Урок по предмету «Информатика и ИКТ» в 3 классе "Сбор информации"
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт по теме

Фадеев Алексей Викторович

Данный урок разработан для учителей информатики и начальных классов использующих интерактивную доску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок45.16 КБ
Файл Флипчарт866.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урока по предмету «Информатика и ИКТ» в 3 классе

Тема: Сбор  информации.

Цель:  Сформировать представления об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности, представление о сборе информации как о действии с информацией.

Задачи:

Обучающие: 

- закрепить первоначальные знания об устройстве компьютера.

- познакомить учащихся с новым действием – сбором информации

- познакомить учащихся с различными способами сбора информации

Развивающие:

Развить умения:

- применять имеющиеся знания в новой ситуации,

- анализировать ситуацию и на основании этого анализа делать выводы,

- находить закономерности, опираясь на предыдущий опыт.

- развивать логическое мышление младших школьников.

Воспитывающие:

- воспитать умение выслушать мнение одноклассника и высказать свою точку зрения по заданному вопросу, активно принимать участие в обсуждаемой проблеме, самостоятельно преодолевать трудности.

- воспитать отношение к компьютеру,  как  к мощному инструменту, а не автомату для игр.

- способствовать развитию памяти, внимания.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: интерактивная доска,  программное обеспечение ActivInspire - флипчарт «Сбор информации» или презентация «Сбор  информации», учебник Матвеевой Н.В.,  Р.Т. – 3 класс.

Структура урока:

  1. организация  и  мотивация;
  2. актуализация знаний;
  3. изучение нового материала;
  4. закрепление полученных знаний;
  5. обобщение, домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный

 - Здравствуйте, ребята!  Проверим, все необходимое для урока на парте: учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, карандаш.

  1. Актуализация    

  

Проверка домашнего задания.

Проверка выполнения практического задания по предыдущему материалу: кроссворд на тему «Компьютер – Маша и медведь». 

- Разгадайте кроссворд на тему «Компьютер – Маша и медведь » от медведя и помогите Машеньке  получить в подарок компьютер.

Правильность выполнения проверяется при помощи флипчарта  - стр. 2 "Кроссворд».

- Молодцы, вы справились с заданием и помогли Машеньке.

  1. Изучение нового материала:   Сбор  информации

Для того чтобы выжить в условиях дикой природы, люди вынуждены были собирать информацию о смене времён года, поведении животных, свойствах предметов и растений и многом другом.

! Сбор информации - это одно из действий с информацией.

        Как люди собирают информацию? Например, они наблюдают. Наблюдать - это значит: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус. Тот предмет или явление, за которым мы наблюдаем (о котором собираем информацию), будем называть объектом наблюдения.

Рассмотрим пример

Времена года (флипчарт – стр. 3)

Зимой оно восходит позже и раньше заходит, низко поднимается и мало греет. Зимой день короче ночи, а летом - длиннее. Зимой природа спит. Выпадает снег. Всё в природе отдыхает.

Весной все просыпается, расцветает.

Летом созревают ягоды и фрукты.

Осенью всё увядает и засыпает.

Наблюдая за изменениями в природе из года в год, люди поняли, что существуют времена года, которым они дали названия (имена): зима, весна, лето и осень. Информацию о временах года люди используют для того, чтобы организовать свою жизнь. Так, зимой люди готовятся к лету. Они создают и ремонтируют тракторы и комбайны для работы в поле, шьют летнюю одежду. Летом люди выращивают и заготавливают зерно, картофель, овощи, фрукты, корма для животных, дрова, строят дома, шьют зимнюю одежду.

Сбор информации путем наблюдений с помощью специальных приборов (флипчарт – стр. 4)

Если объект наблюдения очень мал, то человек использует микроскоп. Микроскоп - это прибор, который помогает рассмотреть очень маленький предмет, увеличив его изображение во много раз. Например, в микроскоп наблюдают за микробами, так как они очень маленькие.

        Для наблюдения за объектами, которые находятся от нас на огромных расстояниях, люди придумали телескоп. С помощью телескопа можно разглядеть луну, планеты и звёзды.

                                                   

! Наблюдение - это сбор информации с помощью органов чувств

(зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной, вкусовой).

Наблюдение - это действие с информацией.

        

Сбор информации путем измерений (флипчарт – стр. 5)

Информацию можно собрать также путём измерений. Современный человек для измерения использует различные устройства. Например, для измерения температуры служит термометр.

         С помощью термометра измеряют температуру воздуха в помещении или на улице, температуру воды в реке или в ванне, температуру тела человека.

