"Кодирование информации"
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный момент (настрой на урок) 1 минута | - Здравствуйте! Думать будем на уроке? На компьютере работать? Все получится у Вас. Так как Вы ребята - класс! | Учащиеся проверяют готовность к уроку и хором отвечают учителю. | |
Решение задачи на логическое мышление 3 минуты | - Дан ряд фигур вам на доске, Внимательно смотрите. Какой фигуры не хватает Скорей определите. (Презентация 1 слайд №1) | Ученики в тетради (один на интерактивной доске) рисуют фигуры, которых не хватает в логическом ряду, обосновывая свой выбор. | |
Проверка домашнего задания 10 минут | - На прошлом уроке мы говорили о способах и средствах передачи информации. Узнали, что такое носители и источники информации. Каким бывает канал связи. - Давайте вспомним, что это такое. | - источник(передатчик) – объект, передающий информацию Канал связи: односторонний, двухсторонний | |
Постановка проблемы и целеполагание 4 минуты | Поднимите руки, у кого до школы был компьютер! Если 200 лет назад количество информации в мире увеличивалось вдвое каждые 50 лет, то сейчас по статистике каждые …(2) года. Чтобы успевать за развитием мира, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. Для этого есть только один способ, какой? (Презентация 1 слайд №3) | – Как можно больше работать с информацией. - Приобретать новую технику для работы с информацией. - Общаться с людьми. - Много получать, обрабатывать, передавать и хранить информацию. | |
- А как это делать? | - Информацию надо преобразовать в удобную для информационных процессов форму. | ||
- Из начальной школы мы знаем, что преобразование информации в удобную для хранения, передачи и обработки форму называется … | - Кодирование информации. | ||
- Тема урока «Кодирование информации». Предположите, чему будем учиться на уроке. - А для чего Вам это нужно? - Это и будет целью нашего урока. | - Продолжим знакомство с кодированием. - Узнаем способы кодирования информации. - Чтобы научиться применять различные способы кодирования и декодирования в окружающем нас мире информации. | ||
Организация восприятия и осмысления новой информации 8 минут | Каждому ученику предлагается изучить с помощью презентации «В мире кодов» и заполнить таблицу в тетради, состоящую из двух граф: ЗНАКОМОЕ, НОВОЕ. Таким образом, в тетради появляется небольшой конспект. (Презентация 1 слайд №4) (Презентация 2 | Работают с презентацией и заполняют таблицу Задания №1-3: 1.молодец 2.сканер 3.школа | |
Первичная проверка понимания 5 минут | - Давайте выясним, что нам уже знакомо? | -Код - набор условных обозначений для представления информации. - Кодирование - процесс представления информации в виде кода. | |
- А как называется процесс, обратный кодированию? | - Декодирование | ||
- Что НОВОЕ Вы занесли в таблицу? | -Кодирование - это также переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для передачи, хранения, обработки, с сохранением смысла. - Способы кодирования. | ||
- Какие? - От чего зависит выбор способа кодирования? | - Графический, числовой, символьный. - От цели. | ||
- Приведите примеры кодирования информации. | - Алфавит: русский, английский (символьный) - Цифры: арабские, римские (числовой) - Язык жестов - Оценки учащихся (числовой) - Дорожные знаки (графический) - Азбука Морзе (символьный) - ….. | ||
- На партах лежит пронумерованный алфавит, закодируйте имя и фамилию соседа: 1 вариант числовым способом 2 вариант кодом Цезаря (код знаком из начальной школы). Проведите взаимопроверку. (Презентация 1 слайд №6) (Приложение 1) | Сначала дети кодируют сообщение, затем обмениваются ими и декодируют. | ||
Этап усвоения способов кодирования практическим путем. 7 минут | - У Вас в оценочном листе закодировано сообщение. С помощью семафорной азбуки декодируйте сообщение полученное с военного корабля и запишите его в оценочный лист, предварительно подписав лист (Презентация 1 слайд №7) (Приложение 2) | Дети выполняют задания и записывают в оценочный лист. – слово или фраза, закодированные с помощью рисунков, букв и знаков. | |
- Что такое ребус? - Декодируйте ребусы (рабочий стол/rebus) и ответы занесите в оценочный лист. (Презентация 1 слайд №8) (Приложение 2) | |||
Домашнее задание 2 минуты | - Дома Вы должны придумать и оформить ребус на листе А4 или альбомном листе, можно использовать возможности компьютера. Вопросы по ДЗ возникли? Как пример показываются ребусы, выполненные учащимися в предыдущие годы. | Дети записывают в дневник задание. | |
Рефлексивно-оценочный этап 4 минуты | - Посмотрите на слайд, продолжите: Код Кодирование Декодирование Способы кодирования - Каким способом закодированы следующие примеры? (Презентация 1 слайд №9) | - набор условных обозначений для представления информации. - процесс представления информации в виде кода. - это действие с информацией, обратное кодированию. - графический, числовой, символьный | |
- Выполнили ли Вы поставленную перед собой цель? - Предлагаю оценить свою работу на сегодняшнем уроке с помощью графического кода. Нарисуйте с обратной стороны оценочного листа: а) если вы можете сказать «я знаю о кодировании, но рассказать ещё не готов», б) «я знаю о кодировании, могу рассказать о нём», в) «я знаю о кодировании, могу рассказать о нём, могу закодировать и - Мы все видим, кто на каком этапе знаний о кодировании. Кому ещё надо дома поработать с параграфом «Кодирование информации». Я проверю Ваши оценочные листы и выставлю оценки. (Презентация 1 слайд №10) | Дети высказывают своё мнение. Учащиеся рисуют смайлик и вывешивают с помощью магнитиков на доску. | ||
- Молодцы. Спасибо за урок. Мы хорошо поработали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кодирование информации. Двоичное кодирование
"Урок по теме "Кодирование информации. Двоичное кодирование" 10 класс"...
Информация. Кодирование информации. Представление чисел с плавающей запятой.
Конспект урока профильного 10 класса. По типу относится к занятию изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности....
Кодирование информации. Числовая информация. 2 класс
Презентация к уроку "Числовая информация" по учебнику Матвеевой Н.В. 2 класс. Презентация также содержит тест для самопроверки знаний учащихся по теме "Кодирование информации"....
Контрольная работа "Количество информации. Кодирование информации"
Данная контрольная работа содержит задания на определения кол-ва информации, кодирование, звуковой, графической информации. 7 вариантов....
Тест по теме: Информация. Кодирование информации
Тест предназначен для закрепления по теме: " Информация" в 7 классе...
Проверочная работа по теме "Кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование."
Письменная проверочная работа по указанной теме....
Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...