Структурная модель информационно-образовательной среды
статья по информатике и икт на тему

Камышникова Ольга Васильевна

В файле представлена возможная модель информационно-образовательной среды современной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурная модель

 информационно-образовательной среды

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения  информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • планирование образовательного процесса;
  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
  • фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
  • взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Определим различия между образовательным стандартами первого и второго поколения в контексте формирования ИОС:

Виды деятельности

Существующие стандарты

Стандарты нового поколения

Планирование образовательного процесса

Не используется автоматизированная  обработка содержания образования

Создание  информационной модели стандарта нового поколения, реализация связей между ее элементами, автоматизированная  обработка содержания образования

Размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов

Информационный ресурс учреждения, сайт учреждения, личные архивы

Информационный ресурс учреждения, общие банки данных педагогов района, региона, сайт учреждения, личные сайты педагогов.

Фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Использование офисных приложений для ведения мониторинга

Ведение электронных дневников,

внедрение автоматизированных информационных образовательных  систем педагогического мониторинга

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью

Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта,  обмен информацией

Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, сетевые сообщества, on-line уроки, проекты, дистанционное обучение, обмен информацией

Контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся)

Контентная фильтрация, регламенты работы в сети

Контентная фильтрация, регламенты работы в сети

Взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями

Электронный документооборот, обмен информацией

Электронный документооборот, обмен информацией, использование информационно – аналитических систем

Основная идея разработки  модели ИОС школы состоит в том, что формирование компетентностей учащихся осуществляется через деятельностное освоение учениками на каждом этапе обучения соответствующего объема знаний средствами коммуникационных технологий. Мера участия каждого учащегося в общей работе определит уровень его личных данных достижений, а состав и структура сформированного объема и качества знаний дадут возможность оценить уровень результатов обученности.

ИОС может быть определена через совокупность взаимосвязанных блоков деятельности, характеризующих течение информационных процессов внутри школы, а именно:

1) информационные ресурсы школы:

  • приобретенные информационные ресурсы (книги, диски, файлы);
  • создаваемые ресурсы (методические разработки учителей, работы учащихся,  научные публикации и результаты исследований)
  1. базы данных ОУ, которые включают в себя:
  • базы персональных данных всех субъектов образовательного процесса;
  • базы результатов деятельности школы;
  • базы помещений и технологического оборудования и т.д.
  1. система дистанционного обучения, которая призвана использовать все типы информационных ресурсов, передавать результаты обучения в систему автоматизированного контроля знаний и обеспечивать:
  • поддержку реализуемой образовательной программы;
  • обучение детей по различным причинам не посещающим школу;
  • индивидуальное обучение, в т.ч. одаренных детей;
  • обучение по программам профильного обучения.
  1. система автоматизированного контроля знаний обеспечивает организацию проведения рубежного и тематического контроля, промежуточную и итоговую аттестацию, в т.ч. программы дистанционного и профильного обучения. Результаты обучения должны накапливаться в системе и обрабатываться ею. Накопление результатов деятельности учащихся может происходить по технологии портфолио.
  2. система управления образовательным учреждением, которая обеспечивает использование баз данных и функционально состоит из следующих подсистем:
  • планирования образовательного процесса;
  • планирования деятельности всех субъектов образовательного процесса, включая контроль исполнения заданий;
  • анализа результатов деятельности;
  • электронного документооборота.
  1. средства массовой информации: сегодня школа должна активно участвовать в информационном обмене, т.е. публично предъявлять результаты своей деятельности обществу, вовлекать представителей общества в школьную жизнь. Это можно реализовать через сайт, электронную газету или журнал.
  2. электронные услуги: предоставление достоверной информации о ходе и содержании образовательного процесса, результатах обучения, зачисления детей в школу и т.д.

4. Организационно-управленческое сопровождение образовательного процесса в информационно-образовательной среде

Одной из основных целей информатизации образования на современном этапе является обеспечение эффективного использования во всех видах учебно-воспитательной и административной деятельности образовательных учреждений существующих и постоянно развивающихся образовательных интернет-ресурсов и организация оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса в повседневной жизни учреждений образования. Отдельные решения в этом направлении уже стали достоянием многих школ, однако все они носят разрозненный характер и совместное их использование вызывает большие трудности. В этой связи только создание реальной информационной образовательной среды школы и интеграция ее в информационное образовательное пространство города и региона позволит решить эти задачи в полном объеме.

