Введение в информатику
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Представлена лекция и практика к данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya.doc | 42.5 КБ |
test.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2. Введение в информатику.
- Основные подходы к определению понятия «информация».
Информация (в переводе с латинского informatio - разъяснение, изложение) - это ключевое понятие современной науки, которое стоит в одном ряду с такими как "вещество" и "энергия". Существует три основные интерпретации понятия "информация".
Научная интерпретация. Информация - исходная общенаучная категория, отражающая структуру материи и способы ее познания, несводимая к другим, более простым понятием.
Абстрактная интерпретация. Информация - некоторая последовательность символов, которые несут как вместе, так в отдельности некоторую смысловую нагрузку для исполнителя.
Конкретная интерпретация. В данной плоскости рассматриваются конкретные исполнители с учетом специфики их систем команд и семантики языка. Так, например, для машины информация – нули и единицы; для человека – звуки и образы и т. п.
Существуют несколько концепций (теорий) информации.
Первая концепция (концепция К. Шеннона), отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) события. Количество информации в том или ином случае зависит от вероятности его получения: чем более вероятным является сообщение, тем меньше информации содержится в нем.
Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Ее появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. (Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В.М. Глушковым).
Третья концепция основана на логико-семантическом (семантика - изучение текста с точки зрения смысла) подходе, при котором информация трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация – это действующая, полезная, "работающая" часть знаний. (Представитель этой концепции В.Г. Афанасьев).
В настоящее время термин «информация» имеет глубокий и многогранный смысл. Во многом, оставаясь интуитивным, он получает разные смысловые наполнения в разных отраслях человеческой деятельности:
- в житейском аспекте под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами;
- в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
- в теории информации (по К. Шеннону) важны не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность знаний;
- в кибернетике по определению Н. Винера информация - эта та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;
- в семантической теории (смысл сообщения) - это сведения, обладающие новизной.
Такое разнообразие подходов не случайность, а следствие того, что появилась необходимость осознанной организации процессов движения и обработки того, что имеет общее название - информация.
Домашнее задание.
- Кроме приведенных выше классификаций, информацию различают и по характеру отражаемого смысла. В таблице приведены виды информации (столбец слева) и их определения (столбец справа). Соедините стрелками соответствующие клетки (ячейки) таблицы.
Информация | Определения | |
Аксиологическая |
| |
Гносеологическая |
| |
Кибернетическая |
| |
Коммуникативная |
| |
Семантическая |
| |
Семиотическая |
|
Предварительный просмотр:
Тест .
Урок 2. Введение в информатику.
Вставьте вместо (…) подходящие по смыслу слова, словосочетания или текст, дополните примерами.
Информатика – это ( а) научная б) исследовательская в) природная) дисциплина, которая изучает ( а)науку б)информационные процессы в)различные аспекты ), происходящие в системах различной природы, и возможность их автоматизации.
Быстрое увеличение объема ( а)населения б) информации в)процессов ) ставит современного человека перед проблемой умения ( а)находить информацию б) пользоваться информацией в)создвавать информацию ).
В настоящее время существуют следующие точки зрения на то, каким объектам можно приписать смысл, а, следовательно, и информацию: смысл имеет любой объект ( а)материального б) естественного в)нематериального г)материального и нематериального ) мира; смысл можно искать только в объектах ( а) живой б)неживой в)естественной) природы; смысл – есть ( а)часть б)информация в) процессы) человеческого разума.
Перечислены основные свойства информации и даны определения этих свойств.
Свойства информации | Определения | |
Объективность | 5) Имеются все необходимые данные для решения задачи или проблемы. | |
Актуальность | 4) Информация выражена на языке, понятном получателю. | |
Новизна | 2)Своевременно (вовремя) доставлена. | |
Понятность | 6)Логичность, непротиворечивость | |
Полнота | 1)Информация не зависит от мнения конкретного человека. | |
Достоверность | 3) В сообщении содержатся неизвестные для получателя сведения. |
В зависимости от цели исследования или изучения можно привести примеры разных классификаций информации.
По тому, как информация воспринимается человеком:
- визуальная или зрительная воспринимается с помощью ( а) глаз б)ушей в)кожи г)языка д)носа );
- аудиальная или слуховая информация воспринимается с помощью (( а) глаз б)ушей в)кожи г)языка д)носа )) ;
- обонятельная информация дает возможность воспринимать информацию с помощью (( а) глаз б)ушей в)кожи г)языка д)носа ));
- вкусовая информация воспринимается с помощью (( а) глаз б)ушей в)кожи г)языка д)носа ));
- тактильная информация воспринимается с помощью (( а) глаз б)ушей в)кожи г)языка д)носа )).
Информация по степени значимости:
- А) личная Б)специальная В)общественная (т.е. для конкретного человека), например, знания, опыт, интуиция, прогнозы, планы, чувства;
- А) личная Б)специальная В)общественная (значимая для определенной группы людей), например, научная, техническая, управленческая;
- А) личная Б)специальная В)общественная (значимая для большинства членов общества), например, общественно-политическая, научно-популярная, эстетическая.
Кроме приведенных выше классификаций, информацию различают и по характеру отражаемого смысла. Приведены виды информации и их определения.Соотнесите.
Информация | Определения | |
Аксиологическая |
| |
Гносеологическая |
| |
Кибернетическая |
| |
Коммуникативная |
| |
Семантическая |
| |
Семиотическая |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
информатика 5. Введение в информатику
разработка урока и презентация к уроку информатики в 5 классе "Введение в информатику"....
"Введение в информатику".
Конспект открытого урока в 8 классе. Тема: «Введение в информатику» Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8 класс. Цели урока: - научить правильно и безопасно организов...
Введение в информатику
Презентация для первого урока информатики...
Введение в информатику
В настоящее время, нельзя себе представить не одно производственное предприятие, на котором не используются компьютерные технологии. Сейчас осуществление любой деятельности проводится с максимальным и...
Введение в информатику - "Сказка о друзьях или о том, как появился компьютер"
Всегда очень важно первое впечатление от знакомства с учителем и предметом. Предлагаю начать первый урок с погружения в сказку: "Сказка о друзьях или о том, как появился компьютер"...
ЮНИТА 1 ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
Рассмотрены место и роль информатики в современном обществе. Даны теоретические основы информации: понятие, свойства, измерение, превращение информации в ресурсы, носители информации и их характеристи...
Контрольная работа в форме теста «Введение в информатику», 7 класс (по учебнику Полякова К.Ю. Информатика, 7 класс)
Контрольная работа в форме теста «Введение в информатику», 7 класс (по учебнику Полякова К.Ю. Информатика, 7 класс)Тесты представлены в формате для программы MyTestXPro...