Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 - 9 класс Н.Д. Угринович
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ адресована учащимся 8-9 класса, тип – общеобразовательная, тип учебного заведения - общеобразовательная школа.
Количество часов в год:
Для 8 класса - 34 часа, режим занятий - 1 час в неделю.
Для 9 класса - 68 часов, режим занятий - 2 часа в неделю.
Образовательная область – Информатика и ИКТ.
Сроки реализации программы – 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_i_ikt_8_-_9_klass_n.d._ugrinovich.docx | 101.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании РМО учителей информатики Протокол № ___ от __________ 2014г., Руководитель: __________ | Согласовано заместитель директора по УВР _________________________ __________________ 2014 г. | Утверждено директор МАОУ «Уватская СОШ» ________________________ _________________ 2014 г.
|
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
8 - 9 класс
Программа: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы/составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8 – 9 класс
Учитель информатики:
Алимова Елена Александровна
С.Уват, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ адресована учащимся 8-9 класса, тип – общеобразовательная, тип учебного заведения - общеобразовательная школа.
Количество часов в год:
Для 8 класса - 34 часа, режим занятий - 1 час в неделю.
Для 9 класса - 68 часов, режим занятий - 2 часа в неделю.
Образовательная область – Информатика и ИКТ.
Сроки реализации программы – 2 года.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью адаптации авторской программы к реальным условиям преподавания с одной стороны и недостаточной детализацией примерной программы с другой.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи курса:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для учащихся задач.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программой предусмотрено проведение:
В 8 классе: количество практических работ – 11, количество контрольных работ - 3.
В 9 классе: количество практических работ – 19, количество контрольных работ - 7.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Содержание курса 8 класса (34 часа)
Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Кодирование информации».
Практическая работа № 2 «Определение количества информации с помощью калькулятора».
Учащиеся должны:
1. иметь представление о том, что информация может рассматриваться как мера упорядоченности в неживой природе;
2. приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
3. знать единицы измерения количества информации;
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Учащиеся должны:
1. знать функциональную схему компьютера;
2. перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
3. знать назначение и основные функции операционной системы;
4. уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
5. уметь работать с носителями информации (форматирование, лечение от вирусов);
6. соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
Коммуникационные технологии (17 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Передача информации в локальных сетях».
Практическая работа № 4 «Настройка подключения и география сети Интернет».
Практическая работа № 5 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 6 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 7 «Поиск информации в сети Интернет».
Практическая работа № 8 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов».
Практическая работа № 9 -11 «Разработка простого Web-сайта».
Учащиеся должны:
1. иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;
2. описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
3. уметь пользоваться электронной почтой и путешествовать по Всемирной паутине;
4. знать основы языка разметки гипертекста HTML;
5. уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.
Содержание курса 9 класса (68 часов)
Примерное распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и ИКТ»
№ | Тема | Количество часов |
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. | 14 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации. | 9 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации. | 11 |
4 | Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования. | 20 |
5 | Моделирование и формализация. | 9 |
6 | Информационная деятельность человека. Информационная безопасность. | 4 |
ВСЕГО: | 68 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 ч).
Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений.
Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Дизайн презентации и макеты слайдов. Композиция и монтаж. Демонстрация презентаций. Цифровое фото и видео. Основы видеомонтажа.
Практические работы:
Практическая работа №1"Растровая и векторная графика".
Практическая работа №2 "Знакомство с растровым графическим редактором Corel Photo Paint".
Практическая работа №3 "Создание изображений в векторном графическом редакторе".
Практическая работа №4 "Создание анимации"
Практическая работа №5 "Создание и обработка звуковой информации"
Практическая работа №6 "Обработка цифровых фото и видео"
Учащиеся должны:
- иметь представление о принципах кодирования информации;
- иметь представление о возможности соединения разнотипной информации в одном электронном документе с помощью технологии мультимедиа;
- уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
- уметь описывать назначение и основные черты интерактивного интерфейса.
Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч).
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
Практическая работа №7 "Ввод и редактирование информации в документах".
Практическая работа №8 "Форматирование документа".
Практическая работа №9 "Вставка формул и списков в документ"
Практическая работа №10 "Создание таблиц и графических объектов в документах"
Учащиеся должны:
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;
Кодирование и обработка числовой информации (11 ч).
Системы счисления. Перевод чисел и арифметические операции в двоичной системе счисления. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практические работы:
Практическая работа №11 "Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора".
Практическая работа №12 "Вставка функций, формул и диаграмм в ЭТ".
Учащиеся должны:
иметь представление о работе с электронными таблицами;
знать типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц.
- описывать назначение и возможности электронных таблиц;
- перечислять основные объекты, с которыми работают электронные таблицы, и допустимые над ними операции;
- уметь строить диаграммы;
- уметь применять электронные таблицы для решения задач;
- уметь создавать простейшие базы данных.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч).
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл). Вспомогательные алгоритмы.
Алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы). Процедуры и функции.
Объектно-ориентированное программирование. Объекты: свойства и методы. Событийные и общие процедуры. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
Системы программирования (интерпретаторы и компиляторы). Среда разработки Turbo Pascal. Создание программ на языке Turbo Pascal.
Практические работы:
Практическая работа №13 "Знакомство с ЯП Turbo Pascal".
Практическая работа №14 " Линейные алгоритмы".
Практическая работа №15 «Циклические алгоритмы. Ветвление».
Практическая работа №16 «Циклические алгоритмы. Ветвление».
Учащиеся должны:
1. объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
2. знать основные типы данных и операторы для одного из языков программирования;
3. уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
4. уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного
программирования (Turbo Pascal).
Моделирование и формализация (9 ч).
Получить представление о моделировании как методе научного познания.
Понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей. Знать использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности, назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Практические работы:
Практическая работа №17 "Компьютерное моделирование в среде табличного процессора MS Excel".
Практическая работа №18 "Компьютерное моделирование в среде табличного процессора MS Excel".
Практическая работа №19 "Информационные модели управления объектами".
Учащиеся должны:
- иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;
- уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера;
- уметь построить информационную модель для решения задач, какой - либо учебной предметной области
Информатизация общества (4 ч).
Информационное общество - закономерности и проблемы становления и развития. Проблемы информационной безопасности общества. Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, бесплатные и условно - бесплатные программы. Информационная культура и информационная безопасность личности. Этические нормы поведения в компьютерных сетях.
Учащиеся должны:
1. иметь представление о влиянии информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества;
2. иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;
3. иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование;
4. уметь обосновывать основные составляющие информационной культуры человека.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
знать/понимать
- сущность понятия «информация», её основные виды:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера:
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя:
- Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
- Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
- Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2008.
