Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 3 класса автор: Матвеева Н. В.
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике и авторских программ Матвеевой Н. В., Цветкова М. С. 2012 год.
Программа курса информатики для начальной разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
«Утверждаю» Приказ № ____ от «___»__________2013 г.
Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»
__________Кудрявцева О.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету
«Информатика и ИКТ»
для 3 класса
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике и авторских программ Матвеевой Н. В., Цветкова М. С. 2012 год
Составитель: Никитина Т. Е., учитель информатики
Пояснительная записка
Цели преподавания:
Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на учебных предметах, при выполнении творческих проектных работ.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).
Программа курса информатики для начальной разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции 1.3) социальные компетенции 1.4) личностные качества |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: освоение универсальных учебных действий: 2.1) познавательных 2.2) регулятивных 2.3) коммуникативных 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время: |
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т.е. получать ответ на вопрос « Удалось ли достичь поставленной цели? »;
- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей',
- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера-, при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат? », «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свои личный вклад и общий результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
- учетом индивидуальных интеллектуальных различи учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
- оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
- учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
- наблюдать и описывать объекты;
- анализировать данные об объектах (предметах, про-1 цессах и явлениях);
- выделять свойства объектов;
- обобщать необходимые данные;
- формулировать проблему;
- выдвигать и проверять гипотезу;
- синтезировать получаемые знания в форме математи ческих и информационных моделей;
- самостоятельно осуществлять планирование и прогно зирование своих практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1. Опорой на сквозные содержательные линии:
- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).
2. Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
- раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
- содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
- разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия.
Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
- «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
- практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проект-; ной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- учебную мотивацию;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
- метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Особенности преподавания: каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Н.В. Матвеевой.
В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимума содержания образовательной области «Информатика».
Методы и формы обучения
Методы обучения:
- словесные - рассказ, беседа;
- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
- практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером
Формы организации учебного процесса:
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- практическая работа;
- проверочная работа;
- тестирование;
- контрольная работа.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
За основу рабочей программы выбран учебно–методический комплекс Н. В. Матвеевой для соблюдения преемственности между курсами, завершенности предметной линии. Учебник Н. В. Матвеевой соответствует возрастным и психическим особенностям учащихся.
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная работа, практическая работа на компьютере, тестирование, устный опрос.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм, выставляются следующие отметки.
Критерий оценки устного ответа
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. Если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценки письменных работ учащихся:
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Критерий оценки практического задания на компьютере
Отметка «5»:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
- работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка, при этом учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, что свидетельствует о том что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере
- значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Критерии оценки за тестирование
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
90% и более | отлично |
65%-89% | хорошо |
50%-64% | удовлетворительно |
49% и менее | неудовлетворительно |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Корректировка даты |
1. | Знакомство с информатикой | 6 | ||
Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Дата | Корректировка даты | |