В рамках федеральных программ модернизации отечественного образования и развития единой информационной образовательной среды в МБОУ СОШ № 75 уже сделано многое. Так, существенно улучшилось обеспечение компьютерной техникой, многие учителя повысили квалификацию в области ИКТ и большинство педагогов уже готовы активно использовать информационный ресурс образования в школе. Осуществляется создание цифровых образовательных ресурсов, администрация школы получила в свое распоряжение те или иные компьютерные инструменты, позволяющие автоматизировать отдельные виды управленческой деятельности. Но, несмотря на это, говорить о функционировании полномасштабной информационной образовательной среды в учреждении образования пока не приходится.

Одна из причин такого положения – отсутствие отвечающего потребностям современной школы разностороннего электронного образовательного ресурса и эффективных способов доставки и оптимальных механизмов использования его в учреждения образования. Попытки решить эту проблему путем поставки в учреждения образования мультимедиа-изданий на компакт-дисках не могут охватить все потребности школ, так как эти продукты быстро устаревают, практически не поддерживаются их производителями, не позволяют сформировать единый комплект в реальных школьных компьютерных сетях и, в основном, ориентированы на самостоятельную работу учащихся/педагогов, а не на плановое встраивание на регулярной основе в классно-урочную систему обучения. Кроме того, обучение работе с этими продуктами ложится целиком и полностью на плечи пользователей – учителей и учащихся, что требует  дополнительного обучения по каждому новому продукту для активного использования их в своей профессиональной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования второго поколения, национальная президентская инициатива «Наша новая школа» определили основные направления модернизации школьного образования. Каждая школа в современных условиях должна определить свой путь построения современной и эффективной (инновационной) системы образования на основе методологии личностно-ориентированного обучения, которая должна обеспечить  самореализацию в обучении каждого учащегося. Личностно-ориентированное обучение предусматривает индивидуализацию, дифференциацию обучения, организацию самостоятельной деятельности учащегося, а так же обеспечение индивидуальных образовательных потребностей учащегося и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Для достижения требуемых педагогических результатов ФГОС второго поколения установлены принципиально новые требования  к информационно-методическим условиям реализации образовательной деятельности школы:

  • информационное обеспечение субъектов образовательного процесса (создание системы широкого доступа учителя, учащихся и родителей к содержательной учебной информации, а так же к информации по организации образовательной деятельности  и результатам образовательных достижений учащихся);
  • формирование информационно-образовательной среды, которая включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих организацию образовательного процесса.

Информационно-образовательная среда  школы представляет собой системно-организованную совокупность информационного, учебно-методического и программно-технического обеспечения интеграции информационных технологий в образовательную деятельности школы. Все участники учебного процесса активно взаимодействуют между собой с использованием  средств и методов информационных технологий.

Таким образом, при организации образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы возникает необходимость  разработки  технологий  управления  ходом и результатами образовательной деятельности со стороны всех участников образовательного процесса.

  1. Создание в информационно-образовательной среде школы на основе применения системы открытого доступа всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) к информационно-методическим материалам, организации учебного процесса и результатам образовательных достижений учащихся.
  2. Организация постоянного объективного автоматического мониторинга образовательных достижений учащихся на уровне родителей, учителя и администрации школы.
  3. Организация самостоятельного управления учащимися образовательным процессом при работе в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и психолого-физиологическими особенностями.
  4.  Организация фиксации хода и результатов образовательного процесса на уровне родителей, учителя и администрации школы.
  5. Организации интерактивной системы самоконтроля учащимися полученных знаний.
  6. Организация автоматической системы администрирования учебного процесса на уровне учителя и администрации школы.

5. Критерии  эффективности  реализации  Концепции

Критерий интерактивности:

  1. обеспечение принципов наглядности и доступности;
  2. функциональное соответствие профессиональным задачам, содержанию и методам решения;
  3. комплексность применения;
  4. универсальность использования и удобства эксплуатации средств информационно-коммуникационных технологий.