Литература для ученика:
- Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
- Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wеb-страниц.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 8 класс (1 ч/нед.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Цель урока | Тип урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дополнительный материал | Дата проведения | Информация о корректировке | ||
Предметные | Метапредмет-ные | Личностные | |||||||||
Раздел 1. Информация и информационные процессы (9 часов) | |||||||||||
1 | 1 | Инструктаж по ТБ и ППвК. Информация в живой и неживой природе. | Познакомить с правилами поведения в кабинете информатики, техникой безопасности. Познакомиться с понятиями "информация", "информационный процесс". Приводить примеры получения, хранения, обработки информации в живой и неживой природе. | Объяснение нового материала | Знать/ понимать:
Уметь:
| Уметь:
| Качества личности школьника, позволяющие:
| п. 1.1.1, п. 1.1.2. | Проектор, презентация. . | План: Факт: | |
2 | 1 | Человек и информация. Информационные процессы в технике. | Познакомить обучающихся со способами восприятия информации, формами представления информации, со средствами распространения информации, с системами управления техническими устройствами, робототехникой. | Объяснение нового материала | п. 1.1.3, п. 1.1.4. | Проектор, презентация. | План: Факт: | ||||
3 | 1 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. | Познакомить обучающихся с понятиями "кодирование", "знак", "знаковая система", "символ", "сигнал", "естественные и формальные языки", "длина кода", "перекодирование". Дать представление о хранении информации в памяти компьютера. | Объяснение нового материала | п. 1.2. | Проектор, презентация. . | План: Факт: | ||||
4 | 1 | Практическая работа "Кодирование информации". | Научить представлять информацию с помощью различных знаковых систем. | Практическая работа | Выучить записи в тетради | Проектор, презентация. | План: Факт: | ||||
5 | 1 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. | Познакомить обучающихся с понятием "количество информации", с единицами измерения информации на компьютере. | Объяснение нового материала | п. 1.3.1. | Проектор, презентация. | План: Факт: | ||||
6 | 1 | Определение количества информации. | Познакомить обучающихся со способом определения количества информации в информационном сообщении. | Объяснение нового материала | п. 1.3.2. | Проектор, презентация. | План: Факт: | ||||
7 | 1 | Практическая работа "Определение количества информации с помощью калькулятора". | Научить обучающихся определять количество информации, содержащееся в информационном сообщении, с помощью калькулятора. | Практическая работа | Выучить записи в тетради | Проектор, презентация. | План: Факт: | ||||
8 | 1 | Алфавитный подход к определению количества информации. | Познакомить обучающихся с алфавитным подходом к определению количества информации. | Объяснение нового материала | п. 1.3.3. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
9 | 1 | Контрольная работа по теме «Количество информации». | Закрепление изученного материала по теме "Информация и информационные процессы". | Контрольная работа. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | |||||
Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов) | |||||||||||
10 | 1 | Программная обработка данных на компьютере. | Познакомить обучающихся с понятиями "данные", "программа", "оперативная память", "долговременная память". Дать представление о взаимодействии всех частей компьютера друг с другом (функциональная схема компьютера). | Объяснение нового материала | Знать/ понимать:
Уметь:
| Уметь:
| Качества личности школьника, позволяющие:
Обладающие:
| Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||
11 | 1 | Устройство компьютера. | Познакомить обучающихся с устройствами компьютера и их назначением. | Объяснение нового материала | п. 2.1. | Проектор, презентация. . | План:
Факт: | ||||
12 | 1 | Файлы и файловая система. | Познакомить обучающихся с понятиями "файл", "форматирование дисков", "файловая система". Научить работать с файлами и дисками. | Объяснение нового материала | п. 2.2. | Проектор, презентация. . | План:
Факт: | ||||
