конспект занятия по информатике и икт (7 класс) на тему

Кашарова Наталья Евгеньевна

Технологическая карта урока информатики в 7 классе на тему "информация и информационные процессы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики «Информация и информационные процессы»

ФИО педагога: Кашарова Наталья Евгеньевна

Предмет, класс: Информатика, 7 класс 

Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. Босова

Тема урока: Информация и информационные процессы

Тип урока: урок открытия нового знания (1 урок)

Технология: развития критического мышления

Цель урока: Создание условий для усвоения материала по истории средств хранения, передачи и обработки информации.

Задачи урока:

Образовательная:  сформировать знания о истории средств  хранения, передачи и обработки информации;

Развивающая: совершенствовать умений осуществлять поиск в Интернете, выделения и структурирования информации;

Воспитательная: осознать ценности научных открытий и изобретений для расширения возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирования представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире и в истории; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации.

Метапредметные результаты: владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы: способность к поиску и выделению необходимой информации, применению методов информационного поиска.

Предметные результаты: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация и информационные процессы, носители информации; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права; знание примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике, мировоззрения, формирование алгоритмической культуры, формирование уважительного отношения к истории.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

-структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач.

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка;

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата;

- контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать;

- развитие диалогической речи.

Личностные:

-психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение;

- развитие логического мышления, знание основных моральных норм;

- развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения;

- формирование умений систематизации объектов.

Программно-технические средства на уроке:

  • Средства ИКТ: ПК учителя, ПК учащихся с выходом в Интернет, проектор;
  • презентация «Совершенствование орудий труда»  - Приложение 1;
  • сайты электронных музеев.

Информация и информационные процессы

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия:

Орг. момент / Мотивационный этап.

Здравствуйте, 7 класс! Как отдохнули во время летних каникул? А теперь с таким прекрасным настроением,  с которым вы отдохнули, мы начнем урок информатики. Наш урок мне хотелось бы начать высказыванием Козьмы Пруткова: «Глядя на мир, нельзя не удивляться!» И, действительно, нельзя не удивляться какими быстрыми темпами идет развитие вычислительной техники, ее возможностей, областей применения.

В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Всё это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей. Известно, что история материального производства и мировой науки тесно связана с историей развития орудий труда. Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились много позже первых орудий материального труда. Историки утверждают, что расстояние во времени между появлением первых инструментов для физического труда (топор, ловушка для охоты) и инструментов для регистрации информационных образов (на камне, кости) составляет около миллиона лет! Следовательно, большую часть времени существования человека на Земле труд носил только материальный характер.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку,

Учитель показывает слайды презентации «Совершенствование орудий труда», где отображается то, о чем он говорит.

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

Личностные:

-психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение;

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

На ваших партах лежит таблица, которую вам необходимо заполнить, но для начало нужно вспомнить всё, что вам известно о средствах хранения, обработки и передачи информации, и записать эти сведения в первую графу таблицы «Знаю»

Знаю

Хочу знать

Узнал

Что вы записали в столбце «Знаю»?

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока.

Попробуйте сделать предположение о том, чем мы займемся на уроке.

Ставит проблемный вопрос, а именно просит заполнить столбец «Знаю».

Просит озвучить тему и задачи на урок.

Вспоминают ранее изученный материал, заполняют первый столбец.

Обсуждают в классе материал, который вспомнили, когда заполняли столбец «Знаю»

Делают свои предположения и высказывания о теме и задачах на урок.

. Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач;

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка;

Коммуникативные:

ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать;

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Какие средства хранения информации были первыми?

Или в эпоху феодализма?

Если раньше большую часть времени существования человека на Земле труд носил только материальный характер, то теперь в эпоху развития и процветания информационно-коммуникационных технологий появились другие деятельности, например: информационная.

Информационную деятельность человека можно разделить на три составляющие: хранение, передачу и обработку. Долгое время средства информационного труда развивались отдельно по этим трём направлениям.

А теперь, я  предлагаю вам заполнить вторую колонку таблицы, а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения, обработки и передачи информации, на которые вы не знаете ответов. В качестве опоры  предложен список вопросительных слов: что, какие, как, сколько, где, почему, когда

Задает учащимся вопросы.

