Рабочая программа по информатике 5 класс (по учебнику Босовой Л.Л.)
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Программа содержит системно-деятельный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_dlya_5_klassa_po_uchebniku_bosovoy_l.l..docx | 80.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рабочая программа по информатике"
5 класс
учитель информатики
МОУ"Лотошинская СОШ №1"
Соловьёва Надежда Борисовна
2012-2013уч.год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для основной школы составлена на основе:
- Фундаментального ядра содержания общего образования (Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М.: Просвещение, 2011);
- требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте ООО второго поколения (ФГОС ООО.-М.: Просвещение, 2011);
- примерной учебной программы Босовой Л.Л. : Бином, 2010);
- программы развития и формирования универсальных учебных действий (Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М.: Просвещение, 2011).
Цели и задачи реализации программы.
Цели:
- обеспечение планируемых результатов по достижению учеником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;
- формирование общеучебных умений и навыков на осно ве средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами ин формации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную де ятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознако мительное) изучение понятий основного курса школь ной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объ ект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллекту альных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы по информатике требованиям стандарта;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения ООП ООО всеми обучающимися;
- установление требований к воспитанию и социализации, создание необходимых условий для самореализации личности; обеспечение возможности создания своего «образа» информатики с учетом индивидуальных особенностей, желаний и потребностей, возможность поиска своего места и роли в данном учебном предмете, оценки значения их собственного места в быстро меняющемся мире;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников через освоение детьми различных способов моделирования (картографического, словесного, математического, сетевого и т.д.) и экспериментирования (прежде всего, мысленного эксперимента), наблюдения и описания, а также ведения исследовательской деятельности и проектирования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей; освоение школьниками действий моделирования и позиционного видения мира для формирования основ теоретического мышления (анализа, планирования и рефлексии) как ключевой компетентности образования подростка;
- показать учащимся роль информации и информацион ных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, на правленную на овладение первичными навыками иссле довательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составлен ных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентирован ный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной рабо ты; стремление использовать полученные знания в про цессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Подходы, концептуальные положения и принципы реализации программы.
Программа по информатике реализуется на основе системно-деятельностного подхода, базирующегося на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. В данной школе раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач формирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования: цель образования - развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. Процесс учения - не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Концепции, лежащие в основе деятельностного подхода. Л.С. Выготским разработана культурно-историческая концепция психики (20-30-е гг), заложившая основы создания концепций учения в работах его последователей (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка - это процесс его культурного развития, присвоения культурно заданных средств действия с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются человеческие, высшие психические функции (ВПФ), составляющие высшие уровень психики человека, и формируется личность. По Л.С. Выготскому, каждая психическая функция появляется на сцене дважды: как коллективная, социальная деятельность, затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь. Являясь продуктами общественного развития, знаки несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. В процессе общения дети усваивают знаки и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. У детей формируется знаковая функция, благодаря интериоризации знаков сознания, осуществляется становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь.
По Л.С. Выготскому движущей силой развития ВПФ является внешняя деятельность, задаваемая в обучении. «Через организацию внешней деятельности можно и должно организовывать деятельность внутреннюю, то есть собственно саморазвивающиеся психические процессы» (А.Н.Леонтьев).
В соответствии с интериоризацией, внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, обогащаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности (А.Н. Леонтьев).
В ходе развития психики, по мере перехода к высшим ее степеням, прогрессирует не выделение субъекта из окружающего за счет ее связи с ним и не связь за счет выделения, а и связь и выделение. Ступеньки психического развития – ступеньки и выделения и связи, всегда представленные в каждом акте индивида во внутренне противоречивом единстве» (С.Л.Рубинштейн). Новые ступени развития не наслаиваются друг на друга, как считает ученый, а связаны друг с другом многообразными отношениями и взаимопереходами; каждая следующая ступень является качественным новообразованием, и переход от одной ступени к другой представляет скачок в развитии.
По А.Н. Леонтьеву, через внешнюю деятельность происходит обогащение внутренней деятельности личности.
Подлинное развитие С.Л.Рубинштейн называет подлинным самодвижением: «Развитие личности - это ее становление как активного, сознательного субъекта человеческой истории. Ее развитие является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающими, то есть переход от одного качественного новообразования к другому есть скачок в развитии, есть самодвижение личности.