13 | 1 | Программное обеспечение компьютера. | Познакомить с понятиями "операционная система", "драйвер", "приложение". Познакомить с функциями операционной системы и видами приложений (прикладным программным обеспечением). | Объяснение нового материала | п. 2.3. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
14 | 1 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. | Познакомить с понятиями "вирус", "антивирусная программа". Познакомить с видами вирусов и антивирусных программ. Научить устанавливать антивирусные программы и проверять компьютер на наличие вирусов с помощью антивирусных программ. | Объяснение нового материала | п. 2.4. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
15 | 1 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | Познакомить обучающихся со способами правовой охраны информации; с отличиями между лицензионными, условно бесплатными и свободно распространяемыми программами; методами защиты информации. | Объяснение нового материала | п.2.7. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
16 | 1 | Контрольная работа "Компьютер как универсальное устройство обработки информации". | Закрепление изученного материала по теме "Компьютер как универсальное устройство обработки информации". | Контрольная работа. | План:
Факт: | ||||||
Раздел 3. Коммуникационные технологии (17 часов) | |||||||||||
17 | 1 | Передача информации. Виды сетей. Локальные сети. | Познакомить с принципами процесса передачи информации. Изучить виды компьютерных сетей. | Объяснение нового материала | Знать/ понимать:
Уметь:
| Уметь:
| Качества личности школьника, позволяющие:
| п. 3.1., п. 3.2. | План:
Факт: | ||
18 | 1 | Решение задач по теме "Передача информации". | Повторение по теме "Передача информации". | Повторение пройденного материала | Проектор, презентация. | План:
Факт: | |||||
19 | 1 | Практическая работа "Передача информации в локальных сетях". | Сформировать навыки работы в локальных сетях. | Практическая работа | - | Проектор, презентация. Компьютер, Локальная компьютерная сеть. | План:
Факт: | ||||
20 | 1 | Глобальная компьютерная сеть "Интернет". | Познакомить с понятиями "Интернет", "адресация в Интернет", "доменная система имен", "маршрутизация и транспортировка данных". Познакомить со структурой сети Интернет. | Объяснение нового материала | п. 3.3. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
21 | 1 | Практическая работа " Настройка подключения и география сети Интернет". | Сформировать навыки настройки подключения к Интернет и получения информации о маршруте прохождения данных. | Практическая работа | - | Проектор, презентация. Компьютер, Интернет. | План:
Факт: | ||||
22 | 1 | Информационные ресурсы и сервисы сети Интернет. | Организовать совместную деятельность для изучения ресурсов и сервисов сети Интернет. | Объяснение нового материала | п. 3.4. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
23 | 1 | Практическая работа "Путешествие по Всемирной паутине". | Сформировать навыки работы с сервисами сети Интернет. | Практическая работа | - | Проектор, презентация. Компьютер, Интернет, браузер. | План:
Факт: | ||||
24 | 1 | Практическая работа "Работа с электронной почтой". | Научить обучающихся обмениваться письмами с помощью электронной почты, соблюдая этические и правовые нормы. | Практическая работа | - | Проектор, презентация. Компьютер, Интернет, браузер. | План:
Факт: | ||||
25 | 1 | Поиск информации в компьютерных сетях. | Познакомить с организацией поиска информации в сети Интернет. | Объяснение нового материала | п. 3.5. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
26 | 1 | Практическая работа "Поиск информации в сети Интернет". | Сформировать навык грамотного поиска информации в Интернет (с применением правил поиска). | Практическая работа | - | Проектор, презентация. Компьютер, Интернет, браузер. | План:
Факт: | ||||
27 | 1 | Практическая работа "Загрузка файлов с серверов файловых архивов". | Научиться получать и сохранять информацию с серверов в сети Интернет на локальный компьютер. | Практическая работа | - | Проектор, презентация. Компьютер, Интернет, браузер. | План:
Факт: | ||||
28 - 29 | 2 | Язык разметки гипертекста HTML. | Познакомить с принципами создания Web-страниц. | Объяснение нового материала | п. 3.7. | Проектор, презентация. Компьютер, ПО Блокнот, браузер. | План:
Факт: | ||||
30 -32 | 3 | Практическая работа "Разработка простого Web-сайта". | Сформировать навык профессионального сайтостроения. | Практическая работа | Приготовить сайт. | Проектор. Компьютер, ПО Блокнот, браузер. | План:
