Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса к учебнику И.Г. Семакина (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общие сведения
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 10
Учитель: Тимофеева Светлана Алексеевна
Уровень рабочей программы: базовый
Общее количество часов по учебному плану: 35
Количество часов в неделю: 1
УМК:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
- Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
- Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
- Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Нормативно-правовое обеспечение преподавания учебного предмета информатика и ИКТ
Изучение информатики и ИКТ осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от.07.05.2013);
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень);
- Программа курса «Информатика и ИКТ», общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10-11 классов. Составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. (опубликована в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.).
Региональный уровень:
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013).
Уровень образовательного учреждения:
- внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в старшей школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в старшей школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в старшей школе на базовом уровне отражают:
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-го класса в области
информатики и ИКТ
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации;
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
- что такое язык представления информации; какие бывают языки;
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
- понятия «шифрование», «дешифрование»;
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
- определение бита с алфавитной точки зрения;
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции содержания сообщения;
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем: целесообразность, целостность;
- что такое «системный подход» в науке и практике;
- чем отличаются естественные и искусственные системы;
- какие типы связей действуют в системах;
- роль информационных процессов в системах;
- состав и структуру систем управления;
- историю развития носителей информации;
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
- понятие «шум» и способы защиты от шума;
- основные типы задач обработки информации;
- понятие исполнителя обработки информации;
- понятие алгоритма обработки информации;
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»;
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры;
- алгоритм последовательного поиска;
- алгоритм поиска половинным делением;
- что такое блочный поиск;
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;
- какая информация требует защиты;
- виды угроз для числовой информации;
- физические способы защиты информации;
- программные средства защиты информации;
- что такое криптография;
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат;
- определение модели;
- что такое информационная модель;
- этапы информационного моделирования на компьютере;
- что такое граф, дерево, сеть;
- структура таблицы; основные типы табличных моделей;
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы;
- понятие алгоритмической модели;
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- что такое трассировка алгоритма;
- архитектуру персонального компьютера;
- что такое контроллер внешнего устройства ПК;
- назначение шины;
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК;
- основные виды памяти ПК;
- что такое системная плата, порты ввода-вывода;
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.;
- что такое программное обеспечение ПК;
- структура ПО ПК;
- прикладные программы и их назначение;
- системное ПО; функции операционной системы;
- что такое системы программирования;
- основные принципы представления данных в памяти компьютера;
- представление целых чисел;
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
- принципы представления вещественных чисел;
- представление текста;
- представление изображения; цветовые модели;
- в чем различие растровой и векторной графики;
- дискретное (цифровое) представление звука;
- идею распараллеливания вычислений;
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации;
- назначение и топологии локальных сетей;
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции);
- основные функции сетевой операционной системы;
- историю возникновения и развития глобальных сетей;
- что такое Интернет;
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен);
- способы организации связи в Интернете;
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности символов);
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные;
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;
- ориентироваться в граф-моделях;
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
- строить табличные модели по вербальному описанию системы;
- применять меры защиты личной информации на ПК;
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме);
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы;
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
- соединять устройства ПК;
- производить основные настройки БИОС;
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне;
- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети.
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
- принтер (черно-белой печати, формата А4);
- мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
- экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;
- устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
- управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);
- акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
- оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
- операционная система;
- файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
- почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
- браузер (в составе операционных систем или др.);
- мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
- антивирусная программа;
- программа-архиватор;
- программа-переводчик;
- система оптического распознавания текста;
- программа интерактивного общения;
- клавиатурный тренажер;
- виртуальные компьютерные лаборатории;
- интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
- растровый и векторный графические редакторы;
- звуковой редактор;
- система автоматизированного проектирования;
- система программирования;
- геоинформационная система;
- редактор Web-страниц.
Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:
- нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);
- учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);
- научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);
- периодические издания.
Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).
В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:
- комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
- информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;
- каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.
