Рабочая программа 8 класс информатика
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа 8 класс информатика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_8_klass.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю, в 9 классе 2 часа в неделю.
Цель программы:
создание условий для формирования у учащихся учебно-познавательных, информационных компетенций, интеллектуальных и практических умений в области информатики и ИКТ; творческих способностей; умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; коммуникативных навыков.
Задачи программы:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 34 часов за год.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Практические работы | Самостоятельные работы | Контрольные работы | Творческий проект |
1 | Информация и информационные процессы | 7 | 2 | 1 | 1 | |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 11 | 5 | 1 | 1 | |
3 | Коммуникационные технологии | 14 | 8 | 1 | 1 | 1 |
4 | Итоговое повторение | 2 | 1 | 1 | ||
| Итого: | 34 | 15 | 2 | 4 | 3 |
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы – 7 часов.
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
Практическая работа №2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора»
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 11 часов.
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа №6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии – 14 часов.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета». Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
4. Итоговое повторение - 2 ч
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения проектной работы, реферата.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Структура реферата:
1) титульный лист (1 станица);
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта) (1 станица);
3) введение (1 станица);
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором (2-5 страниц);
5) заключение (1 страница);
6) список использованной литературы (1 страница);
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Технические требования к оформлению реферата:
1. Редактор: Microsoft Word.
2. Язык – русский (английский), другие языки (если правильно отображаются).
3. Размер страницы – А4, ориентация листа – «книжная».
4. Поля страницы: Верхнее – 2 см.; Нижнее – 2 см.; Левое – 2 см.; Правое – 2 см.
5. Шрифт «Times New Roman», размер – 14.
6. Межстрочный интервал – полуторный (1,5 строки).
7. Заголовки: форматирование – по центру, начертание – полужирное.
8. Текст реферата: форматирование – по ширине, начертание – обычное.
9. Список используемых источников желателен, оформляется в конце реферата.
Примерные темы проектов по информатике
- Как устроен Интернет?
- Кроссворды по информатике
- Интернет-зависимость – проблема современного общества
- Влияние СМИ на формирование нравственности подростков
- Вербальная и невербальная информационная культура
- Социальные сети: лайкозависимость
- Электронная книга вытесняет печатную?
- Человек и робот: чем похожи и чем отличаются, их возможности.
- Интернет полезен или опасен?
- Шифрование информации
- Вирусы и борьба с ними
- USB1.1, USB 2.0. Перспективы
- BlueRay против DVD
- Развитие технологий соединения компьютеров в локальные сети
- Телеконференция системы Usenet
- Дескрипторные информационно-поисковые языки
- Нейрокомпьютеры и их применение
Оценка:
Все проекты должны быть оформлены в виде печатных документов, содержащих колонтитулы, с применением разнообразных стилей оформления и в виде электронных презентаций, снабженных разнообразными эффектами анимации, имеющими продуманную систему поиска и навигации с наличием кнопок быстрого перехода.
Можно оформлять проекты в виде электронных учебников или тематических сайтов.
Проекты должны иметь следующую структуру:
1 страница – Титульный лист
2 страница – Содержание
3 страница – Цель проекта, задачи, решаемые в рамках данного проекта, аннотация проекта (количество иллюстраций, таблиц и графиков)
4-14 страница – Собственно содержание проекта
15 страница – Список использованных источников – не менее 10 источников!
Таким образом, максимальный размер проекта – не более 15 страниц.
Печатный документ:
Оформление – 20 баллов. За отсутствие колонтитулов или стилевого оформления штраф до 6 баллов. Проекты, оформленные вручную, к рассмотрению не принимаются.
Содержание – 30 баллов. За использование одного или двух источников – штраф 5 баллов, за неструктурированность материала штраф до 10 баллов.
Презентация:
Оформление – 15 баллов. Штраф за отсутствие анимации и иллюстраций до 10 баллов;
Навигация, кнопки, гиперссылки – 10 баллов;
Содержание – 20 баллов;
За использование одного источника – штраф 5 баллов, за неструктурированность и ненаглядность материала – штраф до 10 баллов.
Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.
(1 ч. в неделю, 35 ч. в год)
№ | Тема урока | Д/з | Дата | Примечание | |
заплан. | фактич. | ||||
| |||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Выдача тем проектов. Информация в живой и неживой природе. | 1.1.1, 1.1.2 |
| ||
2 | Человек и информация. Информационные процессы в технике. | 1.1.3, 1.1.4 |
| ||
3 | Знаковые системы. | 1.2.1, 1.2.2 |
| ||
4 | Кодирование информации. | 1.2.3 |
| ||
5 | Количество информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора». | 1.3.1, 1.3.2 |
| ||
6 | Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». | 1.3.3, доклады по выбранным темам проектов |
| ||
7 | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» |
|
| ||
| |||||
8 | Программная обработка данных на компьютере. | 2.1 |
| ||
9 | Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода и вывода информации. | 2.2.1 - 2.2.3 |
| ||
10 | Оперативная память. Долговременная память. | 2.2.4, 2.2.5 |
| ||
11 | Самостоятельная работа №1 «Устройства ПК» Файлы. Файловая система. | 2.3.1, 2.3.2 |
| ||
12 | Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 2.3.3 |
| ||
13 | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». | 2.4 2.4.1 |
| ||
14 | Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши». | 2.4.2 |
| ||
15 | Графический интерфейс операционных систем. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Установка даты и времени». | 2.5,2.6 |
| ||
16 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 2.7 |
| ||
17 | Правовая охрана программ и данных | 2.8 |
| ||
18 | Контрольная работа №2 «Программное обеспечение компьютера» |
|
| ||
| |||||
19 | Передача информации. | 3.1 |
| ||
20 | Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». | 3.2 |
| ||
21 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». | 3.3, 3.3.1 |
| ||
22 | Самостоятельная работа №2 «Компьютерные сети». Адресация в Интернете. | 3.3.2 |
| ||
23 | Маршрутизация и транспортировка данных. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета». Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». | 3.3.3, 3.4.1 |
| ||
24 | Промежуточное представление проектов, исследовательская часть. | Индивидуальные проекты |
| ||
25 | Электронная почта. Файловые архивы. Общение в интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | 3.4.2 - 3.4.4 (рефераты) |
| ||
26 | Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | 3.5 |
| ||
27 | Электронная коммерция в Интернете. Мобильный интернет, звук и видео в Интернете. | 3.6, 3.4.5, 3.4.6 |
| ||
28 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. | 3.7.1, 3.7.2 |
| ||
29 | Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. | 3.7.3, 3.7.4, 3.7.5 |
| ||
30 | Списки и интерактивные формы на Web-страницах Инструктаж по Тб. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 3.7.6, 3.7.7 |
| ||
31 | Создание сайта по материалам проекта. | Работа над проектом |
| ||
32 | Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии». |
|
| ||
| |||||
33 | Контрольная работа. №4 «Итоговый контроль» |
|
| ||
34 | Защита проектов |
|
|
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения и
электронных образовательных ресурсов
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор
· Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Электронно-образовательные ресурсы
- Интернет.
- ОС Windows или Linux
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ» учебник для 8 класса., 2-е издание, Москва, Бином. Лаборатория знаний. 2009год.
2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Демонстрационный вариант ГИА по информатике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...