Согласно Л.С.Выготскому, непрестанное возникновение и образование нового, «не бывшего на прежних ступенях», характеризует «непрерывный процесс самодвижения» личности. Речь идет о самодвижении как двуедином процессе, включающем единство двух противоположных сторон: 1) интериоризацию существующих вовне социальных факторов, их усвоение; 2) выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности.
Совместная целесообразная предметная деятельность людей представляет исходную, «порождающую» основу развития личности». Самое психическое развитие личности опосредовано ее деятельностью (С.Л.Рубинштейн).
Все ведущие отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривают психическое развитие в единстве с развитием личности.
Принципы деятельностного подхода:
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип учета сензитивных периодов развития (таких периодов детства, характеризующихся глобальной перестройкой на уровне индивида и личности, начиная от сенсорных областей и заканчивая мышлением);
- принцип сотрансформации;
- принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
- проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
- принцип нравственного обогащения видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности (Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина).
Описание ценностных ориентиров.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Состав участников образовательного процесса.
Предусмотренные программой занятия (5 класс) рассчитаны на 10 -11-летних подростков со средним уровнем подготовки в группах наполняемостью 11-12 человек.
Ни в одном из классов не наблюдается высокий уровень школьной мотивации. Хорошая школьная мотивация и положительное отношение к школе свойственны более чем половине опрошенных.
А.В. Кирьякова, О.И. Седых, В.С. Собкин, исследуя ценностные ориентации школьников, довольно убедительно демонстрируют низкую значимость учения и познавательной деятельности в системе ценностных координат современных подростков. Это обусловлено не только чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, но и возрастными особенностями учащегося. Так, по мнению А.А. Реана, по мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. И, прежде всего, это связано с тем, что учеба перестает быть ведущей деятельностью и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. Данное обстоятельство мы рассматриваем как одну из возможных объективных причин отсутствия среди учеников высокого уровня школьной мотивации.
Анализ сформированности уровня мотивации позволяет выдвинуть предположение о необходимости непосредственного участия школы в стимулировании и осознании мотивов, потребностей и ценностей учащихся - подростков.
Заключение.
В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, предусмотрено развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых.
Предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. Ведущей остается познавательная деятельность, где основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д.; а также коммуникативной деятельности, где преобладают иные виды учебной деятельности, такие, как умения полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Таким образом, в программе обозначено целеполагание предметного курса на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ИНФОРМАТИКИ.
Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека. Термин "информатика" возник в середине 60-х гг. как гибрид двух слов: "информация" и "автоматика" – для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных. Поэтому информатику связывали, прежде всего, с компьютерами, их использованием для решения задач. Однако по мере развития информатики, ситуация стала существенно меняться. Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур, - кибернетику, теорию информации, документалистику и т.д. Пришло осознание того, что информатика – это не прикладная наука об "околокомпьютерной деятельности", а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы. "Информатика … буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе", – отмечает академик Н.Н. Моисеев.
Цели и задачи изучения информатики, как любого другого учебного предмета, связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования.
Вклад информатики в научное мировоззрение школьников определяется формированием при ее изучении представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, на основе которых строится современная картина мира.
Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве. Значительное расширение информатикой среды научного познания, формирование нового (информационного) подхода к изучению окружающей действительности имеет огромное мировоззренческое значение, которое необходимо в полной мере использовать в школьном образовании.
Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие при изучении информатики роли новых информационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития.
Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
В процессе изучения информатики учащиеся овладевают такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
- МЕСТО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Информатика и основы ИКТ в основной школе изучается с 5 по 9 классы. В 5,6 классах за счёт регионального компонента. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 204, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 5,6,7,8 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 9 классах.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для основного общего образования составлена из расчета часов, отведенных на предмет базисным учебным (образовательным) планом образовательных учреждений общего образования.