Учебно-методический комплект:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
- Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
- Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
- Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Контроль |
1 | Информация | 7 | сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире | зачет |
2 | Информационные процессы в системах | 11 | сформированность представлений о способах передачи, хранения и простейшей обработки данных; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения | зачет |
3 | Информационные модели | 7 | сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов | зачет |
4 | Программно-технические системы реализации информационных процессов | 9 | формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; владение компьютерными средствами представления и анализа данных | зачет |
5 | Повторение | 1 |
Поурочное планирование
№ п/п | Планируемые сроки проведения (неделя учебного года) | Тема урока | Основные элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Контроль |
Информация – 7 ч. | |||||
1 | 1 неделя | Техника безопасности и организация рабочего места. Структура информатики | информатика, теоретическая информатика, прикладная информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика | знать основные структурные элементы науки информатики | опрос |
2 | 2 неделя | Понятие информации | информация, данные, философские концепции информации | знать три философские концепции информации; понимать смысл понятия информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации | опрос |
3 | 3 неделя | Представление информации, языки, кодирование | кодирование, декодирование, шифрование, дешифрование, криптография, код Морзе, код Бодо | знать, что такое язык представления информации; какие бывают языки; знать принцип работы технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; применять простейшие способы кодирования и декодирования информации | пров. работа |
4 | 4 неделя | Измерение информации. Объемный подход | объем информации, алфавит, мощность алфавита, информационный вес символа, бит, байт | понимать сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; знать определение бита с алфавитной точки зрения, связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов), связь между единицами измерения информации | опрос |
5 | 5 неделя | Измерение информации. Содержательный подход | равновероятные события, неопределенность знания, бит | понимать сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; знать определение бита с позиции содержания сообщения; | опрос |
6 | 6 неделя | Решение задач на измерение информации | ранее изученные понятия | уметь решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с точки зрения алфавитного и содержательного подходов (в равновероятном приближении); уметь выполнять пересчет количества информации в разные единицы | пров. работа |
7 | 7 неделя | Обобщение изученного материала | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий; уметь решать задачи на измерение информации | зачет |
Информационные процессы в системах – 11 ч. | |||||
8 | 8 неделя | Введение в теорию систем | система, структура, целесообразность, целостность, системный эффект, подсистема, системный подход | знать основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем: целесообразность, целостность; знать, что такое «системный подход» в науке и практике | опрос |
9 | 9 неделя | Информационные процессы в естественных и искусственных системах | информационный процесс, естественная система, искусственная система, информационная связь, система управления | знать, чем отличаются естественные и искусственные системы, какие типы связей действуют в системах; различать связи материальные и информационные; понимать роль информационных процессов в системах; знать состав и структуру систем управления | опрос |
10 | 10 неделя | Хранение информации | носитель информации | знать историю развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики; уметь сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам | опрос |
11 | 11 неделя | Передача информации | теория связи, теория информации, пропускная способность канала, шум, защита от шума, избыточность кода | иметь представление о модели передачи информации по техническим каналам связи; знать основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, понятие «шум» и способы защиты от шума | опрос |
12 | 12 неделя | Обработка информации и алгоритмы | исполнитель, исходные данные, алгоритм, алгоритмическая машина | знать основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации; что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов | опрос |
13 | 13 неделя | Автоматическая обработка информации | машина Поста | знать определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста | опрос |
14 | 14 неделя | Автоматическая обработка данных | машина Поста | уметь составлять простейшие алгоритмы управления для машины Поста | лаб. работа |
15 | 15 неделя | Поиск данных | набор данных, структура данных, метод половинного деления, блочно-последовательный метод, метод спуска по дереву | знать, что такое «набор данных», «структура данных «, «ключ поиска» и «критерий поиска», уметь осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях | опрос |
