Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса к учебнику И.Г. Семакина (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9.doc | 264.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общие сведения
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 9
Учитель: Тимофеева Светлана Алексеевна
Уровень рабочей программы: базовый
Общее количество часов по учебному плану: 68
Количество часов в неделю: 2
УМК:
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2006.
- Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
- Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
- Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Нормативно-правовое обеспечение преподавания учебного предмета информатика и ИКТ
Изучение информатики и ИКТ осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от.07.05.2013);
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;
- Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ;
- Программа базового курса информатики и ИКТ для основной школы (8-9 классы) И.Г.Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой (опубликована в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.).
Региональный уровень:
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013).
Уровень образовательного учреждения:
- внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Требования к уровню подготовки учащихся 9-го класса в области
информатики и ИКТ
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW;
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
- что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются;
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора;
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования;
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- работать с одной из программ-архиваторов;
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД;
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов;
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования;
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети.
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
- принтер (черно-белой печати, формата А4);
- мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
- экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;
- устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
- управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);
- акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
- оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
- операционная система;
- файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
- почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
- браузер (в составе операционных систем или др.);
- мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
- антивирусная программа;
- программа-архиватор;
- программа-переводчик;
- система оптического распознавания текста;
- программа интерактивного общения;
- клавиатурный тренажер;
- виртуальные компьютерные лаборатории;
- интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
- растровый и векторный графические редакторы;
- звуковой редактор;
- система автоматизированного проектирования;
- система программирования;
- геоинформационная система;
- редактор Web-страниц.
Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:
- нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);
- учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);
- научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);
- периодические издания.
Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).
В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:
- комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
- информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;
- каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.
Учебно-методический комплект:
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2006.
- Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
- Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
- Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Контроль |
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 12 | формирование навыков и умений информационного обмена в компьютерных сетях, поиска информации в глобальной сети Интернет | зачет |
2 | Информационное моделирование | 6 | владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; | зачет |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 12 | владение компьютерными средствами представления и поиска данных с использованием систем управления базами данных | зачет |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 11 | владение компьютерными средствами вычислений и формализации данных с использованием электронных таблиц | зачет |
5 | Управление и алгоритмы | 10 | развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; | зачет |
6 | Программное управление работой компьютера | 12 | формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования (Паскаль) и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической | зачет |
7 | Информационные технологии и общество | 4 | формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права | учебный проект |
8 | Повторение | 1 |
Поурочное планирование
№ п/п | Планируемые сроки проведения (неделя учебного года) | Тема урока | Основные элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Контроль |
Передача информации в компьютерных сетях – 12 ч. | |||||
1 | 1 неделя | Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования | компьютерная сеть, локальная сеть, одноранговая сеть, сеть с выделенным сервером, глобальная сеть, | знать, что такое компьютерная сеть, в чем различие между локальными и глобальными сетями | опрос |