Адекватность эффективности методов, используемых в процессе обучения:

  1. соответствие методов целям и содержанию учебного материала;
  2. обоснованность выбора методов в контрольно-оценочном, мотивационном  и других аспектах;
  3. многообразие использования методов и вариативность используемых приемов;
  4. соответствие используемых методов реальной материально- технической базе и отведенному учебному времени.

Эффективность организации процесса информатизации:

  1. соответствие форм и методов организации информатизации принятым этапам подготовки специалистов (психологический и логический аспекты);
  2. сменяемость и многообразие форм обучения, включая использование средств информационно-коммуникационных технологий и вариативность их видов;
  3. обеспечение реального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности участников информатизации системы подготовки специалистов.

Эффективность результатов обучения:

  1. глубина знаний, характеризующаяся числом осознанных существенных связей, данного знания с другими, с ним соотносящимся;
  2. действенность знаний, предусматривающая готовность и умение обучаемых применять их в сходных и вариативных ситуациях;
  3. системность, определяемая как совокупность знаний в сознании обучаемых, структура которой соответствует структуре научного знания;
  4. осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.

Сформированность профессиональных умений и навыков:

  1. сформированности ориентировочной основы деятельности;
  2. правильности выполняемых действий;
  3. рациональности организации труда.

Уровень готовности к профессиональной деятельности в условиях информатизации:

  1. показатели операциональной готовности (знания, умения, навыки);
  2. когнитивной готовности;
  3. мотивационной готовности;
  4. эмоционально-волевой готовности.

6. Перспективный план мероприятий по информатизации

и формированию информационно-образовательной среды

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1. Организационные мероприятия

1

Составление графика работы компьютерного кабинета, инфо-клуба (кружка информатики)

Ежегодно, сентябрь

Диспетчер по расписанию, зам. директора по УВР, учитель информатики

2. Повышение квалификации кадров

2

Организация обучения всех педагогических работников школы основам использования информационных технологий / Повышение уровня компьютерной грамотности педагогических кадров школы через курсовую подготовку, семинарские занятия

Ежегодно

Зам. директора по НМР, учитель

информатики

3

Организация посещения курсов повышения квалификации по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности

В течение года

по мере поступления информации

Зам. директора по НМР

4

Проведение обучающих семинаров - практикумов для педагогических работников по использованию ИКТ в образовательном процессе: на уроках, при подготовке и проведении педагогических советов, родительских собраний, внеклассных мероприятий; при подготовке выпускников к итоговой аттестации, в том числе и к ЕГЭ

Ежегодно

зам. директора по НМР, учителя информатики

5

Организация помощи в техническом обеспечении и обслуживании системы обработки и передачи педагогической информации на различных видах носителей

В течение года

Зам. директора по НМР, лаборант, учитель информатики

6

Организация  методической поддержки  в подготовке уроков с использованием ИКТ, в поиске учебных и методических материалов в Интернет

В течение года по графику

Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рук. ШМО,  учитель информатики

7

Подготовка информационно-методических материалов по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и управлении образованием

Апрель-май (ежегодно)

Зам. директора по НМР

3. Внутришкольные мероприятия с использованием ИКТ

8

Организация проведения  открытых уроков с использованием ИКТ учителей, владеющих современными методами преподавания и готовых к их творческому применению с целью обмена опытом

В течение года по графику

Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рук. ШМО,  учитель информатики

9

Организация  работы по использованию  материалов, опубликованных в сети Internet для подготовки уроков учителями школы, написанию  докладов и рефератов учащимися школы

В течение года по графику

Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рук. ШМО,  учитель информатики

10

Создание электронных Портфолио методических объединений

В течение года ШМО

Зам. директора по НМР, рук. ШМО,  учитель информатики

11

Пополнение электронных Портфолио методических объединений

В течение года ШМО

Зам. директора по НМР, рук. ШМО,  учитель информатики

12

Создание сайтов методических школьных методических объединений или персональных сайтов педагогов

2012-2013 учебный год

Зам. директора по НМР, рук. ШМО,  учитель информатики

13

Издание методического сборника «Интерактивные технологии в работе учителя-предметника»

Июль-август 2013, 2014 гг.

