"Кодирование информации"
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) на тему

Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc764 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент (настрой на урок) 1 минута

-  Здравствуйте!
На столе у Вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Думать будем на уроке?

На компьютере работать?

Все получится у Вас.

Так как Вы ребята - класс!

Учащиеся проверяют готовность к уроку и хором отвечают учителю.

Решение задачи на логическое мышление

3 минуты

- Дан ряд фигур вам на доске,

Внимательно смотрите.

Какой фигуры не хватает

Скорей определите.

(Презентация 1 слайд №1)

Ученики в тетради (один на интерактивной доске) рисуют фигуры, которых не хватает в логическом ряду, обосновывая свой выбор.

Проверка домашнего задания 10 минут

- На прошлом уроке мы говорили о способах и средствах передачи информации. Узнали, что такое носители и источники информации. Каким бывает канал связи.

- Давайте вспомним, что это такое.

- источник(передатчик) – объект, передающий информацию

Канал связи: односторонний, двухсторонний

Постановка проблемы и целеполагание 4 минуты

Поднимите руки, у кого до школы  был компьютер!  Если 200 лет назад количество информации в мире увеличивалось вдвое каждые 50 лет, то сейчас по статистике каждые …(2)  года. Чтобы успевать за развитием мира, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование.

Для этого есть только один способ, какой?

(Презентация 1 слайд №3)

– Как можно больше работать с информацией.

- Приобретать новую технику для работы с информацией.

- Общаться с людьми.

-  Много получать, обрабатывать, передавать и хранить информацию.

- А как это делать?

- Информацию надо преобразовать в удобную для информационных процессов форму.

- Из начальной школы мы знаем, что преобразование информации в удобную для хранения, передачи и обработки форму называется …

- Кодирование информации.

- Тема урока «Кодирование информации». Предположите, чему будем учиться на уроке.

- А для чего Вам это нужно?

- Это и будет целью нашего урока.

- Продолжим знакомство с кодированием.

- Узнаем способы кодирования информации.

- Чтобы научиться применять различные способы кодирования и декодирования в окружающем нас мире информации.

Организация восприятия и осмысления новой информации 8 минут

Каждому ученику предлагается изучить с помощью презентации «В мире кодов» и заполнить таблицу в тетради, состоящую из двух граф: ЗНАКОМОЕ, НОВОЕ. Таким образом, в тетради появляется небольшой конспект.

(Презентация 1 слайд №4)

(Презентация 2
УМК Босовой Л.Л. для 5-7 кл.)

Работают с презентацией и заполняют таблицу

Задания №1-3:

1.молодец

2.сканер

3.школа

Первичная проверка понимания 5 минут

- Давайте выясним, что нам уже знакомо?

-Код - набор условных обозначений для представления информации.

- Кодирование - процесс представления информации в виде кода.

- А как называется процесс, обратный кодированию?

- Декодирование

- Что НОВОЕ Вы занесли в таблицу?

-Кодирование - это также переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для передачи, хранения, обработки, с сохранением смысла.

- Способы кодирования.

- Какие?

- От чего зависит выбор способа кодирования?

- Графический, числовой, символьный.

- От цели.

- Приведите примеры кодирования информации.

- Алфавит: русский, английский (символьный)

- Цифры: арабские, римские (числовой)

- Язык жестов

- Оценки учащихся (числовой)

- Дорожные знаки (графический)

- Азбука Морзе (символьный)

- …..

- На партах лежит пронумерованный алфавит, закодируйте имя и фамилию соседа: 1 вариант числовым способом 2 вариант кодом Цезаря (код знаком из начальной школы). Проведите взаимопроверку.

(Презентация 1 слайд №6)

(Приложение 1)

Сначала дети кодируют сообщение, затем обмениваются ими и декодируют.

Этап усвоения способов кодирования практическим путем.

 7 минут

- У Вас в оценочном листе закодировано сообщение. С помощью семафорной азбуки декодируйте сообщение полученное с военного корабля и запишите его в оценочный лист, предварительно подписав лист

(Презентация 1 слайд №7)

(Приложение 2)

 Дети выполняют задания и записывают в оценочный лист.

 – слово или фраза, закодированные с помощью рисунков, букв и знаков.  

- Что такое ребус?

- Декодируйте ребусы (рабочий стол/rebus) и ответы занесите в оценочный лист. (Презентация 1 слайд №8) (Приложение 2)

Домашнее задание

 2 минуты

- Дома Вы должны придумать и оформить ребус на листе А4 или альбомном листе, можно использовать возможности компьютера. Вопросы по ДЗ возникли? Как пример показываются ребусы, выполненные учащимися в предыдущие годы.

Дети записывают в дневник задание.

Рефлексивно-оценочный этап 4 минуты

- Посмотрите на слайд, продолжите:

Код

Кодирование

Декодирование

Способы кодирования

- Каким способом закодированы следующие примеры?

(Презентация 1 слайд №9)

- набор условных обозначений для представления информации.

- процесс представления информации в виде кода.

- это действие с информацией, обратное кодированию.

- графический, числовой, символьный

- Выполнили ли Вы поставленную перед собой цель?

- Предлагаю оценить свою работу на сегодняшнем уроке с помощью графического кода. Нарисуйте с обратной стороны оценочного листа:

а) если вы можете сказать «я знаю о кодировании, но рассказать ещё не готов»,

б) «я знаю о кодировании, могу рассказать о нём»,

в) «я знаю о кодировании, могу рассказать о нём, могу закодировать и
декодировать информацию»

- Мы все видим, кто на каком этапе знаний о кодировании. Кому ещё надо дома поработать с параграфом «Кодирование информации». Я проверю Ваши оценочные листы и выставлю оценки.

(Презентация 1 слайд №10)

Дети высказывают своё мнение.

Учащиеся рисуют смайлик и вывешивают с помощью магнитиков на доску.

- Молодцы. Спасибо за урок. Мы хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодирование информации. Двоичное кодирование

"Урок по теме "Кодирование информации. Двоичное кодирование" 10 класс"...

Информация. Кодирование информации. Представление чисел с плавающей запятой.

Конспект урока профильного 10 класса. По типу относится к занятию изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности....

Кодирование информации. Числовая информация. 2 класс

Презентация к уроку "Числовая информация" по учебнику Матвеевой Н.В. 2 класс. Презентация также содержит тест для самопроверки знаний учащихся по теме "Кодирование информации"....

Контрольная работа "Количество информации. Кодирование информации"

Данная контрольная работа содержит задания на определения кол-ва информации, кодирование, звуковой, графической информации. 7 вариантов....

Тест по теме: Информация. Кодирование информации

Тест предназначен для закрепления  по теме: " Информация" в 7 классе...

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...