Методическая разработка урока с использованием технологии сотрудничества и ИКТ
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Латыпова Ирина Николаевна

Урок по теме "Изменение формы представления информации" 5 класс.

УМК : Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Информатика .Учебник для пятого класса. М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013 г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_s_tekh_kartoy.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока с применением технологии сотрудничества и ИКТ

Класс: 5

Учитель: Латыпова Ирина Николаевна

Раздел программы: Информация  вокруг нас

Тема урока: "Изменение формы представления информации"

Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков, получения новых знаний.(комбинированный)

Вид урока: Практическая работа

Цели урока:

• дать учащимся представление о структуре и содержании табличной формы представления информации;

• расширить представления учащихся о информационной картине мира;

• проверить качество усвоения изученного материала.

Цели образования:

обучения - применять умения и навыки при  создании таблицы, изменять форму представления информации.

воспитания -  сотрудничество и взаимопомощь при выполнении задания в группе, интерес к предмету и его истории.

развития - формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД.

Воспитательный потенциал урока.

     Выполняемые на уроке задания помогут воспитать у учащихся

  • уважение друг к другу, целеустремлённость при выполнении групповых заданий;
  • эстетический вкус;
  • понимание ценности и значимости  мировых  научных  достояний (при изучении текста , презентации и обсуждении групповых работ);
  • интерес к предмету.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

  • развитие кругозора
  • способствовать формированию информационной картины мира;
  • поиск  и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • выбор наиболее удобной формы представления информации (табличной);
  •  рефлексия способов действия, контроль и оценка результатов деятельности группы;

        Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

  • ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные таблицы в процессе работы в группе;
  • планировать последовательность работы по заполнению содержания таблицы.
  • уметь находить способы  заполнения таблицы;
  • искать наиболее удобный способ  структурировать таблицу ;
  • оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекцию таблицы.

Познавательные УУД:

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания таблицы;
  • анализировать текст с целью выделения признаков  относящихся к структуре таблицы;
  •  совместно работать с текстом, составлять таблицу;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
  • синтезировать  – составлять целое (таблицу) из частей (информация в тексте), в том числе достраивать( таблицу) с восполнением недостающих компонентов;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументировать свою точку зрения;
  • выслушивать собеседника и вести диалог;
  • создавать сообщения;
  • развивать логическое мышление,
  • признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • подготавливать выступление.

Предметные:

Ученик научится:

  • Уметь  применять текстовый редактор  для создания,  редактирования, иллюстрирования  таблицы.
  • Знать инструменты создания таблицы.
  • Уметь выбирать наиболее удобную форму представления информации
  • Выполнять основные операции для создания таблицы в текстовом редакторе;
  • Предлагать структуру таблицы;
  • Заполнять таблицу информацией из текста;

Ученик получит возможность научиться:

  • Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации
  • оформлять текстовые документы, используя компьютер при подготовке к другим урокам.

Оборудование:  ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска;

Материалы:  комплекты для групп (текст(П1), рабочий лист(П2), фломастеры, ручки, оценочный лист(П3), инструкции п/р(П4)), иллюстрации для доски, толковый словарь.

Тип урока:  комбинированный

 Технологическая карта урока        

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный этап (1 мин)

Цели:

Закрепление ранее изученной темы

Эмоционально настраиваются  на работу

Мотивирует класс к активной деятельности на уроке (Презентация)

Психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

II. Актуализация знаний. ( 2 мин)    

Цели:

 проверка ранее изученных понятий

Демонстрируют активность, отвечают на вопросы, уточняют свои ответы.

Осуществляется фронтальный опрос.

Обращается к детям.

Активизирует, задаёт вопросы. Даёт оценки правильности.

Форма контроля: наблюдение, взаимоконтроль, обсуждение

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры.

Повторение понятия «формы представления информации», основные возможности текстового редактора

 Личностные, регулятивные. 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.  Постановка цели и задач урока.

( 3 мин)

Цели:

определить цели и задачи урока, дать установку на пошаговую работу.

Учащиеся:  смотрят, воспринимают, анализируют и определяют тему  и цель урока.

Учитель направляет действия учащихся,  ведёт диалог, ставит вопросы:

- Как вы  думаете, какова цель нашего урока?

Работают коллективно. Смотрят на иллюстрации на доске. Обсуждают , анализируют, делают выводы. Высказываются : что такое изобретение. Строят связи- кто, где, когда и зачем. Ищут соответствие с термином словаря.

Учащиеся осознают возможность самореализации,  учатся строить определенную картину своих действий на уроке.

 Личностные, регулятивные.

IV. Освоение новых приёмов работы с информацией

 (  15   мин)

Цели:

Дать учащимся возможность применить свои умения и навыки работая с разными формами представления информации.

Учащиеся смотрят, запоминают порядок действий.

