Применения педагогических технологий обучения в преподавании информатики.
статья по информатике и икт по теме

Рогозина Светлана Яковлевна

Считаю, что главная моя Задача, как учителя информатики: подготовка учеников к жизни и профессиональной  деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения, воспитание информационно культурного человека. Моя педагогическая система представлена в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Применения педагогических технологий обучения в преподавании информатики.

Рогозина Светлана Яковлевна учитель информатики МБОУ СОШ № 12 МО город-курорт Анапа

Педагогический стаж работы -  16 лет.

Считаю, что главная моя Задача, как учителя информатики:

подготовка учеников к жизни и профессиональной  деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения, воспитание информационно культурного человека.

В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора с осознанной ответственностью за этот выбор.
  • Принцип открытости - Не только давать знания, но еще и показывать их границы, сталкивая учащихся с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса.
  • Принцип обратной связи - Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи
  • Принцип деятельности - Освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

В основе моей методической системы преподавания лежат четыре образовательные технологии: игровая, технология портфолио, проектная технология и технология ТОГИС (технология обучения в глобальной информационной сети).

Игровая технология. Становление моей методической системы начиналось с применения именно этой технологии. Я столкнулась с проблемой – низкая мотивация учащихся в изучении информатики (слабая материальная база). Главная цель игровой технологии: использование эффективных методов обучения и методических приемов для активизации познавательной деятельности ученика с учетом индивидуальных особенностей ребенка. И мы стали играть. А я, как учитель, через игровую деятельность смогла решить такие задачи, как:

  1. повышение познавательного интереса к предмету;
  2. формирование прочных осознанных знаний по предмету;
  3. повышение мотивации к самообразованию;
  4. укрепление межпредметных связей;
  5. приобретение коммуникативных компетентностей;

В настоящее время игровые технологии применяю и как отдельный элемент урока на любом из его этапов, и в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, и как технологию для внеклассной работы.

Технология портфолио.

Большую роль в успешности современного человека играет умение правильно оценивать свои достижения, умение четко планировать деятельность, анализировать и представлять результаты своей работы. Сформировать опыт учащихся по работе со своими материалами помогает технология портфолио. Применяя эту образовательную технологию можно решить следующие задачи: 

  • раскрытие индивидуальных способностей учащихся;
  • создание условий для творческого роста;
  • формирование положительных нравственных качеств;
  • развитие информационной культуры;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.

Мои учащиеся создают электронные портфолио своих работ. Они учатся самостоятельно решать, какие именно работы сохранить в папке, обосновывая свой выбор, какие документы использовать для представления своих достижений. Моя роль как учителя при работе с данной технологией заключается в методическом сопровождении ребят, в контроле систематической работы с портфолио, в советах по использованию различные способы демонстрации своих успехов и достижений.

Проектная технология. Проекты и исследовательские работы в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету можно использовать в школе на любой ступени обучения. Они позволяют мне развить у учащихся неподдельный интерес, расширить границы своего предмета и найти ту область, в которой ребенку легче воспринимать новую информацию и применять на практике получаемые знания, совершить первые профессиональные пробы и обрести понимание того, какими компетенциями должен обладать специалист сферы информационно-коммуникативных технологий.

Виды проектов используемых в урочной и внеклассной деятельности.

  • практико-ориентированный проект (социальные проекты);
  • исследовательский проект (научно-исследовательская работа);
  • информационный проект (сбор и анализ информации);
  • творческий проект (свободный выбор представления результатов исследования);
  • сетевой проект.

Технология ТОГИС - (технология обучения в глобальной информационной сети). Относится к новейшим образовательным технологиям. Разработана доктором педагогических наук Гузеевым Вячеславом Валерьяновичем. Является логическим продолжением интегральной образовательной технологии.

Особенность этой технологии заключается в том, что основное внимание уделяется не содержанию учебного материала, а способам работы с ним. Это реализуется через систему познавательных задач, которые содержат, если таковой существует, культурный образец для сравнения с ним продукта деятельности учащихся.

Меня технология ТОГИС привлекает, прежде всего тем, что предполагает широкое использование в образовательном процессе ресурсов сети Интернет, позволяя при изучении некоторых тем отказаться от традиционных учебников, которые не успевают за темпами развития сетевых и информационно - коммуникационных технологий (Сервисы интернет, устройства ПК и.т.д.). Данная образовательная технология позволяет в процессе учебной деятельности формировать информационно-коммуникационные компетентности, которые носят надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер, способствуя повышению информационной культуры учащихся.

Интеграция и систематическое использование перечисленных технологий позволяет достичь следующего: учащиеся

  • осваивают работу с источниками  информации и с современными средствами коммуникации;
  • учатся критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
  • учатся решать познавательные и практические задачи.
  • осваивают различные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, 
  • умеют аргументировано защищать свою позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;
  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Эффективность применения моей методической системы в урочной деятельности можно оценить по следующим результатам:

  • 100% обученность по предмету за последние три года.
  • Наблюдается позитивная динамика среднегодовой оценки по параллелям;

Наблюдается позитивная динамика качества знаний по параллелям.

Учащиеся, выбравшие экзамен по информатике, подтверждают свои годовые оценки. На экзамене в 9 классе, проводимом ТЭК средний балл по школе составил 16,8, что выше среднекраевого показателя (15,7). Средний балл на экзамене в 11 классе в форме ЕГЭ составил 73 , что также выше среднекраевого уровня (67,1).

Мои учащиеся являются призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике на протяжении последних трех лет.

Эффективность применения моей методической системы можно проследить и во внеурочной деятельности: Это отражается в повышении мотивации учащихся в изучении информатики. Значительно увеличилось общее количество ребят, которые принимают участие в конкурсах и мероприятия по информатике на различных уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных педагогических технологий в процессе преподавания иностранных языков

Современное общество требует от выпускника профессиональной образовательной организации конкурентоспособности и всесторонней развитости личности. Для того, чтобы достичь этой цели, современные педагог...

Презентация "Применение педагогических технологий на уроках информатики"

В презентации "Применение педагогических технологий на уроках информатики" представлены различные педагогические технологии, которые можно применять на уроках информатики....

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...

Применение педагогических технологий в процессе обучения математике

Применение педагогических технологий в процессе обучения математикеУченик уже не тот сосуд, который надо заполнить,а факел, который нужно зажечь.Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с ...

Статья "Педагогические технологии обучения и их применение на уроках технологии"

Данная статья содержит краткий обзор некоторых современных педагогических технологий и описания собственного опыта применения этих технологий на практике....

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

Применение педагогических технологий обучения в преподавании информатики.

Применение педагогических технологий обучения в преподавании информатики. Выступление на городском методическом объединении учителей информатики....