Межпредметный проект на тему: Компьютер и мир вокруг нас
проект по информатике и икт (9 класс) на тему
Проект направлен на обсуждение темы: может ли компьютер заменить человека в будущем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.proekt.doc | 428.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметный проект
на тему:
Компьютер и мир вокруг
Реальность или преувеличение?
Содержание
1. Цель проекта 3
2. Задачи проекта 3
3. Гипотеза 3
4. Введение 4
5. Информационные процессы в природе, обществе, технике.
Информационная деятельность человека 4-7
6. Что такое компьютер? 7-8
7. Человек 8
- Органы чувств и их значение 8-9
- Закономерности работы головного мозга 9
- Высшая нервная деятельность человека 9
- Безусловные и условные рефлексы 9-11
- Познавательные процессы 11-12
- Наследственность 12
8. Мои выводы из изученного материала 12-14
9. Тандем человека и компьютера: что будет дальше? 15-18
10. Выводы 19
10. Литература 20
Компьютер и мир вокруг
Цель проекта: выяснить: может ли компьютер заменить человека в ближайшем будущем.
Гипотеза: информационные процессы в компьютере и в организме человека протекают одинаково.
Задачи проекта:
- Используя учебную и научно-популярную литературу, журналы, ресурсы интернета изучить вопросы:
по информатике
- понятие о процессе;
- информационные процессы в обществе;
- информационные процессы в живой природе;
- информационные процессы в технике;
- информационные технологии;
- ПК – основное устройство ИТ.
по биологии
- органы чувств и их значение;
- закономерности работы головного мозга;
- высшая нервная деятельность человека;
- познавательные процессы;
- наследственность.
2. Получить представление об информационных процессах и особенностях их протекания в природе, компьютере, организме человека.
3. Проанализировать и сравнить протекание информационных процессов в организме человека и в окружающей его действительности.
4. Сделать выводы.
Введение
Жизнь прекрасна! Жизнь в ее многообразии – это радость и наслаждение. И никто в настоящее время не сможет убедить человечество в обратном. Научившись по своему усмотрению и потребностям управлять своими мыслями, эмоциями, желаниями и действиями в любых жизненных ситуациях, включая стрессовые и экстремальные человек приобрел бесценное чувство внутренней свободы, избавился от зависимостей, страхов, предрассудков. Он ощутил каждой клеточкой организма полноту и красоту своей собственной жизни.
Что делает человека человеком? Чего не достает машинам: чувств, абстракции, интуиции? Может ли компьютер когда-нибудь заменить человека?
В этом проекте мы попытаемся найти ответ на этот вопрос.
Информационные процессы в природе, обществе, технике.
Информационная деятельность человека.
К концу XX в. стала складываться, сначала в рамках кибернетики, а затем информатики, информационная картина мира. Информационная картина мира рассматривает окружающий мир под особым, информационным, углом зрения, при этом она не противопоставляется вещественно-энергетической картине мира, но дополняет ее. Строение и функционирование сложных систем различной природы (биологических, социальных, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов.
Но что такое процесс вообще?
Если заглянуть в социологический словарь, то там можно найти следующее определение:
процесс (лат. processus - прохождение, продвижение) - это последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение, например, процесс работы и т.д.
В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал любой страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.
Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами. Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.
Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.)» на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества.
Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством созданы технические устройства — автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.
Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания, возникают группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, военачальники, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.
Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц и, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.
Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку, созданному И. Гутенбергом в 1440 году, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства.
По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.
В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.
Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.
Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.
Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.
Первая электронная вычислительная машина «ЭНИАК» была разработана в США в 1946 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика В. А. Лебедева.
В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.
Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.
Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы — энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику — создавать новые картины, а композитору — музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере. Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.
Что такое компьютер?
Компьютер, или электронно-вычислительная машина, — это одно из самых умных изобретений человека. Сейчас нет ни одной отрасли знания, где бы не использовались компьютеры.
Сердце компьютера — особая электронная схема, которая называется процессором. Именно она производит обработку всей информации, которая поступает в компьютер.
Руководит работой процессора программа. Она написана на специальном языке, который понимает машина, и выполняет ту же функцию, что ноты для музыканта.
Если бы не было программ, то даже самый совершенный компьютер не смог бы решить простейшей арифметической задачи.
В настоящее время создано огромное количество различных программ, благодаря которым компьютеры умеют создавать книги, переводить с одного языка на другой, выполнять сложнейшие математические расчеты и даже рисовать мультфильмы.
Таким образом – это машина, созданная человеком, работающая под руководством человека и на человека.