2 | 1 неделя | Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных | сервер, терминал абонента, линии связи, модем, скорость передачи данных, протокол работы сети, технология «клиент-сервер» | понимать назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов | опрос |
3 | 2 неделя | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами | локальная сеть, сетевой диск, общий доступ к папке | уметь обмениваться файлами в локальной сети компьютерного класса | лаб. работа |
4 | 2 неделя | Интернет – мировая система компьютерных сетей. Информационные услуги Интернета: электронная почта, телеконференции, обмен файлами | Интернет, электронная почта, почтовый ящик, электронный адрес, домен, телеконференция, файловый архив | знать, что такое Интернет; понимать назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др. | опрос |
5 | 3 неделя | Работа с электронной почтой | электронная почта, почтовый ящик, электронный адрес | осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы | лаб. работа |
6 | 3 неделя | Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете | Всемирная паутина, web-страница, web-сайт, web-сервер, web-браузер, гипермедиа, поисковая программа | понимать, какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW; уметь искать информацию в Интернете с помощью поисковых каталогов и поисковых систем | опрос |
7 | 4 неделя | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске | URL-адрес, поисковый сервер, запрос, язык запросов поисковой системы | уметь пользоваться URL-адресом и гиперссылками для поиска информации в Интернете; уметь сохранять найденную информацию на локальном диске | лаб. работа |
8 | 4 неделя | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | URL-адрес, поисковый сервер, запрос, язык запросов поисковой системы | уметь пользоваться языком запросов поисковой системы для поиска информации в Интернете | лаб. работа |
9 | 5 неделя | Создание простейшей web-страницы с использованием текстового редактора | web-страница, гиперссылка | уметь пользоваться инструментами текстового редактора для создания простейших web-страниц | лаб. работа |
10 | 5 неделя | Передача информации по техническим каналам связи. | схема К.Шеннона, шум, защита от шума, цифровая связь, дискретная связь, кодирование, избыточный код, сжатие данных | знать схему передачи информации К. Шеннона, приводить примеры элементов схемы для конкретных ситуаций передачи информации | опрос |
11 | 6 неделя | Архивирование и разархивирование файлов | программа-архиватор, архивирование и разархивирование файлов | знать назначение программ-архиваторов, уметь пользоваться возможностями архиваторов при работе с данными | лаб. работа |
12 | 6 неделя | Обобщение изученного материала | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | зачет |
Информационное моделирование – 6 ч. | |||||
13 | 7 неделя | Понятие модели. Назначение и свойства моделей | модель, натурная модель, информационная модель, моделирование, формализация | уметь приводить примеры натурных и информационных моделей; знать, какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические) | опрос |
14 | 7 неделя | Графические информационные модели | графическая информационная модель, карта, чертеж, схема, структура, график | уметь ориентироваться в многообразии графических моделей; использовать их при решении задач | опрос |
15 | 8 неделя | Табличные модели | табличная информационная модель, таблица типа «объект-свойство», таблица типа «объект-объект», двоичная матрица | уметь ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев | опрос |
16 | 8 неделя | Информационное моделирование на компьютере | компьютерное математическое моделирование, математическая модель, численные методы, вычислительный эксперимент, имитационное моделирование | уметь работать с простейшими демонстрационными математическими и имитационными моделями, проводить вычислительный эксперимент | опрос |
17 | 9 неделя | Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора | табличная информационная модель | уметь описывать объект (процесс) в табличной форме с использованием возможностей текстового редактора | лаб. работа |
18 | 9 неделя | Обобщение изученного материала | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | зачет |
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 ч. | |||||
19 | 10 неделя | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. Назначение СУБД | база данных, информационная система, реляционная база данных, запись, поле, тип поля, первичный ключ базы данных, система управления базами данных | знать, что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей | опрос |
20 | 10 неделя | Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы | режим работы с базой данных, режим командного управления | уметь открывать и редактировать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа | опрос |
21 | 11 неделя | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Команда выборки | тип поля, формат поля | уметь разрабатывать структуру базы данных, определять типы и форматы полей, первичный ключ | опрос |
22 | 11 неделя | Проектирование однотабличной базы данных на компьютере | ранее изученные понятия | использовать СУБД реляционного типа для проектирования однотабличной базы даных | лаб. работа |
23 | 12 неделя | Условия поиска информации, простые логические выражения | условие поиска, логическое выражение, высказывание, операции отношения, простое логическое выражение | знать, что такое логическая величина, логическое выражение; уметь записывать условия поиска, заданные с помощью простых логических выражений | опрос |
