«Модель информационно-образовательной среды МБОУ «Лицей №124»
статья на тему

Гергет Ирина Петровна

Выступление на семинаре для руководителей школ округа №2 г.Барнаула

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_ios_v_mbou_litsey_no124.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Модель информационно-образовательной среды

МБОУ «Лицей №124»

(Выступление на семинаре для руководителей школ округа №202.03.2010)

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС).

Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

Реализация концепции информатизации в МБОУ «Лицей №124» направлена на достижение следующей цели: формирование и развитие единой информационно-образовательной среды как стратегического направления в работе лицея.

Использование современных информационных технологий в лицее способствует созданию:

  • технической среды ( вид используемых технических средств);
  • программной  среды (набор программных средств);
  • предметной среды (содержание конкретной предметной области науки,  техники, знания);
  • методической (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).

Задачи информатизации в лицее:

  • интеграция обучения по всем учебным дисциплинам и профильным предметам;
  • повышение информационной культуры педагогов и учащихся;
  • пересмотр методов и методики преподавания с учетом широкого использования новых информационных технологий;
  • реализация индивидуального и дистанционного обучения;
  • использование ИКТ  метода проектов и исследовательского метода;
  • автоматизация процессов управления;
  • воспитание культуры взаимодействия в глобальном информационно-коммуникационном пространстве.

Этапы деятельности  по формированию информационно-образовательной среды

  1. Диагностический  (2003 г)

Проблемно-ориентированный анализ состояния информатизации лицея: анализ состояния социума, учебно-воспитательного процесса, имеющегося материально-технического оснащения учреждения (аппаратного обеспечения, электронных образовательных ресурсов), определение уровня информационной компетентности всех участников образовательного процесса, запросов, возможностей в плане его повышения.

  1. Прогностический  (2003-2004 гг.)
  • Определение главных целей и задач информационно-образовательной среды.
  • Разработка система повышения информационной компетентности участников образовательного процесса.
  • Осуществление отбора эффективных систем поддержки информационного пространства школы.
  • Целенаправленный отбор информационных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе.
  • Прогнозирование ожидаемых результатов.
  • Осуществление поиска путей оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм управленческой деятельности, обучения и воспитания.
  1. Организационный  (2004-2007 гг.)

Создание организационных, материальных, кадровых, научно-методических, финансовых, мотивационных (педагогических и психологических) условий для формирования и развития информационного пространства лицея: совершенствование материально- технического оснащения школьного медиацентра (приобретение необходимых аппаратных и программных средств), установка имеющегося программного обеспечения, создание школьной медиатеки, электронной «методической копилки», определение режима работы медиацентра для участников образовательного процесса, внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и управленческую деятельность, апробация и выбор лучших программно- методических комплексов учебного и административного назначения, формирование информационной культуры и положительного отношения к информатизации у всех участников образовательного процесса, разработка программы по повышению ИКТ-- компетентности педагогов,, подготовка необходимых методических рекомендаций и инструкций, проведение инструктажей и консультаций по вопросам работы с системой информационного пространства школы, стимулирование творческой деятельности педагогов и учащихся, распределениефункциональных обязанностей междувсеми участниками инновационного процесса.

  1. Практический  (2007-2010 гг.)

Фиксация исходного состояния образовательного процесса, апробация модели информационно-образовательной среды, отслеживание процесса еѐ функционирования, результатов, анализ с целью коррекции и поиска путей повышения еѐ эффективности, дальнейшего развития.

  1. Обобщающий  (2011 г)

Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка модели в соответствии с результатами.

Информатизация образовательного учреждения МОУ «Лицей №124» осуществляется по  следующим основные направления:

1 Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в 7-11 классах.

2 Интеграция информационных технологий в преподавании предметов..

3 Информатизация внеклассной работы.

4 Информационное управление школой.