Человек
Человек - общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития жизни на Земле, способное производить орудия труда и с их помощью воздействовать на окружающий мир, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.
Тело человека, как и всех животных, состоит из отдельных маленьких клеточек. Они образуют различные ткани (мышечную, нервную, костную и др.), выполняющие каждая свою функцию. Из тканей составляются органы и системы - пищеварения, кровообращения, дыхания и т. д.
Человеческий организм - единое целое, и работа всех его органов тесно связана. Связь между тканями, органами и всего организма с внешней средой осуществляется нервной системой.
Органы чувств и их значение
Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Организм человека связан с внешним миром с помощью органов чувств. С помощью анализаторов человек познает окружающий мир. Органы чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание, орган равновесия, костно-мышечное чувство. Так же в мозг поступают сигналы о химическом составе внутренней среды организма, о давлении крови, о степени наполнения мочевого пузыря и т. д.
Каково же значение органов чувств? Шесть органов чувств дают человеку многообразную информацию об окружающем мире, которая отражается в его сознании в виде ощущений, восприятий и представлений памяти. Органы чувств играют большую роль в приспособлении человека к условиям существования.
Еще Фридрих Энгельс называл органы чувств «орудиями мозга». Да потому что от органов чувств организм получает информацию о состоянии и изменении внешней и внутренней среды, перерабатывает эту информацию, составляет на её основе программу деятельности организма. Уже здесь мы видим, что в организме человека так же как и в компьютере есть программа для действий.
Закономерности работы головного мозга
Основными принципами деятельности головного мозга человека являются формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, явление торможения нервных процессов, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.е. сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения.
Высшая нервная деятельность человека
Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. В работе русского физиолога И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) впервые была высказана мысль о связи сознания и мышления человека с рефлекторной деятельностью головного мозга. Эта идея была экспериментально подтверждена и развита академиком И. П. Павловым, который по праву является создателем учения о высшей нервной деятельности. Ее основой являются условные рефлексы.
Безусловные и условные рефлексы.
Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И. П. Павлов подразделил на две группы: безусловные и условные.
Безусловные рефлексы —это врожденные рефлексы, передаваемые по наследству от родителей. Они являются видовыми, относительно постоянными и осуществляются низшими отделами ЦНС — спинным мозгом, стволом н подкорковыми ядрами головного мозга. Безусловные рефлексы (например, сосательный, глотательный, зрачковый рефлексы, кашель, чихание и др.) сохраняются у животных, лишенных больших полушарий. Они образуются в ответ на действие определенных раздражителей. Так, рефлекс слюноотделения возникает при раздражении пищей вкусовых сосочков языка. Возникшее возбуждение в виде нервного импульса проводится по чувствительным нервам в продолговатый мозг, где находится центр слюноотделения, откуда оно по двигательным нервам передается слюнным железам, вызывая слюноотделение. На основе безусловных рефлексов осуществляются регуляция и согласованная деятельность разных органов и их систем, поддерживается само существование организма.
В изменчивых условиях окружающей среды сохранение жизнедеятельности организма и приспособительное поведение осуществляется благодаря образованию условных рефлексов с обязательным участием коры больших полушарий головного мозга. Они не являются врожденными, а образуются в течение жизни на базе безусловных рефлексов под воздействием определенных факторов внешней среды. Условные рефлексы строго индивидуальны, т. е. у одних особей вида тот или иной рефлекс может присутствовать, у других — отсутствовать.
Образование и биологическое значение условных рефлексов.
Условные рефлексы образуются в результате сочетания безусловного рефлекса с действием условного раздражителя. Для этого необходимо соблюдение двух условий: 1) действие условного раздражителя должно обязательно несколько предшествовать действию безусловного раздражителя (для образования у собаки условного слюноотделительного рефлекса на звонок нужно, чтобы он начал звонить за 5—30 с до подачи корма и некоторое время сопровождал процесс еды); 2) условный раздражитель должен неоднократно подкрепляться действием безусловного раздражителя. Так, после нескольких сочетаний звонка с приемом пищи у собаки будет наблюдаться слюноотделение при одном звуке звонка без пищевого подкрепления.
Механизм образования условного рефлекса состоит в установлении временной связи (замыкания) между двумя очагами возбуждения в мэре головного мозга. Для рассмотренного примера такими очагами являются центры слюноотделения и слуха. Дуга условного рефлекса в отличие от таковой безусловного значительно усложнена и включает рецепторы, воспринимающие условное раздражение, чувствительный нерв, проводящий возбуждение в головной мозг, участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса, двигательный нерв и рабочий орган.