1.1 | Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. | 1 | 4.09 | |
1.2 | Источники и приёмники информации. | 1 | 11.09 | |
1.3 | Носители информации | 1 | 18.09 | |
1.4 | Компьютер | 1 | 25.09 | |
1.5 | Работа со словарем | 1 | 02.10 | |
1.6 | Контрольная работа №1. | 1 | 09.10 | |
2. | Действия с информацией | 10 | ||
Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Корректировка даты | ||
2.1 | Получение информации | 1 | 16.10 | |
2.2 | Представление информации | 1 | 23.10 | |
2.3 | Кодирование информации. | 1 | 30.10 | |
2.4 | Кодирование и шифрование данных | 1 | 13.11 | |
2.5 | Хранение информации. | 1 | 20.11 | |
2.6 | Обработка информации. | 1 | 27.11 | |
2.7 | Обработка информации. | 1 | 04.12 | |
2.8 | Работа со словарем. | 1 | 11.12 | |
2.9 | Контрольная работа №2. | 1 | 18.12 | |
2.10 | Резерв | 25.12 | ||
3. | Объект и его характеристика | 7 | ||
Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Дата | Корректировка даты | |
3.1 | Объект, его имя и свойства | 1 | 15.01 | |
3.2 | Объект, его имя и свойства | 1 | 22.01 | |
3.3 | Функции объекта | 1 | 29.01 | |
3.4 | Отношения между объектами | 1 | 05.02 | |
3.5 | Характеристика объекта | 1 | 12.02 | |
3.6 | Документ и данные об объекте | 1 | 19.02 | |
3.7 | Повторение, работа со словарем | 1 | 26.02 | |
3.8 | Работа со словарем. Контрольная работа №3. | 1 | 05.03 | |
4. | Информационный объект и компьютер | 10 | ||
Наименование тем уроков по разделу | Всего часов | Дата | Корректировка даты | |
4.1 | Компьютер – это система | 1 | 12.03 | |
4.2 | Системные программы и операционная система | 1 | 19.03 | |
4.3 | Файловая система | 1 | 02.04 | |
4.4 | Компьютерные сети | 1 | 09.04 | |
4.5 | Информационные системы | 1 | 16.04 | |
4.6 | Подготовительная контрольная работа | 1 | 25.04 | |
4.7 | Работа над ошибками | 1 | 30.04 | |
4.8 | Годовая контрольная работа | 1 | 07.05 | |
4.9 | Резерв | 1 | 14.05 | |
4.10 | Резерв | 1 | 21.05 | |
Итого: | 34 |
Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ).
- Контрольная работа №1 по теме «Знакомство с информатикой»
- Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией»
- Контрольная работа №3 по теме «Объект и его характеристика»
- Контрольная работа №4 по теме «Информационный объект и компьютер»
- Годовая контрольная работа.
- Практическая работа № 1 по теме «Человек и информация»
- Практическая работа № 2 по теме «Источники и приемники информации»
- Практическая работа № 3 по теме «Искусственные и естественные источники информации»
- Практическая работа № 4 по теме «Носители информации»
- Практическая работа № 5 по теме «Что мы знаем о компьютере»
- Практическая работа № 6 по теме «Немного истории о действиях с информацией»
- Практическая работа № 7 по теме «Сбор информации»
- Практическая работа № 8 по теме «Представление информации»
- Практическая работа № 9 по теме «Кодирование информации»
- Практическая работа № 10 по теме «Декодирование информации»
- Практическая работа № 11 по теме «Хранение информации»
- Практическая работа № 12 по теме «Обработка информации»
- Практическая работа № 13 по теме «Объект»
- Практическая работа № 14 по теме «Имя объекта»
- Практическая работа № 15 по теме «Свойства объекта»
- Практическая работа № 16 по теме «Общие и отличительные свойства»
- Практическая работа № 17 по теме «Существенные свойства и принятие решения»
- Практическая работа № 18 по теме «Элементный состав объекта»
- Практическая работа № 19 по теме «Действия объекта»
- Практическая работа № 20 по теме «Отношения между объектами»
- Практическая работа № 21 по теме «Информационный объект и смысл»
- Практическая работа № 22 по теме «Документ как информационный объект»
- Практическая работа № 23 по теме «Электронный документ и файл»
- Практическая работа № 24 по теме «Текст и текстовый редактор»
- Практическая работа № 25 по теме «Изображение и графический редактор»
- Практическая работа № 26 по теме «Схема и карта»
- Практическая работа № 27 по теме «Число и программный калькулятор»
- Практическая работа № 28 по теме «Таблица и электронные таблицы»
Материально-техническое обеспечение учебного процесса в начальной школе
В УМК реализуется комплексный подход к использовании дидактических средств. Использование полного комплекс дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
В состав учебно-методического комплекта по информатике для 2 класса входят:
- учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 3 класс: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- тетрадь контрольных работ, 3 класс: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- методическое пособие для учителя, 3 класс;
Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 3 класс (http://school-collection. edu.ru/);
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f" I 18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class) j []=45&subject[]=19);
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя 3 класс, Н.В. Матвеева и др.;
- авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodislbz.ru/authors/inf ormatika/4/);
- лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodislbz.ru/lections/8/).
