Турнир знатоков информатики
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Использование игровых приемов и методов обучения в работе для повышения мотивации обучения, создания ситуации успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_znaktokov.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Турнир знатоков информатики»
Задачи:
- Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- Развитие логических способностей
Цели мероприятия:
- Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;
- Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме
- Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.
Оборудование и материалы:
- листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков
- бланк для жюри (Приложение 1)
- листы ответов для жюри (Приложение 2)
- оформление доски: плакаты, цветное название мероприятия, эпиграф (“Кто владеет информацией, тот управляет миром”)
- магнитофон с записями легкой музыки и бодрой для начала мероприятия
- призы
Организация мероприятия
- 3 команды по 6 человек в каждой (количество команд – количество классов в параллели)
- Дома команды должны были продумать название, эмблему, выбрать капитана, придумать приветствие соперникам и 3 вопроса
Ход соревнования
Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.
1 тур. Он называется "Дальше, дальше, дальше..."
Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать "дальше".
“Дальше, дальше, дальше...” (1 балл правильный ответ) (3 мин)
Вопросы для команды 1.
- Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.
/информатика/ - Организованная последовательность действий.
/алгоритм/ - Устройство ввода информации.
/клавиатура/ - Набор символов алфавита русского языка.
/кириллица/ - Сколько байт в одном килобайте.
/1024/ - Устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа.
/сканер/
Вопросы для команды 2.
- Минимальная единица измерения кол-ва информации.
/бит/ - Перечень файлов
/каталог/ - Пересылка данных с носителя данных в основную память
/загрузка/ - Универсальное электронное устройство обработки информации
/ЭВМ/ - Специальный индикатор, указывающий позицию на экране
/курсор/ - Алгоритм, записанный на языке программирования
/программа/
Вопросы для команды 3.
- Центральное устройство компьютера
/процессор, системный блок/ - Сколько бит в одном байте
/8/ - Поименованная область внешней памяти
/файл/ - Программы для подключения внешней памяти
/драйверы/ - Небольшая программа ,которая может приписывать себя к другим программам
/вирус/ - Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. (Ответ: магнитный диск)
Жюри подводит итоги этого тура
А сейчас у нас игра со зрителями.
Игра со зрителями
- Какое из 2-х сообщений содержит меньше информации с точки зрения информатики?
А. Backspase
B.Computer - Иван нажимает клавиши клавиатуры со скоростью 2 клавиши в сек. За сколько сек. Иван передает информацию с листочка на экран компьютера «Крокодил Гена» (7)
- Память компьютера состоит из ячеек, которые называют байтами В одном байте может хранится один символ. Сколько байт нужно для хранения сообщения «Что за шум?» (13)
- Какой информационный процесс имеет место при печати текста на принтере?
А.Обработка
Б. Передача
В. Обработка и хранение - Какое устройство относится к устройствам ввода текстовой информации?
А. Текстовый редактор
Б. Экран дисплея
В. Клавиатура
Г. Магнитный диск
Д. Процессор
Второй тур начнем с улыбки, так как называется он "Заморочки из бочки"
2 гейм. “Заморочки из бочки” (по 5 б. за задачу + по 1 б. за быстр.) (10 мин)
Сейчас вы по очереди будете доставать бочонки с номерами вопросов .
Заморочки
- Волк, коза и капуста
- Переливашка
- Где золотой ключик ?
- Ты мне - я тебе
- Склейка слов
- Встреча подруг
1 .Волк, коза и капуста.
Один человек должен был перевести через реку волка , козу и капусту . Но его лодка была такая маленькая , что он при каждом переезде мог взятьс собой или одно животное или капусту.
Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее съесть . Нельзя было так же допустить, чтобы коза оставалась одна с капустой , т.к. она могла ее съесть , как при этих условиях перевести все на другой берег?
Составьте алгоритм переправы на другой берег.
2. Переливашка
Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм , выполняя который , можно набрать из речки 7 л . воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами )
3. Золотой ключик
Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто , а вынесла 3 коробочки : красную, жёлтую и зелёную. На красной коробочке было написано : " Здесь золотой ключик "; на жёлтой - "Зелёная коробочка пуста "; а на зелёной - "Здесь сидит змея ". Все надписи неверны. Где золотой ключик ?
( ответ - в зелёной )
4. Ты мне - я тебе.
Команды обмениваются заранее подготовленными вопросами (3 вопроса )
5. Склейка слов.
С помощью ЭВМ можно решать различные задачи, в том числе и обработка текстов.
Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.
пар - кон
диск - азия
ком - оса
кипа - ус
гимн - овод
бой - пот
пол - рак
бал - кость
приз - рис
6. Встреча подруг
Встретились 3 подруги: Белова, Краснова, Чернова. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо всем поменяться, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям».Кто в какое платье одет?
(ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном)
А сейчас, пока жюри проводит итоги этого гейма у нас игра со зрителями.
Игра со зрителями - исполнение частушек
Частушки
Исполнить частушки ( раздать участникам напечатанные на листочках )
Видно милого по морде
Ночевал сегодня в WORD'е
По походке видно сразу
В "Лексиконе " был, зараза.
* * *
Мил сказал, что в Интернете
Все продукты есть на свете
Я с кошёлкой в Интернет-
Враки всё, продуктов нет.
* * *
Программиста полюбила,
А он смотрит в монитор
Не целует , не ревнует -
На фиг нам такой партнёр.
* * *
Мой милёнок - иностранец
Помешался до того -
Обещал прислать по почте
Электронное письмо.
* * *
У меня с моим дружком
Работёнка клёвая :
База данных у него,
У меня торговая.
