Структурная модель информационно-образовательной среды
статья по информатике и икт на тему
В файле представлена возможная модель информационно-образовательной среды современной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strukturnaya_model_informatsionno-obrazovatelnoy_sredy_shkoly.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурная модель
информационно-образовательной среды
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
- планирование образовательного процесса;
- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
- фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
- контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
- взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Определим различия между образовательным стандартами первого и второго поколения в контексте формирования ИОС:
Виды деятельности | Существующие стандарты | Стандарты нового поколения |
Планирование образовательного процесса | Не используется автоматизированная обработка содержания образования | Создание информационной модели стандарта нового поколения, реализация связей между ее элементами, автоматизированная обработка содержания образования |
Размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов | Информационный ресурс учреждения, сайт учреждения, личные архивы | Информационный ресурс учреждения, общие банки данных педагогов района, региона, сайт учреждения, личные сайты педагогов. |
Фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; | Использование офисных приложений для ведения мониторинга | Ведение электронных дневников, внедрение автоматизированных информационных образовательных систем педагогического мониторинга |
Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью | Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, обмен информацией | Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, сетевые сообщества, on-line уроки, проекты, дистанционное обучение, обмен информацией |
Контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся) | Контентная фильтрация, регламенты работы в сети | Контентная фильтрация, регламенты работы в сети |
Взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями | Электронный документооборот, обмен информацией | Электронный документооборот, обмен информацией, использование информационно – аналитических систем |
Основная идея разработки модели ИОС школы состоит в том, что формирование компетентностей учащихся осуществляется через деятельностное освоение учениками на каждом этапе обучения соответствующего объема знаний средствами коммуникационных технологий. Мера участия каждого учащегося в общей работе определит уровень его личных данных достижений, а состав и структура сформированного объема и качества знаний дадут возможность оценить уровень результатов обученности.
ИОС может быть определена через совокупность взаимосвязанных блоков деятельности, характеризующих течение информационных процессов внутри школы, а именно:
1) информационные ресурсы школы:
- приобретенные информационные ресурсы (книги, диски, файлы);
- создаваемые ресурсы (методические разработки учителей, работы учащихся, научные публикации и результаты исследований)
- базы данных ОУ, которые включают в себя:
- базы персональных данных всех субъектов образовательного процесса;
- базы результатов деятельности школы;
- базы помещений и технологического оборудования и т.д.
- система дистанционного обучения, которая призвана использовать все типы информационных ресурсов, передавать результаты обучения в систему автоматизированного контроля знаний и обеспечивать:
- поддержку реализуемой образовательной программы;
- обучение детей по различным причинам не посещающим школу;
- индивидуальное обучение, в т.ч. одаренных детей;
- обучение по программам профильного обучения.
- система автоматизированного контроля знаний обеспечивает организацию проведения рубежного и тематического контроля, промежуточную и итоговую аттестацию, в т.ч. программы дистанционного и профильного обучения. Результаты обучения должны накапливаться в системе и обрабатываться ею. Накопление результатов деятельности учащихся может происходить по технологии портфолио.
- система управления образовательным учреждением, которая обеспечивает использование баз данных и функционально состоит из следующих подсистем:
- планирования образовательного процесса;
- планирования деятельности всех субъектов образовательного процесса, включая контроль исполнения заданий;
- анализа результатов деятельности;
- электронного документооборота.
- средства массовой информации: сегодня школа должна активно участвовать в информационном обмене, т.е. публично предъявлять результаты своей деятельности обществу, вовлекать представителей общества в школьную жизнь. Это можно реализовать через сайт, электронную газету или журнал.
- электронные услуги: предоставление достоверной информации о ходе и содержании образовательного процесса, результатах обучения, зачисления детей в школу и т.д.
4. Организационно-управленческое сопровождение образовательного процесса в информационно-образовательной среде
Одной из основных целей информатизации образования на современном этапе является обеспечение эффективного использования во всех видах учебно-воспитательной и административной деятельности образовательных учреждений существующих и постоянно развивающихся образовательных интернет-ресурсов и организация оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса в повседневной жизни учреждений образования. Отдельные решения в этом направлении уже стали достоянием многих школ, однако все они носят разрозненный характер и совместное их использование вызывает большие трудности. В этой связи только создание реальной информационной образовательной среды школы и интеграция ее в информационное образовательное пространство города и региона позволит решить эти задачи в полном объеме.
