РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 8 - 9 КЛАССОВ
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочие программы для 8 - 9 классов по информатике и ИКТ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
« Сланцовская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/ Пыхтунова О.В./ ФИО Протокол № ____ от «___»___________2012г. | «Утверждено» Руководитель МОУ«Сланцовская ООШ » ____________/Пыхтунова Т. Н./ ФИО Приказ № _____ от «___»___________2012г |
Рабочая программа педагога
Пыхтуновой Ольги Васильевны
II квалификационная категория
по информатике и ИКТ 8 класс
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «___»______2012 г.
2012 – 2013 учебный год
2. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 8 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена мною на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Учебник И.Г.Семакин ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8класса- 3 – е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 176 с.: ил.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы в виде теста.
3. Учебно-тематическое планирование по информатике и ИКТ
Класс 8
Учитель Пыхтунова Ольга Васильевна
Количество учебных часов: 34 часа в год; 1 урок в неделю,
Практических работ - 14, тестов – 4.
Планирование составлено на основе _ Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Учебник И.Г.Семакин ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса- 3 – е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 175 с.: ил.
Дополнительная литература:
- Задачник-практикум по информатике в 2 ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
- И.Г.Семакин «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней школе» методическое пособие, - 2-е изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
№ урока | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Дата |
1.Информация и информационные процессы 5 часов | |||
1 | Введение. Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информатики в жизни людей. Информация и знания | 1 | |
2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком. | 1 | |
3 | Информационные процессы | 1 | |
4 | Практическая работа №1 «Работа с тренажером клавиатуры» | 1 | |
5 | Измерение информации. Единицы измерения информации | 1 | |
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (6 часов ) | |||
6 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти . | 1 | |
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | 1 | |
8 | Пользовательский интерфейс. | 1 | |
9 | Устройство ПК и его основные характеристики. Практическая работа №2: « Знакомство с комплектацией ПК, подключение внешних устройств» | 1 | |
10 | Файлы и файловые структуры | 1 | |
11 | Практическая работа №3: «Работа с файловой структурой операционной системы.» | 1 | |
12 | Итоговое тестирование по темам: «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером» | 1 | |
3. Обработка текстовой информации 9 часов | |||
13 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодированные таблицы. | 1 | |
14 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 1 | |
15 | Практическая работа №4: «Создание и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирование текста.» | 1 | |
16 | Практическая работа №5 «Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текста Печать документа.» | 1 | |
17 | Практическая работа №6 «Работа с текстовым редактором. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены» | 1 | |
18 | Практическая работа №7 «Работа с таблицами.» | 1 | |
19 | Дополнительные возможности тестового процессора. Использование мастеров и шаблонов текстового редактора | 1 | |
20 | Итоговая практическая работа №8 | 1 | |
21 | Итоговое тестирование по теме: «Текстовая информация и текстовые редакторы» | 1 | |
22 | Компьютерная графика и область ее применения. Понятие растровой и векторной графики. | 1 | |
4. Обработка графической информации (5 часов) | |||
23 | Графические редакторы растрового типа. Практическая работа №11: « Работа с графическими редакторами» | 1 | |
24 | Кодирование изображения. Практическая работа №10: «Работа с конструктором цветов, встроенным в графический редактор» | 1 | |
25 | Практическая работа № 12 «Работа с векторным графическим редактором» | 1 | |
26 | Технические средства компьютерной графики. Практическая работа № 9: « Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе» | 1 | |
5.Мультимедийные технологии 6 часов | |||
27 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | |
28 | Практическая работа № 13: «Создание презентации с использованием текста, графики и звука» | 1 | |
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 1 | |
30 | Практическая работа №14: « Запись звука и изображения с использованием цифровой техники | 1 | |
31 | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов. | 1 | |
32 | Тестирование по теме: «Мультимедийные технологии» | 1 | |
33 | Итоговый тест за курс 8 класса | 1 | |
34 | Резерв | 1 |
4. Содержание тем учебного курса
1. Информация и информационные процессы 5 часов
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2.Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (6часов )
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
- Обработка текстовой информации 9 часов .
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
- Обработка графической информации (5 часов)
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Мультимедийные технологии 6 часов
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик
должен:
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
6. Перечень учебно-методического обеспечения.
I. Учебно-методический комплект
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. – 175 с: ил.