24 | 12 неделя | Формирование простых запросов к готовой базе данных | запрос на выборку, простой запрос | уметь создавать простые запросы на выборку, замену, удаление к готовой базе данных | лаб. работа |
25 | 13 неделя | Логические операции. Сложные условия поиска | сложное логическое выражение, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, таблица истинности | знать, что такое логические операции; уметь выполнять логические операции по заданным правилам; уметь записывать условия поиска, заданные с помощью сложных логических выражений | опрос |
26 | 13 неделя | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | запрос на выборку, сложный запрос | уметь создавать сложные запросы на выборку, замену, удаление к готовой базе данных | лаб. работа |
27 | 14 неделя | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | сортировка, ключ сортировки, простой ключ сортировки, сложный ключ сортировки | знать, как осуществляется сортировка записей; уметь определять ключ сортировки для конкретной ситуации | опрос |
28 | 14 неделя | Использование сортировки, создание отчетов на основе таблиц и запросов | сортировка, отчет | уметь осуществлять сортировку записей базы данных; создавать отчеты на основе таблиц и запросов | лаб. работа |
29 | 15 неделя | Зачетное задание по базам данных | ранее изученные понятия | уметь редактировать таблицы, создавать запросы, формы, отчеты при работе с готовой базой данных | лаб. работа |
30 | 15 неделя | Обобщение изученного материала | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | зачет |
Табличные вычисления на компьютере – 11 ч. | |||||
31 | 16 неделя | Двоичная система счисления | система счисления, двоичная система счисления, развернутая форма записи числа, двоичная арифметика | уметь переводить числа из десятичной системы в двоичную и наоборот, осуществлять арифметические действия над двоичными числами | опрос |
32 | 16 неделя | Представление чисел в памяти компьютера | цифровые технологии, ячейка памяти, дополнительный код, переполнение, порядок, мантисса | знать, как представляются числа в памяти компьютера | опрос |
33 | 17 неделя | Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах: числа, тексты, формулы. | электронная таблица, ячейка, адрес ячейки, зависимое поле, вычисляемое поле, исходные данные, режим отображения данных, табличный процессор | знать основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами | опрос |
34 | 17 неделя | Правила заполнения таблиц. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование | числовая константа, целая константа, вещественная константа | уметь работать с готовой электронной таблицей в среде табличного процессора | лаб. работа |
35 | 18 неделя | Понятие диапазона. Встроенные функции. Относительная адресация | диапазон, относительная адресация | уметь применять встроенные функции к диапазонам данных в среде табличного процессора; использовать относительную адресацию ячеек | опрос |
36 | 18 неделя | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | сортировка по возрастанию, сортировка по убыванию | уметь пользоваться встроенными математическими и статистическими функциями, применять сортировку таблиц | лаб. работа |
37 | 19 неделя | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | графический режим работы табличного процессора, диаграмма, условная функция, абсолютная адресация, функция времени | уметь использовать возможности табличного процессора для построения диаграмм различных типов; применять логические операции и условные функции | опрос |
38 | 19 неделя | Построение графиков и диаграмм | график, круговая диаграмма, столбчатая диаграмма | уметь представлять данные электронных таблиц в виде графиков и диаграмм | лаб. работа |
39 | 20 неделя | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | математическая модель, имитационная модель, вычислительный эксперимент | уметь использовать электронные таблицы для проведения вычислительного эксперимента при работе с математическими моделями | опрос |
40 | 20 неделя | Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронных таблиц. Создание имитационной модели | математическая модель, имтационная модель, вычислительный эксперимент | уметь использовать электронные таблицы для проведения вычислительного эксперимента при работе с математическими моделями | лаб. работа |
41 | 21 неделя | Обобщение учебного материала | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | зачет |
Управление и алгоритмы – 10 ч. | |||||
42 | 21 неделя | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы | кибернетика, управление, управляющий объект, управляемый объект, управляющее воздействие, алгоритм управления, исполнитель управляющего алгоритма, алгоритмический язык, управление без обратной связи | знать предмет и задачи науки кибернетики; понимать сущность кибернетической схемы управления; приводить примеры алгоритмов и исполнителей, понимать свойства и алгоритмов, использовать различные способы записи алгоритмов | опрос |
43 | 22 неделя | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов | графический учебный исполнитель, режим работы исполнителя, линейный алгоритм | уметь строить простейшие линейные алгоритмы в среде графического учебного исполнителя | лаб работа |
44 | 22 неделя | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод | вспомогательный алгоритм, подпрограмма (процедура), метод последовательной детализации, сборочный метод | уметь описывать вспомогательные алгоритмы, разбивать задачу на подзадачи различными методами | опрос |
