Создание активной учебно-информационной среды пропедевтического курса информатики в начальной школе (из опыта работы)
методическая разработка по информатике и икт на тему
Использование игровых и интерактивных технологий на уроках информатики во 2 классе (по Горячеву). Есть разработки по всему курсу. Обращайтесь - вышлю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_blagopriyatnoy_sredy.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Конкурс педагогических идей
Создание активной
учебно-информационной среды пропедевтического курса информатики
в начальной школе
(из опыта работы)
Работу выполнила:
Учитель информатики
Цветкова Т.А.
Г. Верхний Уфалей
2010-2011 уч. год
Содержание
- Педагогическая философия………………………………………..3
- Введение……………………………………………………….........4
- Описание опыта работы……………………………………………7
- Приложения………………………………………………………...11
Моя педагогическая философия
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пусты. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать»
Экзюпери
Собираясь на урок, я вспоминаю слова: должно быть понятно и интересно. Я пытаюсь организовать учебный труд так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети развили свой ум и смекалку, память и воображение. Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение на гору познания – для меня очень важно, потому что ведущий принцип педагогики – развитие детей. Любимый мой вопрос: «Почему? Объясните! Докажите!» Дети воспринимают это как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать, доказывать.
Можно заучить формулы и алгоритм решения наизусть, можно научить учиться, но как добиться того, чтобы каждый хотел этим заниматься? Низкий уровень познавательного интереса учащихся – это серьезная проблема, которую учитель пытается решить в меру сил и способностей.
Помочь разбудить, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть основная цель при обучении каждого ребенка. Для достижения этой цели приходится осваивать новые технологии: метод проектов, разноуровневое и проблемное обучение, игровые и, конечно же, информационно-коммуникационные технологии. Ведь современный учитель должен быть не только профессионалом. Самого по себе профессионализма мало, он призван быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, но при этом навсегда оставаться и учеником. Крайне важно, чтобы учитель был личностью творческой и саморазвивающейся. Хороший учитель постоянно должен продолжать учиться: учиться работать над собой, учиться общаться с ребятами, учиться готовиться к уроку. Учиться, учиться, учиться… Ведь профессия учителя начинается именно с творчества самого педагога.
Введение (пояснительная записка)
«В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета “Информатика” в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.
Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера» (Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13)
Эффективное осуществление этого процесса возможно при комплексном подходе к решению следующих проблем.
- совершенствования методической подготовки учителя;
- разработки электронных учебных материалов для обучения младших школьников;
- создания организационно-педагогических условий для включения информационно-коммуникационных технологий в традиционный урок в начальной школе.
Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно не обязательно разрушать всё то, что годами нарабатывалось начальной школой. Сочетание классических методов обучения младших школьников и новых информационных технологий существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение:
- стабильно высокой мотивацией учения за счет игровой формы учебных заданий;
- возможностью дифференциации процесса обучения за счет индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;
- расширением спектра способов предъявления учебной информации за счет использования различных мультимедийных средств;
- изменением форм организации учебной деятельности за счет применения электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке.
Актуальность
Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования - формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств детей. Практически все концепции реформирования общеобразовательной школы основываются на широком внедрении компьютерных технологий в учебный процесс. В этой связи проявляется необходимость реализации в начальной школе пропедевтического курса информатики, начала ее изучения с младшего школьного возраста.
Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире.
Массовый переход к обучению информатике в младшей школе происходит без достаточного методического обеспечения. Учитель информатики, работающий в начальной школе, сталкивается с рядом трудностей как методического, так и психолого–педагогического характера. Проблема заключается в том, чему и как учить. Это обуславливает актуальность темы работы.
Цель работы
- разработка приемов формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики на основе деятельностно-игрового подхода,
- оптимизация пропедевтического курса информатики в начальной школе, направленного на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся,
- формирование эффективной и психологически комфортной учебно-информационной деятельностно-игровой среды на уроках информатики в начальной школе.
В соответствии с целью в процессе работы решались следующие задачи:
- анализ современного состояния и проблем преподавания информатики в начальной школе;
- анализ практических приемов преподавания информатики младшим школьникам, практики и перспектив применения игровых форм познавательной деятельности на уроках информатики;
- разработка дидактических материалов и программного обеспечения для организации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики в начальной школе;
- проведение опытно-экспериментальной проверки эффективности разработанной методики активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Новизна работы заключается в:
• применении компьютерных технологий с начального этапа образовательного процесса в целях создания условий для активизации учебно-познавательной деятельности;
• определении дидактических условий и приемов формирования на уроках информатики учебно-информационной среды, характеризующейся высокой степенью творческой активности учащихся.