* * *
Купил давеча компьютер -
Вроде было всё " о'кей "
А недавно спохватился :
Нету кнопки " any key "
Жюри объявляет счет
Третий тур «Конкурс капитанов»
Настало время показать себя капитанам.
Помните в рассказе Артура Конан-Дойля «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
- Поса шила ф фасе.
- Коляманлядаля.
- Акитамрофни.
Ответы:
- Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
- Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
- Информатика. (способ кодирования: слово пишется наоборот)
Игра со зрителями
Изобразить мимикой и жестами:
I команде:
- Принтер
- Компьютер завис
II команде:
- Мышь.
- Мальчика, играющего в компьютерную игру
III команде:
- Защитный экран
- Неисправный дисковод
Четвертый тур «Конкурс – прочти слова» (5 мин.)
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.
Задание
Примечание: ответы каждая команда записывает на листочке со своим названием и сдает жюри, время сдачи учитывается.
Пятый тур «Разгадай ребус»
Шестой тур «Опознай пословицу».
Этот конкурс можно провести, используя заранее подготовленную мультимедиапрезентацию (см. CD-диск), или с помощью надувных шаров.
В надувные шары поместить скрученные в тонкие трубочки листы с текстом измененных пословиц. К шарам по очереди подходят участники команд, прокалывают шар булавкой, берут листок с заданием, читают пословицу и дают правильную интерпретацию. За каждую отгаданную пословицу команде начисляется 1 балл. Если участник команды затрудняется дать ответ, то команде-сопернице дается шанс угадать пословицу, за что она получает дополнительное очко.
ЗАДАНИЯ | ОТВЕТЫ |
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
|
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
|
Компьютер памятью не испортишь.
|
Кашу маслом не испортишь. |
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. |
Дареному коню в зубы не смотрят.
|
В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. |
В Тулу со своим самоваром не ездят.
|
Утопающий за F1 хватается.
|
Утопающий за соломинку хватается. |
Бит байт бережет.
|
Копейка рубль бережет. |
Что из Корзины удалено, то пропало.
|
Что с возу упало, то пропало. |
Вирусов бояться – в Интернет не ходить. |
Волков бояться – в лес не ходить.
|
За одного хакера семь кандидатов наук дают. |
За одного битого семь небитых дают.
|
Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.
|
Всяк кулик свое болото хвалит. |
Приложение 1
Конкурс | Максимальный бал | 1 команда | 2 команда | 3 команда |
Представление команд | 2 |
|
|
|
1.Дальше,дальше,дальше | 1б.правильн.ответ |
|
|
|
2. Заморочки из бочки | по 5 б. за задачу + по 1 б. за быстр. |
|
|
|
Частушки | 5 |
|
|
|
3.Конкурс капитанов | 5 |
|
|
|
Конкурс для болельщиков | 2 |
|
|
|
4.Прочти слова | 3+1 за скорость |
|
|
|
Изобразить мимикой | 5 |
|
|
|
5.Разгадай ребус | 5 |
|
|
|
6.Опознай пословицу | 5 |
|
|
|
Всего: |
|
|
|
|
Место: |
|
|
|
|
Приложение 2
Листок ответов
1тур. «Дальше, дальше, дальше»
1 команда
- Информатика
- Алгоритм
- Клавиатура
- Кириллица
- 1024
- Сканер
2 команда
- Бит
- Каталог
- Загрузка
- ЭВМ
- Курсор
- Программа
3 команда
- Процессор, системный блок
- 8
- Файл
- Драйверы
- Вирус
- Магнитный диск
Игра со зрителями
- Computer
- 7
- 13
- Б
- В
Заморочки из бочки
- Пеливашка
- наполнить 8-литровый кувшин водой из реки
- наполнить 3-литровый кувшин из 8-литрового
- вылить воду из 3-литров. Кувшина
- наполнить 3-литровый кувшин из 8-литрового
- вылить воду из 3-литров. Кувшина
- оставшиеся в 8-литров.кувшине 2 литра перелить в 3-литров.кувшин(теперь в него можно долить только 1 литр)
- наполнить 8-литровый кувшин водой из реки
- долить 3-литров.кувшин из 8-литров.(теперь в 8 литов.=7 литров воды)
- Золотой ключик
- В зеленой
- Встреча подруг
- (ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном)
Конкурс капитанов
- Роза жила в вазе
- Команда
- Информатика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир знатоков информатики на тему:"Устройство компьютера"
Открытый урок-турнир по информатике и ИКТ в 7 классе на тему:"Устройство компьютера. Интерфейс графического редактора"....
Турнир знатоков информатики
Урок-игра по информатике. Предназначена для учащихся 5-6 классов. Может проводиться в рамках факультативов и других дополнительных занятий....
Интеллектуально-познавательная игра "Турнир знатоков информатики", посвященная дню рождения информатики
На странице представлен сценарий мероприятия для 9-ых классов....
Турнир "Знатоков информатики" 7-8 класс
Викторины и турниры для школьников разных классов для закрепления изученного материала в развлекательной форме....
Турнир знатоков информатики
Использование игровых приемов и методов обучения в работе для повышения мотивации обучения, создания ситуации успеха....
Турнир знатоков информатики. Внеклассное мероприятие.
Турнир знатоков информатики. Внеклассное мероприятие....
Методическая разработка урока-турнира «Знатоки информатики и логики» в 5 классе.
Цели:обучающие: способствовать формированию у школьников информационной и коммуникативной компетентностей; закреплять знания по темам – «Устройство ПК», «Клавиатура», «Исправление ошибок в тексте»; за...