Дифференциация обучения на уроках информатики
учебно-методический материал по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
Доклад по самообразованию «Дифференциация обучения на уроках информатики».
Выступление на ШМО учителей математики и информатики подготовила учитель информатики Мещерякова О.В.
Елец,2014г.
Повышению эффективности обучения информатике способствует дифференциация и индивидуализация обучения.Индивидуализация определяется как «организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».
Индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания обучения и построения школьной системы. Первая из этих точек зрения предполагает отбор форм, методов и приемов обучения, вторая – создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся, третья – формирование различных типов классов.
Индивидуализация обучения предполагает и его дифференциацию, которую следует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого из них в отдельности.
В настоящее время принято различать два основных вида дифференциации обучения.
Первый вид дифференциации выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одним программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Этот вид дифференциации называется уровневой дифференциацией.
Второй вид дифференциации – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп школьников по разным программам, отличающихся глубиной изложения материала, объемом сведений и т.д. Этот вид называют профильной дифференциацией. Разновидностью профильного обучения является углубленное изучение информатики.
На уроках информатики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности:
- кооперативная – разные группы выполняют отдельные части общего задания;
- индивидуализированная – каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
- дифференцированная – состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
При организации индивидуального подхода к обучению мною учитывались следующие особенности учащихся:
- уровень усвоения необходимых знаний и умений;
- способности и интерес к изучению информатики.
Для определения этих особенностей школьников на уроках информатики могут использоваться соответствующее программное обеспечение, тестовые задания.
В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению информатики класс условно разбивается на группы:
1-ая группа – учащиеся с низким темпом усвоения материала;
2-ая группа – учащиеся со средним темпом усвоения материала;
3-ая группа – учащиеся с высоким темпом усвоения материала.
Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:
- делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
- разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
- оценивании деятельности учащихся.
Цели дифференцированного обучения:
для первой группы учащихся:
- пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
- ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
- сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;
для второй группы учащихся:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
- сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;
для третьей группы учащихся:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
- развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или с учебным программным средством.
При подборе заданий для группового и индивидуального выполнения я учитывала следующее:
- обязательные результаты обучения;
- межпредметные связи;
- практическую направленность.
Виды дифференцированных заданий, используемых при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися.
№ | Индивидуальная форма работы | Групповая форма работы |
1 | Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения. | Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения. |
2 | Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче. | Взаимодополняющие задачи с различными условиями. |
3 | Уровневые взаимосвязанные задачи. | Уровневые взаимодополняющие задания. |
4 | Индивидуальная самостоятельная работа. | - |
5 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | - |
Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованы на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета.
Виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения.
Этапы обучения | Индивидуальная форма | Групповая форма |
Изучение нового материала | Виды 1,5 | - |
Закрепление и формирование ЗУН | Виды 2,3,5 | - |
Систематизация и обобщение | Виды 3,4,5 | Виды 2,3 |
Этап проверки знаний и умений | Виды 1 - 5 | Виды 1,2,3 |
Домашняя работа по теме | Виды 1,2,4,5 | - |
Примеры дифференцированных заданий.
Вид дифференцированного задания: разноуровневая совокупность вопросов к решаемой задаче.
Тема: Циклы.
Форма работы: индивидуальная.
Задача: Вычислить площадь криволинейной трапеции методом прямоугольников.
Задание 1-го уровня: Вычислить значение площади, приняв количество точек разбиения N = 10.
Задание 2-го уровня: Вычислить значение площади с точностью E = 0,001, начиная с количества точек разбиения N=4, удваивая N на каждом последующем шаге разбиения.
Задание 3-го уровня: Вычислить значение площади с точностью E=0,001, начиная с количества точек разбиения N=4, удваивая N на каждом последующем шаге разбиения. Значение функции в каждой точке должно вычисляться в программе только один раз.
Вид дифференцированного задания: уровневые взаимосвязанные задачи.
Тема: Массивы.
Форма работы: индивидуальная.
