Рабочая программа 10 класс информатика
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цель программы: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
Задачи программы:
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 35 часов за год.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Практические работы | Самостоятельные работы | Контрольные работы |
1 | Информация и информационные процессы и технологии | 9 | 9 | 0 | 2 |
2 | Кодирование информации | 4 | 3 | 0 | 1 |
3 | Арифметические основы компьютера | 5 | 1 | 0 | 1 |
4 | Логические основы компьютера | 7 | 0 | 0 | 1 |
5 | Коммуникационные технологии | 10 | 11 | 2 | 1 |
| Итого: | 35 | 26 | 2 | 6 |
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы (9 ч)
Информация и информационные процессы. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Практические работы.
Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»
Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»
Практическая работа №3 «Перевод текста»
Практическая работа №4 «Растровая графика»
Практическая работа №5 «Векторная графика»
Практическая работа №6 «Разработка презентации»
Практическая работа №7 «Разработка интерактивной презентации»
Практическая работа №8 «Ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа №9 «Построение диаграмм»
Кодирование информации (4 ч)
Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации.
Практические работы.
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание текста»
Практическая работа №11 «Кодирование графической информации»
Практическая работа №12 «Редактирование звука»
Арифметические основы компьютера (5 ч)
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую.
Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»
Логические основы компьютера (7 ч)
Алгебра логики, логическая формула. Логический элемент компьютера, схемы И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ. Основные законы логики, таблица истинности. Правила упрощения логической формулы. Переключательные схемы. Логические задачи.
Коммуникационные технологии (10 ч)
Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.
Практическая работа №14 «Предоставление общего доступа к принтеру»
Практическая работа №15 «Поиск информации в Интернете»
Практическая работа №16 «Создание подключения к Интернету»
Практическая работа №17 «Определение IP-адреса»
Практическая работа №18 «Настройка браузера»
Практическая работа №19 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа №20 «Общение в реальном времени»
Практическая работа №21 «Работа с файловыми архивами»
Практическая работа №22 «Геоинформационные системы»
Практическая работа №23 «Заказ в Интернет-магазине»
Практическая работа №24 «Разработка сайта»
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Программой предусмотрено проведение:
количество практических работ – 24,
количество контрольных работ – 6,
количество самостоятельных работ – 2.
Календарно-тематический план
№ урока п\п | Дата проведения | Содержание раздела, уроков | Материал | Примечания | |
По плану | фактически | ||||
|
| ||||
1 |
| Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. | С. 7-11 | ||
2 |
| Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв» | П. 1.1 |
| |
3 |
| Контрольная работа №1 «Вводный контроль» |
| ||
4 |
| Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа», №3 «Перевод текста» | П. 1.1 |
| |
5 | Определение количества информации | ||||
6 | Растровая графика. Инструктаж по Тб. Практическая работа №4 «Растровая графика» Векторная графика. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Векторная графика» | П. 1.2 | |||
7 | Компьютерные презентации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6-7 «Разработка презентации» | П. 1.4 | |||
8 | Электронные таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8-9 «Ссылки в электронных таблицах. Построение диаграмм» | П. 1.5 | |||
9 | Контрольная работа №2 по теме «Информация и информационные процессы и технологии» | ||||
| |||||
10 |
| Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера. Системы оптического распознавания текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание текста». | П. 1.1 |
| |
11 |
| Кодирование графической информации. Инструктаж по Тб. Практическая работа №11 «Кодирование графической информации» | П. 1. 2 | ||
12 |
| Кодирование звуковой информации. Инструктаж по Тб. Практическая работа №12 «Редактирование звука». Решение задач на кодирование звуковой информации. | П. 1.3 |
| |
13 | Контрольная работа №3 по теме «Кодирование информации» | ||||
| |||||
14 |
| Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора» | С. 85-91 С.82-84 задачи |
| |
15 |
| Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую | С.85-88 задачи № 9-16 (Шауцукова Л.З.) |
| |
16 |
| Арифметические операции в позиционных системах счисления | С.89-95 задачи № 17-23 (Шауцукова Л.З.) |
| |
17 |
| Решения задач | С.107 №24-31 | ||
18 |
| Контрольная работа №4 «Арифметические основы компьютера» | |||
| |||||
19 | Алгебра логики, логическая формула | с.108-113 задачи №1-12 (Шауцукова Л.З.) | |||
20 | Логический элемент компьютера, схемы И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ | С. 113-119 (Шауцукова Л.З.) | |||
21 | Основные законы логики, таблица истинности | С.119-212 задачи № 13-15 (Шауцукова Л.З.) | |||
22 | Правила упрощения логической формулы | С. 121-123 задача №16 (Шауцукова Л.З.) | |||
23 | Переключательные схемы | С. 123-126 задачи № 18-22 (Шауцукова Л.З.) | |||
24 | Логические задачи | С.126-135 задачи № 23-27 (Шауцукова Л.З.) | |||
25 | Контрольная работа № 5 «Логические основы» | ||||
| |||||
26 |
| Локальные и глобальные компьютерные сети. Инструктаж по Тб. Практическая работа №14-15 «Предоставление общего доступа к принтеру». «Поиск информации в Интернете» | П. 2.1, 2.2 | ||
27 |
| Всемирная паутина. Подключение к Интернету. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Ин6структаж по Тб. Практическая работа №16-18 «Создание подключения к Интернету», «Определение IP-адреса», «Настройка браузера» | П. 2.3, 2.4 |
| |
28 |
| Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №19-20 «Работа с электронной почтой», «Общение в реальном времени» | П. 2.5, 2.6 |
| |
29 |
| Файловые архивы. Радио, Web-камеры, телевидение, геоинформационные системы в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №21-23 «Работа с файловыми архивами», «Геоинформационные системы», «Заказ в Интернет-магазине». Самостоятельная работа №1 «Локальные и глобальные компьютерные сети» | П. 2.7, 2.8 |
| |
30 | Основы языка разметки гипертекста. Структура Web-страницы. | П. 2.13 | |||
31 | Форматирование текста и размещение графики | П. 2.13 | |||
32 | Списки и гиперссылки на Web-страницах | П. 2.13 | |||
33 | Формы на Web-страницах. | П. 2.13 | |||
34 |
| Контрольная работа №6 «Итоговый контроль» |
| ||
35 |
| Инструктаж по Тб. Практическая работа №24 «Разработка сайта» | П. 2.13 |
|
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения и
электронных образовательных ресурсов
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор
· Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
· Интернет.
· ОС Windows или Linux
Электронно-образовательные ресурсы
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...