Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику Л.Л. Босовой ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику Л.Л. Босовой ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике 7 класс Л.Л. Босова ФГОС | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по информатике
для 7 класса по учебнику Л.Л. Босовой
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно - деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.
Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым условием формирования информационной
культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 7 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «информация», «информационные процессы», «компьютер и его устройство», «мультимедиа» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:
1) расширенный курс в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);
2) базовый курс в VII–IX классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов);
3) углубленный курс в VII–IX классах (VII – один час в неделю, VIII и IX классы – по два
часа в неделю, всего 105 часов).
В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов в рамках каждого из представленных выше вариантов учебного плана.Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в V–IX классах.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классе основной школы может быть определена следующими углубленными тематическими блоками (разделами):
информация и информационные процессы;
компьютер как универсальное устройство для работы с информацией;
обработка графической информации;
обработка текстовой информации;
мультимедиа.
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационные процессы»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать задачи на нахождение количества информации.
Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Ученик получит возможность:
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
Раздел 3. Обработка графической информации
Выпускник научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
создавать графические изображения;
работать с фрагментами изображения;
выполнять художественную обработку изображений;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
расширить знания о назначении и функциях графического редактора;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
Раздел 4. Обработка текстовой информации
Выпускник научится:
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
визуализировать информацию в текстовых документах;
оценивать количественные параметры текстовых документов;
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
Раздел 5. Мультимедиа
Выпускник научится:
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
Ученик получит возможность:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
Тематическое планирование
по дисциплине «Информатика» 7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная, ч. | |||
1 | Информация и информационные процессы | 8 | 7 | 0 | 1 | - |
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 | 5 | 1 | 1 | - |
3 | Обработка графической информации | 7 | 3 | 3 | 1 | - |
4 | Обработка текстовой информации | 7 | 3 | 3 | 1 | |
5 | Мультимедиа | 5 | 2 | 2 | 1 | - |
Итого | 34 | 20 | 9 | 5 | 0 |
Календарно-тематический план 7 класс (34 часа)
по учебнику Л.Л. Босовой ФГОС
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата проведения занятия | ||
Практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная работа, ч. | ||||
1 | Информация и информационные процессы | 8 | 0 | 1 | ||
1.1 | Информация и её свойства. | 1 | 2.09-7.09 | |||
1.2 | Информационные процессы. | 1 | 9.09-14.09 | |||
1.3 | Всемирная паутина. | 1 | 16.09-21.09 | |||
1.4 | Представление информации. | 1 | 23.09-28.09 | |||
1.5 | Двоичное кодирование. | 1 | 30.09-5.10 | |||
1.6 | Измерение информации. | 1 | 7.10-12.10 | |||
1.7 | Повторение по теме "Информация и информационные процессы" | 1 | 14.10-19.10 | |||
1.8 | Контрольная работа по теме "Информация и информационные процессы" | 1 | 1 | 21.10-26.10 | ||
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 | 1 | 1 | ||
2.1 | Основные компоненты компьютера и их функции. | 1 | 28.10-1.11 | |||
2.2 | Персональный компьютер. | 1 | 11.11-16.11 | |||
2.3 | Программное обеспечение компьютера. | 1 | 18.11-23.11 | |||
2.4 | Файлы и файловые структуры. | 1 | 25.11-30.11 | |||
2.5 | Пользовательский интерфейс. | 1 | 2.12-7.12 | |||
2.6 | Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Практическая работа. | 1 | 1 | 9.12-14.12 | ||
2.7 | Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | 1 | 1 | 16.12-21.12 | ||
3 | Обработка графической информации. | 7 | 3 | 1 | ||
3.1 | Формирование изображения на экране монитора. | 1 | 23.12-28.12 | |||
3.2 | Компьютерная графика. | 1 | 13.01-18.01 | |||
3.3 | Создание графических изображений. | 1 | 20.01-25.01 | |||
3.4 | Работа с фрагментами изображения. Практическая работа. | 1 | 1 | 27.01-1.02 | ||
3.5 | Создание графических изображений. Практическая работа. | 1 | 1 | 3.02-8.02 | ||
3.6 | Повторение по теме «Обработка графической информации». Художественная обработка изображений. Практическая работа. | 1 | 1 | 10.02-15.02 | ||
3.7 | Контрольная работа по теме «Обработка графической информации». | 1 | 1 | 17.02-22.02 | ||
4 | Обработка текстовой информации. | 7 | 3 | 1 | ||
4.1 | Текстовые документы и технологии их создания | 1 | 24.02-1.03 | |||
4.2 | Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа. | 1 | 1 | 3.03-8.03 | ||
4.3 | Форматирование текста. Практическая работа. | 1 | 1 | 10.03-15.03 | ||
4.4 | Визуализация информации в текстовых документах. Практическая работа. | 1 | 1 | 17.03-22.03 | ||
4.5 | Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. | 1 | 1.04-5.04 | |||
4.6 | Оценка количественных параметров текстовых документов. | 1 | 7.04-12.04 | |||
4.7 | Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации». | 1 | 1 | 14.04-19.04 | ||
5 | Мультимедиа. | 5 | 2 | 1 | ||
5.1 | Технология мультимедиа. | 1 | 21.04-26.04 | |||
5.2 | Компьютерные презентации. Практическая работа. | 1 | 1 | 28.04-3.05 | ||
5.3 | Создание компьютерных презентаций. Практическая работа. | 1 | 1 | 5.05-10.05 | ||
5.4 | Обобщающее повторение. | 1 | 12.05-17.05 | |||
5.5 | Итоговое тестирование по курсу 7 класса. | 1 | 1 | 19.05-24.05 | ||
Итого | 34 | 9 | 5 |
- Литература и средства обучения.
Преподавание нового курса «Информатика 7 класс» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
- Босова Л.Л., учебник «Информатика 7» ФГОС, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 (основной);
- Макарова Н.В., учебник «Информатика 7», Питер 2011 год (дополнительно);
- Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса ФГОС, 6-е издание,
- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 (дополнительно);
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
- мультимедийные ПК;
- локальная сеть;
- глобальная сеть;
- мультимедиапроектор;
- принтер;
- сканер;
Программные средства;
- операционная система Windows;
- полный пакет офисных приложений Open Office;
- растровые и векторные графические редакторы;
- архиватор 7-Zip.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс
Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс
Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике 5 класс (по учебнику Босовой Л.Л.)
Программа содержит системно-деятельный подход....
Рабочая программа по информатике 5 класс (по учебнику Босовой Л.Л.)
Программа содержит системно-деятельный подход....
Рабочие программы по информатике 7 класс (по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС)
Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ориентирована ...
Рабочие программы по информатике 8 класс (по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС)
Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ориентирована ...