Задача 1-го уровня: Определить, сколько раз в массиве целых чисел с количеством элементов N повторяется число, равное значению элемента с индексом p (1 ≤ p ≤ N).
Задача 2-го уровня: В массиве целых чисел с количеством элементов N найти число, которое встречается чаще всего.
Задача 3-го уровня: В массиве целых чисел с количеством элементов N найти число, которое встречается чаще всего. Если таких чисел несколько, то определить наименьшее из них.
Вид дифференцированного задания: задачи, допускающие несколько способов решения.
Тема: Циклы. Символьные величины.
Форма работы: индивидуальная.
Задача: Найти двузначное число, равное сумме цифры, стоящей в разряде десятков, и квадрата цифры, стоящей в разряде единиц.
Решение на «5»:
DEF INT I, A, B
FOR I=10 TO 99
A=I\10: B=I – A*10
IF I=A+B*B THEN ? I: EXIT FOR
NEXT I
Решение на «4»:
DEF INT I, A, B
FOR I=10 TO 99
C$ = STR$(I)
A = VAL(LEFT$(C$,2)) : B = VAL(RIGHT$(C$,1))
IF I=A+B*B THEN ? I
NEXT I
Решение на «3»:
FOR I=1 TO 9
FOR J=0 TO 9
C = 10*I+J
IF C = I+ J*J THEN ? C
NEXT J
NEXT I
Вид дифференцированного задания: уровневые взаимодополняющие задания.
Тема: Подпрограммы.
Форма работы: групповая.
Групповую форму работы целесообразно использовать на этапах повторения, обобщения и контроля знаний, умений по какой-либо теме, разделу.
Так, после изучения тем «Ветвления», «Циклы», «Графические операторы», «Подпрограммы» в качестве итогового учащимся может быть предложено следующее задание:
Составить программу «рисования» улицы из объектов: дом, дерево, куст, забор. Желательно предусмотреть диалоговый режим работы программы, т.е. рисовать объекты по заказу пользователя.
При выполнении этого задания может быть использована как дифференцированная, так и индивидуализированная групповая деятельность учащихся. По желанию учащихся формируются группы, состоящие из 4-5 человек. В случае индивидуализированной групповой деятельности учащиеся могут распределить между собой обязанности следующим образом: слабые ученики выполняют посильные для них задания, например, составляют программы рисования несложных предметов – дома, забора;
Более сильные ученики составляют программы изображения дерева, куста и основную программу. Затем все вместе соединяют части программы в одну и отчитываются перед учителем.
На выполнение задания отводится от 3 до 4 учебных часов. Алгоритм учащиеся могут составить дома. Так как задание является итоговым, то учитель может оказать учащимся лишь следующую помощь:
- рекомендации по использованию учебной литературы;
- советы по объединению частей программы в одну программу.
К оцениванию работы группы можно также подойти дифференцированно. Так, если в программе предполагается, что изображения предметов появляются один раз и в одном и том же месте экрана, то группа «удовлетворительно» справилась с предложенным заданием. Если же предметы можно изображать несколько раз, при этом пользователь сам решает, изображение какого предмета, в каком месте экрана и сколько раз он хочет получить, то группа «хорошо» справилась с предложенным заданием. Если же к перечисленному ранее программа предлагает пользователю еще и меню изображаемых предметов, дает ему возможность выбирать фон изображения (день/ночь) и при этом программа была составлена в срок, то группа «отлично» справилась с предложенным заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка
Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...
Аналитический отчет по теме: "Дифференциация обучения на уроках литературы и русского языка"
Данный материал надеюсь будет интересен многим учителям русского языка и литературы, так как в нем я постаралась проанализировать свою работу по данной технологии. Кроме самого отчета, там имеются при...
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики
Современные педагогические технологии на уроках...
Доклад по теме: «Дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности школьника » 16.04.14г
Цели дифференцированного обучения:для 1-й группы учащихся:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с е...
Уровневая дифференциация обучения на уроках математики
Преобразование современного урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых педагогических технологий. Именно поэтому на каждом уроке проявляется ...
Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»
Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»...