Рабочая программа по биологии для 5 класса (в соответствии с ФГОС ООО нового поколения)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kupriyanova_s.g._rab_progr.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор школы зам. директора по УР на заседании кафедры
______________ _______________ ___________________
« » августа 2012г. « » августа 2012 г. « » августа 2012г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧИТЕЛЬ Куприянова Светлана Геннадьевна
ПРЕДМЕТ Биология, 5 класс
Количество недельных часов 1
Количество часов на учебный год 35
Планирование составлено на основе программы А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Учебник: Биология. Введение в биологию,5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012
Используемые ресурсы:
Видео: Экология. Охрана природы (70 мин), Природные сообщества (43 мин)
Цифровые: CD Открытая биология
Планируемое количество
Лабораторных работ 4
Экскурсий 2
Тестов 4
Адм. контрольных работ 2
Кинель 2012
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (5 класс)
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Учитель Куприянова С.Г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Биология в 5 классе – интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, экологии.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, природой родного края и своей страны, обучающиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» являются:
· выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдений или опыта, при которых меняется лишь одна величина; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
· поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение таблиц).
· подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
· оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Изучение биологии в основной школе (5 кл) направлено на достижение следующих целей:
· систематизация знаний в многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; пропедевтика основ естественно-научных знаний;
· получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
· развитие у учащихся устойчивого интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
· воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
· применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Личностными результатами изучения биологии в 5 классе являются:
· развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
· развитие мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук;
Метапредметными результатами изучения данного курса в основной школе являются:
· овладение способами самореализации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
· освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
· формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.;
· развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
Предметными результатами являются:
· в ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о природоведении как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
· в познавательной сфере – расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи;
· в трудовой сфере – формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за домашними животными;
· в эстетической сфере – приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;
· в сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего физического состояния ;
Основное содержание курса
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (10 ч)
Признаки живых организмов: обмен веществ и энергии, рост, развитие, воспроизводство, раздражимость. Клеточное строение живых организмов. Химический состав клетки (органические и неорганические вещества). Методы научного познания: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование. Инструменты и приборы для изучения природы. Взаимосвязь методов при изучении различных объектов природы. Вещества и явления в окружающем мире. Вещества простые и сложные. Частицы вещества: молекулы и атомы. Представление о химических элементах. Единство химического состава тел неживой и живой природы. Разнообразие природных явлений: физические (механические, тепловые, электромагнитные, световые, звуковые), химические (явления превращения веществ в окружающем мире: гниение, горение), географические (явление в атмосфере, гидросфере, земной коре), биологические (связанные с ростом, развитием, размножением живых организмов). Великие естествоиспытатели.
Демонстрации:
- Набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка, термометр, лупа, микроскоп, бинокль и т.д.
- Фотографии или видеофрагменты современных научных приборов
- Микропрепараты растительных и животных клеток
- Модели различных атомов и молекул
- Демонстрации разнообразных твердых тел и жидкостей
- Взаимодействие различных тел
- Падение тел
- Нагревание и кипение воды
- Тепловое расширение твердых тел и жидкостей
- Электризация тел трением
Лабораторные работы и опыты:
- Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними
- Рассматривание под микроскопом растительных и животных клеток
- Изучение химического состава семян
- Описание и сравнение признаков различных веществ
- Наблюдение признаков химической реакции
- Исследование некоторых физических явлений
- Растворение веществ в воде
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 ч)
Этапы развития жизни на Земле. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы, их основная характеристика. Бактерии, их строение и значение. Разнообразие грибов и их роль в природе. Растения (водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные). Значение растений в природе и жизни человека. Животные беспозвоночные и позвоночные, их значение.
Демонстрации:
- Таблица «Царства живой природы»
- Гербарии культурных и дикорастущих растений
- Фотографии и видеофрагменты с изображением растений и животных, в том числе занесенных в Красную книгу
- Таблица «Строение бактериальной клетки»
- Муляжи грибов
- Коллекции плодов и семян растений
- Влажные препараты и чучела животных
- Коллекции насекомых
Лабораторные и практические работы:
- Описание особенностей внешнего строения растений с использованием гербарных материалов
- Описание животных родного края
- Грибы съедобные и ядовитые
- Правила ухода за комнатными растениями
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 ч)
Разнообразие живых организмов как результат приспособленности к обитанию в различных природных условиях. Три среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная. Особенности природных условий, растительного и животного мира на разных материках. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванны, пустыни, тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Представление о природном сообществе.