Практическая значимость работы состоит в том, что
• разработанные дидактические материалы обеспечивают реализацию пропедевтического уровня регионального образовательного стандарта по информатике;
• предложенная система формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики реализована в условиях учебно-информационной среды на уроках информатики во 2-х классах;
• методические разработки уроков, используются в практике другими учителями и одобрены;
• принципы формирования активной учебно-информационной среды могут быть использованы для разработки технологии обучения другим учебным дисциплинам начальной школы.
Основные положения работы:
- Отбор содержания курса информатики в начальной школе и обучения должен основываться на преимущественно развивающем характере уроков информатики в начальной школе, развитии произвольного восприятия, внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения, творческих способностей, интеллекта, эрудиции, общего кругозора и навыков коммуникативного общения;
- Структурообразующим элементом урока информатики в начальной школе должна быть адаптированная к данному возрасту обучаемых программа развивающего и обучающего характера с использованием информационно-коммуникационных технологий. Система методических приемов преподавания информатики в начальной школе, направленная на поддержание высокого уровня активности учебно-познавательной деятельности, должна основываться на постепенном переходе от игровых форм урока к неигровым.
- Результатами организации учебно-познавательной деятельности на основе деятельностно-игрового подхода при изучении информатики в начальной школе являются повышение интереса школьников к изучаемому предмету, активизация их самостоятельной работы на уроках и дома, интенсификация процесса обучения, снижение утомляемости.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Когда я начинала преподавать информатику в начальной школе, то естественным образом возникли два вопроса: чему учить и как учить? Сейчас я знаю ответы на эти вопросы и готова поделиться опытом. Итак,
1. Чему учить?
При обучении информатике в начальной школе, можно выделить два аспекта изучения информатики: технологический и общеобразовательный.
В первом случае информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала. Ее задачей является выработка у школьников умений и навыков использования современных информационных технологий.
Во втором случае информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует преподавание информатики в начальной школе на развитие умения рассуждать логически строго и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.
Изучение информатики в начальной школе с использованием учебно-методического комплекта Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» предполагается в основном без компьютерной поддержки, но, тем не менее, она допустима. Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ученикам навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить. Все это наблюдается при раннем обучении информатике с применением компьютерной поддержки.
В этом возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствует развитию ребенка как творческой личности.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию учащихся, позволяет разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятные условия, т.к. учащиеся младших классов отличаются высокой степенью эмоциональности.
Итак, траектория выбрана: работаем по учебно-методическому комплекту Горячева А.В. с компьютерной поддержкой. Следует отметить, что особенности информатизированных занятий для детей младшего школьного возраста регламентирует гигиенический режим работы с ПК (не более 15 минут за урок), поэтому теоретическая, «бескомпьютерная», часть урока составляет 35 минут, практическая часть –10 минут. Для компьютерной поддержки уроков используются диски «Мир информатики», «Дракоша и занимательная информатика» компании Кирилл и Мефодий и другие, соответствующие обязательному минимуму содержания образования по информатике.
2. Как учить?
2.1.Используем игровые технологии.
Начиная преподавание информатики с начальной школы (2 класс), учитель знакомит своих учеников с элементарными понятиями и терминами на доступном для них языке. В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция);
- Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- Проблемное обучение;
- Метод проектов;
- Ролевой метод.
Как же донести учебный материал до учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Одной из форм технологии обучения является игровая форма. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением, и трудом. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Но на уроке в первую очередь играет учитель: я становлюсь артистом – выражаю радость и удивление, притворяюсь непонимающей, неумеющей, прошу у учеников помощи. Ведь в игре дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Игры, которые встроены в урок, должны отвечать следующим требованиям:
- игра должна содержать образовательный аспект;
- игра должна основываться на самостоятельной деятельности учащихся;
- обязательный элемент игры - ее эмоциональность;
- игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
- в играх обязателен элемент соревнования, что всегда приводит к рефлексии учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.
В методических рекомендациях УМК Горячева рекомендуется использовать на уроке игровые технологии. Но, начав работать, сталкиваешься с проблемой нехватки времени на уроке: в учебнике много упражнений разного уровня (в том числе и необязательных) – хочется успеть выполнить всё плюс обязательные физпаузы и гимнастика для глаз плюс игры плюс работа на компьютере… Времени на все не хватало, приходилось чем-то жертвовать: меньше игр, меньше времени работы за компьютером, необязательные задания пусть будут необязательными. И тогда пришлось искать пути решения этой проблемы. Ведь профессия учителя начинается именно с творчества самого педагога.
2.2. Используем компьютерные технологии.
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Компьютер как наглядное пособие качественно нового уровня позволяет существенно повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу.
На уроках информатики с успехом можно использовать компьютер, создавая к урокам слайды в PowerPoint. Возможности анимации позволяют удачно продемонстрировать суть многих задач, в том числе на движение. Анимация — это быстрая смена изображений на экране, создающая эффект движения. Способ анимации может быть любым: одни и те же (или разные) объекты могут накладываться в одно и то же или в разные места экрана. В результате можно наблюдать как движение объекта по экрану, так и изменение его формы. Используя эффекты анимации PowerPoint, можно создавать свои задачи, кроссворды, использовать на уроке ролевые игры, сказки и т.д. Начиная работать в начальной школе в 2009-2010 учебном году, я решила попробовать совместить игровые технологии с компьютерными, разрабатывая на уроки информатики анимационные презентации.
Эффективность таких уроков оказалась очень высокой. Даже те ученики, которые обычно не отличались высокой сообразительностью, смогли высказаться по поводу возможных шагов в решении задач.
Решая задачи вместе с детьми, используя маркер, я делаю пометки, подчеркивания, выделение непосредственно на слайде ярким цветом. Это помогает привлечь учеников, обратить их внимание на важные моменты. Преимущество при работе над задачами с использованием компьютерных анимационных слайдов и в том, что я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения. Помогает это и ученикам, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что плохо читают, не умеют образно мыслить.
Урочное применение электронных учебных материалов при обучении информатике (а также, я думаю, грамоте, математике, на уроках чтения, окружающего мира и других предметов) не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем.
Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Применение компьютера, как показала практика, позволяет активизировать деятельность учеников. Для проведения урока я создаю компьютерные презентации – это позволило повысить производительность урока: теперь на уроке мы успеваем всё: решить все задачи, в том числе необязательные и занимательные, поиграть, сочинить истории, поработать на компьютере. Но такие занятия требуют от учителя большей подготовки к уроку: нужно не только продумать содержание урока, но и подкрепить его дидактически: отсканировать упражнения, найти картинки, продумать анимацию, создать саму презентацию. Даже дизайн презентации стараюсь выбрать, если это возможно, соответствующий: например, при изучении темы «Действия предметов» это были плавающие рыбки, при изучении темы «Последовательность действий» - времена года. Готовлю дополнительно занимательные задачи и загадки. На уроки к нам «приходят» герои сказок и мультфильмов, гимнастику для глаз проводят те же герои, или циркачи… И так далее.
Суть моей работы состоит в создании комплекта методических и дидактических материалов для проведения уроков информатики во 2-м классе (Приложение). При разработке методических материалов опорными являются методические рекомендации для учителя УМК А.В.Горячева. Дидактические разработки являются авторскими. В течение учебного года материалы использовались учителем информатики, работающим в этой же параллели, и получили одобрение.
Таким образом, современные информационные и коммуникационные технологии могут предложить довольно много вариантов для эффективного включения информационного компонента в структуру занятий с учениками начальной школы. Можно рекомендовать использование компьютера учителям начальной школы в ежедневной педагогической практике в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников.
Приложение на диске.
В приложении представлены методические и дидактические разработки уроков информатики во 2-м классе. Они разбиты на 3 части: по четвертям.
1 часть содержит разработки по темам:
- Вводный. Правила поведения в компьютерном классе.
- Признаки предметов
- Описание предметов
- Состав предметов
- Действия предметов
- Адреса предметов
2 часть содержит разработки по темам:
- Результат действия
- Обратные действия
- Последовательность действий
- Алгоритм
- Ветвление в алгоритмах
3 часть содержит разработки по темам:
- Множество
- Способы задания множеств
- Сравнение множеств
- Отображение множеств
- Кодирование
- Вложенность множеств
- Пересечение множеств
- Объединение множеств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс информатики в начальной школе
Чем обусловлено изучение компьютера в начальной школе?На что направлено содержание предмета информатики на начальном этапе школьного обучения?Аргументы "за" и "против" изучения компьютера....
Об использовании классными руководителями здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Их опыта работы учителей МОУ школы №13 г.о. Жуковский Московской области
В работе представлена система работы по здоровьесбережению в начальной школе...
Развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы (из опыта работы).
В данной работе рассказывается о некоторых приемах работы с младшими школьниками для развития у них интереса к изучению иностранного языка....
Организация работы сообща в малой группе в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъек...
«Технологии развивающего обучения в преподавании в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР )»
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету....
Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)
Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....
Использование оборудования кабинета физики для пропедевтического курса физики в начальной школе
Изучение основ физики в начальной школе является наиболее продуктивным методом обучения. В начальной школе учащиеся быстро усваивают информацию, обучаются навыкам проведения эксперимента....