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержат компонентов УМК ориентировано на организацию познав, тельной деятельности учащихся с использованием ИК и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатик и информационно-коммуникационных технологий по УМ «Информатика» (2-4 классы) приводит к значительном расширению информационного поля учащегося и учителя в процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются электронные образовательные ресурсы. Как это реализовано в УМК «Информатика» и как «привязаны» ЦОР к УМК смотрите в таблицах соответствия (Приложение 1, Приложение 2).
Осуществляется сетевая методическая поддержка УМ средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist,lbz.ru.
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин — это:
- минимальная модель:
- один компьютер на рабочем месте учителя; презентационное оборудование;
- выход в Интернет (выход в открытое информационно* пространство сети Интернет — только для учителя начальной школы, для учащихся — все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
- целевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМЦ для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике;
- цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru);
- базовая модель:
- компьютерный класс (сеть, сервер);
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет — только для учителя начальной школы, для учащихся — все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
- ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР wwwi school-collection.edu.ru;
- сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК1 для поддержки работы учащихся при обучении информатике;
- цифровые зоны: компьютерной графики (граф —i планшеты на каждом рабочем месте, цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www. school-collection.edu.ru), клавиатурного письма;
- расширенная модель:
- компьютерный класс (2 компьютерных класса и более, сеть, сервер);
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (в начальной школе выход в открытое информационное пространство сети Интернет - только для учителя начальной школы или под руководством и в присутствии учителя, для учащихся на уроке — все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
- ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
- сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике;
- цифровые зоны начальной школы — это дополнительные специализированные лаборатории или отдельные компьютеры, на которых установлено специальное оборудование и программное обеспечение: цифровая киностудия (соответствующие программы, микшерский пульт, магнитофоны, разные кинокамеры и др.); издательское рабочее место (верстальные программы, корректоры, словари и др., брошюровщик, ризограф); рабочее место для Web-дизайна (графический планшет, Web-конструкторы, сканеры, сложные графические пакеты для работы с фото и видео) и др.
Характеристика контрольно-измерительных материалов (КИМ).
Контрольная работа №1
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 1. Знакомство с информатикой – Контрольная работа.
Контрольная работа №2
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 2. Действия с информацией – Контрольная работа.
Контрольная работа №3
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 3. Объект и его характеристика – Контрольная работа.
Контрольная работа №4
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 4. Информационный объект и компьютер – Контрольная работа.
Годовая контрольная работа.
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Годовая контрольная работа.
Практическая работа № 1
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 1. Знакомство с информатикой -§1. «Человек и информация» - раздел «уметь».
Практическая работа № 2
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 1. Знакомство с информатикой -§2. «Источники и приемники информации» - раздел «уметь».
Практическая работа № 3
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 1. Знакомство с информатикой -§3. «Искусственные и естественные источники информации» - раздел «уметь».
Практическая работа № 4
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 1. Знакомство с информатикой -§4. «Носители информации» - раздел «уметь».
Практическая работа № 5
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 1. Знакомство с информатикой -§5. «Что мы знаем о компьютере» - раздел «уметь».
Практическая работа № 6
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 2. Действия с информацией -§6. «Немного истории о действиях с информацией» - раздел «уметь».
Практическая работа № 7
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 2. Действия с информацией -§7. «Сбор информации» - раздел «уметь».
Практическая работа № 8
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 2. Действия с информацией -§8. «Представление информации» - раздел «уметь».
Практическая работа № 9
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 2. Действия с информацией -§9. «Кодирование информации» - раздел «уметь».
Практическая работа № 10
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 2. Действия с информацией -§10. «Декодирование информации» - раздел «уметь».
Практическая работа № 11
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 2. Действия с информацией -§11. «Хранение информации» - раздел «уметь».
Практическая работа № 12
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 2. Действия с информацией -§12. «Обработка информации» - раздел «уметь».
Практическая работа № 13
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 3. Объект и его характеристика -§13. «Объект» - раздел «уметь».
Практическая работа № 14
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 3. Объект и его характеристика -§14. «Имя объекта» - раздел «уметь».
Практическая работа № 15
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 3. Объект и его характеристика -§15. «Свойства объекта» - раздел «уметь».