Факт: | ||||
33 | 1 | Защита сайтов. | Закрепление знаний и умений по теме "Коммуникационные технологии". | Контрольная работа. | - | Проектор. Компьютер, ПО Блокнот, браузер. | План:
Факт: | ||||
Повторение (1 час) | |||||||||||
34 | 1 | Итоговый урок. | Повторение пройденного материала, подготовка к ГИА. | Повторение пройденного материала | - | Проектор. | План:
Факт: |
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 9 класс (2 ч/нед.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Цель урока | Тип урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дополнительный материал | Дата проведения | Информация о корректировке | ||
Предметные | Метапредмет-ные | Личностные | |||||||||
Раздел 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 часов) | |||||||||||
1 | 1 | Инструктаж по ТБ и ППвК. Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. | Познакомить с принципами кодирования графической информации и видами графики. | Объяснение нового материала | Знать/понимать:
Уметь:
| Уметь:
| Качества личности школьника:
| п. 1.1, п. 1.2. | Проектор, презентация. | План: Факт: | |
2 | 1 | Практическая работа "Растровая и векторная графика". | Повторить отличия растровой графики от векторной. | Практическая работа | - | Проектор. ПО ОС Windows. | План:
Факт: | ||||
3 | 1 | Знакомство с растровым графическим редактором Corel Photo Paint. | Познакомить с растровым графическим редактором Corel Photo Paint. | Объяснение нового материала | п. 1.3.1, п. 1.3.2, п. 1.3.4. | Проектор, презентация. ПО Corel Photo Paint. | План:
Факт: | ||||
4 | 1 | Практическая работа "Знакомство с растровым графическим редактором Corel Photo Paint". | Создание условий для формирования навыков обработки изображений в растровым графическом редакторе. | Практическая работа | - | Проектор. ПО Corel Photo Paint. | План:
Факт: | ||||
5 | 1 | Знакомство с векторным графическим редактором Corel Draw. | Познакомить с векторным графическим редактором. | Объяснение нового материала | п. 1.3.1, п. 1.3.3, п. 1.3.4. | Проектор, презентация. ПО Corel Draw. | План:
Факт: | ||||
6 | 1 | Практическая работа "Создание изображений в векторном графическом редакторе". | Создать условия для формирования навыков создания изображений в векторном графическом редакторе. | Практическая работа | - | Проектор. ПО Corel Draw. | План:
Факт: | ||||
7 | 1 | Растровая и векторная анимация. | Познакомить с растровой и векторной анимацией. | Объяснение нового материала | п. 1.4. | Проектор, презентация. ПО Corel Photo Paint, Corel Draw. | План:
Факт: | ||||
8 | 1 | Практическая работа "Создание анимации". | Создать условия для формирования навыков создания анимации. | Практическая работа | - | Проектор. ПО Corel Photo Paint, Corel Draw. | План:
Факт: | ||||
9 | 1 | Кодирование звуковой информации. | Познакомить с принципами кодирования звуковой информации. | Объяснение нового материала | п. 1.5. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
10 | 1 | Практическая работа "Создание и обработка звуковой информации". | Создать условия для формирования навыков создания и обработки звуковой информации. | Практическая работа | - | Проектор. ПО Audacity. | План:
Факт: | ||||
11 | 1 | Цифровое фото и видео. | Познакомить с цифровым способом обработки графической и видеоинформации. | Объяснение нового материала | п. 1.6. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
12 | 1 | Практическая работа "Обработка цифровых фото и видео". | Создать условия для формирования навыков обработки цифровых фотографий и цифрового видео. | Практическая работа | Подготовиться к контрольной работе. | Проектор. ПО Windows Movie Maker. | План:
Факт: | ||||
13 - 14 | 2 | Контрольная работа "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации". | Закрепление знаний по кодированию и обработке графической и мультимедийной информации. | Контрольная работа. | План:
Факт: | ||||||
Раздел 2. Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов) | |||||||||||
15 | 1 | Кодирование текстовой информации. | Познакомить с понятиями "текстовая информация", "двоичное кодирование". Познакомить с представлением текста в памяти компьютера. | Объяснение нового материала | Знать/понимать:
Уметь:
| Уметь:
| Качества личности школьника:
| п. 2.1. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | |
16 | 1 | Создание документов в текстовых редакторах. | Познакомить с понятиями "текстовый редактор" и "текстовый процессор". Познакомить со способами создания документов. Познакомить с параметрами страницы. Познакомить с правилами сохранения и печати документа. | Объяснение нового материала | п. 2.2. | Проектор, презентация. ПО MS Word. | План:
Факт: | ||||
17 | 1 | Практическая работа "Ввод и редактирование информации в документах". | Создание документов в тектовом процессоре, ввод и редактирование текстовой информации в документе. | Практическая работа | п. 2.3, п. 2.4. | Проектор. ПО MS Word. | План:
Факт: | ||||
18 | 1 | Форматирование документа. | Познакомить с понятиями "форматирование", "редактирование". Изучить способы форматирования символов, абзацев, страниц и т.д. | Объяснение нового материала | п. 2.5. | Проектор, презентация. ПО MS Word. | План:
Факт: | ||||
19 | 1 | Практическая работа "Форматирование документа". | Научить вставлять и редактировать символы и абзацы в документ. Научить форматировать страницу. | Практическая работа | п. 2.5.1, п. 2.5.2. | Проектор. ПО MS Word. | План:
Факт: | ||||
20 | 1 | Вставка формул в документ. Создание списков. | Познакомить с понятиями "формула", "список". Познакомить с различными видами списков. Познакомить со способами вставки формул и списков в текстовый документ. | Объяснение нового материала | п. 2.5.3. | Проектор, презентация. ПО MS Word. | План:
Факт: | ||||
21 | 1 | Практическая работа "Вставка формул и списков в документ". | Научить вставлять формулы в документ различными способами. Научить вставлять различные списки в документ. | Практическая работа | - | Проектор. ПО MS Word. | План:
Факт: | ||||
22 | 1 | Практическая работа "Создание таблиц и графических объектов в документах". | Научить вставлять таблицы в документ. Научить создавать и редактировать графические объекты в документе. | Практическая работа | Подготовиться к контрольной работе. | Проектор. ПО MS Word. | План:
Факт: | ||||
23 | 1 | Контрольная работа "Кодирование и обработка текстовой информации". | Закрепить знания по теме "Кодирование и обработка текстовой информации". | Контрольная работа. | - | ПО MS Word. | План:
Факт: | ||||
Раздел 3. Кодирование и обработка числовой информации (11 часов). | |||||||||||
24 | 1 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. | Познакомиться с понятием "система счисления" и видами систем счисления. | Объяснение нового материала | Знать/понимать:
Уметь:
| Уметь:
| Качества личности школьника:
| п. 3.1.1. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | |
25 | 1 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | Познакомиться с арифметическими операциями в позиционной системе счисления. | Объяснение нового материала | п. 3.1.2. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
26 | 1 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. | Познакомиться с понятием "двоичное кодирование" и способом представления чисел в памяти компьютера. | Объяснение нового материала | п. 3.1.3. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
27 | 1 | Практическая работа "Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора". | Научиться переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | Практическая работа | - | Проектор. ПО Калькулятор. | План:
Факт: | ||||
28 | 1 | Электронная таблица и её основные параметры. | Познакомиться с понятием "электронная таблица", основными параметрами электронных таблиц. | Объяснение нового материала | п. 3.2.1. | Проектор, презентация. ПО MS Excel. | План:
Факт: | ||||
29 | 1 | Основные типы и форматы данных электронных таблиц. | Познакомиться с основными типами и форматами данных, вводимых в ячейки таблицы. | Объяснение нового материала | п. 3.2.2. | Проектор, презентация. ПО MS Excel. | План:
Факт: | ||||
30 | 1 | Относительная, смешанная и абсолютная адресации. | Познакомиться с понятиями "относительная адресация", "относительная ссылка", "смешанная адресация", "смешанная ссылка", "абсолютная адресация" и "абсолютная ссылка". Научиться вставлять относительные, смешанные, абсолютные ссылки в электронные таблицы. | Объяснение нового материала | п. 3.2.3. | Проектор, презентация. ПО MS Excel. | План:
Факт: | ||||
