Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики
статья по информатике и икт (10 класс) по теме
Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением 1 сентября 2013 г. Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям изменило требования к результатам освоения образовательных программ, подняв их на более высокий уровень. Потребность современного общества в неординарной, оригинально мыслящей личности, реформа системы образования требуют от преподавателя кардинальных изменений в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennimi_detmi.zip | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики
Ольга Петровна Редкозубова,
преподаватель информатики
ГБОУ НПО РО ПУ № 36, г. Шахты
Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением 1 сентября 2013 г. Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям изменило требования к результатам освоения образовательных программ, подняв их на более высокий уровень. Потребность современного общества в неординарной, оригинально мыслящей личности, реформа системы образования требуют от преподавателя кардинальных изменений в этом направлении.
Различают разные группы одаренных обучающихся:
- с опережающим умственным развитием;
- с очень высоким специализированным уровнем способностей;
- с особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.
Среди обучающихся есть представители третьей группы одаренности. Таких подростков отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим они могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими обучающимися интересно, но сложно; они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Преподаватель должен так организовать весь учебно-воспитательный процесс, чтобы способности талантливых обучающихся находили применение и развивались.
Система моей работы с одаренными обучающимися предполагает следующие этапы:
- выявление талантливых подростков (через наблюдение, организацию самостоятельной работы; привлечение к внеаудиторной работе, проведение различных конкурсов);
- определение вида одаренности: творческая или интеллектуальная;
- конструирование индивидуальной траектории развития способностей;
- создание условий на уроках для развития одаренности;
- привлечение обучающихся к самостоятельной работе в компьютерном классе, отвечающей их индивидуальности;
- развитие способностей во внеаудиторной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, предметные недели).
У обучающихся с творческой одаренностью хорошо развиты художественно-эстетические способности, они восприимчивы к самостоятельной исследовательской деятельности, поиску нестандартных подходов к решению задачи. Таких подростков привлекаю к созданию необходимых в учебном процессе продуктов: презентаций, видеороликов, буклетов, открыток и т. д. Занимаясь этими видами деятельности, обучающиеся развивают творческие способности, постигают тонкости работы с различными прикладными программами. Причем, информацию чаще всего они ищут сами, обрабатывают её, придумывают форму ее представления. Главное для преподавателя - понять задумку подростка и направить его деятельность на путь успешной реализации проекта, не задавить, не навязать свою точку зрения. Степень трудности и самостоятельности в выполнении задания должна нарастать постепенно.
Такие обучающиеся ежегодно участвуют в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах со своими проектами, например: конкурс видеороликов по правилам дорожного движения, интернет-конференция по экологическим проблемам родного края для обучающихся СПО и общеобразовательных школ, проводимая интернет-изданием «Профобразование», конкурс творческих работ обучающихся СПО «Я здесь учусь и мне это нравится».
Активные участники творческих проектов, как правило, являются первыми помощниками в подготовке и техническом обеспечении различных мероприятий, проводимых в учебном заведении.
В училище проводятся предметные олимпиады, 1 этап олимпиады по информатике выявляет обучающегося, лучше всех владеющего инструментарием программ MS Word, MS Excel, и MS PowerPoint. Победитель принимает участие в территориальной и областной олимпиаде.
Интеллектуалы имеют более высокие по сравнению с большинством ребят
умственные способности, восприимчивость к учению, творческие
возможности и проявления. Им свойственно быстрое усвоение материала, пропадание интереса при решении однотипных базовых задач. Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, стремятся к решению сложных задач, требующих нестандартного мышления.
Такие способности обучающихся развиваю в двух направлениях:
- расширение базы знаний и умений;
- повышение степени трудности и оригинальности решаемых задач.
На уроках использую дифференцированный подход. Пока с остальными ребятами отрабатываем базовые навыки и умения, способным обучающимся предлагаю задачи более высокого уровня. Сначала даю возможность самому найти решение, и если это выполнить не удается, то показываю краткий алгоритм решения задачи.
Организую самостоятельную работу с различными ресурсами, включая книги, подборки олимпиадных задач к изучаемым темам, Интернет-ресурсы. Поощряю участие в Интернет-олимпиадах по информатике.
Одаренных обучающихся стараюсь привлекать и к работам по настройке и оптимизации работы оборудования в компьютерном классе.
Мой алгоритм работы с талантливыми подростками очень прост: самосовершенствование преподавателя, увлечение обучающихся предметом и кропотливая индивидуальная работа.
Список используемой литературы:
- Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2011. -№ 6. – С.21-25.
- Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.
- Жуков Т.М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. // Одаренный ребенок. – 2006. - № 1. – С. 46-51.
- Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика /2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми
В настоящее время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно - исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...
Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"
Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....
Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам, научно-практическим конференциям, исследовательской работе.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....
Организация работы с одаренными детьми на уроках информатики
На данный момент одной из приоритетных задач обучения школьника является получение на выпуске школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен про...