Проводит параллель с уже известным материалом.

Просит заполнить столбец «Хочу узнать».

Делают свои предположения и высказывания на вопросы, задаваемые учителем.

Заполняют столбец «Хочу узнать»,

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать;

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Вам необходимо вместе с соседом по парте обсудить ваши записи, а потом сообщить всему классу об известных вам средствах хранения, обработки и передачи информации.

Учитель сообщает задания для учеников, объясняя, что им необходимо обсудить при работе в парах.

Учитель фиксирует основные сведения на доске.

После индивидуального выполнения задания учащиеся обсуждают вопросы в парах и выбирают наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы. Остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения.  

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

развитие диалогической речи;

Личностные:

формирование умений систематизации объектов;

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

При обсуждении были выявлены вопросы, которые я зафиксировала на доске. Найти ответы на поставленные вопросы, можно по-разному. А как именно?  Но чтобы начать самостоятельную работу, необходимо вспомнить технику безопасности при работе за компьютером.

(список примерных вопросов)

Какие средства хранения информации были первыми?

Когда и где появилось книгопечатание, кто его   изобретатель?

Какие средства хранения информации были на Руси, а в последствии и в России?

Какими средствами хранения информации пользовались  люди в 17-19 веках?

Как передавали информацию люди в древних  государствах?

Какие приборы были изобретены учёными и  использовались для передачи информации 18-21 веках?

Сообщает вопросу, которые выявили ученики.

Напоминает ТБ при работе за компьютером.

Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета.

Вспоминают ТБ при работе за компьютером, озвучивают основные требования.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать;

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Для нахождение ответов, я предлагаю Вам посетить виртуальные музеи, адреса, которых вы видите на доске.

http://informat444.narod.ru/museum/       http://computerhistory.narod.ru/        http://www.museum.ru/M2744item 

Учитель предлагает посетить один из виртуальных музеев.

Просит учащихся самостоятельно ответить на них с помощью ЭОР.

Организует самостоятельную работу

Учащиеся садятся за компьютеры, выходят в Интернет, по электронному адресу, заходят в один(или более) из виртуальных музеев, изучают материал. Учащиеся обращаются к списку вопросов и выделяют пометками те из них, на которые были найдены ответы при посещении виртуальных музеев, затем формулируют и записывают новые вопросы, информацию по которым также можно найти при посещении виртуальных музеев.

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата;

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Включение в систему знаний и умений.

Домашнее задание.

Я вас  прошу обменяться информацией по найденным вопросам, (закрепление полученных знаний). 

  • Расскажите о том, что вам уже было известно….
  • Что нового узнали, посетив виртуальные музеи?
  • Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?

Вернемся к таблице, вам необходимо заполнить столбец «Узнал»

Д/з сообщение на тему «Самый необычный прибор для передачи информации» или работа в рабочей тетради №8, №13, №15  

Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки.

Учитель просит ребят обменяться полученной информацией.

А так же предлагает рассказать, что особенно заинтересовало, удивило и что нового ребята узнали.

Просит учащихся заполнить столбец «Узнал»

В устной форме учащиеся обмениваются полученной информацией

Обсуждение

Учащиеся заполняют столбец «Узнал»

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать;

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Я предлагаю Вам вернуться к списку вопросов, составленному в середине урока, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией.

В тетрадях напишите итоговый текст-резюме, который начинается со слова: «Оказывается…..»

Учитель предлагает вернуться к списку вопросов, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией.

Учитель предлагает написать итоговый текс-резюме.

Учащиеся задают вопросы.

Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слова: «Оказывается,…».

Познавательные:

-структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 7 классе на тему "Информация и информационные процессы"

ФИО педагога: Свистунова Снежана ВладимировнаПредмет, класс: Информатика, 7 классНазвание и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. БосоваТема урока: Информация и информационные проце...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...

Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.

Технологическая карта урока информатики в 5 классеТема урока: Передача информации. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; } ...

Технологическая карта урока информатики в 7 классе (ФГОС), Л. Л. Босова по теме «Информационные процессы. Обработка информации»

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: организация деятельности учащихся по осмыслению понятий информационных процессов и их роли в современном обществе/...

Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"

Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;3)  определе...

Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представлени...