 

  1.  Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в 7-11 классах.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» осуществляется по авторскому учебно-методическому комплексу, разработанному учителями МОУ «Лицей №124» в рамках опытно-экспериментальной работы. Практической результативностью данной работы выделяется следующее:

  • Активизация познавательной и проектной деятельности на основе разрабатываемого учебно-методического комплекса по информатике и спецкурсу «Информационные компьютерные технологии».
  • Разработка и апробация программных и учебно-методических материалов (учебных планов, схем программ, материалов к различным учебным курсам).
  • Разработка методического обеспечения созданной программы  на основе уровневой дифференциации
  • Разработан и внедрен многовариантный учебно-методический комплекс по спецкурсу «ИКТ», «Автоматика и ЭВТ»
  • Разработана новая редакция авторской программы по информатике и ИКТ для учащихся 9-11 классов с учетом «Стандарта основного и общего образования по информатике и информационным технологиям»
  • Отработана методика работы с пакетами программ (для подготовки выпускных работ учащихся):
  • среда визуального проектирования Delphi 7.0
  • графический редактор Photoshop 7.0
  • язык сценариев JavaScript
  • система оптического распознавания текстов FineReader

2 Интеграция информационных технологий в преподавании предметов.

В практику работы учителей все больше входят бинарные уроки в компьютерных классах по различным предметам, проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися во внеурочное время.

Занятия по профильным предметам (ИКТ, Автоматика и ЭВТ, информационные системы в экономике и др.) проводятся только с использованием новых информационных технологий.

Разработаны и используются  в образовательном процессе учебные компьютерные программы и системы, учебно-методические комплексы.

Накоплен опыт сбора, обработки и интерпретации учебной и научно -методической информации.

Отмечается достижение необходимого уровня качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Произошло насыщение образовательной системы лицея информационными средствами и информационной продукцией (программного обеспечения по всем предметам учебного плана).

Учащиеся лицея стабильно показывают высокое качество знаний по результатам защиты дипломных работ в период итоговой аттестации, активно участвуют в дистанционных конкурсах, проектной деятельности по различным направлениям.

  1. Информатизация внеклассной работы включает:
  • Работу кружка «Интернет-клуб».
  • Работу школьного пресс – центра: выпуск лицейской газеты
  • Создание электронных ресурсов по следующим направлениям: экологическое, военно-патриотическое, физкультурно-оздоровительное.
  • Подготовку материалов для размещения на школьном сайте,

системное их обновление.

  • Обеспечение доступа к образовательным ресурсам лицея и сети Интернет.
  • Индивидуальную работу учащихся с информационными образовательными ресурсами в рамках самообразования и выполнения творческих работ

     4. Информационное управление школой.

В целях создания оптимальных условий для формирования творческой личности старшеклассника в условиях профильного лицея на основе системного анализа и планирования учебно-воспитательного процесса, системного контроля за ходом и результатом УВП в лицее разработана и внедрена в практику работы с 2001-2002 учебного года рецензированная модульная программа управления учебно-воспитательным процессом по конечным результатам.

К модульной программе разработан мониторинг конечных результатов, который наглядно представляет в динамике по годам уровень достижения педагогического коллектива по основным показателям работы.

Модульная Программа и мониторинг имеют электронную версию и
доступны для всех педагогических работников лицея.

Планирование и управление учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе модульных и информационных технологий.

С 1993 года в лицее функционирует локальная компьютерная сеть, которая ежегодно расширяется и включает в себя к началу  2010 учебного года 84 компьютера. К  сети подключены компьютеры администрации лицея, кафедры, два кабинета информатики, профильная лаборатория Автоматики и ЭВТ, профильный кабинет программирования и медиацентр. Для управления локальной сетью установлены 4 связанных друг с другом сервера, которые позволяют входить в сеть и работать со своими материалами всем учителям и учащимся лицея из любого кабинета и с любого компьютера сети.

На основном сервере хранятся все методические материалы учителей, презентации совещаний, фотографии учащихся и учителей, материалы для стендов, творческие отчеты учителей,  видеоматериалы о текущих событиях и праздниках лицея. Кроме того, в сети создана база данных по всем учащимся и учителям лицея, сформирована база данных по всему документообороту лицея, который за последние 2 года составил около 2000 документов в компьютерном варианте.

Для организации учебного процесса и индивидуальной работы с учащимися имеются пакеты прикладных программ, электронные справочники и учебники, графические редакторы, тесты, физические и математические модели, презентации и дифференцированные задания. Более 200 информационно-методических материалов подготовлено учащимися и учителями.