- Задачник-практикум по информатике в 2 ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Дополнительно: 4.И.Г.Семакин «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней школе» методическое пособие, - 2-е изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 5.плакаты 7-9 класс.
II. Литература для учителя.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
- Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
III. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем ASDL
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
- Web-камера.
- Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
- Операционная система Windows ХР.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер Аленка.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Система программирования TurboPascal.
- Система тестирования TInfo.
7.Литература
(основная и дополнительная)
Учебник И.Г.Семакин ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса- 3 – е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 175 с.: ил.
Дополнительная литература:
1.Задачник-практикум по информатике в 2 ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
2.Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
3.И.Г.Семакин «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней школе» методическое пособие, - 2-е изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Предварительный просмотр:
Муниципальное Образовательное Учреждение
«Сланцовская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/_О. В.Пыхтунова / Протокол № ____ от «___»___________2013г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «Сланцовская ООШ» ____________/_Т.Н. Пыхтунова/ Приказ № _____ от «___»___________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Пыхтуновой Ольги Васильевны
2 квалификационная категория
по информатике и ИКТ 9 класс
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «___»_______________ 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
2.Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена мною на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс изучается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю в 9 классе.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
3. Учебно –тематическое планирование по информатике и ИКТ
Класс 9
Учитель Пыхтунова Ольга Васильевна
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков в виде зачетов _2__, тестов _8__ ч.;
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе_ «Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» - 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Учебник И.Г.Семакин ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса- 3 – е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 359с.: ил.
Дополнительная литература
- Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 20011.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2011.
- Единая цифровая образовательная коллекция ( http://shcool-collection.edu.ru)
- www.videouroki.net и другие ресурсы Интернета
4.Календарно – тематическое планирование
№ п/п урока | Название разделов и тем | Кол-во ч. | Дата |
Глава 1. Передача информации в компьютерных сетях | 11 ч. | ||
1 | §1,3. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | 1ч | |
2 | §1,3.Практикум: «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Практическое задание №1 | 1ч | |
3 | §2. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами | 1ч | |
4 | §2. Практикум: «Работа с электронной почтой» Практическое задание №2. | 1ч | |
5 | §4- 5. Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете | 1ч | |
6 | § 4 – 5. Практикум: «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске». Практическое задание №3. | 1ч | |
7 | §5. Практикум: Поиск информации в Интернете (использование поисковых систем). Практическое задание № 4 | 1ч | |
8 | §5. Практикум:«Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора» Практическое задание № 5. | 1ч | |
9 | Практикум: Итоговая практическая работа по теме « Интернет» ( Практическое задание № 6) | 1ч | |
10 | §1.1 - 1.2. Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и разархивирование файлов | 1ч | |
11 | Тест – 1 по теме: «Передача информации в компьютерных сетях» | 1ч | |
Глава 2.Информационное моделирование | 5ч | ||
12 | § 6,7. Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели | 1ч | |
13 | § 8. Табличные модели. Мини- проект. | 1ч | |
14 | § 9, 2.1. Информационное моделирование на компьютере | 1ч | |
15 | §2.2. Практикум: Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора Microsoft Word Практическое задание № 28,29 | 1ч | |
16 | Тест -2 по теме: « Информационное моделирование» | 1ч | |
Глава 3. Хранение и обработка информации в базах данных | 12 ч | ||
17 | §10. Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. | 1ч | |
18 | §11. Назначение СУБД. Практическое задание № 8 | 1ч | |
19 | §12. Проектирование однотабличной базы данных . Форматы полей. | 1ч | |
20 | §12. Практикум: «Проектирование однотабличной базы данных на компьютере». Практическое задание №9 | 1ч | |
21 | §13. Условия поиска информации, простые логические выражения» | 1ч | |
22 | §13. Практикум : «:Формирование простых запросов к готовой базе данных». Практическое задание №10. | 1ч | |
23 | §14. Логические операции. Сложные условия поиска | 1ч | |
24 | §13-14. Практикум: «Формирование сложных запросов к готовой базе данных». Практическое задание №11. | 1ч | |
25 | §15. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем | 1ч | |
26 | §15. Практикум: «Использование сортировки, создание отчетов на основе таблиц и запросов». Практическое задание №12. | 1ч | |
27 | §15. Практикум: Итоговая работа по базам данных. Практическое задание №13. | 1ч | |
