Урок по предмету «Информатика и ИКТ» в 3 классе "Сбор информации"
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт по теме
Данный урок разработан для учителей информатики и начальных классов использующих интерактивную доску.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урока по предмету «Информатика и ИКТ» в 3 классе
Тема: Сбор информации.
Цель: Сформировать представления об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности, представление о сборе информации как о действии с информацией.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить первоначальные знания об устройстве компьютера.
- познакомить учащихся с новым действием – сбором информации
- познакомить учащихся с различными способами сбора информации
Развивающие:
Развить умения:
- применять имеющиеся знания в новой ситуации,
- анализировать ситуацию и на основании этого анализа делать выводы,
- находить закономерности, опираясь на предыдущий опыт.
- развивать логическое мышление младших школьников.
Воспитывающие:
- воспитать умение выслушать мнение одноклассника и высказать свою точку зрения по заданному вопросу, активно принимать участие в обсуждаемой проблеме, самостоятельно преодолевать трудности.
- воспитать отношение к компьютеру, как к мощному инструменту, а не автомату для игр.
- способствовать развитию памяти, внимания.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: интерактивная доска, программное обеспечение ActivInspire - флипчарт «Сбор информации» или презентация «Сбор информации», учебник Матвеевой Н.В., Р.Т. – 3 класс.
Структура урока:
- организация и мотивация;
- актуализация знаний;
- изучение нового материала;
- закрепление полученных знаний;
- обобщение, домашнее задание.
Ход урока
- Организационно-мотивационный
- Здравствуйте, ребята! Проверим, все необходимое для урока на парте: учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, карандаш.
- Актуализация
Проверка домашнего задания.
Проверка выполнения практического задания по предыдущему материалу: кроссворд на тему «Компьютер – Маша и медведь».
- Разгадайте кроссворд на тему «Компьютер – Маша и медведь » от медведя и помогите Машеньке получить в подарок компьютер.
Правильность выполнения проверяется при помощи флипчарта - стр. 2 "Кроссворд».
- Молодцы, вы справились с заданием и помогли Машеньке.
- Изучение нового материала: Сбор информации
Для того чтобы выжить в условиях дикой природы, люди вынуждены были собирать информацию о смене времён года, поведении животных, свойствах предметов и растений и многом другом.
! Сбор информации - это одно из действий с информацией.
Как люди собирают информацию? Например, они наблюдают. Наблюдать - это значит: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус. Тот предмет или явление, за которым мы наблюдаем (о котором собираем информацию), будем называть объектом наблюдения.
Рассмотрим пример
Времена года (флипчарт – стр. 3)
Зимой оно восходит позже и раньше заходит, низко поднимается и мало греет. Зимой день короче ночи, а летом - длиннее. Зимой природа спит. Выпадает снег. Всё в природе отдыхает.
Весной все просыпается, расцветает.
Летом созревают ягоды и фрукты.
Осенью всё увядает и засыпает.
Наблюдая за изменениями в природе из года в год, люди поняли, что существуют времена года, которым они дали названия (имена): зима, весна, лето и осень. Информацию о временах года люди используют для того, чтобы организовать свою жизнь. Так, зимой люди готовятся к лету. Они создают и ремонтируют тракторы и комбайны для работы в поле, шьют летнюю одежду. Летом люди выращивают и заготавливают зерно, картофель, овощи, фрукты, корма для животных, дрова, строят дома, шьют зимнюю одежду.
Сбор информации путем наблюдений с помощью специальных приборов (флипчарт – стр. 4)
Если объект наблюдения очень мал, то человек использует микроскоп. Микроскоп - это прибор, который помогает рассмотреть очень маленький предмет, увеличив его изображение во много раз. Например, в микроскоп наблюдают за микробами, так как они очень маленькие.
Для наблюдения за объектами, которые находятся от нас на огромных расстояниях, люди придумали телескоп. С помощью телескопа можно разглядеть луну, планеты и звёзды.
! Наблюдение - это сбор информации с помощью органов чувств
(зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной, вкусовой).
Наблюдение - это действие с информацией.
Сбор информации путем измерений (флипчарт – стр. 5)
Информацию можно собрать также путём измерений. Современный человек для измерения использует различные устройства. Например, для измерения температуры служит термометр.
С помощью термометра измеряют температуру воздуха в помещении или на улице, температуру воды в реке или в ванне, температуру тела человека.