Биологическое значение условных рефлексов в жизни человека и животных огромно, так как они обеспечивают их приспособительное поведение — позволяют точно ориентироваться в пространстве и времени, находить пищу (по виду, запаху), избегать опасности, устранять вредные для организма воздействия. С возрастом число условных рефлексов возрастает, приобретается опыт поведения, благодаря которому взрослый организм оказывается лучше приспособленным к окружающей среде, чем детский. Выработка условных рефлексов лежит в основе дрессировки животных, когда тот или иной условный рефлекс образуется в результате сочетания с безусловным (дача лакомства и др.).
Познавательные процессы.
Уильям Джеймс, американский психолог и философ, писал: «Наша наука – это капля, наше неведение - море».
Эти слова можно отнести и к познанию мира, и к познанию человека. Но и в том, и в другом познании участвуют познавательные процессы. Познавая мир, человек познает и себя. К познавательным процессам человека относятся:
- Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
- Мышление:
- это высший познавательный процесс.
- это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)
- это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Мышление - высшая ступень человеческого познания.
- Внимание – это способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).
- Память - это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
- Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью
- Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Через познавательные процессы человек приобретает не только знания, но и умение жить, работать, строить свою личную жизнь, участвовать в общественной жизни.
Познавательные процессы являются основой познания человеком мира.
Наследственность
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (растения, грибы, или бактерии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены.
Вывод
Человек - один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.
Человек - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.
Мои выводы из изученного материала
Итак, что же получается?
Определение
(человек и компьютер)
Человек | Компьютер |
Человек – это личность, у которой воля, мысли и поступки находятся в гармоничном состоянии. Человек – это не тело, человек – сознание, то есть способная к осознанию самого себя, обладающая памятью и умом живая энергия (фил.) | Компьютер – это техническое устройство, которое помогает человеку работать с информацией. |
Получение информации
Человек | Компьютер |
Каждый день человек узнаёт что-то новое, получает информацию. Информация – это знания, получаемые человеком из окружающего его мира. Причём первичную информацию об окружающем мире (о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов) люди получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему. Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д. Это гигантский объём информации с которым человеку с каждым годом справляться становится всё труднее и труднее. | Компьютер – это обычное явление сейчас, которое облегчает труд человека, усиливает его интеллектуальные способности, помогает справляться с гигантским объёмом информации. Он хранит, обрабатывает и передаёт информацию. Всё это делается с помощью человека и под руководством человека. Получить информацию самостоятельно он не может. |
Хранение информации
Память делят на внутреннюю (оперативную) и внешнюю. Это можно отнести как к человеку, так и к компьютеру.
Человек | Компьютер |
Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней иформация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы этого избежать человек использует записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. Эту память назувают долговременной. | В компьютерах так же различают два вида памяти: оперативную и внешнюю. Однако в отличии от человека, информация в оперативной памяти компьютера хранится до тех пор пока работает компьютер, т.е компьютеру нес свойственно забывать. Внешние носители необходимы для того, чтобы переносить информацию. Хотя в настоящее время с развитием сети интернета в этом необходимость отпадает. Это существенный плюс для компьютеров. |
Передача информации
Любой процесс передачи информации можно представить с помощью схемы:
Источник информации →информационный канал →приёмник информации. В передачи информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передаёт информацию (источник информации) и тот, кто её получает (приёмник информации).
Человек | Компьютер |
Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов. Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютер, с помощью которых люди обмениваются информацией. Информационными каналами можно считать письмо, записку. | Наблюдая за природой, используя её идеи, человек создал различные технические устройства для передачи информации: летательный аппарат, навигационные устройства, средства локации, ориентации и связи. Компьютер передаёт информацию с помощью модема, колонок, принтера, плоттера, графопостроителя. |
Обработка информации
Компьютер и человек выполняют одни и те же действия с информацией. Но есть существенная разница. Человек это делает сам добровольно или принудительно, а компьютер только с помощью программ, сделанных человеком.
Человек | Компьютер |
Получит информацию, люди обдумывают её, делают определённые выводы, т.е. обрабатывают информацию. Обработка информации идёт с помощью мозга. Мозг -это компьютер, основанный на принципах, которых мы не знаем. | В компьютере тоже есть мозг – процессор. Но мозг компьютера не работает добровольно, только при помощи человека. |
Таким образом, информационные процессы в организме человека и в окружающей его действительности, а так же в компьютере протекают абсолютно одинаково. А каково мнение учёных? А что происходит в науке? Сможет ли тогда компьютер заменить человека, его память, интеллект, душу?
Тандем человека и компьютера: что будет дальше?
Все учёны однозначно отвечают, что нет, компьютер не может пока заменить человека. Они рассматривают только тандем (совместная с кем-либо деятельность ) человека и компьютера.
