Уровневая дифференциация обучения на уроках математики
учебно-методический материал на тему
Преобразование современного урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых педагогических технологий. Именно поэтому на каждом уроке проявляется результативность педагогической технологии как системы личностных средств учителя, используемых для достижения педагогических целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urovnevaya_differentsiatsiya_romanenko.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Романенко Елена Леонидовна
Учитель математики
МБОУ СОШ №33.
г Архангельск
Уровневая дифференциация обучения на уроках математики.
«Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду,
а если хотите
научиться решать задачи,
то решайте их»
Дж Пойа.
Требования к современному уроку связаны с пересмотром общих целей школьного образования. Они направлены на развитие личности каждого школьника в соответствии с его потребностями, возможностями, интересами.
Основные требования к современному уроку:
1.Учитель обеспечивает мотивацию деятельности ученика на каждом этапе .
2. Учитель должен целенаправленно управлять деятельностью учеников, посвящая большую часть урока организованной самостоятельной деятельности учащихся с учётом их особенностей и специфики содержания учебного предмета.
3.Любой урок должен быть направлен на создание ситуации успеха и комфортных психолого – педагогических условий для обучения:
- оказание своевременной помощи ученику в процессе учебной деятельности
- разнообразие форм и видов работы на уроке
- получение обратной связи – на каждом этапе урока.
- на уроке должно быть целенаправленное формирование универсальных учебных действий
4. Домашнее задание следует рассматривать как продолжение урока в условиях полной самостоятельности ученика.
В основной школе класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Одни ученики запоминает быстро, но не прочно, другие – медленно, но продуктивно. Одни ученики приучены организованно работать, другие работают по настроению. Одни ученики занимается охотно, другие – по принуждению. Поэтому учитель вынужден вести урок ориентируясь на «среднего» ученика. Это приводит к тому, что «одаренные» дети сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет серьёзные требования. Он должен:
- уметь самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией;
- самостоятельно критически мыслить;
- искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным и контактным в различных социальных группах.
Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках.
Цель уровневой дифференциации:
научить всех обязательному уровню, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле.
Характерные особенности дифференциации по уровню.
Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки: в ней имеются как положительные так и некоторые отрицательные аспекты.
Положительные аспекты:
- исключается неоправданная уравниловка и усреднение детей;
- у учителя появляется возможность помогать «слабому», уделять внимание «сильному»;
- отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
- появляется возможность более эффективно работать с «трудными» учащимися, которые плохо адаптируются к общественным нормам;
- реализуется желание «сильных» учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- «сильные» утверждаются в своих способностях, «слабые» получают возможность испытывать учебный успех, избавляются от комплекса неполноценности;
- повышается уровень мотивации учения;
- в группе, где собраны учащиеся одинаковых способностей, ребенку учиться легче.
Отрицательные аспекты:
- деление детей по уровню развития негуманно;
- «слабые» лишаются возможности равняться на более способных, получать от них помощь, соревноваться с ними;
- перевод в «слабые» группы может быть воспринят детьми как унижение их достоинства;
- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд «слабых» переводятся неординарные дети;
- перекомплектование в группах может способствовать ухудшению благоприятного микроклимата в классных коллективах.
Технология уровневой дифференциации – это система учебных уроков, состоящая из 4-х блоков:
1. Урок мотивации (знакомство с изучаемой темой, формами работы и контроля.)
2. Уроки изучения нового.
3. Уроки формирования умений и навыков.
4. Уроки контроля.
Формы организации уроков каждого блока могут быть различными.
Уровневая дифференциация предполагает только два уровня: «ученик должен» (усвоить базовый уровень) и «ученик может» (в соответствии со своими возможностями и интересами обучаться на повышенном уровне) ( В.В. Фирсов). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной “лестницей” деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
Особенностями методики преподавания по этой технологии являются:
- блочная подача материала;
- работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, системы специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову — систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации сдачи зачётов.
Формы работы на уроке при уровневой дифференциации могут быть разные:
а) фронтальная, групповая, индивидуальная; б) групповая, фронтальная, индивидуальная. Группы в таком случае могут быть:
а) смешанные; б) могут быть разного уровня: группа А, группа В, группа С.
Групповая работа может быть двух видов:
1 вид – для всех групп предлагается одна работа; 2 вид – групповая работа дифференцирована, разным группам предлагаются разные задания в рамках общей для класса темы.
Первый вид – фронтальная работа предшествует групповой. Во время этой работы повторяется основной теоретический материал, решаются опорные задачи, их решение совместно обсуждается, ошибки исправляются. Фронтальная работа может быть организована как письменно, так и устно или поочередно: письменная работа и устная. После этого идет распределение по группам, даются задания, и проводится инструктаж по выполнению заданий (группы смешанные). Группы отчитываются о проделанной работе, с какими заданиями не справились, представляют оригинальные решения.
Второй вид – групповой работе предшествует самостоятельная работа, которая распределяет учащихся по группам. Затем даются задания группам (группы по уровням) и проводится инструктаж выполнения работы.
Особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений учащихся.
Предусматривается:
- тематический контроль;
- полнота проверки обязательного уровня подготовки;
- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
- оценка методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов);
- двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт—незачёт);
- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
- «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача).
Итак, в процессе внедрения технологии уровневой дифференциации главная роль принадлежит учителю. Проходя через творческое сознание педагога, через его личный опыт. Обеспечив методически новую технологию, учитель обязательно увидит ее плюсы.
Использование технологии дифференцированного обучения на основе обязательных результатов помогает формировать и развивать у учащихся:
• самостоятельность;
• коммуникативность;
• мобильность;
• умение работать в любой ситуации;
• ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Технология уровневой дифференциации обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования.
Литература:
1). http://www.uchportal.ru/
2). http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка
Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики
Современные педагогические технологии на уроках...
Приказ "Об итогах проведения городского семинара-практикума «Мозаика приемов по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках математики»
Подведение итогов проведения городского семинара-практикума Мозаика приемов по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках математики"...
Приказ об итогах проведения городского семинара-практикума «Мозаика приемов по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках математики»
Приказ об итогах проведения городского семинара-практикума «Мозаика приемов по индивидуализации и дифференциации обучения на уроках математики»....
Уровневая дифференциация на моих уроках математики
Разработка "Уровневая дифференциация на моих уроках", показаны некоторые элементы применяемые на уроках....
Уровневая дифференциация обучения на уроках математики
Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при...