28 | Тест - 3 :«Хранение и обработка информации в базах данных» | 1ч | |
Глава 4. Табличные вычисления на компьютере | 10 ч | ||
29 | § 16.Двоичная система счисления. | 1ч | |
30 | § 17. Представление чисел в памяти компьютера | 1ч | |
31 | § 18 -19. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц | 1ч | |
32 | § 18 -19. Практикум: « Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование». Практическое задание №14. | 1ч | |
33 | § 20.Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. | 1ч | |
34 | § 20. Практикум: «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц». Практическое задание№ 15. | 1ч | |
35 | § 21- 22.Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | 1ч | |
36 | § 21.Практикум: «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации». Практическое задание № 16 | 1ч | |
37 | § 23-24. Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели Практическое задание № 17- 18. | 1ч | |
38 | Тест - 4 «Табличные вычисления на компьютере». | 1ч | |
Глава 5.Управление и алгоритмы | 10 ч | ||
39 | §25,27,28. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы | 1ч | |
40 | §28. Практикум: «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов» | 1ч | |
41 | §29. Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод | 1ч | |
42 | §29. Практикум: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов» | 1ч | |
43 | §26, 30. Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | 1ч | |
44 | §30. Практикум: «Работа с циклами» | 1ч | |
45 | §31.Ветвления. Использование двухшаговой детализации | 1ч | |
46 | §31.Практикум: «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений» | 1ч | |
47 | §28 – 31. Практикум: Итоговое зачетное задание по алгоритмизации. Выполнение практического задания. | 1ч | |
48 | Тест – 5: «Управление и алгоритмы» | 1ч | |
Глава 6.Программное управление работой компьютера | 12 ч | ||
49 | § 32,33 .Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | 1ч | |
50 | § 34 - 35.Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритм. ПЗ №19. | 1ч | |
51 | § 35 .Практикум: «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов». Практическое задание № 20. | 1ч | |
52 | § 36, 37 . Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером. Практическое задание № 21. | 1ч | |
53 | § 38 . Практикум: «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». Практическое задание № 22 | 1ч | |
54 | § 38 . Логические операции. Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций Практическое задание № 22.(продолжение) | 1ч | |
55 | § 39 - 40 Циклы на языке Паскаль. Практическое задание № 23. | 1ч | |
56 | § 39,6.1 .Практикум: «Разработка программ с использованием цикла с предусловием» Практическое задание № 24 – 25. | 1ч | |
57 | § 41, 42. Одномерные массивы в Паскале | 1ч | |
58 | § 42, 6.2 . Практикум: « Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль». Практическое задание № 26 – 27. | 1ч | |
59 | § 43, 6.2 . Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве Практическое задание № 31 - 32. | 1ч | |
60 | Тест -6 по теме «Программное управление работой компьютера». | 1ч | |
Глава 7. Информационные технологии и общество | 4 ч | ||
61 | § 44,45,7.1. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | 1ч | |
62 | § 46 - 47. История ЭВМ и ИКТ | 1ч | |
63 | §48, 49. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере | 1ч | |
64 | Тест- 7 по теме «Информационные технологии и общество». | 1ч | |
Повторение | 3ч | ||
65 | Тест - 8 по курсу 9 класса | 1 | |
66-68 | Мини – проект. Моменты школьной жизни. | 3 |
4. Содержание тем учебного курса
Глава 1. Передача информации в компьютерных сетях (11 часов).
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, базы данных и пр. Интернет. WWW - "Всемирная паутина".
Практикум на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа а Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др;
- что такое Internet; какие возможности предоставляет пользователю “Всемирная паутина” — WWW;
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц и поиск информации в Internet с помощью браузеров и поисковых программ;
- работать с одной из программ-архиваторов.
Глава 2. Информационное моделирование ( 5 часов)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично-организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Глава 3. Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приёмы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например картой города Саратова в Интернете).
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Глава 4. Табличные вычисления на компьютере (10 часов)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
5.Глава Управление и алгоритмы (10 часов)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Глава 6.Программное управление работой компьютера (12 часов)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
- работать с готовой программой на языке Паскаль;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Глава 7.Информационные технологии и общество (4 часа)
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде.
Учащиеся должны знать:
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема безопасности информации;
- какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Итоговое повторение 3 ч
5.Требования к уровню подготовки учащихся, занимающихся по данной программе
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в базе данных;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
6.Перечень учебно-методического обеспечения
Используемый УМК:
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
- Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...