«Перпендикулярность прямой и плоскости» ГЕОМЕТРИЯ 10 КЛАСС
план-конспект занятия (информатика и икт, 10 класс) по теме
Данный урок представляет собой итоговое занятие по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости». На предшествующих уроках была рассмотрена вся теоретическая часть и практические задания по этой теме. Само же доказательство признака перпендикулярности прямой и плоскости было сознательно оставлено на этот урок. Такая раскладка материала преследовала следующие цели.
Во-первых, в результате практической работы учащиеся должны были почувствовать практическую значимость признака и прийти к осознанной мотивации необходимости его доказательства.
Во-вторых, в связи с трудностью и громоздкостью чертежа доказательство теоремы решено было оформить в виде компьютерной презентации, позволяющей показать в динамике процесс дополнительных построений, наглядно рассмотреть различные пары равных треугольников, участвующих в доказательстве.
Кроме того, потребовалось время для подготовки слайдов презентации, которые построили сами учащиеся на уроках информатики в среде Microsoft Power Point.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стереометрия | 119.5 КБ |
Стереометрия | 543.5 КБ |
Самостоятельная работа | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Перпендикулярность
прямой и плоскости»
Геометрия
10 класс
Составили:
Учитель математики
Самохина Е. Н.
Учитель информатики
Зловедова О. Н.
Данный урок представляет собой итоговое занятие по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости». На предшествующих уроках была рассмотрена вся теоретическая часть и практические задания по этой теме. Само же доказательство признака перпендикулярности прямой и плоскости было сознательно оставлено на этот урок. Такая раскладка материала преследовала следующие цели.
Во-первых, в результате практической работы учащиеся должны были почувствовать практическую значимость признака и прийти к осознанной мотивации необходимости его доказательства.
Во-вторых, в связи с трудностью и громоздкостью чертежа доказательство теоремы решено было оформить в виде компьютерной презентации, позволяющей показать в динамике процесс дополнительных построений, наглядно рассмотреть различные пары равных треугольников, участвующих в доказательстве.
Кроме того, потребовалось время для подготовки слайдов презентации, которые построили сами учащиеся на уроках информатики в среде Microsoft Power Point.
Ход урока
Учитель: Необычность этого урока в интеграции нескольких наук: геометрии, информатики, литературы.
Наш урок неспроста проходит в кабинете информатики. Сегодня мы будем рассматривать вопросы и задачи об углах между прямой и плоскостью, о пирамиде, о параллелепипеде. И при решении задач, доказательстве теорем будут продемонстрированы графические возможности компьютера, ваши навыки работы с текстом, чертежом в разных компьютерных приложениях. Весь урок нас будут сопровождать слайды компьютерной презентации, где, кроме всего прочего, вы увидите и насладитесь цитатами из стихов русских поэтов о мудрости бытия, философии разума.
(слайд №1)
…Возьми перо
и чистый лист бумаги
и перпендикуляр стоймя
восставь, как небесам опору…
И. Бродский
Учитель: Иосиф Бродский – русский поэт, лауреат Нобелевской премии. Большое влияние на его творчество оказал Петербург своей красотой, строгостью, изяществом музеев.
«Геометрические портреты»
Учитель: Мы сейчас побываем на экскурсии в галерее «геометрических портретов» и определим по этим рисункам, к какой теореме, аксиоме они относятся.
(слайд №2)
Ответы:
- 1.Теорема о признаке скрещивающихся прямых.
- Аксиома о единственности плоскости, проходящей через прямую и точку, не лежащую на ней.
- Теорема о признаке параллельности прямой и плоскости.
- Аксиома о единственности плоскости, проходящей через три точки, не лежащие на одной прямой.
- Теорема о трёх перпендикулярах.
Учитель: А теперь постарайтесь закончить геометрическую фразу также красиво и чётко, как звучит поэзия И. Бродского.
«Закончи фразу…»
(Вопросы задаются всему классу в устной форме, ученики слушают ответы одноклассников, оспаривают их правоту)
- Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то …
(и другая прямая пересекает эту плоскость) - Если одна из двух параллельных прямых параллельна плоскости, то…
(другая прямая параллельна плоскости или лежит в ней). - Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна плоскости, то…
(другая прямая перпендикулярна плоскости).
Учитель: Проблемы нам создают не те вещи, которых мы не знаем, а те, о которых мы ошибочно полагаем, что знаем.
Верное или неверное каждое из следующих утверждений? Попробуйте ответить и обосновать свой ответ.