В рамках федеральных программ модернизации отечественного образования и развития единой информационной образовательной среды в МБОУ СОШ № 75 уже сделано многое. Так, существенно улучшилось обеспечение компьютерной техникой, многие учителя повысили квалификацию в области ИКТ и большинство педагогов уже готовы активно использовать информационный ресурс образования в школе. Осуществляется создание цифровых образовательных ресурсов, администрация школы получила в свое распоряжение те или иные компьютерные инструменты, позволяющие автоматизировать отдельные виды управленческой деятельности. Но, несмотря на это, говорить о функционировании полномасштабной информационной образовательной среды в учреждении образования пока не приходится.
Одна из причин такого положения – отсутствие отвечающего потребностям современной школы разностороннего электронного образовательного ресурса и эффективных способов доставки и оптимальных механизмов использования его в учреждения образования. Попытки решить эту проблему путем поставки в учреждения образования мультимедиа-изданий на компакт-дисках не могут охватить все потребности школ, так как эти продукты быстро устаревают, практически не поддерживаются их производителями, не позволяют сформировать единый комплект в реальных школьных компьютерных сетях и, в основном, ориентированы на самостоятельную работу учащихся/педагогов, а не на плановое встраивание на регулярной основе в классно-урочную систему обучения. Кроме того, обучение работе с этими продуктами ложится целиком и полностью на плечи пользователей – учителей и учащихся, что требует дополнительного обучения по каждому новому продукту для активного использования их в своей профессиональной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования второго поколения, национальная президентская инициатива «Наша новая школа» определили основные направления модернизации школьного образования. Каждая школа в современных условиях должна определить свой путь построения современной и эффективной (инновационной) системы образования на основе методологии личностно-ориентированного обучения, которая должна обеспечить самореализацию в обучении каждого учащегося. Личностно-ориентированное обучение предусматривает индивидуализацию, дифференциацию обучения, организацию самостоятельной деятельности учащегося, а так же обеспечение индивидуальных образовательных потребностей учащегося и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Для достижения требуемых педагогических результатов ФГОС второго поколения установлены принципиально новые требования к информационно-методическим условиям реализации образовательной деятельности школы:
- информационное обеспечение субъектов образовательного процесса (создание системы широкого доступа учителя, учащихся и родителей к содержательной учебной информации, а так же к информации по организации образовательной деятельности и результатам образовательных достижений учащихся);
- формирование информационно-образовательной среды, которая включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих организацию образовательного процесса.
Информационно-образовательная среда школы представляет собой системно-организованную совокупность информационного, учебно-методического и программно-технического обеспечения интеграции информационных технологий в образовательную деятельности школы. Все участники учебного процесса активно взаимодействуют между собой с использованием средств и методов информационных технологий.
Таким образом, при организации образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы возникает необходимость разработки технологий управления ходом и результатами образовательной деятельности со стороны всех участников образовательного процесса.
- Создание в информационно-образовательной среде школы на основе применения системы открытого доступа всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) к информационно-методическим материалам, организации учебного процесса и результатам образовательных достижений учащихся.
- Организация постоянного объективного автоматического мониторинга образовательных достижений учащихся на уровне родителей, учителя и администрации школы.
- Организация самостоятельного управления учащимися образовательным процессом при работе в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и психолого-физиологическими особенностями.
- Организация фиксации хода и результатов образовательного процесса на уровне родителей, учителя и администрации школы.
- Организации интерактивной системы самоконтроля учащимися полученных знаний.
- Организация автоматической системы администрирования учебного процесса на уровне учителя и администрации школы.
5. Критерии эффективности реализации Концепции
Критерий интерактивности:
- обеспечение принципов наглядности и доступности;
- функциональное соответствие профессиональным задачам, содержанию и методам решения;
- комплексность применения;
- универсальность использования и удобства эксплуатации средств информационно-коммуникационных технологий.