Учебный план
МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»
2012-2013 учебный год
5 класс (6-дневная учебная неделя)
Учебные предметы | Количество часов в неделю |
Русский язык | 6 |
Литература | 3 |
Иностранный язык | 3 |
Математика | 6 |
Информатика и ИКТ | 1 |
История | 2 |
Обществознание | 1 |
География | 1 |
Биология | 1 |
Музыка | 1 |
ИЗО | 1 |
Технология | 2 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 |
Физическая культура | 3 |
Итого: | 32 |
Внеурочная деятельность Направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное социальное духовно-нравственное общекультурное спортивно-оздоровительное | 5 Шахматный ликбез. 1 час От сердца к сердцу. 1 час. Кладовая мудрости. 1 час Радуга. 1 час. Подвижные игры. 1 час |
Итого: | 37 |
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты освоения учениками 5 класса программы по информатике и ИКТ:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне по нятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хра нения и обработки информации в деятельности челове ка, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информа ции;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основ ные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагиро вать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиату ры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редак тирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабо чего места, соблюдать требования безопасности и гигие ны в работе со средствами ИКТ.
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
1. Компьютер для начинающих
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и орга низация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск про грамм. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 « Знакомимся с клавиатурой ».
Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютер ным меню».
Клавиатурный тренажер.
Ученик научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне по нятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- определять устройства компьютера, моделирующие основ ные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- понимать, что такое файл;
- понимать, что такое меню и вложенное меню;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабо чего места, соблюдать требования безопасности и гигие ны в работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность научиться:
- приводить простые жизненные примеры передачи, хра нения и обработки информации в деятельности челове ка, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагиро вать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиату ры и мыши;
- работать с различными видами меню;
- создавать, и сохранять файлы в различных программах.
2. Информация вокруг нас
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Переда ча информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представле ния информации.
Обработка информации. Изменение формы представле ния информации. Систематизация информации. Поиск ин формации. Кодирование как изменение формы представле ния информации.
Получение новой информации. Преобразование инфор мации по заданным правилам. Преобразование информа ции путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер. Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие из учаемый материал.
Ученик научится:
- иметь представление о способах кодирования информа ции;
- иметь представление о различных формах представления информации;
- иметь представление о систематизации информации;
- получать новую информацию путём рассуждений и преобразований имеющейся информации;
- иметь представление о плане действий.
Ученик получит возможность научиться:
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- работать с различными носителями информации;
- менять форму представления информации при необходимости и самостоятельно решать, какая форма в каждом конкретном случае наиболее приемлема;
- систематизировать информацию;
- решать логические задачи;
- составлять план действий для решения конкретных задач.
3. Информационные технологии
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Созда ние движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с по мощью приложения Калькулятор».
Практическая работа № 6 «Вводим текст».
Практическая работа № 7 «Редактируем текст».
Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа № 9 «Форматируем текст».
Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструмента ми рисования графического редактора».
Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа № 12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа № 13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на за данную тему».
Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на сво бодную тему».
Ученик научится:
- уметь применять текстовый редактор для набора, редак тирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
Ученик получит возможность научиться:
- набирать, редактировать, форматировать и сохранять тексты в текстовом редакторе;
- создавать, редактировать и сохранять простейшие рисунки в графическом редакторе;
- проводить вычисления с помощью программы Калькулятор и использовать эти знания для выполнения заданий по другим предметам и в быту.
- ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (35 часов)
Основное содержание по темам | Кол-во уроков | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Компьютер для начинающих (8 часов) | ||
Информация и информатика. Как устроен компьютер. Техника безопасности и орга низация рабочего места. | 2 | Соблюдать правила ТБ в кабинете. Объяснять устройство компьютера и назначение его частей. Приводить примеры различных видов информации. Уметь объяснить, что такое информатика. Уметь открыто выражать свою точку зрения |
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | 2 | Исследовать устройство клавиатуры, объяснять назначение групп клавиш на клавиатуре. Выполнять задания для развития навыков работы на клавиатуре. |
Программы и файлы. | 2 | Загружать различные программы; открывать, создавать, редактировать, сохранять файлы. |
Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск про грамм. Управление компьютером с помощью меню | 2 | Размещать информацию на рабочем столе и убирать её. Запускать программы из Главного меню. Работать с различными видами меню. |
Информация вокруг нас (14 часов) | ||
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Переда ча информации. Кодирование информации. | 3 | Работать с различными носителями информации; Менять форму представления информации при необходимости и самостоятельно решать, какая форма в каждом конкретном случае наиболее приемлема; |
Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представле ния информации. | 4 | Представлять одну и ту же информацию в различных формах. Работать с координатной плоскостью. |
Обработка информации. Изменение формы представле ния информации. Систематизация информации. Поиск ин формации. Кодирование как изменение формы представле ния информации. Получение новой информации. | 3 | Кодировать и декодировать простейшее сообщение. Систематизировать информацию. Решать логические задачи. Осуществлять поиск необходимой информации на компьютере. |
Преобразование инфор мации по заданным правилам. Преобразование информа ции путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. | 4 | Преобразовывать информацию в соответствии с заданным правилом. Составлять план действий для решения конкретных задач. Записывать план действий в табличной форме. |
Информационные технологии (10 часов) | ||
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Созда ние движущихся изображений. | 6 6 | Набирать, редактировать, форматировать и сохранять тексты в тестовом процессоре WordPad (Word). Создавать, редактировать и сохранять простейшие рисунки в графическом редакторе Paint.