Совместная групповая работа:

Учащиеся изучают текст в группе.

Обсуждают форму представления информации.

Предлагают структуру таблицы. Строят таблицу на рабочих листах.

Каждая группа представляет свою таблицу. Рассказывает о структуре своей таблицы.

Заполняет  форму содержанием из своей части текста на доске.

Предлагает изучить научный текст. Представить информацию в удобной форме. Поясняет назначение, использование рабочих , оценочных листов.

Даёт инструкции к выполнению, проводит деление детей на группы.

Консультирует группы. Помогает. Хвалит.

Консультирует группы.

Мотивирует. Хвалит. Коллективно обсуждает с классом.

Изучить текст.(приложение 1)

Построить таблицу (приложение 2)

Выступить с сообщением.

Заполнить таблицу на доске.

Учащиеся учатся:

1. взаимодействовать

2.Ставить цель.

3. Распределять роли в группе

Учащиеся анализируют факты из текста. Предлагают табличную форму представления информации

Учащиеся выполняют различные действия по работе с таблицей.

Учащиеся заполнят таблицу  на  доске.

 Регулятивный, коммуникативный.

Личностные,

 познавательные,

коммуникативные.

Регулятивные, личностные

коммуникативные.

Коммуникативные,

регулятивные.

V. Фронтальная

проверка.

( 6 мин)

Цель:

Рефлексия работы группы.

Ученики обдумывают, предлагают  способы усовершенствования таблицы.  

Задаёт проблемный вопрос , требующий оценки созданной на доске детьми таблицы. Предлагает критерии оценки.

Оценить таблицу на доске по критериям. Ответить на вопрос: как усовершенствовать таблицу?

Учащиеся закрепляют знания о возможностях использования инструментов текстового редактора, как инструмента редактирования таблицы.

Регулятивные

 Познавательные

 Личностные

VI.

Физкультминутка

( 1мин)

Цель: снятие напряжения

Учитель показывает движения физкультминутки.

Учащиеся  выполняют движения.

Учащиеся научатся снимать напряжение  для дальнейшей работы.

 

Личностный, коммуникативный

VII. Контролирующее задание. Практическая работа.

 (  10 мин)

Цель:

- проверить умение пользоваться инструментами текстового редактора.

Учащиеся работают за компьютером. Работают с текстовым редактором . Строят таблицу, заполняют её и иллюстрируют.

Постановка учебной задачи. Учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу на ПК.

Выполнить практическую работу.

(приложение 4)

Учащиеся применяют навыки работы с текстовым редактором.

 Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

 

Учащиеся оценивают собственные работы и работы других учеников. Отмечают, что у них получилось и что можно было бы сделать лучше.

Учитель выслушивает учащихся, задает наводящие вопросы

Формирование навыка самооценки

познавательные, регулятивные, коммуникативные.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка  (2 мин)

Подведение итога урока. Выставление оценок.

Учащиеся  вспоминают, что нового они узнали на данном уроке. Они рассказывают, чему они научились на уроке, какой этап урока им показался наиболее интересным и полезным. Оценивают самых активных учащихся, высказывают пожелания своим одноклассникам.

Учитель подводит итог урока и просит заполнить оценочный лист , который соответствует критериям работы группы. Благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке.

Заполнить оценочный лист  

( приложение 3)

Результат взаимодействия: осознание пользы от урока.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 (1мин)

Записывают домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

 Задание творческого характера:

Создать ......

познавательные, регулятивные, коммуникативные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием здоровье сберегающих технологий

Разработка урока по теме "Психологические основы выживания".  Развитие навыков и приёмов самоспасения в условиях автономного существования....

Методическая разработка уроков с использованием технологии "Диалоговая взаимопомощь".

Методическая разработка уроков с использованием технологии "Диалоговая взаимопомощь"...

Методическая разработка урока с использованием игровых технологий

Игровые технологии эффективны не только в младших классах , но и в среднем и старшем звене.  Урок проведен в виде исторического путешествия, цель которого показать связь между арифметической и ге...

Методическая разработка урока с использованием технологии проектного обучения

Урок-проект  в 6 классе по теме «Фразеологизмы». «Языковые самородки»...

Методическая разработка урока по предмету «Технология» с использованием образовательных онлайн-ресурсов учебного портала «Российская электронная школа»

Раздел: Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихсяТема урока: «Творческий проект»Тип урока: Урок открытия новых знаний с точки зрения системно- ...

Методическая разработка урока по предмету «Технология» с использованием образовательных онлайн-ресурсов учебного портала «Российская электронная школа» 7 класс 1 блок. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их р

Предмет: ТехнологияКласс: 7Раздел:1 блок. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.Тема урока: «Альтернативные источники энергии. Ветер, вода,...

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Методическая разработка  урокас использованием информационно-коммуникационных технологий(ИКТ)...