Урок "Двоичная система счисления", 6 класс
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Гайлит Ирина Владимировна

Урок "Двоичная система счисления", 6 класс по программе Босовой Л.Л. Приложения к уроку:

Презентация "Получение двоичного кода десятичного числа"

Презентация "Решение примеров" для практической работы учащихся

На уроке использутся интерактивные flash-ресурсы "Цифровые весы" и "Преобразование десятичного числа в другую систему счисления". В разработке урока даны ссылки на данные ресурсы на сайте Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc225 КБ
Office presentation icon poluchenie_dvoichnogo_koda_chisla.ppt306 КБ
Office presentation icon reshenie_primerov.ppt71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


«Двоичная система счисления»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Гайлит Ирина Владимировна

Место работы

ГБОУ гимназия №11 Василеостровского р-на г. Санкт-Петербурга

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Двоичная система счисления

Базовый учебник

Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ», учебник для 6-го класса, М., БИНОМ, 2012

  1.  Цель  урока: расширить представления учащихся о позиционных системах счисления; сформировать навыки двоичного кодирования десятичных чисел.
  2. Задачи:

- обучающие: ознакомить учащихся с двоичной системой счисления, способами перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления;

-развивающие: способствовать развитию навыков решения задач по переводу десятичных чисел в двоичную систему счисления методом деления и методом разностей; развитию познавательного  интереса учащихся, внимания;

воспитательные: формирование ответственного отношения к труду, привитие навыков самостоятельной работы; способствование воспитанию в учениках ответственности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

  1. Тип урока: изучение нового материала.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, проектор, колонки.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

5

6

7

I

Организационный этап

Взаимное приветствие, проверка готовности учеников к уроку, присутствующих.

Подготовка к уроку

1

II

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Прежде, чем начать изучение новой темы, повторим материал прошлого урока:

  1. Что такое система счисления?

  1. Какие бывают системы счисления?

  1. Какую систему счисления мы называем непозиционной?

  1. Приведите примеры непозиционных систем счисления.

Давайте проверим и обсудим домашнее задание (зад. 12, 13, 14 стр.10 рабочей тетради).

  1. Как можно охарактеризовать привычную нам систему счисления?

  1. Как называется такая система счисления?

  1. Какую систему счисления называют позиционной?

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Система счисления – совокупность приёмов и правил для записи и именования чисел с помощью символов, знаков (цифр) и выполнения действий с числами.

  1. Позиционные и непозиционные системы счисления

  1. .Непозиционная система счисления – система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее места (позиции) в записи данного числа.

  1. Египетская, алфавитная кириллическая, римская системы счисления.

Ученики читают примеры и ответы из выполненного домашнего задания (римская система счисления).

  1. Значение цифры зависит от ее места в записи числа.

  1. Позиционная система счисления.

  1. В позиционной системе счисления значение цифры зависит от ее позиции в записи числа.

7

  1. Что такое основание системы счисления? Что оно показывает?

  1. Основание системы счисления показывает:
  •  сколько цифр в алфавите системы счисления (цифры 0-9);
  • сколько единиц младшего разряда составляют одну единицу старшего разряда (1 дес. = 10 ед.;  1 сотня = 10 дес.)
  • во сколько раз следующий разряд больше предыдущего

III

Сообщение темы урока и постановка цели

Тема нашего урока: «Двоичная система счисления». Цель урока: научиться переводить десятичные числа в двоичную систему счисления.

Записывают в тетрадь тему урока

1

IV

Подготовка к активному восприятию учебного материала.

Мотивация.

Вы уже знаете, что память компьютера можно представить в виде листа бумаги в клетку или в виде пчелиных сот, в каждую клеточку которых записывается одна единица или один нуль. Вся информация в памяти компьютера сохраняется в виде нулей или единиц, в двоичном коде.

Слушают учителя

1

V

Изучение нового материала

Запишите в тетради обозначение двоичной системы счисления – Bin.

Как вы думаете, чему равно основание двоичной системы счисления? Что оно показывает?

Отвечают на вопросы и делают необходимые записи в тетради:

  • Основание двоичной системы счисления равно 2. (в тетради)
  • В двоичной системе счисления используются 2 цифры: 0 и 1 (в тетради)
  • Каждый следующий разряд в 2 раза больше предыдущего.

Выполнение зад. №16 стр.11 в рабочей тетради.

6

№1

ЭОР «Цифровые весы»

Рассмотрим с вами способ перевода десятичных чисел с помощью цифровых весов. Такой метод называется «метод разностей». Представьте себе, что нам нужно взвесить десятичное число на весах, а в наличии есть только гирьки, равные весу двоичных разрядов: 1, 2, 4, 8 и т.д.

Демонстрация работы ЦОР «Цифровые весы».

Наблюдение, обсуждение

4

VI

Первичное закрепление нового материала

№1

ЭОР «Цифровые весы»

Выполним задание №17 стр.12 в рабочей тетради.

С помощью цифровых весов переведите числа 75, 93 в двоичную систему счисления

Проверим ответы.

Выполнение задания с обсуждением

Самостоятельно выполняют перевод чисел за компьютерами, используя цифровые весы. Результаты записывают в тетрадь.

Проверяем ответы

6

VII

Объяснение нового материала

№2

 Презентация  «Получение двоичного кода десятичного числа»

Не всегда у нас под рукой будет компьютер и Цифровые весы. Как же выполнить такое задание в тетради?

Посмотрим презентацию «Получение двоичного кода десятичного числа»

Просмотр презентации. Запись примера в тетрадь

6

№3

ЭОР «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления»

Рассмотрим еще один способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления – метод деления с остатком.

Демонстрация ЭОР «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» пункт 1, пункт 2, пункт 3

Наблюдение, обсуждение

5

VIII

Первичное закрепление нового материала

№4

Презентация «Решение примеров»

Выполним задание по переводу чисел в 2-ую систему счисления, используя презентация «Решение примеров» (презентация проецируется на экран)

Один ученик выполняет задание за компьютером, с которого изображение проецируется на экран. Остальные выполняют задание на  ученических компьютерах. Задания проверяются, обсуждаются.

6

IX

Подведение итогов работы. Выставление оценок.  Домашнее задание

Подводит итоги урока, выставляет отметки за активную работу на уроке. Домашнее задание

§1.3. стр. 16-19,  зад. №18 стр. 12 (раб. тетрадь)

Записывают задание  в дневники

2


Приложение к плану-конспекту урока

«Двоичная система счисления»

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип,

вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЭОР «Цифровые весы»

Информационный, практика

Интерактивный материал

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/498254ee-208d-4f10-96ff-192e79e2d25b/%5BINF_032%5D_%5BIM_01%5D.swf

2

Презентация к уроку «Получение двоичного кода десятичного числа»

Информационный

Презентация

Собственная разработка к уроку презентация «Poluchenie_dvoichnogo_koda_chisla.pps», находится в папке Приложения к уроку

3

ЭОР «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления»

Информационный, практика

Интерактивный материал

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6f80d82-fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/%5BINF_029%5D_%5BAM_02%5D.swf 

4

Презентация к уроку «Решение примеров»

Практика

Презентация

Собственная разработка к уроку презентация «Reshenie_primerov..pps», находится в папке Приложения к уроку



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Урок для 9 класса

Познакомиться с системами счисления. Научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления и наоборот....

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 8 класса "Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления"

Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина АнатольевнаКласс: 8 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Информатика и ИКТТема: Математические основы ин...

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую"

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую" является заключительным уроком в этой теме, повторения и закрепления пройденного ...