Урок по предмету "Информатика и ИКТ" на тему "Разновидности компьютерных сетей" 11 класс
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Правдина Анна Николаевна

Тема урока: «Разновидности компьютерных сетей».
Цель: способствовать формированию представления о назначении и структуре локальных и глобальных сетей
Задачи:
Обучающие: Сформировать знания о компьютерных  сетях; Изучить виды компьютерных сетей; Познакомить со структурой компьютерных сетей.
Развивающие: Развивать  мышления, память, внимательность; Развивать  самостоятельную  деятельность ; Развивать навыки  работы с гипертекстовыми документами.
Воспитывающие: Развивать познавательный интерес.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный  (фронтальная беседа, фронтальный опрос, самостоятельное изучение материала посредством интерактивного плаката)
Программное обеспечение: учебник «Информатика и ИКТ» 10-11кл.  автор Н.В. Макарова, интерактивный плакат «Компьютерные коммуникации».
Дидактический материал: таблица «Разновидности компьютерных сетей».
Межпредметные связи: Физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Разновидности компьютерных сетей».

Цель: способствовать формированию представления о назначении и структуре локальных и глобальных сетей

Задачи:

Обучающие: Сформировать знания о компьютерных  сетях; Изучить виды компьютерных сетей; Познакомить со структурой компьютерных сетей.

Развивающие: Развивать  мышления, память, внимательность; Развивать  самостоятельную  деятельность ; Развивать навыки  работы с гипертекстовыми документами.

Воспитывающие: Развивать познавательный интерес.

Тип урока: изучение нового материала

 Вид урока: комбинированный  (фронтальная беседа, фронтальный опрос, самостоятельное изучение материала посредством интерактивного плаката)

Программное обеспечение: учебник «Информатика и ИКТ» 10-11кл.  автор Н.В. Макарова, интерактивный плакат «Компьютерные коммуникации».

Дидактический материал: таблица «Разновидности компьютерных сетей».

Межпредметные связи: Физика

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация опорных знаний;
  3. Изучение нового материала;
  4. Самостоятельная работа  с интерактивным плакатом;
  5. Первичное закрепление материала;
  6. Постановка домашнего задания;
  7. Рефлексия.


Основное содержание учебного материала

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

1. Организационный момент

Приветствие

1 мин.

Организует проверку готовности к уроку.

Проверяет свою готовность к уроку.

Готовность к уроку

2. Актуализация знаний

Жизнедеятельность человека связана с разнообразными ресурсами: природными, материальными, энергетическими, финансовыми. В информационном обществе все более значимыми становятся информационные ресурсы. Они возникли как результат интеллектуальной деятельности человека, обладающего определенными знаниями и опытом. С распространением персональных компьютеров огромную роль в предоставлении человеку доступа к информационным ресурсам стали играть компьютерные сети.

Тема нашего урока «Разновидности компьютерных сетей» и он будет посвящен компьютерным сетям.

Сегодня на уроке мы познакомимся с определение компьютерной сети, узнаем, какие виды компьютерных сетей выделяют и познакомимся со схемой соединения компьютерных сетей, способом подключения и объектами сети, а также определим назначение компьютерных сетей.

2мин

Актуализирует интерес учеников к новой теме, объявляет тему, формулирует  цель и задачи  урока.

Записывают в тетрадь тему урока

Подготовка к изучению новой темы

3. Изучение нового материала

Знакомы ли вы с компьютерными сетями? Что вы знаете о компьютерных сетях? Что такое компьютерные сети?

Дано определение (см. Презентация - Слад №3) «Компьютерная сеть – это техническая система, предназначенная для обмена информацией между пользователями компьютеров, а также для  доступа к хранящимися в них информационным ресурсам.».

Прочитайте данное определение. Какие функции выполняет компьютерная сеть? (Обмен информацией между пользователями, предоставляет доступ к информационным ресурсам).

Компьютерные сети необходимы для обмена информацией и предоставления доступа к информационным ресурсам. В каких случаях необходимы данные функции?

 Компьютерной сети – это техническая система, а главное техническое устройство в ней – компьютер.  Сколько минимум компьютеров, по вашему мнению, может быть объединено в компьютерную сеть?

Как далеко могут находиться компьютеры друг от друга?