16 | 16 неделя | Защита информации | защищаемая информация, цифровая информация, защита информации, несанкционированное воздействие, цифровая подпись, цифровой сертификат | знать виды угроз для цифровой информации, физические и программные средства защиты информации | опрос |
17 | 17 неделя | Шифрование данных | криптография, шифр Цезаря, закрытый ключ, открытый ключ | знать, что такое «криптография», «цифровая подпись», «цифровой сертификат», уметь применять простейшие криптографические шифры | лаб. работа |
18 | 18 неделя | Обобщение изученного материала | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | зачет |
Информационные модели – 7 ч. | |||||
19 | 19 неделя | Компьютерное информационное моделирование | модель, информационная модель, компьютерная информационная модель | знать определение модели, выбирать наиболее адекватную ситуации информационную модель, знать этапы информационного моделирования на компьютере | опрос |
20 | 20 неделя | Структуры данных: деревья, сети, графы | структура данных, граф, вершина графа, ребро графа, дуга графа, петля, цикл, неориентированный граф, ориентированный граф, сеть дерево | уметь представлять структуру данных в виде графа, знать основные элементы графа, уметь решать логические задачи с помощью графов | опрос |
21 | 21 неделя | Структуры данных: таблицы | таблица, строка, графа, ячейка, таблица типа «объект-свойство», таблица типа «объект-объект», двоичная матрица | уметь строить табличные модели, выбирать наиболее адекватный ситуации тип табличной модели | опрос |
22 | 22 неделя | Пример структуры данных – модели предметной области | структурная модель | понимать, как в многотабличной модели данных связываются между собой таблицы | опрос |
23 | 23 неделя | Алгоритм как модель деятельности | алгоритмическая модель, трассировка алгоритма | уметь строить алгоритмические модели, использовать различные способы писания алгоритмов, осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы | опрос |
24 | 24 неделя | Управление алгоритмическим исполнителем | алгоритмическая модель, графический учебный исполнитель | уметь строить алгоритмы управления графическим учебным исполнителем, | лаб. работа |
25 | 25 неделя | Обобщение изученного материала | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | зачет |
Программно-технические системы реализации информационных процессов – 9 ч. | |||||
26 | 26 неделя | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации | архитектура персонального компьютера, контроллер, шина, память, системная плата, порты ввода/вывода, внешние устройства, сетевое оборудование | знать архитектуру персонального компьютера, назначение и характеристики основных устройств компьютера | опрос |
27 | 27 неделя | Программное обеспечение компьютера | прикладное ПО, системное ПО, пользовательский интерфейс, меню, системы программирования | знать структуру программного обеспечения ПК, уметь пользоваться основными элементами пользовательского интерфейса | опрос |
28 | 28 неделя | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел | двоичное представление числа, двоичная мантисса, двоичный целый порядок | знать основные принципы представления данных в памяти компьютера, уметь представлять целые и вещественные числа в двоичной форме | опрос |
29 | 29 неделя | Решение задач на представление чисел | двоичное представление числа, двоичная мантисса, двоичный целый порядок | уметь решать задачи на представление чисел в двоичной форме | пров. работа |
30 | 30 неделя | Представление текста, графики и звука | текстовая информация, графическая информация, растровая графика, разрешение экрана, цветовая модель RGB, векторная графика, звуковая информация, разрядность дискретизации | знать основные принципы представления текстовой, графической и звуковой информации в памяти компьютера | опрос |
31 | 31 неделя | Развитие архитектуры вычислительных систем | мультипроцессорные системы, мультикомпьютерные системы | знать, что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации | опрос |
32 | 32 неделя | Организация локальных сетей | локальная компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, топология сети, технология «клиент-сервер» | знать назначение и топологии локальных сетей; технические средства локальных сетей; основные функции сетевой операционной системы | опрос |
33 | 33 неделя | Организация глобальных сетей | глобальная компьютерная сеть, Всемирная паутина, Интернет, IP-адрес, доменная система имен, пропускная способность канала связи, протокол | знать систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен); способы организации связи в Интернете; принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP | опрос |
34 | 34 неделя | Обобщение изученного материала | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | зачет |
35 | 35 неделя | Обобщение учебного материала за год | ранее изученные понятия | понимать смысл всех изученных ранее понятий | опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...