Использование ЦОР на уроках информатики
материал по информатике и икт по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 9.68 КБ |
Предварительный просмотр:
XXI век - это век высоких компьютерных технологий. Современные учащиеся живут в огромном море разнообразной информации. В связи с этим, меняется роль учителя – он должен стать координатором информационного потока, который обрушивается со всех сторон на наших детей. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке со своими учениками.
Очень часто я, как учитель информатики, прихожу к выводу, что дети видят в компьютере только средство для развлечений. На первом уроке информатики, задавая вопрос пятиклассникам «Зачем им нужен компьютер?», получаю ответы: «играть», «слушать музыку», «смотреть мультики». Поэтому основной своей задачей, я считаю, донести до учащихся, что компьютер – это средство, с помощью которого можно интересно, быстро и просто обучаться, а полученные знания с помощью компьютера будут более глубокими и актуальными. И вся моя образовательная деятельность направлена на формирование на уроках информатики у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании. Использование компьютера должно быть направлено на развитие творческих способностей личности, на активизацию познавательной деятельности.
Современный урок информатики и ИКТ невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, так как именно содержание этого предмета помогает понять информационную и целостную картину мира. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении информатике.
Информатика и ИКТ - это единственный предмет, который трудно представить без использования ЦОР. Применение цифровых образовательных ресурсов является, по-моему, мнению на данном этапе развития образования наиболее актуальным. Организация образовательной деятельности учащихся с применением ЦОР позволяет повысить мотивацию учащихся к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, ведет к повышению качества знаний по предмету.
В рамках национального проекта «Образование» создана Национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов, разрабатываются цифровые учебные материалы по всем общеобразовательным дисциплинам. Мы наблюдаем реальную поддержку процессов информатизации в каждой школе.
Информатизация процесса обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по-новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. И наша главная задача – извлечь и этого оборудования максимальную пользу. В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе.
К настоящему времени накоплен немалый опыт в построении отдельных компонентов, комплексов ЦОР по предметам, по темам, по урокам.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Мною были определены цели использования ЦОР в моей педагогической деятельности:
- повышение эффективности и качества процесса обучения,
- повышение активности познавательной деятельности учащихся;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;
- формирование информационной культуры:
- формирование умений осуществлять обработку информации.
Затем я распределила, какие типы ЦОР можно использовать на различных этапах урока:
Этап актуализации знаний - электронные тесты, электронные конструкторы;
Этап объяснения нового материала - электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, обучающие среды;
Этап закрепления и совершенствования ЗУН - электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
Этап контроля и оценки ЗУН - электронные тесты, кроссворды.
Цифровые образовательные ресурсы на своих уроках применяю следующими способами: использую мультимедийный проектор ( при демонстрации отдельных мультимедиа–объектов по теме; при демонстрации мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока); «живая» демонстрация различных способов решения задач; использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОР презентацию); два ученика за одним компьютером (фронтальные лабораторные работы; групповое исследовательское задание; групповое творческое задание; интерактивное обучение способам решения задач); ученик за одним компьютером (виртуальный лабораторный практикум; индивидуальное исследовательское задание; индивидуальное творческое задание; интерактивное обучение).
После подключения школы к сети Интернет, у меня появилась возможность применять цифровые образовательные ресурсы, расположенные в сети Интернет:
http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://www.openclass.ru – Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества;
http://window.edu.ru/ – Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал;
http://katalog.iot.ru/ – Образовательные ресурсы сети Интернет:
Федеральные образовательные ресурсы;
Региональные образовательные ресурсы;
Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады;
Электронные библиотеки, словари, энциклопедии и т.д.
При внедрении цифровых образовательных ресурсов на своих уроках я придерживалась следующих методических правил:
- цифровые образовательные ресурсы – это средства, направленные на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;
- цифровые образовательные ресурсы используются в сочетании с различными педагогическими технологиями;
- при использовании цифровых образовательных ресурсов следует учитывать необходимость создания максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного и самостоятельно размышляющего учащегося;
- цифровые образовательные ресурсы являются средством, усиливающим отдельные приемы и компоненты деятельности педагога.