Компьютерные сети позволяют объединять информационные ресурсы, находящиеся на разных компьютерах, независимо от разделяющего их расстояния. В зависимости от степени удаленности компьютеров, составляющих сеть, т.е. их физического расположения различают: локальные и глобальные компьютерные сети.

Рассмотрим эти виды компьютерных сетей. Для того, чтобы нам легче было анализировать информацию, у вас  на партах находятся следующая таблица (Приложение1) и в ходе урока мы будем её заполнять. В таблице нам необходимо будет указать следующие параметры: определение сетей, назначение, схемы соединения, способ связи, объекты сети.

Начнем с локальной сети. Определение: «Локальная сеть - это объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг к другу». Запишите определение в таблицу.

По вашему мнению, где может использоваться локальная сеть? Для каких целей она может использоваться?

Существую две основные цели использования локальных сетей: обмен файлами между пользователями сети, использования общедоступных ресурсов. Т.е. назначение локальных сетей, как и компьютерных сетей в целом обмен информацией и доступ к информационным ресурсам. запишем это в таблицу.

Локальные сети позволяют: совместно использовать аппаратные ресурсы, например принтер, а также накопители информации; совместно использовать программные ресурсы (сетевые версии различных программ); создавать и совместно использовать информационные ресурсы и др.

В локальную сеть можно объединить компьютеры, находящиеся в одном помещении, в одном здании, в рядом стоящих зданиях. Главное чтобы кабель соединяющий компьютеры в сети не был длиннее 100 метров, так как иначе скорость сигнала будет очень маленькой или совсем её не будет.

А вы знаете, что компьютеры в локальной сети могут иметь разную схему соединения и выполнять разные функции? А это имен так.

Как же именно могут соединяться компьютеры в локальную сеть?

Общая схема соединения компьютеров в локальную сеть называется топология сети. Необходимо эту информацию поместить в нашу таблицу, в нужной ячейке.

Причем существует несколько видов топологий: линейная шина, звезда и кольцо. Это наиболее используемые топологии. Занесем их тоже в таблицу. Но существуют и другие.

Компьютеры в локальной сети могут быть и соединены различным способом. Посмотрите, как выглядит «Линейная шина» все компьютеры расположены последовательно друг за другом и выполняют одинаковые функции, т.е. равноправны. Такая сеть называется одноранговой. Запишем это в таблицу в ячейку способ связи. Локальная сеть, в которой все компьютеры равноправны, называется одноранговой.

Обратимся к топологии «Звезда». Здесь, как вы видите, один компьютер выделен в центр, а остальные к нему подключаются. Такая сеть называется сеть на основе сервера. Запишем в таблицу. Локальная сеть, в которой один компьютер выделен (сервер), а остальные (рабочие станции) к нему подключаются, называется сетью на основе сервера.

Поэтому можно выделить два объекта сети: Сервер и рабочая станция. Что такое сервер «Сервер – это специальный компьютер, который предназначен для удаленного запуска приложений, обработки запросов и обеспечения связи с общими внешними устройствами.». запишите это определение в таблицу.

Запишем и определение Рабочая станция– это персональный компьютер, позволяющий пользоваться услугами, предоставленными сервером.

У нас осталась нерассмотренной топология «кольцо». Как вы думаете, к какому она относится типу локальных сетей? Одноранговая или на основе сервера?

В нашем классе тоже проведена локальная сеть. К какой топологии вы её отнесете и  почему?

( Линейная шина)

25 мин.

Организует беседу с учениками и подводит их к формулировке определения Компьютерных сетей, видов сетей. Использует интерактивный плакат для заполнения таблицы.

Отвечают на вопросы и на основе ответов формулируют определение и виды сетей.  С помощью интерактивного плаката «Компьютерные коммуникации» заполняют таблицу

Дано определение, виды компьютерных сетей. Заполнена часть таблицы

4. Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала

Второй  вид компьютерных сетей  - глобальные сети, вы рассмотрите самостоятельно, используя интерактивный плакат на своих компьютерах. Вы должны заполнить столбец таблицы по тем же параметром, что и локальная сеть. Т.е. записать определение, схему соединения, способ соединения и объекты сети. А назначение глобальной компьютерной сети будет тоже, самое. Т.к. все компьютерные сети имеют одинаковое назначение.

10 мин.

Организует самостоятельную работу учеников с интерактивным плакатом.

