Рабочая программа 10 класс информатика
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Копылова Наталья Юрьевна

Рабочая программа 10 класс информатика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya_2014-2015.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка 

Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.   с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цель программы:  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.

Задачи программы:

       овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

       воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

       приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 35 часов за год.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Практические работы

Самостоятельные работы

Контрольные работы

1

Информация и информационные процессы и технологии

9

9

0

2

2

Кодирование информации

4

3

0

1

3

Арифметические основы компьютера

5

1

0

1

4

Логические основы компьютера

7

0

0

1

5

Коммуникационные технологии

10

11

2

1

 

Итого:

35

26

2

6

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

 Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Содержание учебного курса

Информация и информационные процессы (9 ч)

Информация и информационные процессы. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Практические работы.

Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»

Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»

Практическая работа №3 «Перевод текста»

Практическая работа №4 «Растровая графика»

Практическая работа №5 «Векторная графика»

Практическая работа №6 «Разработка презентации»

Практическая работа №7 «Разработка интерактивной презентации»

Практическая работа №8 «Ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа №9 «Построение диаграмм»

Кодирование информации (4 ч)

Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации.

Практические работы.

Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание текста»

Практическая работа №11 «Кодирование графической информации»

Практическая работа №12 «Редактирование звука»

Арифметические основы компьютера (5 ч)

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую.

Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»

Логические основы компьютера (7 ч)

Алгебра логики, логическая формула. Логический элемент компьютера, схемы И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ. Основные законы логики, таблица истинности. Правила упрощения логической формулы. Переключательные схемы. Логические задачи.

 Коммуникационные технологии (10 ч)

Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.

Практическая работа №14 «Предоставление общего доступа к принтеру»

Практическая работа №15 «Поиск информации в Интернете»

Практическая работа №16 «Создание подключения к Интернету»

Практическая работа №17 «Определение IP-адреса»

Практическая работа №18 «Настройка браузера»

Практическая работа №19 «Работа с электронной почтой»

Практическая работа №20 «Общение в реальном времени»

Практическая работа №21 «Работа с файловыми архивами»

Практическая работа №22 «Геоинформационные системы»

Практическая работа №23 «Заказ в Интернет-магазине»

Практическая работа №24 «Разработка сайта»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

понятия: информация, информатика;

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

 сущность алфавитного подхода к измерению информации

 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

 представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

 понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;

 назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

уметь

 решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

 выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;

 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;

 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

 организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

                      индивидуальные;

                      групповые;

                      индивидуально-групповые;

                      фронтальные;

                      практикумы. 

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетной практической работы. 

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.

Программой предусмотрено проведение:

количество практических работ – 24,

количество контрольных работ – 6,

количество самостоятельных работ – 2.


Календарно-тематический план

№ урока

п\п

Дата проведения

         Содержание раздела, уроков

Материал
 учебника

Примечания

По плану

фактически

 

  1. Информация и информационные процессы и технологии (9 ч)

1

 

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.

С. 7-11

2

 

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»

П. 1.1

 

3

 

Контрольная работа №1 «Вводный контроль»

 

4

 

Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»,  №3 «Перевод текста»

П. 1.1

 

5

Определение количества информации

6

Растровая графика. Инструктаж по Тб. Практическая работа №4 «Растровая графика» Векторная графика. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Векторная графика»

П. 1.2

7

Компьютерные презентации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6-7 «Разработка презентации»

П. 1.4

8

Электронные таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8-9 «Ссылки в электронных таблицах. Построение диаграмм»

П. 1.5

9

Контрольная работа №2 по теме «Информация и информационные процессы и технологии»

  1. Кодирование информации (4 ч)

10

 

Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера. Системы оптического распознавания текстов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание текста».

П. 1.1

 

11

 

Кодирование графической информации. Инструктаж по Тб. Практическая работа №11 «Кодирование графической информации»

П. 1. 2

12

 

Кодирование звуковой информации. Инструктаж по Тб. Практическая работа №12 «Редактирование звука». Решение задач на кодирование звуковой информации.

П. 1.3

 

13

Контрольная работа №3 по теме «Кодирование информации»

  1. Арифметические основы компьютера (5 ч)

14

 

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»

С. 85-91

С.82-84 задачи
№1-8 стр. 104 (Шауцукова Л.З.)  

 

15

 

Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую

С.85-88 задачи № 9-16 (Шауцукова Л.З.)  

 

16

 

Арифметические операции в позиционных системах счисления

С.89-95 задачи № 17-23 (Шауцукова Л.З.)  

 

17

 

Решения задач

С.107 №24-31

18

 

Контрольная работа №4 «Арифметические основы компьютера»

  1. Логические основы компьютера (7 ч)

19

Алгебра логики, логическая формула

с.108-113 задачи №1-12

(Шауцукова Л.З.)  

20

Логический элемент компьютера, схемы И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ

С. 113-119

(Шауцукова Л.З.)  

21

Основные законы логики, таблица истинности

С.119-212 задачи № 13-15 (Шауцукова Л.З.)  

22

Правила упрощения логической формулы

С. 121-123 задача №16 (Шауцукова Л.З.)  

23

Переключательные схемы

С. 123-126 задачи № 18-22 (Шауцукова Л.З.)  

24

Логические задачи

С.126-135 задачи № 23-27 (Шауцукова Л.З.)  

25

Контрольная работа № 5 «Логические основы»

  1. Коммуникационные технологии (10 ч)

26

 

Локальные и глобальные компьютерные сети. Инструктаж по Тб. Практическая работа №14-15 «Предоставление общего доступа к принтеру». «Поиск информации в Интернете»

П. 2.1, 2.2

27

 

Всемирная паутина. Подключение к Интернету. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Ин6структаж по Тб. Практическая работа №16-18 «Создание подключения к Интернету», «Определение IP-адреса», «Настройка браузера»

П. 2.3, 2.4

 

28

 

Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №19-20 «Работа с электронной почтой», «Общение в реальном времени»

П. 2.5, 2.6

 

29

 

Файловые архивы. Радио, Web-камеры, телевидение, геоинформационные системы в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №21-23 «Работа с файловыми архивами», «Геоинформационные системы», «Заказ в Интернет-магазине». Самостоятельная работа №1 «Локальные и глобальные компьютерные сети»

П. 2.7, 2.8

 

30

Основы языка разметки гипертекста. Структура Web-страницы.

П. 2.13

31

Форматирование текста и размещение графики

П. 2.13

32

Списки и гиперссылки на Web-страницах

П. 2.13

33

Формы на Web-страницах.
Самостоятельная работа №2 «Основы языка разметки гипертекста»

П. 2.13

34

 

Контрольная работа №6 «Итоговый контроль»

 

35

 

Инструктаж по Тб. Практическая работа №24 «Разработка сайта»

П. 2.13

 

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения и
электронных образовательных ресурсов

Аппаратные средства

·  Компьютер

·  Проектор

·  Принтер

·  Модем

·  Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

·  Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

·  Интернет.

·  ОС Windows или Linux

Электронно-образовательные ресурсы

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

 

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

3. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...