Практическая работа № 16
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 3. Объект и его характеристика -§16. «Общие и отличительные свойства» - раздел «уметь».
Практическая работа № 17
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 3. Объект и его характеристика -§17. «Существенные свойства и принятие решения» - раздел «уметь».
Практическая работа № 18
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 3. Объект и его характеристика -§18. «Элементный состав объекта» - раздел «уметь».
Практическая работа № 19
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 3. Объект и его характеристика -§19. «Действия объекта» - раздел «уметь».
Практическая работа № 20
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 3. Объект и его характеристика -§20. «Отношения между объектами» - раздел «уметь».
Практическая работа № 21
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 4. Информационный объект и компьютер -§21. «Информационный объект и смысл» - раздел «уметь».
Практическая работа № 22
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 4. Информационный объект и компьютер -§22. «Документ как информационный объект» - раздел «уметь».
Практическая работа № 23
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 4. Информационный объект и компьютер -§23. «Электронный документ и файл» - раздел «уметь».
Практическая работа № 24
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 4. Информационный объект и компьютер -§24. «Текст и текстовый редактор»- раздел «уметь».
Практическая работа № 25
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 4. Информационный объект и компьютер -§25. «Изображение и графический редактор» - раздел «уметь».
Практическая работа № 26
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 4. Информационный объект и компьютер -§26. «Схема и карта» - раздел «уметь».
Практическая работа № 27
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 4. Информационный объект и компьютер -§27. «Число и программный калькулятор» - раздел «уметь».
Практическая работа № 28
Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс - Глава 4. Информационный объект и компьютер -§28. «Таблица и электронные таблицы» - раздел «уметь».
Планируемые результаты обучения.
Цель – это ожидаемый результат. Авторы попытались сформулировать некую текстовую информационную модель выпускника начальной школы. В результате получилось, что авторы хотят видеть выпускников такими:
- Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.
- Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.
- Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.
- Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции – это «как это работает, что оно может», что причинность – это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».
- Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.
- Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.
- Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.
- С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.
- Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.
- Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.
- Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.
- Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.
- Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.
- Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий.
Использование все компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу:
знать/понимать
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
уметь
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
- составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
- составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
- сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
- различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
- выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
- определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
- использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
- сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
- обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
- самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
- осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
- решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
- осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
- изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Методика обучения информатике в начальной школе подразумевает реализацию принципа «от активности учителя в процессе обучения – к активности учащегося». В соответствии с этим принципом разработано содержание компонентов УМК. Оно ориентировано на управление познавательной деятельностью учащихся, при этом дидактический акцент смещается от преподавания к учению. УМК в составе своих компонентов обеспечивает необходимое разнообразие, полноту и достаточность средств для саморегуляции учебной деятельности учащихся. Переход от репродуктивного усвоения знаний к сознательному, формирование опыта самоорганизации познавательной деятельности, культуры работы с информацией, постепенное формирование навыков самообразования. Принцип реализуется поэтапно по мере развития школьника от класса к классу (2–4).
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
- Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 191 с.
- Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 63 с.
- Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 111 с.
- Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс.
- Интернет ресурсы:
- http://www.metodist.lbz.ru Методическая служба.
- http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики.
- http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики.
- http://pedsovet.su Педагогическое сообщество.
- http://www.videouroki.net Видео уроки по информатике.
- http://www.klyaksa.net Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
- http://www.uroki.net
- http://informatikaikt.narod.ru/uroki/classurok3.html
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Класс | Дата | Количество непроведен- ных уроков | Причина | Коррекция | Согласование с курирующим завучем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой...
Рабочие программы по предмету "Информатика" для 5-11 классов
Рабочие программы для 5-7 классов разработаны по авторской программе Л.Л. Босовой, 8-11 классы по авторской программе И.Г. Семакина. Уникальность программ в том, что они разработаны с учетом коррекцио...
Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ. 5 класс. 35 часов.
Рабочая программапо предмету информатика и ИКТ (указать предмет, курс, модуль)(5 класс)(начальное общее, основное об...
Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов
Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов в соответствие ФГОС основного общего образования...
Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах
Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах составлена на основе авторской программы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е ...
Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс...