Урок информатики в 9 классе по теме «Решение задач в программной среде КуМир»
учебно-методический материал (информатика и икт, 9 класс) по теме
Вашему вниманию на конкурс «Мой лучший урок» по естественно – научному направлению представлен урок информатики в 9 классе по теме «Решение задач в программной среде КуМир». Урок разработан по УМК Д.Н. Угриновича (8 класс 1 час в неделю, 9 класс 2 часа в неделю). Урок проводился в рамках областного конкурса «Учитель года» в 9 классе гимназии № 10 города Мурманска.
Данный урок является последним из 19 уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором обобщаются и систематизируются знания учащихся об исполнителе, СКИ, отрабатываются навыки работы в среде программирования КуМир. Обеспечивается усвоение учащимися основных алгоритмических конструкций. На предыдущих уроках было введено и отработано понятие алгоритма, рассмотрены базовые алгоритмические структуры: линейного, циклического алгоритмов, алгоритма ветвления и вспомогательного алгоритма.
Урок проводится в общеобразовательном классе из 12 человек (одна группа). Класс неоднородный по образовательным способностям. Чтобы провести обобщение материала и охватить несколько видов исполнителей ребята были разделены группы. Деление на группы проводилось на уроке по желанию детей, но возможны варианты дифференцирования заданий и распределение учащихся по уровням подготовки. Подобная организация урока позволяет активно вовлечь учащихся в учебный процесс, увеличить плотность урока, способствует развитию коммуникативных УУД.
На уроке применяются элементы современных педагогических технологий: проблемного обучения, информационно-коммуникационных, личностно ориентированных, здоровьесберегающих, групповой работы, дифференциации и индивидуализации обучения.
Тип урока – урок обобщения.
Вид урока: комбинированный
Структура урока – традиционная с элементами проблемной технологии.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная работа за компьютером
Методы: словесные, наглядные, практические
Цели урока:
Предметные:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о понятии исполнитель, СКИ
Отработать навыки составления и выполнения простых программ в программной среде КуМир
Обеспечить усвоение учащимися основных алгоритмических конструкций
Метапредметные:
Развивать логическое и алгоритмическое мышление
Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки Универсальные Учебные Действия:
Личностные:
Воспитание ответственности за выполняемую работу
Воспитывать умение слушать других и принимать совместное решение
Оборудование урока:
Компьютерный класс с установленной на каждом компьютере учащегося программой КуМир, мультимедийный проектор, интерактивная доска,.
Дидактическое обеспечение урока:
Карточки с заданием, презентация для интерактивной доски, папка с заданием на рабочем столе компьютеров для работы обучающихся, ссылка на ментальную карту
Список литературы
Угринович Н.Д.
Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. – 295 с. : илл.
Интернет – ресурсы
1. Ментальная карта. URL: http://sorvin.ru/=43w
2. Материалы для видеофильма. URL:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Мухина Ирина Анатольевна Учитель информатики
МОУ СОШ №5 г. Апатиты Мурманской области
Пояснительная записка
Вашему вниманию на конкурс «Мой лучший урок» по естественно – научному направлению представлен урок информатики в 9 классе по теме «Решение задач в программной среде КуМир». Урок разработан по УМК Д.Н. Угриновича (8 класс 1 час в неделю, 9 класс 2 часа в неделю). Урок проводился в рамках областного конкурса «Учитель года» в 9 классе гимназии № 10 города Мурманска.
Данный урок является последним из 19 уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором обобщаются и систематизируются знания учащихся об исполнителе, СКИ, отрабатываются навыки работы в среде программирования КуМир. Обеспечивается усвоение учащимися основных алгоритмических конструкций. На предыдущих уроках было введено и отработано понятие алгоритма, рассмотрены базовые алгоритмические структуры: линейного, циклического алгоритмов, алгоритма ветвления и вспомогательного алгоритма.
Урок проводится в общеобразовательном классе из 12 человек (одна группа). Класс неоднородный по образовательным способностям. Чтобы провести обобщение материала и охватить несколько видов исполнителей ребята были разделены группы. Деление на группы проводилось на уроке по желанию детей, но возможны варианты дифференцирования заданий и распределение учащихся по уровням подготовки. Подобная организация урока позволяет активно вовлечь учащихся в учебный процесс, увеличить плотность урока, способствует развитию коммуникативных УУД.
На уроке применяются элементы современных педагогических технологий: проблемного обучения, информационно-коммуникационных, личностно ориентированных, здоровьесберегающих, групповой работы, дифференциации и индивидуализации обучения.
Тип урока – урок обобщения.
Вид урока: комбинированный
Структура урока – традиционная с элементами проблемной технологии.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная работа за компьютером
Методы: словесные, наглядные, практические
Цели урока:
Предметные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о понятии исполнитель, СКИ
- Отработать навыки составления и выполнения простых программ в программной среде КуМир
- Обеспечить усвоение учащимися основных алгоритмических конструкций
Метапредметные:
- Развивать логическое и алгоритмическое мышление
- Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
- В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки Универсальные Учебные Действия:
Личностные:
- Воспитание ответственности за выполняемую работу
- Воспитывать умение слушать других и принимать совместное решение
Оборудование урока:
Компьютерный класс с установленной на каждом компьютере учащегося программой КуМир, мультимедийный проектор, интерактивная доска,.
Дидактическое обеспечение урока:
Карточки с заданием, презентация для интерактивной доски, папка с заданием на рабочем столе компьютеров для работы обучающихся, ссылка на ментальную карту
Список литературы
Угринович Н.Д.
Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. – 295 с. : илл.
Интернет – ресурсы
- Ментальная карта. URL: http://sorvin.ru/=43w
- Материалы для видеофильма. URL:
- http://sorvin.ru/=43x
- http://sorvin.ru/=43y
- http://sorvin.ru/=43z
- http://sorvin.ru/=440
- http://sorvin.ru/=441
- http://sorvin.ru/=442
На уроке нет проверки домашнего задания, что соответствует условиям конкурса: учитель встречается с детьми впервые.
Особое внимание уделяется повторению и закреплению ранее изученного материала. Для актуализации знаний использован на интерактивной доске прием «скрытого текста» и инструмент «ластик». Это позволило привлечь, сконцентрировать и удерживать внимание учащихся в течение всего этапа актуализации знаний. Ускорился темп урока.
Фрагмент видеофильма позволяет учащимся увидеть своими глазами горно-обогатительный комбинат, услышать из интервью с начальником ГОКа о востребованности определенных профессий. Видеофрагмент стимулирует мыслительную деятельность учащихся, готовит их к активному целеполаганию, позволяет вызвать положительные эмоции и мотивацию к изучению, обобщению материала и связать теоретический материал с практическим применением. Актуальность материала еще и в том, что более 50% трудоспособного населения трудится на различных участках АО «Апатит», а теперь и на ЗАО Северо-Западной Фосфорной Компании.
Предлагается задуматься о выборе будущей профессии и попробовать свои силы в качестве программиста в одной из трех профессий.
Чтобы провести обобщение материала и охватить несколько видов исполнителей ребята были разделены на группы: три бригады. На столе при входе в класс, учащимся предлагалось выбрать бейдж (картинки разные, но различия сразу не видны, так как бейджи выполнены в едином стиле). Деление произошло случайным образом, но возможны варианты дифференцирования заданий и распределение учащихся по уровням подготовки.
Далее происходит распределение обязанностей в группе (самостоятельно без участия учителя):
- выбирают бригадира
назначают ответственных:
- за решение задачи разными способами
- за выбор рационального решения
- за публикацию результатов решения задачи в сети
- за построение ментальной карты
- за проведение защиты проекта
- за заполнение и сдачу табеля учета рабочего времени своей бригады
Подобная организация урока позволяет активно вовлечь учащихся в учебный процесс, увеличить плотность урока, способствует развитию коммуникативных УУД.
Погружение в ролевую игру наложило отпечаток и на физминутку, которую необходимо проводить по требованиям СанПина. Вместо слов физультминутка из динамика прозвучала бодрая музыка и слова диктора, о необходимости всем сотрудникам прерваться и начать выполнение производственной гимнастики, а бригадирам – проконтролировать процесс выполнения.
Промежуточные результаты в конце практической работы, позволили каждой группе подвести промежуточные итоги, осмыслить выполненные знания с новой позиции. Обобщение материала позволило выполнить построение ментальной карты. Коллективное обсуждение, отбор наиболее значимых элементов в изученной теме – формирует у учащихся коммуникативные УУД.
В конце практической работы, результаты были выведены на доску с использованием программы RAdmin. Класс мог, не отходя от компьютеров, оценить работу свою и своих товарищей.
Итогом практической работы каждой бригады являются следующие объекты: ментальная карта, решение задачи в сети, презентация решения задачи, вопросы другой бригады и ответы на них, оценка работы каждого члена бригады и заполненный табель учета рабочего времени.
Когда задания были сделаны, дети получили возможность обсудить решения задач, задать вопрос другой бригаде на понимание решения, предложить более рациональное решение.
В самом конце урока в качестве рефлексии был задан вопрос: «Нужно ли так много времени изучать программирование и нужно ли оно в жизни?», «Кто из ребят заинтересовался предложенными профессиями?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/17/picture-60105.jpg)
Бинарный урок в 9 классе по теме "Решение задач на смеси и сплавы"
Бинарный урок математика-химия в 9 классе по теме "Решение задач на смеси и сплавы"....
Презентация к уроку для 6 класса по теме: "Решение задач с помощью уравнений"
Презентация к уроку для 6 класса по теме: "Решение задач с помощью уравнений" к учебнику Никольского "Арифметика" 6 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/14/picture-175368-1431584351.jpg)
Урок в 9 классе по теме "Решение задач с циклом Repeat"
Проект урока выстраивался с учетом особенностей класса. Учебные возможности учащихся выше средних, ученики увлечены предметом информатика, обладают организаторскими навыками и ...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в т...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/20/picture-625755-1429552464.jpg)
План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Работа с объектами в среде Microsoft PowerPoint"
План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Работа с объектами в среде Microsoft PowerPoint"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1187093-1573498356.jpg)
Презентация к уроку геометрии 8 класс на тему: "Решение задач по теме "Параллелограмм"
Разбор свойства биссектрисы, проведенной в параллелограммеСвойство биссектрис в араллелограмме, проведенных из вершин, прилежащих к одной стороне...