Демонстрации:
- Таблица «Среды жизни и экологические факторы»
- Географические карты материков
- Карта природных зон
- Гербарии растений разных материков
- Видеофильм «Природные зоны Земли»
Лабораторные и практические работы:
- Сравнение особенностей внешнего и внутреннего строения живых организмов, обитающих в разных средах жизни.
- Описание особенностей внешнего строения растений различных природных зон с использованием гербарных материалов
Раздел 4. Человек на Земле (5ч)
Человек – один из видов живых организмов, положение человека в системе органического мира. Происхождение и развитие человека. Природа как единая система. Взаимосвязь между элементами природных систем. Целостность – основное свойство системы. Устойчивость природных систем. Влияние человека на природу. Нарушение природного равновесия, возникновение экологических проблем. Ответное воздействие изменений природы на человека.
Демонстрации:
- Видеофрагменты о влиянии деятельности человека на природу, о деятельности различных природоохранных организаций.
- Гербарий и рисунки растений и животных, занесенных в Красную книгу
Практические работы:
- Правила оказания первой помощи при кровотечениях и травмах
- Распознавание ядовитых растений и животных по рисункам и гербарному материалу
Тематическое планирование (35ч)
Раздел (ч) | Тема (ч) | Образовательные результаты | Уровни усвоения | УУД | сроки | |
1 | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 10ч | Наука о живой природе. Живой организм 2ч | Перечисляет общие признаки живых организмов, основные признаки живого Объясняет сущность процессов питания, обмена веществ, роста, развития, размножения на конкретных примерах | Воспроизведение понимание | Личностные: Когнитивный компонент: Разъясняет ценность конкретных объектов природы (вода, воздух, почва, полезные ископаемые), иллюстрирует свое понимание ситуациями из личного опыта и художественной литературы. Регулятивные: ставит учебные задачи на основе познавательных проблем Познавательные: устанавливает взаимосвязь описанных в тексте природных явлений (физических, химических, биологических), самостоятельно проводить наблюдение природных объектов по заданному плану, выделяет главные и второстепенные признаки, дает определение понятиям (питание, рост, развитие, обмен веществ, размножение, простые и сложные вещества) Коммуникативные: работает с вопросами, связанными на понимание сущности явлений живой природы, свойств некоторых веществ. | 1-2 уч.нед |
Методы научного познания 3ч | Проводит наблюдения природных объектов по заданному плану. Описывает устройство и назначение лупы и светового микроскопа. Измеряет величины, используя следующие измерительные приборы: весы, термометр, линейка, секундомер. Сопоставляет величины (длина, масса, температура, время, скорость) и единицы их измерений | воспроизведение применение | 3-5 уч.нед | |||
Строение и химический состав клетки 2ч | Изучает биологические объекты с применением лупы и микроскопа. Наблюдает типичные ткани растительного и животного организмов с помощью микроскопа. Распознает на схеме основные части клетки: ядро, цитоплазму, мембрану, лизосомы, митохондрии. Называет признаки растительной и животной клетки. Называет элементы, составляющие основу живых организмов: вода, минеральные соли, белки, углеводы, жиры. Объясняет роль элементов, составляющих основу живых организмов. | Применение Воспроизведение Понимание | 6-7 уч.нед | |||
Вещества и явления в окружающем мире 2 ч | Описывает свойства следующих веществ: вода, кислород, углекислый газ. Знает определения простых и сложных веществ. Распознает простые и сложные вещества из предложенного ряда. Объясняет строение простых и сложных веществ путем конструирования их структуры. Знает основные типы агрегатного состояния веществ. Описывает и сравнивает свойства веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях по заданному плану. Приводит примеры физических, химических, географических, биологических явлений вокруг себя. | Воспроизведение Применение Воспроизведение Понимание | 8-9 уч.нед | |||
Великие естествоиспытатели 1 ч | Объясняет вклад в развитие естествознания великих испытателей: Аристотель, К. Линней, Ч. Дарвин., В.И. Вернадский. | воспроизведение | 10 уч.нед | |||
2 | Раздел 2 Многообразие живых организмов 15 ч | Разнообразие живого 2ч | Приводит примеры вымерших растений и животных. Называет основные царства живой природы. Находит на предложенных рисунках представителей различных царств. | Воспроизведение применение | Личностные: когнитивный компонент: Разъясняет ценность конкретных объектов природы (живые организмы: растения, животные, бактерии, грибы, простейшие), иллюстрирует свое понимание ситуациями из личного опыта и художественной литературы. Регулятивные: отбирает объекты природы (растения, животные, бактерии, грибы) по заданным критериям Познавательные: извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, учебника, справочника, энциклопедии, выделяет главные и второстепенные признаки, дает определение понятиям (царство живой природы, фотосинтез) Коммуникативные: использует невербальные средства или наглядные материалы (гербарии, коллекции насекомых, чучела животных), подготовленные/отобранные под руководством учителя | 11-12 уч.нед |