31 | 1 | Вставка функций, формул и диаграмм в электронные таблицы. | Познакомиться с понятиями "формула", "диаграмма", "функция". | Объяснение нового материала | п. 3.2.4, п. 3.3. | Проектор, презентация. ПО MS Excel. | План:
Факт: | ||||
32 | 1 | Практическая работа "Вставка функций, формул и диаграмм в ЭТ". | Научиться вставлять формулы, функции и диаграммы в электронную таблицу. | Практическая работа | - | Проектор. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ» 9 класс. ПО MS Excel. | План:
Факт: | ||||
33 | 1 | Базы данных в электронных таблицах. | Познакомиться с понятиями "база данных", "поиск", и "сортировка". | Объяснение нового материала | п. 3.4. | Проектор. ПО MS Excel. | План:
Факт: | ||||
34 | 1 | Контрольная работа "Кодирование и обработка числовой информации". | Закрепить знания по теме "Кодирование и обработка числовой информации". | Контрольная работа. | - | ПО MS Excel. | План:
Факт: | ||||
Раздел 4. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования (20 часов) | |||||||||||
35 | 1 | Понятие алгоритма. | Познакомить с понятием "алгоритм" и его свойствами. | Объяснение нового материала | Знать/понимать:
Уметь:
Создавать, выполнять линейные программы, а также программы с использованием условного оператора, оператора цикла, оператора выбора на языке программирования Turbo Pascal 7.0 | Уметь:
организовывать работу в группе в процессе обучения | Качества личности школьника:
| Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | |
36 | 1 | Исполнители алгоритмов. | Познакомить обучающихся с основными понятиями и способами записи алгоритмов. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
37 - 38 | 2 | Алгоритмические структуры и их запись на языке блок-схем. | Познакомить с алгоритмическими структурами и их записью на языке блок-схем. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
39 | 1 | Алгоритмические структуры и их запись на алгоритмическом языке. | Познакомить с алгоритмическими структурами и их записью на алгоритмическом языке. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
40 | 1 | Объектно-ориентированное программирование. | Познакомить с объектно-ориентированным языком программирования Turbo Pascal. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
41 | 1 | Основные понятия Turbo Pascal. | Обеспичить усвоение основных понятий TP. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. ПО Turbo Pascal. | План:
Факт: | ||||
42 | 1 | Практическая работа "Знакомство с ЯП Turbo Pascal". | Знакомство с языком программирования Turbo Pascal. | Практическая работа | - | Проектор, презентация. ПО Turbo Pascal. | План:
Факт: | ||||
43 | 1 | Понятие переменной в ЯП Tpascal, её тип, имя и значение. | Знакомство с понятием "переменная", и её типом, именем и значением, оператор присваивания. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. ПО Turbo Pascal. | План:
Факт: | ||||
44 - 45 | 2 | Реализация линейной структуры на Tpascal. | Изучение линейной алгоритмической структуры и её запись на ЯП Tpascal. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. ПО Turbo Pascal. | План:
Факт: | ||||
46 | 1 | Практическая работа " Линейные алгоритмы". | Научить описывать линейные алгоритмы на ЯП Tpascal. | Практическая работа | - | Проектор. ПО Turbo Pascal. | План:
Факт: | ||||
47 -48 | 2 | Реализация алгоритмической структуры "ветвление" на TPascal. | Изучение алгоритмической структуры "ветвление" и её запись на ЯП TPascal. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. ПО Turbo Pascal. | План:
Факт: | ||||
49 -50 | 2 | Реализация алгоритмической структуры "цикл" на TPascal. | Изучение алгоритмической структуры "циклы" и их запись на ЯП TPascal. | Практическая работа | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. ПО Turbo Pascal. | План:
Факт: | ||||
51 - 52 | 2 | Практическая работа "Циклические алгоритмы. Ветвление". | Научить описывать алгоритмические структуры "ветвление" и "циклы" на ЯП TPascal. | Практическая работа | Подготовиться к контрольной работе. | Проектор. ПО Turbo Pascal. | План:
Факт: | ||||
53 - 54 | 2 | Контрольная работа "Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования". | Закрепление изученного материала по теме "Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования". | Контрольная работа. | ПО Turbo Pascal. | План:
Факт: | |||||
Раздел 5. Моделирование и формализация (9 часов) | |||||||||||