|
Резерв 1 ч |
Тематическое планирование по информатике в 5 классе с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ n/n | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Проблемы, решаемые учеником | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
Понятия | Предметные результаты | УУД, ИКТ-компетентности | Личностные результаты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I четверть | |||||||
Компьютер для начинающих (8ч) | |||||||
1 | Информация- Информатика. §1.1, р.т. №1,2, стр.3 Техника безопасности организация рабочего места. | Какое определение можно дать терминам "информация" и "информатика"? Какие правила поведения надо выполнять в кабинете информатики? | Информация; Информатика; | Научиться правильно давать определение "информация это...", понять какими органами чувств её получают | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выполнять печать текста при изучении других предметов.. Коммуникативные: ставить вопросы, используя термины"информация" и "информатика" ИКТ: работать с клавиатурным тренажером, выполнять упражнения. | Готовность и способность к выполнению норм по ТБ. Знание основных понятий параграфа. Использование понятий "информация" и "информатика" в школьной жизни. | |
2 | Устройство компьютера. §2.1,2.2,р.т.№1. стр.54 | Какие части входят в состав компьютера? | Процессор, память, оперативная память, жёсткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение. | Научиться правильно представлять основные устройства компьютера. | Коммуникативные: ставить вопросы в диалоге с учителем и учениками класса Познавательные: самостоятельно выделять состав компьютера. ИКТ: показать на рабочем месте ученика составные части компьютера. | Готовность назвать состав компьютера и желание работать на компьютере. | |
3 | Ввод информации в память компьютера. §2.3 стр.69-72. р.т.:№6(с.57), 10(с.61), 11(с.62),8(с.58-59) | Какие виды памяти есть у компьютера? | Устройства ввода информации. клавиатура, группы клавиш. | Научиться различать группы клавиш на клавиатуре и выполнять ряд упражнений. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, установление аналогий; Коммуникативные: ставить вопросы о целесообразности использования устройств ввода информации ИКТ: создавать текст на основе услышанного во время объяснения учителя. | Готовность участвовать в информационном процессе на уроке и вне его. | |
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. §2.3(с72-75), р.т.:9(с.60), 12(с.63) | Важны ли навыки работы на клавиатуре? | Символьная клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре | Научиться десятипальцевому набору текста. | Регулятивные: применять постановку пальцев рук при работе на клавиатуре. ИКТ: создавать текст на основе услышанного во время объяснения учителя. | Готовность правильно ставить пальцы на клавиатуре, совершенствовать скорость работы на клавиатуре. | |
5 | Программы и файлы. §2.4, §3.11, р.т.:5(с.57) | Как организовано хранение информации? | Программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл. | Научиться различать типы файлов и программ, в которых они созданы. по расширению (формату) файла | Познавательные: самостоятельно выделять из папки нужные файлы по их формату. Формулировать познавательную цель использования той или иной программы, находить аналогичные файлы, созданные одной и той же программой. | Готовность выполнения практических работ. | |
6 | Рабочий стол. Управление мышью. §2.5,2.6, р.т.:13(.64),15(с.65) | Можно ли ускорить работу человека на компьютере? | Рабочий стол, значок, ярлык, кнопка, действия мышью. | Научиться пользоваться элементами (пиктограммами. значками) Рабочего стола, оперировать с окнами, перемещать объекты. | Познавательные: самостоятельно выделять элементы Рабочего стола и запускать их. | Готовность и желание работать мышью с элементами Рабочего стола. | |
7 | Главное меню. Запуск программ. §2.7, р.т.:16(с.65), 22,б(с.67) | С чего начинается работа на компьютере? | Меню, главное меню, окно, элементы окна. | Знать структуру Главного меню, использовать её для запуска программ и закрывать их. Знать элементы окна. | Регулятивные: применять при загрузке программ Главное меню. Познавательные: самостоятельно открывать и закрывать программы. ИКТ: работать с клавиатурным тренажером, выполнять упражнения. | Готовность пройти к программе через Главное меню и подменю. | |
8 | Управление компьютером с помощью меню. | Какие меню можно вызвать мышью? | Раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления (поле ввода, список, раскрывающийся список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка). | Научиться способам управления мышью, назначение клавиш мыши. | Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с меню при загрузке программ. Познавательные: расширить представление о разных меню. ИКТ: работать с клавиатурным тренажером, выполнять упражнения. | Готовность работы левой и правой кнопками мыши. для выполнения основных управляющих операций. | |