«Верно ли, что…»
- Если две прямые параллельны третьей, то они пересекаются (нет);
- Если прямая перпендикулярна одной из двух перпендикулярных прямых, то она параллельна другой (нет);
- Две прямые перпендикулярные одной и той же плоскости, перпендикулярны (нет);
- Прямая перпендикулярна плоскости, если она перпендикулярна лежащим в этой плоскости двум сторонам треугольника (да);
- Прямая перпендикулярна плоскости, если она перпендикулярна лежащим в этой плоскости двум сторонам параллелограмма (нет).
Учитель: Ошибки могут быть не только в речи, но и в рисунках:
(слайд №3)
(Используя теорему о трёх перпендикулярах, приходим к выводу, что в плоскости α из т.О проведены два перпендикуляра ОВ и ОС к прямой b, что является противоречием ).
Учитель: Исправив все ошибки, перейдём к самостоятельной работе.
Итак, кому ж как не
мне, катету, незриму, нему,
доказывать тебе вполне обыденную теорему
обратную, где, муча глаз
доказанных обильем пугал,
жизнь требует найти от нас,
то, чем располагаем: угол!
(слайд №4)
Угол | Прямая | Плоскость | Величина угла |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, производя вычисления в тетрадях, а результаты работы заносят в таблицу текстового файла, сохраняя его для дальнейшей проверки. Проверяются и оценивают эти работы сразу же учителем информатики по локальной сети в режиме ON-LINE.
Ответы:
Угол | Прямая | плоскость | Величина угла |
1 | А1D | ABCD | 45o |
2 | А1C | АА1D1D | arctg√2/2 |
3 | DB1 | BB1C1C | arctg√2/2 |
4 | А1C | DD1 C1C | arctg√2/2 |
Сделай паузу!
Найдите слово из 18 букв, спрятанных в кубе, последовательно соединяя их, выполняя геометрические задания. (Чертёж и задания кроссворда заранее выполнены на классной доске)
Ответ: перпендикулярность.
Сразу же по окончанию предыдущего задания на экранах мониторов появляется на слайде компьютерной презентации стихотворение «Тараторока» со звуковым сопровождением.
Тараторка.
Угол между а и α, Без сомненья, равен . Угол между а и , Как ни странно, тоже . Утверждают, что в ответе α || . | Угол между а и α, Без сомненья, равен . Угол между b и α, Как ни странно, тоже . Разнеслась вокруг молва – Параллельны b и а! |
Избавляйтесь без сомнений От неверных утверждений! Спутник всех изобретений – Независимость от мнений! |
(слайд №5)
Ученики с помощью моделей прямых и плоскостей демонстрируют неверность утверждений «Тараторки».
Прячет с помощью пирамид
Горизонтальность свою земля
(слайд №6)
Учащиеся во время фронтальной беседы с учителем обсуждают решения предложенных задач.
(Слайд №7)
Ответ: ADB=30o; AB = 1,5.
Геометр отправился в Египет
Посмотреть на параллелепипед.
И представьте вы его обиду,
Когда он увидел пирамиду.
В. Берестов
(слайд №8)
Учащимся предлагается самостоятельно решить задачу и сохранить в контрольной карточке(текстовом файле) номер правильного ответа. Ход решения задачи обсуждается с учителем математики, за это время учитель информатики проверяет по локальной сети содержание контрольных карточек учащихся.
Там, за нигде, за его пределом –
Чёрным, бесцветным, возможно, белым –
Есть какая – то вещь, предмет.
Может быть, тело.
И. Бродский. «Лагуна»
(слайд №9 )
Учащимся предлагается очередное задание, чертёж которого выполнен на доске.
Ответ:
На основании теоремы о трёх перпендикулярах доказывается, что А1С перпендикулярна двум пересекающимся прямым BD и DC1 плоскости ВС1D.
Учитель: Итак, на протяжении ряда последних уроков, в том числе и на сегодняшнем, при решении и доказательстве задач, при выполнении самостоятельных работ вы неоднократно использовали признак перпендикулярности прямой и плоскости. Уверена, вы убедились в значимости этой теоремы. Настало время её доказать!
Учитель математики доказывает теорему, используя последовательность слайдов компьютерной презентации, отражающих поэтапное доказательство равенства пар треугольников и приводящих к итоговому выводу.
Каждому ученику выдаётся лист с подробным алгоритмом доказательства теоремы (см. Приложение).
Учитель информатики отмечает и оценивает работу учащихся по подготовке компьютерного сопровождения урока и объявляет итоговые оценки самостоятельной работы на контрольных карточках.
Учитель математики предлагает ученикам к следующему уроку выучить доказательство признака перпендикулярности прямой и плоскости.
Р.S. Компьютерная презентация к уроку прилагается в файле Перпендикулярность прямой и плоскости.ppt
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.
Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...