Зам. директора по НМР, рук. ШМО,  учитель информатики

14

Подготовка информационно-методических материалов по применению информационных технологий в управлении образованием, в учебной деятельности

Июль-август 2013, 2014 гг.

Зам. директора по НМР, рук. ШМО,  учитель информатики

4. Городские и областные мероприятия с использованием ИКТ

15

Организация участия учителей в педагогических конкурсах, проектах, в т.ч. и дистанционных

По мере поступления информации

Зам. директора по НМР

16

Организация участия в семинарах, конференциях, вебинарах с использованием информационных технологий

по мере поступления информации

Зам. директора по НМР

17

Систематическое пополнение и обновление школьного Web-сайта

1 раз в  неделю  в течение года

Директор, зам. директора по НМР,

рук. МО

18

Работа по заполнению электронного классного журнала в АС «СГО»

2012-2014

Зам. директора по УВР, классные руководители

19

Внедрение дистанционного обучения через страницы сайта  

2013-2014

Зам. директора по УВР,

зам. директора по НМР, учитель информатики

5. Работа с учащимися

20

Организация работы школьных СМИ

В течение учебного года

Зам. директора по ВР

21

Создание сайтов классных объединений

В течение года

Кл. руководители, актив класса, учитель информатики

22

Развитие навыков пользователей компьютера, сканера, цифрового оборудования

Ежегодно, в течение учебного года

Зам. директора по УВР,

учитель информатики

23

Организация участие в  конкурсах, олимпиадах, конференциях, в т.ч. дистанционных

Ежегодно, по мере поступления информации

зам. директора по УВР,

зам. директора по НМР, рук. ШМО

24

Поддержка на качественном уровне самоподготовки учащихся, их исследовательскую деятельность с использованием Internet-ресурсов

В течение учебного года

зам. директора по УВР,

зам. директора по НМР, рук. ШМО

25

Организация работы во внутришкольных и внешних социально-образовательных проектах

В течение учебного года

зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, рук. ШМО

26

Разработка программ дополнительного образования по ИКТ для обучающихся

С 2012 года

Зам. директора по УВР, учитель информатики

6. Развитие школьной медиатеки

27

Пополнение  фонда обучающих и контролирующих программ по предметам, включая мультимедиа-технологий

В течение учебного года

Зам. директора по УВР, зам. директора по НМР, библиотекарь

28

Пополнение электронных библиотек,  ведение справочников и архивов, формирование банка электронных дидактических и методических разработок учителей, банка учебно-исследовательских проектов обучающихся

Ежегодно, в течение учебного года

Зам. директора по УВР, учителя

7. Развитие материально-технической базы

29

Приобретение компьютерного оборудования для обеспечения учебно-воспитательного процесса, создание телекоммуникационной инфраструктуры школы

2012-2014

Директор, Совет школы, зам. директора по АХР, бухгалтерия

30

Приобретение лицензионного программного обеспечения учебного процесса (операционная система, офис, антивирусное ПО, специализированные программы по предметам)

По мере поступления оборудования

Директор, зам. директора по АХР, бухгалтерия

31

Приобретение лицензионного программного обеспечения  процесса управления (операционная система, офис, антивирусное ПО, специализированные пакеты прикладных программ)

2011-2015

Директор, зам. директора по НМР, бухгалтерия

8. Обеспечение безопасности информации

32

Обеспечение информационной безопасности при документообороте (приказ)

Постоянно

Директор, секретарь

33

Внедрение систем обеспечения информационной безопасности и контент-фильтрации при работе в Интернет-сети

2012 г.

Директор, зам. директора по НМР, учитель информатики

34

аттестация рабочих мест администрации по использованию и хранению персональных данных (8 АРМ)

По мере поступления оборудования

Директор, зам. по АХР, бухгалтерия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель информационно-образовательной среды МБОУ «Лицей №124»

Выступление на семинаре для руководителей школ округа №2 г.Барнаула...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Инновационный проект «Модель информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

              Введение новых стандартов образования предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность ...

Презентация к уроку информатики в 11 классе по теме: "Модели оптимального планирования" (построение структурной модели финансовой системы)

Презентация к уроку информатики в 11 классе по теме: "Модели оптимального планирования" (построение структурной модели финансовой системы)...