В плане освоения новых информационных технологий важной составной частью сети является медиацентр, созданный в 2004-2005 учебном году за счет привлеченных средств.

В медиацентр входят:

  • Библиотека, предназначенная для хранения библиотечного фонда, учета и выдачи необходимой литературы с использованием электронных каталогов, организации работы с книгой, организации тематических выставок.
  • Лекционный зал (зал групповой работы учащихся) для проведения видеоуроков, лекций, бесед, конференций, встреч, семинаров, тематических внеклассных мероприятий.
  • Зал индивидуальной и групповой работы учащихся (компьютерный зал), который предназначен для:

- поиска необходимой информации с использованием базы данных локальной сети лицея, электронной почты и Интернета;

- проведения  бинарных уроков, видеоуроков, индивидуальных  и   групповых   занятий   с   использованием   информационных компьютерных технологий и Интернет-ресурсов, проведения библиотечных уроков.

  • Информационно-методический кабинет для индивидуальной работы учителей, в котором производится:

- систематизация   и   хранение   методической   литературы   и   информационных ресурсов (видеотека, фонотека, диатека, CD-диски);

- использование компьютерных технологий в организации учебно-воспитательного процесса, планировании и отслеживании результатов работы лицея, подготовка к  урокам  и  внеклассным  мероприятиям;

- подбор  обучающих  и контролирующих программ и тестов, просмотр видеофильмов с использованием видеокомплектов и компьютеров;

- подготовка печатных материалов и публикаций с использованием ксерокса, сканера, принтера;

- помощь учителям лицея в освоении новых информационных компьютерных технологий.

Работа медиацентра организована таким образом, что информация в электронном виде  из локальной сети лицея может быть выдана на любой  компьютер и телевизор медиацентра.  Все учителя лицея имеют возможность выполнять подготовку методических материалов для уроков и заказывать их копии на ксероксе или выполнять их печать на его принтерах.

В медиацентре разрабатываются средства, позволяющие автоматизировать библиотечные процессы: работу с каталогами, поиск информации по авторам, темам, содержанию, поиск информации, содержащийся на CD-дисках, видеокассетах. Организован полный учет всех проведенных мероприятий, уроков и всех расходных материалов.

За 2,5 месяца  в медиацентре выполнено около 360 заказов (4000 страниц) на печатные материалы для учителей.

 В его залах проведено около 120 бинарных уроков, 180 часов индивидуальных групповых занятий, около 250 посещений учителями информационно-методического кабинета, организована практика студентов 5-го курса специальности «Информатика и математика» АлтГПА. На базе медиацентра проводятся:

-семинары и научно-практические конференции;

- районные олимпиады по математике, физике, информатике и ОБЖ;

- открытые уроки и мастер-классы;

           - литературно-поэтические вечера с применением видеотехники;

         По итогам смотра-конкурса медиацентр лицея занял 1 место в крае среди городских школ и 1 место в крае в номинации «Навигатор».

Заключение.

Результаты работы МОУ «Лицей №124» по созданию информационно-образовательной среды свидетельствуют о повышении информационной

компетентности участников образовательного процесса.

В школе активно формируется информационное пространство: внедряются в учебно-воспитательный процесс новые информационные технологии, создан школьный сайт, педагоги лицея участвуют в педагогических сетевых сообществах Интернет, функционирует система консультаций по повышению информационной компетентности учащихся и педагогов.

Созданы необходимые условия всем участникам образовательного процесса для реализации индивидуально-творческих способностей в овладении информационными технологиями.

Созданный медиацентр способствует оперативному системному обновлению научно-методических и  дидактических ресурсов лицея, обеспечено внедрение информационных технологий в процесс управления образовательным учреждением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурная модель информационно-образовательной среды

В файле представлена возможная модель информационно-образовательной среды современной школы...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Инновационный проект «Модель информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

              Введение новых стандартов образования предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность ...

Создание единой информационной образовательной среды МБОО «Заводская СОШ».

Создать информационно-образовательную среду «цифровая школа», которая была бы комфортна для сотрудничества и взаимодействия учителей, учеников, администрации школы и родителей. Под термино...