За свое, относительно не долгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека, он уже не заменим на работе, помогает детям в учёбе, и конечно же является одним из самых любимых развлечений для них. С появлением интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. в общем, некоторым людям уже трудно представить жизнь без компьютера.
Компьютерные инновации и человеческий мозг – пожалуй, самый эффективный тандем для создания когнитивной революции. Чтение мыслей на расстоянии, управление техникой разумом, протезы, действующие по импульсу – когда-то подобные изобретения считались выдумкой фантастов. Но сейчас это уже не абстрактные представления, а конкретная наука, которая постепенно входит в повседневную жизнь. Что ждет нас в ближайшем будущем?
Когнитивный – дословно с латыни обозначает «познавательный». На практике когнитивная наука изучает восприятие мира человеком, его мысли, память и т.д. А значит, появляются устройства, учитывающие наше состояние и даже следящие за работой нашего мозга.
Искусственные органы чувств
Технологии способны заменить глаза, уши, носы и прочие органы. В лабораториях мира идет разработка зрительных протезов, которые сделают зрячими даже абсолютно слепых людей. При этом не нужно задействовать глаз и зрительный нерв — сигнал с миниатюрной камеры идет напрямую в кору головного мозга, куда вживляется специальный чип. На теоретическом уровне вся технология уже понятна и опробована на крысах и кошках. Сейчас речь идет уже о технических деталях.
Уже через несколько лет начнется массовое излечение слепых и глухих. А через несколько десятилетий вживленная электроника сможет стать чувствительнее, чем живые органы. А видеть можно будет не только впереди себя, но и сзади, сбоку и сверху.
Когнитивные ассистенты
На смену секретаршам уже идет электроника. Всевозможные системы начинают помогать человеку следить за своей деятельностью. Небольшая компания «Нейроком» выпускает датчики бодрствования машиниста. Состояние, предшествующее засыпанию, можно определить по ритмам мозга, движениям глаз, особенностям речи или электропроводимости кожи. Человек еще не успел погрузиться в сон, а прибор уже пищит и мигает. Приборы уже стоят в кабинах нескольких тысяч российских локомотивов. Скоро должно начаться серийное производство подобных устройств для водителей автомобилей.
Подобное изобретение может войти в массовый оборот в ближайшие годы. Такая система будет помогать во всем — бодрствовать, вести машину, учить иностранные языки, справляться с приступами гнева.
Мозго-машинные интерфейсы
Системы, позволяющие напрямую передавать сигналы от мозга к компьютеру, сегодня разрабатываются и на биофаке МГУ, и в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, и в ростовском НИИ нейрокибернетики. Разрабатываются системы и методы управления биообъектами (биороботами), в качестве которых выступают черепахи, кролики, дельфины. Несколько лет назад черепахе вживили электроды, установили ей на панцирь процессор, в итоге движениями животного можно было управлять с помощью джойстика.
Через два-три года в компьютерном супермаркете можно будут купить устройство, позволяющее играть в стрелялку-бродилку с помощью силы мысли. А рано или поздно станет доступно мысленное управление любыми устройствами, и такая мелочь, как компьютеры и мобильные телефоны, перекочуют из наших карманов прямиком в мозг, подсоединенный к Великой сети.
Интеллектуальные роботы
Ученые и инженеры стараются сделать механические устройства все более и более похожими на человека не только внешне, но и интеллектуально. Создание роботов, которые бы умели шутить, сопереживать человеку, “понимать” и поддерживать его, — это исключительно привлекательная идея для современной цивилизации: именно такими роботы показаны в фантастических романах и кинофильмах. За основу берется эмоциональное поведение живых людей — их речь, интонации, мимика, поведение. Получившаяся модель алгоритмизируется и превращается в программный код. В результате на экране компьютера уже общаются рисованные человечки, способные и пошутить, и разозлиться.
По прогнозу компании TechCast, к 2022 году интеллектуальные роботы, чувствующие среду окружения, принимающие решения, обучаемые, будут использоваться в 30% домашних хозяйств и организаций.
Аналитики будут не нужны
Миром правит уже не тот, кто владеет информацией, а тот, кто умеет ее фильтровать и обрабатывать. Компьютерные системы не только умеют раскладывать документы по полочкам, но и пытаются понять их содержание. Ученые создали новую форму описания документа, основными элементами которой являются так называемые смысловые единицы. Фактически этот подход является не чем иным, как попыткой реализации механизма абстрактного мышления в системах искусственного интеллекта.