        Зачем люди делают это? У большинства здоровых людей температура тела примерно тридцать шесть с половиной градусов. Повышенная или пониженная температура тела означает, что здоровье не в порядке.

        Информация о температуре воды или воздуха нужна для того, чтобы выбрать одежду для улицы или решить, можно ли купаться в реке.

        Чтобы определить, холодно, тепло или жарко на улице, человек может обойтись и без термометра - у него для этого есть органы чувств (кожа). Но термометр помогает определить точное значение температуры воды или воздуха. Существуют и другие инструменты для измерения. Это, например, линейка.

        Линейкой можно измерить длину, ширину и высоту предмета, глубину ямы и многое другое.

        Нужную информацию можно собрать, прочитав учебник, просмотрев телепередачу или пообщавшись с другими людьми.

  1. Закрепление полученных знаний  (флипчарт – стр. 6)

1. Работа с заданиями в рабочей тетради (самостоятельно):  

- упражнение 1;

- упражнение 2;

- упражнение 3;

- упражнение 4.

2. Закрепление: экспресс-тест «Люди собирают информацию, когда …» (флипчарт – стр.7)

- дети поднимают руки и выходят к интерактивной доске (совместная проверка результата)

3. Закрепление: экспресс-тест «Сбор информации – это»   (флипчарт – стр.8)

- дети поднимают руки и выходят к интерактивной доске (совместная проверка результата)

4. Закрепление: экспресс-тест «Когда мы наблюдаем, мы…»

   (флипчарт – стр.9)

- дети поднимают руки и выходят к интерактивной доске (совместная проверка результата)

  1. Обобщение, домашнее задание (флипчарт – стр.10)

- сбор информации — это одно из возможных действий с информацией;

- сбор информации осуществляется при помощи органов чувств человека;

- сбор информации включает в себя не только наблюдение, но и общение человека с другими людьми, проведение замеров и т. п.;

- для сбора информации человек может использовать различные приборы, приспособления, инструменты.

 Д.з.:  Параграф 7; Рабочая тетрадь № 5, 6

Приложения:

Кроссворд:

Вопрос 1. Носитель информации  (ответ – диск)

Вопрос 2. Устройство вывода информации  (ответ – монитор)

Вопрос 3. Устройство ввода звуковой информации  (ответ – микрофон)

Вопрос 4. Устройство вывода текстовой информации на бумагу  (ответ – принтер)

Вопрос 5. Устройство ввода информации  (ответ – мышь)

Вопрос 6. Устройство хранения информации  (ответ – память)

Вопрос 7. Устройство обработки информации  (ответ – процессор)

Вопрос 8. Устройство ввода текстовой информации  (ответ –клавиатура)

- Закрепление: экспресс-тест «Люди собирают информацию, когда …»

- наблюдают

- рисуют

- думают

- измеряют

- записывают

- размышляют

- слушают

- пишут

+

-

-

+

+

-

+

-

- Закрепление: экспресс-тест «Сбор информации – это»  

- представление информации

- одно из действий с информацией

- вид информации

- изменение информации

- место хранения информации

-

+

-

-

-

- Закрепление: экспресс-тест «Когда мы наблюдаем, мы…»

- смотрим

- запоминаем

- слушаем

- рисуем

- пишем

- поем

- читаем

- записываем

+

+

+

+

-

-

-

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету "Информатика и ИКТ" для профессии "Мастер по обработке цифровой информации"

Урок по предмету общеобразовательного цикла ФГОС НПО по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации (1 курс)Урок из раздела 4 "Формализация и моделирование". Тема урока: "Основные этап...

Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."

Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."...

Урок по предмету информатика в 7 классе по теме "Устройство компьютера"

Урок по предмету информатика в 7 классе по теме "Устройство компьютера"...

Открытый урок по предмету информатика и ИКТ

Тема:  Наглядные формы представления информацииТип урока:  комбинированный урок изучения нового материала с практической работой.Присутствовали: члены МО - 15 человек, приглашённые - 3 челов...

Урок по предмету "Информатика и ИКТ" на тему "Разновидности компьютерных сетей" 11 класс

Тема урока: «Разновидности компьютерных сетей».Цель: способствовать формированию представления о назначении и структуре локальных и глобальных сетейЗадачи:Обучающие: Сформировать знания о компьютерных...

Технологическая карта урока по предмету «Информатика» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ) Тема: «Компьютер - универсальная машина для работы с информацией»

Технологическая карта урока по предмету «Информатика» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ) Тема: «Компьютер -  универсальная машина для работы с информацией»...