Адекватность эффективности методов, используемых в процессе обучения:
- соответствие методов целям и содержанию учебного материала;
- обоснованность выбора методов в контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах;
- многообразие использования методов и вариативность используемых приемов;
- соответствие используемых методов реальной материально- технической базе и отведенному учебному времени.
Эффективность организации процесса информатизации:
- соответствие форм и методов организации информатизации принятым этапам подготовки специалистов (психологический и логический аспекты);
- сменяемость и многообразие форм обучения, включая использование средств информационно-коммуникационных технологий и вариативность их видов;
- обеспечение реального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности участников информатизации системы подготовки специалистов.
Эффективность результатов обучения:
- глубина знаний, характеризующаяся числом осознанных существенных связей, данного знания с другими, с ним соотносящимся;
- действенность знаний, предусматривающая готовность и умение обучаемых применять их в сходных и вариативных ситуациях;
- системность, определяемая как совокупность знаний в сознании обучаемых, структура которой соответствует структуре научного знания;
- осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.
Сформированность профессиональных умений и навыков:
- сформированности ориентировочной основы деятельности;
- правильности выполняемых действий;
- рациональности организации труда.
Уровень готовности к профессиональной деятельности в условиях информатизации:
- показатели операциональной готовности (знания, умения, навыки);
- когнитивной готовности;
- мотивационной готовности;
- эмоционально-волевой готовности.
6. Перспективный план мероприятий по информатизации
и формированию информационно-образовательной среды
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. Организационные мероприятия | |||
1 | Составление графика работы компьютерного кабинета, инфо-клуба (кружка информатики) | Ежегодно, сентябрь | Диспетчер по расписанию, зам. директора по УВР, учитель информатики |
2. Повышение квалификации кадров | |||
2 | Организация обучения всех педагогических работников школы основам использования информационных технологий / Повышение уровня компьютерной грамотности педагогических кадров школы через курсовую подготовку, семинарские занятия | Ежегодно | Зам. директора по НМР, учитель информатики |
3 | Организация посещения курсов повышения квалификации по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности | В течение года по мере поступления информации | Зам. директора по НМР |
4 | Проведение обучающих семинаров - практикумов для педагогических работников по использованию ИКТ в образовательном процессе: на уроках, при подготовке и проведении педагогических советов, родительских собраний, внеклассных мероприятий; при подготовке выпускников к итоговой аттестации, в том числе и к ЕГЭ | Ежегодно | зам. директора по НМР, учителя информатики |
5 | Организация помощи в техническом обеспечении и обслуживании системы обработки и передачи педагогической информации на различных видах носителей | В течение года | Зам. директора по НМР, лаборант, учитель информатики |
6 | Организация методической поддержки в подготовке уроков с использованием ИКТ, в поиске учебных и методических материалов в Интернет | В течение года по графику | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рук. ШМО, учитель информатики |
7 | Подготовка информационно-методических материалов по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и управлении образованием | Апрель-май (ежегодно) | Зам. директора по НМР |
3. Внутришкольные мероприятия с использованием ИКТ | |||
8 | Организация проведения открытых уроков с использованием ИКТ учителей, владеющих современными методами преподавания и готовых к их творческому применению с целью обмена опытом | В течение года по графику | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рук. ШМО, учитель информатики |
9 | Организация работы по использованию материалов, опубликованных в сети Internet для подготовки уроков учителями школы, написанию докладов и рефератов учащимися школы | В течение года по графику | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рук. ШМО, учитель информатики |
10 | Создание электронных Портфолио методических объединений | В течение года ШМО | Зам. директора по НМР, рук. ШМО, учитель информатики |
11 | Пополнение электронных Портфолио методических объединений | В течение года ШМО | Зам. директора по НМР, рук. ШМО, учитель информатики |
12 | Создание сайтов методических школьных методических объединений или персональных сайтов педагогов | 2012-2013 учебный год | Зам. директора по НМР, рук. ШМО, учитель информатики |
13 | Издание методического сборника «Интерактивные технологии в работе учителя-предметника» | Июль-август 2013, 2014 гг. | Зам. директора по НМР, рук. ШМО, учитель информатики |