45 | 23 неделя | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | ранее изученные понятия | уметь строить линейные алгоритмы с процедурами в среде графического учебного исполнителя | лаб. работа |
46 | 23 неделя | Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | управление с обратной связью, блок-схема, цикл, циклический алгоритм, цикл с предусловием | понимать сущность обратной связи в процессе управления, уметь изображать алгоритмические структуры на блок-схемах | опрос |
47 | 24 неделя | Работа с циклами | цикл, цикл с предусловием | уметь строить циклические алгоритмы в среде графического учебного исполнителя | лаб. работа |
48 | 24 неделя | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | ветвление, полное и неполное ветвление, последовательная детализация | понимать смысл конструкции ветвления в алгоритмах, использовать двухшаговую детализацию для построения алгоритмов | опрос |
49 | 25 неделя | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | ветвление, последовательная детализация | уметь строить алгоритмы с ветвлениями в среде графического учебного исполнителя | лаб. работа |
50 | 25 неделя | Зачетное задание по алгоритмизации | ранее изученные понятия | уметь выбирать подходящую алгоритмическую конструкцию для решения задачи в среде графического учебного исполнителя | лаб. работа |
51 | 26 неделя | Обобщение учебного материала | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | зачет |
Программное управление работой компьютера – 12 ч. | |||||
52 | 26 неделя | Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | программирование, язык программирования, система программирования, величины, константы, переменные, идентификаторы, команда присваивания, команда ввода, команда вывода | знать назначение языков программирования и систем программирования | опрос |
53 | 27 неделя | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы | язык Паскаль, оператор, линейный алгоритм | знать основные структурные элементы программы на языке Паскаль | опрос |
54 | 27 неделя | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов | ранее изученные понятия | уметь выполнять отладку и тестирование готовых программ на языке Паскаль | лаб работа |
55 | 28 неделя | Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером | оператор ветвления, диалоговый характер программы | уметь составлять простейшие программы с использованием оператора ветвления на алгоритмическом языке | опрос |
56 | 28 неделя | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений | ранее изученные понятия | уметь составлять простейшие программы с использованием оператора ветвления на языке Паскаль | лаб. работа |
57 | 29 неделя | Логические операции. Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций | логическая операция, оператор присваивания | уметь составлять простейшие программы с использованием оператора ветвления и логических операций | лаб. работа |
58 | 29 неделя | Циклы на языке Паскаль | цикл, цикл с предусловием, цикл с вложенным ветвлением | уметь разрабатывать простейшие программы с использованием цикла с предусловием на алгоритмическом языке | опрос |
59 | 30 неделя | Разработка программ с использованием цикла с предусловием | цикл, цикл с предусловием, цикл с вложенным ветвлением, алгоритм Евклида | уметь разрабатывать простейшие программы с использованием цикла с предусловием на языке Паскаль | лаб. работа |
60 | 30 неделя | Одномерные массивы в Паскале | массив, одномерный массив, | уметь разрабатывать простейшие программы обработки массивов на алгоритмическом языке | опрос |
61 | 31 неделя | Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль | массив, одномерный массив, цикл с параметром | уметь разрабатывать простейшие программы обработки массивов на языке Паскаль | лаб. работа |
62 | 31 неделя | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | случайное число, датчик случайных чисел | уметь производить поиск чисел в массиве с использованием датчика случайных чисел | лаб. работа |
63 | 32 неделя | Обобщение изученного материала | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | зачет |
Информационные технологии и общество – 4 ч. | |||||
64 | 32 неделя | Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | средства хранения информации, средства передачи информации, средства обработки информации, системы счисления, позиционные и непозиционные системы счисления | знать основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, историю способов записи чисел (систем счисления) | доклад или презен- тация |
65 | 33 неделя | История ЭВМ | электронно-вычислительная машина, поколения ЭВМ, персональный компьютер | знать основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) | доклад или презен- тация |
66 | 33 неделя | История программного обеспечения и ИКТ | системное ПО, прикладное ПО, системы программирования, информационно-коммуникационные технологии | знать основные этапы развития программного обеспечения | доклад или презен- тация |
67 | 34 неделя | Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере | информационные ресурсы, национальные информационные ресурсы, информационное общество, информатизация, информационные преступления, информационная безопасность, защита информации | понимать роль информационных ресурсов в современном обществе; знать, в чем состоит проблема информационной безопасности | доклад или презен- тация |
68 | 34 неделя | Обобщение учебного материала за год | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...