55 - 56 | 2 | Моделирование. Виды моделей. Этапы моделирования. | Познакомить с основными понятиями моделирования. | Объяснение нового материала | Знать/понимать:
Уметь:
| Уметь:
| Качества личности школьника:
| п. 5.1, п. 5.2, п. 5.3. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | |
57 | 1 | Компьютерное моделирование в среде табличного процессора MS Exсel | Формирование и развитие исследовательских навыков учащихся. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. ПО MS Exсel. | План:
Факт: | ||||
58 | 1 | Практическая работа «Компьютерное моделирование в среде табличного процессора MS Exсel». | Освоить технологию моделирования в среде табличного процессора. | Практическая работа | - | Проектор. ПО MS Exсel. | План:
Факт: | ||||
59 | 1 | Компьютерное моделирование в среде табличного процессора MS Exсel | Формирование и развитие исследовательских навыков учащихся. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. ПО MS Exсel. | План:
Факт: | ||||
60 | 1 | Практическая работа «Компьютерное моделирование в среде табличного процессора MS Exсel». | Освоить технологию моделирования в среде табличного процессора. | Практическая работа | - | Проектор. ПО MS Exсel. | План:
Факт: | ||||
61 | 1 | Информационные модели управления объектами. | Сформировать представление об информационной модели системы управления объектами. | Объяснение нового материала | п. 5.7. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
62 | 1 | Практическая работа "Информационные модели управления объектами". | Сформировать умения строить и описывать модели с помощью систем управления объектами. | Практическая работа | Подготовиться к контрольной работе. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
63 | 1 | Контрольная работа "Моделирование и формализация". | Закрепление знаний по теме "Моделирование и формализация". | Контрольная работа. | - | ПО MS Exсel. | План:
Факт: | ||||
Раздел 6. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность (4 часа) | |||||||||||
64 | 1 | Основные этапы развития средств информационных технологий. | Познакомиться с основными этапами развития средств информационных технологий. | Объяснение нового материала | Знать/понимать:
Уметь:
Выбирать адекватные учебным задачам образовательные информационные ресурсы. | Уметь:
| Качества личности школьника:
| п. 6.1. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | |
65 | 1 | Информационная культура. | Познакомиться с понятиями "информационная грамотность", "информационная культура", рассмотреть их отличия. | Объяснение нового материала | п. 6.2. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
66 | 1 | Правовая охрана информационных ресурсов. | Познакомиться с правовыми и этическими нормами распространения информации. | Объяснение нового материала | Выучить записи в тетради. | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
67 | 1 | Информационная безопасность. | Познакомиться с основными методами формирования навыков защиты информации. | Объяснение нового материала | - | Проектор, презентация. | План:
Факт: | ||||
68 | 1 | Итоговый урок. | Повторение пройденного материала, подготовка к ГИА. | Повторение пройденного материала | - | Проектор, презентация. | План:
Факт: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 - 11 класс Угринович Н.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подгото...
Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике для 8-9 классов....
Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержит разделы: №№п\п, Тема, дата, Основное содержание, Средства обучения, Контроль, Межпредметные связи. В пояснительной записке Образовательные резуль...
Рабочая программа по информатике для 10 класса Угринович Н.Д.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ (Авторская программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уров...
Рабочая программа по информатике 8-9 классы, 2012-2013 уч.г., автор Н.Угринович
Программа включает:1. Пояснителная записка2. Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для 5-7 классов3. Учебно-тематический план4. Содержание обучения по классам5. Т...
Рабочая программа по информатике 8-9 классы к учебнику Угринович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк рабочей программе учебного предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе Рабочая программа составлена на основе :учебного плана муниципального бюджетного образовательного у...