Царства бактерии, грибы 2ч | Называет существенные признаки бактерий и грибов. Объясняет роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Приводит примеры ядовитых и съедобных грибов | воспроизведение | 13-14 уч.нед | |||
Царство растения 6ч | Знает условия, необходимые растениям для фотосинтеза. Приводит обобщенные характеристики и называет примеры растений различных систематических групп (водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Сравнивает растения разных систематических групп по заданному плану. Объясняет значение растений в природе и для человека. Приводит примеры редких растений своей местности. | Воспроизведение понимание | 15-20 уч.нед | |||
Царство животные 5 ч | Называет отличительные признаки животных (отсутствие хлорофилла в клетках, подвижность, питание готовыми органическими веществами). Воспроизводит обобщенные характеристики и приводит примеры животных разных систематических групп (простейшие, беспозвоночные, позвоночные). Объясняет роль животных в природе и жизни человека. | Воспроизведение понимание | 21-25 уч.нед | |||
3 | Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 5 ч | Среды обитания живых организмов 2ч | Называть признаки водной, наземно-воздушной, почвенной сред жизни. Перечисляет организмы, обитающие в водной, почвенной, наземно-воздушной среде. Сравнивает свойства живых организмов из различных сред жизни по заданному плану. Сравнивает конечности насекомых и позвоночных животных, приспособленных к разным условиям обитания. | Воспроизведение понимание | Личностные: Деятельностный компонент: обучающийся получил и проанализировал опыт подготовки и проведения любительских экскурсий по объектам Кинельского района с заданной целью. Регулятивные: ставит учебную задачу на основе познавательных проблем, Познавательные: извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, учебника, справочника, энциклопедии. Коммуникативные: высказывает и обосновывает мнение и запрашивает мнение партнера в рамках диалога | 26-27 уч.нед |
Природные зоны Земли 3ч | Показывает на карте основные природные зоны Земли. Называет растения и животных различных природных зон. Объясняет связь между окраской животного и условиями его обитания. | Воспроизведение понимание | 28-30 уч.нед | |||
4 | Раздел 4. Человек на Земле. 5 ч | Этапы развития человека 1ч | Называет предков человека и человекообразных обезьян. Дает краткую характеристику основных этапов развития человека. Перечисляет черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян. | воспроизведение | Личностные: когнитивный компонент: излагает и объясняет нормы поведения в следующих чрезвычайных ситуациях (гроза, пожар, ураган, наводнение), правила поведения на транспорте. Объясняет важность ЗОЖ на примерах их личного опыта и художественной литературы. Деятельностный компонент: получил и проанализировал опыт оценки помещения с точки зрения соблюдения гигиенических норм Познавательные: объясняет, детализируя или обобщая явления, процессы, связанные с антропогенным воздействием человека на природу Коммуникативные: воспринимает требуемое содержание фактической информации в письменном источнике, извлекая необходимую оценочную информацию | 31 уч.нед |
Влияние человека на окружающую среду 2ч | Перечисляет важнейшие экологические проблемы человечества. Описывает простейшие приемы оценки экологического состояния воды, воздуха, растительности, почвы. Перечисляет растения и животных своей местности, занесенных в Красную Книгу. | воспроизведение | 32-33 уч.нед | |||
Здоровье человека и безопасность жизни 2ч | Называет правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения: гроза, пожар, ураган, наводнение. Описывает способы временной остановки кровотечения, правила наложения кровоостанавливающего жгута, оказания помощи при ожогах, травмах, переломах, попадании инородных тел в глаза, уши или нос. | Воспроизведение применение | 34 уч.нед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "География" 5 класс в соответствии с ФГОС
представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование согласно учебнику Плешакова, Сонина, Бариновой....
Рабочая программа по истории 5 класс в соответствии с ФГОС
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение истории в 5 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Истории Татарстана и татарского народа и...
Рабочая программа по биологии 5 класс в соответствии с ФГОС
В соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по биологии 6 класс в соответствии с ФГОС
В соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по биологии 7 класс в соответствии с ФГОС
В соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по биологии 8 класс в соответствии с ФГОС
В соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по биологии 9 класс в соответствии с ФГОС
В соответствии с ФГОС...