Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-9_informatika_fgos.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Сорокинская школа»
Рабочая программа
Сорокиной Елены Николаевны
по учебному курсу «Информатика»
5-9 классы
с.Сорокино
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах составлена на основе авторской программы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.»
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
в 5—6 классах:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
в 7—9 классах:
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
- совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т . д . );
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ
В авторскую рабочую программу внесены изменения. Часы, выделенные на резерв учебного времени мы использовали в качестве повторения. В 5-6 классах – 2 часа, в 7-9 классах – 6 часов.
В состав учебно-методического комплекта по информатике для основной школы Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой входят:
5 класс:
- Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
6 класс:
- Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса/ Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php
7 класс:
- Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса/ Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php
8 класс:
- Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса/ Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
9 класс:
- Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 9 класса Часть 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 9 класса Часть 2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса/ Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанных, с учетом требований СанПИН и неправленых на отработку отдельных технологических приемов. В завершении изучения крупной темы или раздела проводится контрольная работа, представленная в виде тестирования или практикума.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цели изучения информатики в основной школе:
- быть в максимальной степени ориентированы на реализацию потенциала предмета в достижении современных образовательных результатов;
- конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
в 5—6 классах:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др . ;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
в 7—9 классах:
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
- совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т . д . );
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или углубленном уровне) . В предлагаемой авторской программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения . Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет входит в компонент образовательного учреждения. Данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета Информатика в среднем звене. На изучение курса в 5-8 классах отводится 35 часов (5 класс – 1 час в неделю, 6 класс – 1 час в неделю, 7 класс – 1 час в неделю, 8 класс – 1 час в неделю). На изучение курса в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Полный объём курса – 243 часа.
Количество контрольных работ с учетом специфики предмета | Количество часов в неделю | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
Контрольные работы | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||
Практические работы | 18 | 18 | 12 | 17 | 38 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях . Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т д , самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации) .
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами . В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупненными разделами:
- введение в информатику;
- алгоритмы и начала программирования;
- информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т п
Представление информации. Формы представления информации . Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки . Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования . Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования . Двоичный алфавит . Двоичный код . Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления . Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256 . Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную . Двоичная арифметика .
Компьютерное представление текстовой информации Кодовые таблицы Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод .
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы) Стандарты хранения аудио-визуальной информации
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации Достоинства и недостатки такого подхода Другие подходы к измерению количества информации . Единицы измерения количества информации .
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации Хранилища информации Сетевое хранение информации
Передача информации Источник, информационный канал, приемник информации Скорость передачи информации Пропускная способность канала Передача информации в современных системах связи
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации . Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации . Поиск информации
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь . Управление в живой природе, обществе и технике
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления) . Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в практической деятельности . Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др. ) и их назначение Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений
Компьютерное моделирование . Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач . Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители . Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей Их назначение, среда, режим работы, система команд
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов . Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов . Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке . Непосредственное и программное управление исполнителем
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение . Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические Переменные и константы . Знакомство с табличными величинами (массивами) . Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др. ): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени)
Программный принцип работы компьютера
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню) Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств . Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера .
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ) . Технологии создания текстовых документов Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов) . Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет) . Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал) . Стилевое форматирование . Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов Гипертекст Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели . Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода Коллективная работа над документом . Примечания . Запись и выделение изменений . Форматирование страниц документа Ориентация, размеры страницы, величина полей Нумерация страниц Колонтитулы Сохранение документа в различных текстовых форматах
Графическая информация Формирование изображения на экране монитора Компьютерное представление цвета Компьютерная графика (растровая, векторная) Интерфейс графических редакторов Форматы графических файлов
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения . Звук и видео как составляющие мультимедиа . Компьютерные презентации . Дизайн презентации и макеты слайдов Звуковая и видео информация
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Выполнение расчетов Построение графиков и диаграмм Понятие о сортировке (упорядочении) данных
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей . Поиск, удаление и сортировка данных
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети . Интернет . Браузеры . Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт . Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам
Проблема достоверности полученной информации . Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т . п . ) . Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др
Основы социальной информатики . Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники)
Основные этапы развития ИКТ. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа . Компьютерные вирусы . Антивирусная профилактика Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5-6 классы
Тема | основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Компьютер (7 часов) | Информация и информатика . Компьютер — универсальная машина для работы с информацией . Техника безопасности и организация рабочего места . Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер Программы и документы . Файлы и папки . Основные правила именования файлов Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения . Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач Мышь, указатель мыши, действия с мышью . Управление компьютером с помощью мыши Компьютерные меню . Главное меню . Запуск программ . Окно программы и его структура Диалоговые окна . Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах . Ввод информации в память компьютера . Клавиатура. Группы клавиш . Основная позиция пальцев на клавиатуре | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Объекты и системы (8 часов) | Объекты и их имена . Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния . Отношения объектов . Разновидности объектов и их классификация . Состав объектов . Системы объектов . Система и окружающая среда Персональный компьютер как система Файловая система . Операционная система | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Информация вокруг нас (12 часов) | Как человек получает информацию . Виды информации по способу получения Код, кодирование информации . Формы представления информации . Текст как форма представления информации Табличная форма представления информации . Наглядные формы представления информации Хранение информации . Носители информации . Всемирная паутина . Браузеры Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам . Передача информации . Обработка информации . Изменение формы представления информации . Метод координат . Систематизация информации Поиск информации Поиск информации в сети Интернет Получение новой информации . Преобразование информации по заданным правилам . «Черные ящики» . Преобразование информации путем рассуждений . Разработка плана действий и его запись . Задачи на переливания . Задачи на переправы Информация и знания | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Подготовка текстов на компьютере (8 часов) | Текстовый редактор. Правила ввода текста . Слово, предложение, абзац Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов) . Фрагмент . Перемещение и удаление фрагментов . Буфер обмена . Копирование фрагментов . Проверка правописания, расстановка переносов Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет) Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др ) Создание и форматирование списков Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 5. Компьютерная графика (6 часов) | Компьютерная графика . Простейший графический редактор . Инструменты графического редактора . Инструменты создания простейших графических объектов . Исправление ошибок и внесение изменений . Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование . Преобразование фрагментов Устройства ввода графической информации | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 6. информационные модели (10 часов) | Модели объектов и их назначение . Информационные модели . Словесные информационные модели Простейшие математические модели Табличные информационные модели . Структура и правила оформления таблицы Простые таблицы Табличное решение логических задач . Вычислительные таблицы . Графики и диаграммы . Наглядное представление о соотношении величин Визуализация многорядных данных Многообразие схем Информационные модели на графах . Деревья | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 7. Создание мультимедийных объектов (7 часов) | Мультимедийная презентация . Описание последовательно развивающихся событий (сюжет) . Анимация . Возможности настройки анимации в редакторе презентаций . Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 8. Алгоритмика (8 часов) | Понятие исполнителя . Неформальные и формальные исполнители . Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др . ) как примеры формальных исполнителей Их назначение, среда, режим работы, система команд Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей Что такое алгоритм . Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема) Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т д ) Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 9. Повторение (2 часа) | Повторение изученного материала | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
7-9 классы
Тема | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. информация и информационные процессы | Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т п Представление информации . Формы представления информации . Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки . Алфавит, мощность алфавита . Кодирование информации . Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования . Двоичный алфавит . Двоичный код . Разрядность двоичного кода . Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций . Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации Достоинства и недостатки такого подхода Другие подходы к измерению количества информации . Единицы измерения количества информации Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире Хранение информации . Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память) . Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации . Хранилища информации . Сетевое хранение информации . Передача информации . Источник, информационный канал, приемник информации Обработка информации . Обработка, связанная с получением новой информации Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации Поиск информации | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов) | Общее описание компьютера Программный принцип работы компьютера Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени) Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования . Компьютерные вирусы . Антивирусная профилактика Правовые нормы использования программного обеспечения . Файл . Типы файлов . Каталог (директория) . Файловая система . Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню) . Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств . Архивирование и разархивирование Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа) | Формирование изображения на экране монитора Компьютерное представление цвета Компьютерная графика (растровая, векторная) . Интерфейс графических редакторов Форматы графических файлов | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов) | Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ) . Технологии создания текстовых документов . Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере . Стилевое форматирование . Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов . Гипертекст . Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели . Коллективная работа над документом . Примечания . Запись и выделение изменений . Форматирование страниц документа . Ориентация, размеры страницы, величина полей . Нумерация страниц . Колонтитулы . Сохранение документа в различных текстовых форматах Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода Компьютерное представление текстовой информации . Кодовые таблицы . Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов Представление о стандарте Юникод | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 5. Мультимедиа (4 часа) | Понятие технологии мультимедиа и области ее применения . Звук и видео как составляющие мультимедиа . Компьютерные презентации . Дизайн презентации и макеты слайдов . Звуки и видеоизображения . Композиция и монтаж . Возможность дискретного представления мультимедийных данных | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 6. Математические основы информатики (13 часов) | Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления . Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024 . Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную . Двоичная арифметика . Логика высказываний (элементы алгебры логики) . Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 7. Основы алгоритмизации (10 часов) | Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др . как примеры формальных исполнителей . Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных . Свойства алгоритмов . Способы записи алгоритмов Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке . Непосредственное и программное управление исполнителем . Линейные программы . Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины . Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические Переменные и константы Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 8. Начала программирования (10 часов) | Язык программирования . Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) . Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность
|
Тема 9. Моделирование и формализация (9 часов) | Понятия натурной и информационной моделей Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др . ) и их назначение . Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в практической деятельности Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования Компьютерное моделирование . Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач . Реляционные базы данных . Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними . Ввод и редактирование записей . Поиск, удаление и сортировка данных | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 10. Алгоритмизация и программирование (8 часов) | Этапы решения задачи на компьютере . Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма . Вызов вспомогательных алгоритмов . Рекурсия . Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь . Управление в живой природе, обществе и технике | Аналитическая деятельность:
° (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; ° нахождение суммы всех элементов массива; ° нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; ° сортировка элементов массива и пр ) |
Тема 11. обработка числовой информации (6 часов) | Электронные таблицы . Использование формул . Относительные, абсолютные и смешанные ссылки . Выполнение расчетов . Построение графиков и диаграмм Понятие о сортировке (упорядочивании) данных | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 12. Коммуникационные технологии (10 часов) | Локальные и глобальные компьютерные сети . Интернет . Скорость передачи информации . Пропускная способность канала . Передача информации в современных системах связи Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы Технологии создания сайта . Содержание и структура сайта . Оформление сайта . Размещение сайта в Интернете Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 13. Повторение (6 часов) | Повторение изученного материала | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№п/п | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Основная школа | Примечания |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Стандарт основного общего образования по русскому языку | Д | ||
Примерная программа основного общего образования | Д | ||
Авторские программы | Д | ||
Учебники | К | ||
Рабочая тетрадь | К | ||
Сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии | К | ||
Научная, научно-популярная литература | П | ||
Методические пособия для учителя. | Д | ||
2 | Печатные пособия | Д/Ф | |
3 | Информационно-коммуникативные средства | Д/П | |
4 | Экранно-звуковые пособия | Д | |
5 | Технические средства обучения. | Д |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература
Для учителя:
- Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 5класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 9 класса Часть 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 9 класса Часть 2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Для ученика:
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 5класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 9 класса Часть 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 9 класса Часть 2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Дополнительная литература для учителя и ученика:
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса/ Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса/ Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса/ Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса/ Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php
- Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
- Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития)
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др .);
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр ), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
- научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций; сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
- научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции
Выпускник получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- оперировать объектами файловой системы;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами;
- осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
- научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т . п . );
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой...
Рабочие программы по предмету "Информатика" для 5-11 классов
Рабочие программы для 5-7 классов разработаны по авторской программе Л.Л. Босовой, 8-11 классы по авторской программе И.Г. Семакина. Уникальность программ в том, что они разработаны с учетом коррекцио...
Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ. 5 класс. 35 часов.
Рабочая программапо предмету информатика и ИКТ (указать предмет, курс, модуль)(5 класс)(начальное общее, основное об...
Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов
Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов в соответствие ФГОС основного общего образования...
Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс...
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 9 класс
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 9 класс...