II четверть | |||||||
Информация вокруг нас. (25ч) | |||||||
9 | Информация (действия, хранение, носители, передача) § 1.1- 1.5; РТ: № 3,4 стр. 4 | Что можно делать с информацией? На чём её можно хранить? | Действия с информацией. Носители информации. Информационные процессы. | Научиться приводить примеры, показывающие способы работы с информацией. | Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией. Познавательные: расширить представление о носителях информации. ИКТ: работать с клавиатурным тренажером, выполнять упражнения. | Готовность выполнять работу с текстовыми фрагментами. | |
10 | История развития способов хранения и передачи информации § 3.1- 3.5; РТ: № 6 стр. 12 | Какие способы хранения информации использовались в прошлом веке? | Носители информации: камень, пергамент, бумага и прочее... | Научиться работать с дополнительным материалом для любознательных. | Регулятивные: применять разнообразные каналы связи с источником и приёмником информации. Познавательные: расширить представление о носителях информации прошлого столетия | Готовность находить в справочном материале интересные факты и примеры. | |
11 | Кодирование информации. Способы кодирования. § 1.6; § 1.7; РТ: № 14-19 стр. 17-23 | Для чего кодируют информацию? | Кодирование и декодирование | Научиться кодировать с помощью специальных кодовых таблиц | Коммуникативные: через общение закрепить навыки кодирования и декодирования информации, писать шифровки. | Готовность к обучению через общение. | |
12 | Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. § 1.8; § 1.9; РТ: № 10-12 стр. 16, № 35 стр. 38 | Как нам представляют информацию? | Текстовый, звуковой, числовой и графический способы представления информации. | Научиться отличать представленную информацию. | Познавательные: называть формы представления информации и основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава). Регулятивные: читать информацию, представленную на координатной плоскости. ИКТ: определять элементы текста. | Готовность выполнить задания с информацией представленной, текстом, картинкой, числом, звуком. | |
13 | Сам. работа: «Кодирование информации, метод координат» | Как усвоен материал? | Действия с информацией. Носители. Кодирование и декодирование. Метод координат. | Научиться чётко и грамотно использовать полученные знания | Регулятивные: применять полученные знания в проверочных и самостоятельных работах. ИКТ: работать с простыми примитивами в графическом редакторе. | Готовность дать правильные ответе при выполнении работ. | |
14 | Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. § 1.10; § 1.11; РТ: № 37, 38 стр. 39 | Как более наглядно можно представить информацию с числами? | Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. | Научиться представлять информацию в виде таблиц, строить диаграммы для наглядности информации. | Регулятивные: читать информацию, представленную таблицей, проводить сравнения числовой информации. Познавательные: расширить представление о разных видах диаграмм. ИКТ: работать с таблицами в текстовом редакторе. | Готовность применить знания на практике в областях, связанных с вычислениями. | |
15 | Решение логических задач с помощью таблиц. | Можно ли использовать таблицы для каких либо вычислений? | Запись логических условий в таблицах | Научиться записывать логические условия. | Коммуникативные: через общение закрепить навыки формулирования логических условий. Познавательные: расширить представление о использовании таблиц для вычислений. | Готовность применить знания на практике в области вычислений. | |
16 | К/работа №1: «Информация вокруг нас» | Проверить знания и умения по данной теме. | Показать свои способности | Регулятивные: читать информацию, обрабатывать её | Готовность выполнить работу. | ||
III четверть | |||||||
17 | Обработка информации. Пр. работа № 5: «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор». § 1.12; РТ: № 28, 31, 32 стр. 71-72 | Какие есть программы помощники в расчётах? | Обработка информации. Программа "Калькулятор" | Научиться способам обработки текстовой, числовой информации. | Регулятивные: обрабатывать информацию, представленную числами, проводить сравнения числовой информации. Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки информации. ИКТ: работать с числами в программе "Калькулятор". | Готовность выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора | |
18 | Текстовый редактор. Пр. работа № 6: «Ввод текста». § 2.9.1; РТ: № 38, 39 стр. 74 | Какие есть программы помощники в обработке текста? | Текстовый редактор. Ввод текста. | Научиться осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. | ИКТ: работать с текстом в текстовом редакторе. Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки текста. ИКТ: работать с клавиатурным тренажером, выполнять упражнения. | Готовность к работе в текстовом редакторе | |
19 | Редактирование текста. Пр. работа № 7: «Редактирование текста». § 2.9.2; РТ: № 40-43 стр. 75-76 | Какие изменения можно делать с текстом? | Редактирование текста. | Научиться изменять написание текста разными шрифтами и стилями и прочее.... | ИКТ: работать с текстом в текстовом редакторе. Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки текста. ИКТ: работать с клавиатурным тренажером, выполнять упражнения. | Готовность к работе в текстовом редакторе | |
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Пр. работа № 8: «Редактирование текста». | С какими частицами текста можно работать? | Ввод текста. Редактирование текста | Научиться осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе | ИКТ: работать с текстом в текстовом редакторе. Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки текста. | Готовность к работе в текстовом редакторе | |
21 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. § 1.13; РТ: № 43, 45, 46 стр. 42 | Как можно представить информацию, если её очень много? | Систематизация информации | Научиться в разных формах представлять информацию; способы систематизации информации. . | Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки текста. ИКТ: работать с клавиатурным тренажером, выполнять упражнения | Готовность систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы | |
22 | Форматирование – изменение формы представления информации. Пр. работа № 9: «Форматирование текста». § 2.9.3; РТ: № 49-50 стр. 82-83 | Как можно изменять текст ? | Форматирование текста. Кегль. | Научиться подбирать величину, стиль, начертание букв в тексте. | Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки текста. ИКТ: работать с клавиатурным тренажером, выполнять упражнения | Готовность к работе в текстовом редакторе для форматирования текста | |
23 | Компьютерная графика. Пр. работа № 10: «Знакомство с инструментами рисования графического редактора». § 2.10; | Чем можно создать рисунок на компьютере? | Компьютерная графика. Инструменты рисования в графическом редакторе. | Научиться изображать рисунок, средствами графической программы, компьютерной графики; задач по созданию графического объекта. | Познавательные: расширить представление о возможных способах работы с инструментами графического редактора. ИКТ: работать в графическом редакторе. | Готовность использовать различные виды инструментов рисования. | |
24 | Инструменты графического редактора. Пр. работа № 11: «Начинаем рисовать». § 2.9-2.10; | Чем снабжено меню графического редактора? | Инструменты рисования в графическом редакторе | Научиться изображать рисунок, средствами графической программы, компьютерной графики; задач по созданию графического объекта. | Регулятивные: обрабатывать информацию, представленную рисунком, фотографией. ИКТ: работать в графическом редакторе. | Готовность использовать различные виды инструментов рисования, применять их к разным объектам: рисунку, чертежу, фотографии. | |
25 | Обработка графической информации. § 2.9-2.10; | Как придать яркость рисунку? | Обработка графической информации. Палитра. Инструменты рисования в графическом редакторе. | Научиться использовать палитру. | Регулятивные: обрабатывать информацию, представленную рисунком, фотографией. ИКТ: работать в графическом редакторе. | Готовность рисовать и раскрашивать | |
26 | Обработка текстовой и графической информации. Пр. работа № 12: «Пригласительный билет». § 2.9-2.10; | Где можно использовать одновременно и текст и рисунок? | Обработка графической и текстовой информации в графическом редакторе | Научиться создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию. | Коммуникативные: ставить вопросы о целесообразности использования графического или текстового редактора. ИКТ: работать в графическом редакторе, использовать сохранённый рисунок, перейдя в текстовый редактор. | Готовность работать с несколькими открытыми окнами. | |
IV четверть | |||||||
27 | Преобразование информации по заданным правилам. § 1.14.1; | Существуют ли правила работы с информацией? | Преобразование информации по заданным правилам. | Выполнять арифметические действия, используя встроенный «Калькулятор» и зная порядок действий. | Коммуникативные: ставить вопросы о целесообразности преобразования текста в текстовом редакторе. ИКТ: работать на компьютере, выбирая нужную программу обработки информации. | Готовность работать с несколькими открытыми окнами. | |