Далее я начала создавать собственные ЦОР. При составлении тестов, кроссвордов, контрольных работ, лабораторных работ, викторин удобна и проста в использовании на первом этапе программа Microsoft Word. Я использую эту программу в качестве самостоятельного задания для старшеклассников создать кроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Таким образом, развивается творческое мышление, интеллектуальная сообразительность и логика, формируются навыки самостоятельной работы, имеется возможность индивидуальной работы. Тесты, созданные с помощью Microsoft Word, очень просты в составлении, но минус тестов, сделанных в данной программе в том, что компьютер не может сам проверить их и выдать результат, и мне надо самой проверять и оценивать.
В Microsoft Excel можно создавать много различных цифровых образовательных ресурсов. Эта программа удобна для меня тем, что может считать результат и выдавать оценку по заданным критериям. При составлении подобных тестов я использую язык программирования VBA.
Достоинства ЦОР, созданных в данной программе в том, что они позволяют ускорить темп урока, высвобождают время учителя при проверке знаний, формируют навыки самоконтроля, исключают субъективность оценки, повышают мотивацию и интерес к обучению.
Программа Microsoft Office Power Point традиционно используется как инструментальная среда для подготовки презентаций. Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы.
Текстовый материал с использованием анимации позволяет компактно распределить учебный материал, сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившееся время для закрепления и тренировки. На уроке появляется возможность давать такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без использования цифровых образовательных ресурсов. Например, в объяснении и закреплении нового материала я предлагаю исследовательские, практические задачи, задачи для самостоятельного решения. Анимация позволяет доступно и интересно изложить трудный для восприятия материал. Исследовательские задачи в анимациях позволяют не запутаться в словесном изложении и логически мыслить даже слабым учащимся, а практические задачи (ориентируют ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем.
Использование цифровых образовательных ресурсов помогает решить мне следующие образовательные задачи:
- обеспечить организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;
- обеспечить качественное усвоение программного материала;
- обеспечить содержание материалов, ориентированных на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров;
- обеспечить компактность в изложении учебного материала, что высвободило время для закрепления и тренировки;
- обеспечить доступность и наглядность изучаемого материала;
-учитывать индивидуальные особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;
-воспитать интерес к предмету.
Повысился интерес к изучению информатики, учащиеся с удовольствием осваивают самостоятельно некоторые темы курса. Выполняют творческие работы, создают кроссворды по любой теме информатики. Именно образовательный процесс с применением цифровых образовательных ресурсов позволяет учащимся не только приобретать новые знания, но и формировать новые умения и навыки.
Следует отметить такой вид учебной деятельности, который позволяет учащимся соприкоснуться с миром цифровых образовательных ресурсов – проектная деятельность, элементы которой я включаю как в урочную, так и внеурочную деятельность.
Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Цифровые образовательные ресурсы способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
На уроке с использованием цифровых образовательных ресурсов учитель является организатором всего урока и консультантом. Цифровой образовательный ресурс не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
- цифровые образовательные ресурсы могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
- средство индивидуализации работы самого учителя.
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/01/picture-28999.jpg)
Эссе “Опыт использования ИКТ на уроках информатики "
Из опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ....
Использование ИКТ на уроках информатики: проектно-исследовательская деятельность.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным т...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-155672-1354363941.jpg)
Квалификационная работа по ИКТ "Использование игр на уроках информатики в начальных классах"
Квалификационная работа по ИКТИспользование игр на уроках информатики в начальных классах...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-196202-1360150274.jpg)
Создание и использование ЦОР на уроках информатики с целью формирования у учащихся информационно-коммуникационной компетентности
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобран...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/11/picture-294742-1378921083.jpg)
Методическая разработка Использование фольклора на уроках информатики
Задача школьной информатики, как составной части общей науки, успевать за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая учащимся необходимость и показывая им же наличие практической реализаци...