Зачем люди делают это? У большинства здоровых людей температура тела примерно тридцать шесть с половиной градусов. Повышенная или пониженная температура тела означает, что здоровье не в порядке.
Информация о температуре воды или воздуха нужна для того, чтобы выбрать одежду для улицы или решить, можно ли купаться в реке.
Чтобы определить, холодно, тепло или жарко на улице, человек может обойтись и без термометра - у него для этого есть органы чувств (кожа). Но термометр помогает определить точное значение температуры воды или воздуха. Существуют и другие инструменты для измерения. Это, например, линейка.
Линейкой можно измерить длину, ширину и высоту предмета, глубину ямы и многое другое.
Нужную информацию можно собрать, прочитав учебник, просмотрев телепередачу или пообщавшись с другими людьми.
- Закрепление полученных знаний (флипчарт – стр. 6)
1. Работа с заданиями в рабочей тетради (самостоятельно):
- упражнение 1;
- упражнение 2;
- упражнение 3;
- упражнение 4.
2. Закрепление: экспресс-тест «Люди собирают информацию, когда …» (флипчарт – стр.7)
- дети поднимают руки и выходят к интерактивной доске (совместная проверка результата)
3. Закрепление: экспресс-тест «Сбор информации – это» (флипчарт – стр.8)
- дети поднимают руки и выходят к интерактивной доске (совместная проверка результата)
4. Закрепление: экспресс-тест «Когда мы наблюдаем, мы…»
(флипчарт – стр.9)
- дети поднимают руки и выходят к интерактивной доске (совместная проверка результата)
- Обобщение, домашнее задание (флипчарт – стр.10)
- сбор информации — это одно из возможных действий с информацией;
- сбор информации осуществляется при помощи органов чувств человека;
- сбор информации включает в себя не только наблюдение, но и общение человека с другими людьми, проведение замеров и т. п.;
- для сбора информации человек может использовать различные приборы, приспособления, инструменты.
Д.з.: Параграф 7; Рабочая тетрадь № 5, 6
Приложения:
Кроссворд:
Вопрос 1. Носитель информации (ответ – диск)
Вопрос 2. Устройство вывода информации (ответ – монитор)
Вопрос 3. Устройство ввода звуковой информации (ответ – микрофон)
Вопрос 4. Устройство вывода текстовой информации на бумагу (ответ – принтер)
Вопрос 5. Устройство ввода информации (ответ – мышь)
Вопрос 6. Устройство хранения информации (ответ – память)
Вопрос 7. Устройство обработки информации (ответ – процессор)
Вопрос 8. Устройство ввода текстовой информации (ответ –клавиатура)
- Закрепление: экспресс-тест «Люди собирают информацию, когда …»
- наблюдают - рисуют - думают - измеряют - записывают - размышляют - слушают - пишут | + - - + + - + - |
- Закрепление: экспресс-тест «Сбор информации – это»
- представление информации - одно из действий с информацией - вид информации - изменение информации - место хранения информации | - + - - - |
- Закрепление: экспресс-тест «Когда мы наблюдаем, мы…»
- смотрим - запоминаем - слушаем - рисуем - пишем - поем - читаем - записываем | + + + + - - - + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету "Информатика и ИКТ" для профессии "Мастер по обработке цифровой информации"
Урок по предмету общеобразовательного цикла ФГОС НПО по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации (1 курс)Урок из раздела 4 "Формализация и моделирование". Тема урока: "Основные этап...
Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."
Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."...
Урок по предмету информатика в 7 классе по теме "Устройство компьютера"
Урок по предмету информатика в 7 классе по теме "Устройство компьютера"...
Открытый урок по предмету информатика и ИКТ
Тема: Наглядные формы представления информацииТип урока: комбинированный урок изучения нового материала с практической работой.Присутствовали: члены МО - 15 человек, приглашённые - 3 челов...
Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Информация: измерение, представление информации
Структура предмета. Измерение и представление информации....
Урок по предмету "Информатика и ИКТ" на тему "Разновидности компьютерных сетей" 11 класс
Тема урока: «Разновидности компьютерных сетей».Цель: способствовать формированию представления о назначении и структуре локальных и глобальных сетейЗадачи:Обучающие: Сформировать знания о компьютерных...
Технологическая карта урока по предмету «Информатика» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ) Тема: «Компьютер - универсальная машина для работы с информацией»
Технологическая карта урока по предмету «Информатика» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ) Тема: «Компьютер - универсальная машина для работы с информацией»...