28 | Преобразование информации путем рассуждений. § 1.14.2; | Какой текст станет более понятен пользователю? | Преобразование информации путем рассуждений | Делать структурирование в текстовом документе, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов. | Коммуникативные: ставить вопросы о целесообразности преобразования текста в текстовом редакторе. ИКТ: работать на компьютере, выбирая нужную программу обработки информации. | Готовность работать с несколькими открытыми окнами. | |
29 | Разработка плана действий и его запись. § 1.14.3; | Как можно систематизировать свои действия? | Разработка плана действий и его запись | Научиться составлять план действий, программу действий, алгоритм. | Познавательные: расширить представление о возможных операциях в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов. | Готовность работать с несколькими открытыми окнами. | |
30 | Решение логических задач. § 1.14 | Важно ли подумать при составлении плана действий о порядке работы? | Решение логических задач | Научиться разным способам записи алгоритмов. | Регулятивные: пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем. Коммуникативные: ставить вопросы о выборе вида алгоритма, условии его записи. | Готовность записать алгоритм текстом и блок-схемой. | |
31 | К/работа №2: «Информационные технологии» | Проверить знания и умения по данной теме. | Показать свои способности | Регулятивные: читать информацию, обрабатывать её | Готовность выполнить работу. | ||
32 | Создание движущихся изображений. § 2.11; | Какие возможности позволят рисунок сделать меняющимся? | Создание движущихся изображений | Научиться вставлять серию своих рисунков в программу презентации | Регулятивные: применять полученные знания. Познавательные: самостоятельно мыслить при выполнении задачи Коммуникативные: ставить вопросы о целесообразности использования программ, имеющихся на своём компьютере. ИКТ: создавать интересные анимационные работы. | Готовность выполнить работу. | |
33 | Пр. работа № 13: «Анимация» § 2.11; | Что такое анимация? | Создание движущихся изображений | Научиться вставлять серию своих рисунков в программу презентации | Регулятивные: применять полученные знания. Познавательные: самостоятельно мыслить при выполнении задачи Коммуникативные: ставить вопросы о целесообразности использования программ, имеющихся на своём компьютере. ИКТ: создавать интересные анимационные работы. | Готовность выполнить работу, используя свой творческий потенциал | |
34 | Пр. работа № 14: «Анимация» § 2.11; | Где используется анимация? | Создание движущихся изображений | Научиться вставлять серию своих рисунков в программу презентации | Познавательные: самостоятельно мыслить при выполнении задачи. Познавательные: самостоятельно мыслить при выполнении задачи Коммуникативные: ставить вопросы о целесообразности использования программ, имеющихся на своём компьютере. ИКТ: создавать интересные анимационные работы. | Готовность выполнить работу, используя свой творческий потенциал, | |
35 | Резерв времени |
- Описание учебно-методической литературы и материально-техническое обеспечение
Литература (основная и дополнительная)
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2012.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006-2012
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2012.
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиапроектор
- Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экран ными объектами (клавиатура и мышь)
- Сканер
- Цифровой фотоаппарат
- Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер.
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Программы разработки анимации
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Звуковой редактор.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам (http://school-collection.edu.ru/).
- Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа для 5 кл. по учебнику Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. Информатика.
Рабочая программа для 5 кл. по учебнику Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. Информатика....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике ФГОС 7-9 Босова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике ФГОС 7-9 Босова...
Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС
Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС...
Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова
Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...