По аналгии заполняют вторую часть таблицы

Заполнена вторая часть таблицы

5. Первичное закрепление знаний

Каждый из вас самостоятельно познакомился с глобальной компьютерной сетью. Какое существенное отличие от локальной сети вы можете выделить?

 Как  звучит определение глобальной компьютерной сети? (Глобальная компьютерная сеть – объединение компьютеров, расположенных на большом расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов)

Всем знакома глобальная компьютерная сеть интернет, но мало кто знает, как она функционирует.

Устройство глобальной сети можно сравнить с устройством телефонной связи. Телефоны абонентов связаны с узлами  - коммутаторами. В свою очередь, все городские коммутаторы связаны между собой так, что между любыми двумя телефонами абонентов может быть установлена связь. Вся эта система образует телефонную сеть города. Городские сети связаны между собой по междугородним линиям. Выход на телефонные сети других стран происходит по международным линиям связи. Таким образом, весь мир «опутан» телефонными сетями. Два абонента в любой части света, подключенные к этой сети, могут связаться друг с другом. А теперь представьте, что вместо телефонных аппаратов персональные компьютеры. Вместо коммутаторов – хост – компьютеры, и по такой сети циркулирует самая разнообразная информация. Так выглядит схема соединения компьютеров глобальную сеть. Проверьте у всех ли в таблицах эта схема.

Для функционирования компьютерной сети необходимы линии связи. Какие вы узнали способы связи   в глобальной компьютерной сети?

 Что является объектами сети?

 Какую функцию выполняет каждый элемент данной схемы?

Терминал – это персональный компьютер, или  любой пользователь сети, у которого его ПК подключен к глобальной сети.

Кроме того данный терминал должен быть подключен к сети через модем. Что такое модем? (Модем – это устройство согласования цифрового сигнала с аналоговой (телефонной) линией  связи)

Также через модем подключен к сети и Хост – компьютер узловой компьютер, который как мы уже сказали, выполняет важную роль в работе пользователей в глобальной сети и должен обладать определенными характеристиками. Какими характеристиками должен обладать хост- компьютер? (Характеристики хост - компьютера: Высокая производительность, Большая память ПЗУ,  Постоянно включен для работы в сети)

5 мин

Опрашивает учеников по самостоятельно изученному материалу

Фронтально отвечают на вопросы

Проверка и закрепление материала изученного самостоятельно

6. Постановка домашнего задания

Определить вид и топологии компьютерных сетей

1 мин.

Даёт пояснения по домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

Определена домашняя работа.

7. Рефлексия деятельности

Подводится итог урока. Задаются вопросы.

1 мин.

Организует подведение итогов урока,  выяснение проблем учеников при изучении темы, задает вопросы по новому материалу

Участвуют в подведении итогов урока, отвечают на вопросы

Подведены итоги урока. Проанализировано достижение целей обучающихся  на уроке.

Использованная литература: 

  1. Учебник Информатика и ИКТ под редакцией профессора Н.В. Макаровой;
  2. Структурированный конспект базового курса информатики И.Г. Семакин, Г.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщение знаний «Объекты окружающего мира», «Компьютерные объекты» 6 класс, учебник Босова Л.Л.

Цель:o   развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;o   развитие у школьников умение излагать мысли;o   повторение и закрепление основного программ...

интерактивный плакат - игра к уроку «Аппаратные и программные средства глобальной компьютерной сети» , 9 класс

В материале показаны возможности использования триггеров в презентациях Power Point/...

Конспект открытого урока и презентация по английскому языку для 8 класса на тему: "Компьютерные сети", "Using a computer network".

План конспекта открытого урока в 8 классе по английскому языку на тему "Компьютерные сети", презентация прилагается. Все этапы расписаны....

Конспект интегрированного урока по предметам История и Основы компьютерной грамотности в 6 классе Тема:"Великая Отечественная война. Хранение информации"

Данная разработка включает в себя конспект интегрированного урока истории и компьютерной грамотности....

Презентация к интегрированному уроку по предметам История и Основы компьютерной грамотности в 6 классе Тема:"Великая Отечественная война. Хранение информации"

Данная разработка включает в себя презентацию к интегрированному уроку истории и компьютерной грамотности....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Информатика» в 10-ом классе на тему «Локальные компьютерные сети»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Информатика» в 10-ом классе на тему «Локальные компьютерные сети» из раздела «Коммуникационные технологии»....