14 | Подготовка информационно-методических материалов по применению информационных технологий в управлении образованием, в учебной деятельности | Июль-август 2013, 2014 гг. | Зам. директора по НМР, рук. ШМО, учитель информатики |
4. Городские и областные мероприятия с использованием ИКТ | |||
15 | Организация участия учителей в педагогических конкурсах, проектах, в т.ч. и дистанционных | По мере поступления информации | Зам. директора по НМР |
16 | Организация участия в семинарах, конференциях, вебинарах с использованием информационных технологий | по мере поступления информации | Зам. директора по НМР |
17 | Систематическое пополнение и обновление школьного Web-сайта | 1 раз в неделю в течение года | Директор, зам. директора по НМР, рук. МО |
18 | Работа по заполнению электронного классного журнала в АС «СГО» | 2012-2014 | Зам. директора по УВР, классные руководители |
19 | Внедрение дистанционного обучения через страницы сайта | 2013-2014 | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, учитель информатики |
5. Работа с учащимися | |||
20 | Организация работы школьных СМИ | В течение учебного года | Зам. директора по ВР |
21 | Создание сайтов классных объединений | В течение года | Кл. руководители, актив класса, учитель информатики |
22 | Развитие навыков пользователей компьютера, сканера, цифрового оборудования | Ежегодно, в течение учебного года | Зам. директора по УВР, учитель информатики |
23 | Организация участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, в т.ч. дистанционных | Ежегодно, по мере поступления информации | зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рук. ШМО |
24 | Поддержка на качественном уровне самоподготовки учащихся, их исследовательскую деятельность с использованием Internet-ресурсов | В течение учебного года | зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рук. ШМО |
25 | Организация работы во внутришкольных и внешних социально-образовательных проектах | В течение учебного года | зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рук. ШМО |
26 | Разработка программ дополнительного образования по ИКТ для обучающихся | С 2012 года | Зам. директора по УВР, учитель информатики |
6. Развитие школьной медиатеки | |||
27 | Пополнение фонда обучающих и контролирующих программ по предметам, включая мультимедиа-технологий | В течение учебного года | Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, библиотекарь |
28 | Пополнение электронных библиотек, ведение справочников и архивов, формирование банка электронных дидактических и методических разработок учителей, банка учебно-исследовательских проектов обучающихся | Ежегодно, в течение учебного года | Зам. директора по УВР, учителя |
7. Развитие материально-технической базы | |||
29 | Приобретение компьютерного оборудования для обеспечения учебно-воспитательного процесса, создание телекоммуникационной инфраструктуры школы | 2012-2014 | Директор, Совет школы, зам. директора по АХР, бухгалтерия |
30 | Приобретение лицензионного программного обеспечения учебного процесса (операционная система, офис, антивирусное ПО, специализированные программы по предметам) | По мере поступления оборудования | Директор, зам. директора по АХР, бухгалтерия |
31 | Приобретение лицензионного программного обеспечения процесса управления (операционная система, офис, антивирусное ПО, специализированные пакеты прикладных программ) | 2011-2015 | Директор, зам. директора по НМР, бухгалтерия |
8. Обеспечение безопасности информации | |||
32 | Обеспечение информационной безопасности при документообороте (приказ) | Постоянно | Директор, секретарь |
33 | Внедрение систем обеспечения информационной безопасности и контент-фильтрации при работе в Интернет-сети | 2012 г. | Директор, зам. директора по НМР, учитель информатики |
34 | аттестация рабочих мест администрации по использованию и хранению персональных данных (8 АРМ) | По мере поступления оборудования | Директор, зам. по АХР, бухгалтерия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
«Модель информационно-образовательной среды МБОУ «Лицей №124»
Выступление на семинаре для руководителей школ округа №2 г.Барнаула...
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Инновационный проект «Модель информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
Введение новых стандартов образования предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность ...
Статья "Проблемы трансформации информационно-образовательной среды в цифровую образовательную среду"
Этапы формирования единой информационной среды в ОУ...
Презентация к уроку информатики в 11 классе по теме: "Модели оптимального планирования" (построение структурной модели финансовой системы)
Презентация к уроку информатики в 11 классе по теме: "Модели оптимального планирования" (построение структурной модели финансовой системы)...