Лет через десять аналитикам, журналистам, переводчикам и многим другим профессионалам придется конкурировать с машинами. Системы будут сами сопоставлять тексты и цифры, после чего делать выводы. И велик риск, что человек эту борьбу проиграет. Уже сейчас компьютер способен переваривать тысячи страниц в секунду, а когда он научится еще и анализировать эту информацию, людям придется туго.
Умные гаджеты
Удивительную систему создали компьютерные специалисты из Дартмутского колледжа (Dartmouth College). Называется новинка "Нейрофон" (NeuroPhone, PDF-документ). Она считывает мозговую деятельность, чтобы управлять приложениями телефона.
Фотографии абонентов попеременно подсвечиваются или выделяются каким-то иным способом. В этот момент человек смотрит на экран телефона и думает о том, кому хочет позвонить. Тут следует сделать оговорку: сначала данные со считывателя попадают на ноутбук, который проводит предварительную обработку сырого сигнала, выделяя из всего потока ту часть информации, которая потребуется именно в данном приложении. Лэптоп через Wi-Fi передаёт этот "промежуточный результат" на iPhone, а тот уже завершает цикл обработки. Использование одного только телефона было бы затруднительным: переваривание всего массива сигналов с сенсоров ЭЭГ – это довольно ресурсоёмкая задача.
Авторы "Нейрофона" признают, что другие технологии управления приложениями мобильника (вроде программ распознавания речи) могут в ряде случаев оказаться удобнее, но зато мысленное управление пригодится там, где нужно подать несколько команд телефону беззвучно и по-прежнему в режиме hands-free.
Вывод
(продукт моей работы)
В ходе работы над проектом, изучив и проанализировав все вопросы, я пришёл к выводу о том, что компьютер не может иметь сознания, сколько-нибудь адекватного человеческому. Человеческое мышление, разум, интеллект - продукты биологической и социальной эволюции. Несмотря на утверждения ученых о возможности адекватной компьютерной эволюции, ее реализация невозможна, так как такой эволюцией в конечном счете будет управлять человек.
Сегодня у компьютера недостаточная емкость памяти и быстродействие при синтезе и поиске образов. Мы не знаем, как преобразуется информация в мозгу человека. Мы не знаем, возможно ли математическое описание операций, проводимых мозгом, и насколько оно универсально? Главная проблема, стоящая ныне перед учеными всего мира, состоит в решении сложных вопросов моделирования, а возможно, и воспроизведения нервных процессов, протекающих в человеческом мозге. Она равнозначна задаче получения живого вещества, необязательно белковой природы, искусственным путем. Именно при реализации такого подхода станет возможно, например, моделирование ощущений. Решение этой сложнейшей проблемы имеет, в первую очередь, огромное медицинское значение и чрезвычайно важно для восстановления функций мозга путем трансплантации необходимых частей, Необходимо создать именно биологическое вещество, идентичное по свойствам веществу мозга. По сути, речь идет о создании искусственного мозга. Если такие компьютеры появятся, они, по сути, станут живыми существами. Это пока обсуждается лишь фантастами. В реальности же мы столкнемся с такими моральными проблемами, решить которые еще не готовы. Считать ли такую машину живым существом? Как к ней относиться? Должна ли она обладать правами - и какими? Означает ли прекращение деятельности такой "машины" убийство? Ответов на эти вопросы пока нет и появятся не скоро.
Человечество к этому не готово.
Литература
- Интернет-ресурсы
- Учебник по биологии 8 класс – авт.
А.Г. Драгомилов
- Учебник по информатике 10-11 класс «Информатика и ИКТ» – авт. Н.Д. Угринович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к проекту по теме "История творится вокруг нас. Фракталы"
Творческая работа...
Урок-проект по теме "Компьютер в школе"
урок на немецком языке для учащихся 9 класса...
"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).
К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...
Описание межпредметного проекта «Традиционная китайская живопись и каллиграфия». Авторы проекта: преподаватель изобразительного искусства Бузовская Е.А. преподаватель китайского языка Баркова Т.И.
Практика внедрения китайского языка как второго или дополнительного иностранного языка в школе....
Презентация к межпредметному проекту "Энергетика России" на тему:"Природный газ"
Представленная презентация заслушивалась на школьной конференции межпредметного проекта "Энергетика России", который проводится в нашей школе на параллели восьмых классов уже четвёртый год. Проект осу...
Программа межпредметного проекта-кружка "Вокруг света"
Программа межпредметного проекта "Вокруг света" для 5-6 кл....
Разработка занятия по ВНД. Защита проектов по теме "Числа вокруг нас".
Цель: изучить и исследовать числа, с которыми мы встречаемся в жизни.Планируемые результаты: обучающиеся научатся аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами; выстраивать логиче...