Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 4 класса автор: Горячев А. В.
рабочая программа (информатика и икт) по теме

Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования  по информатике  и авторских  программ Горячева А. В. 2012 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_goryachev.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»

                                                                                                        «Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Приказ № ____ от         «___»__________2013 г.                                                

                                                                          Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»                                                                                                  

                                          __________Кудрявцева О.Г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету

«Информатика и ИКТ»

для 4 «А» класса

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования  по информатике  и авторских  программ Горячева А. В. 2012 год

Составитель: Никитина Т. Е., учитель информатики


Пояснительная записка

Цели преподавания:

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у обучающихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Содержательное наполнение курса разбито разделы.

В каждом разделе представлены задания, направленные на знакомство с материалом и отработку основных навыков; контрольные задания; задания повторительного и обобщающего характера.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Особенности преподавания: Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан  на изучение учащимися 2-4 классов в течение 102 часов (в том числе в II классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю, в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

Курс информатики в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Методы и формы обучения

Методы обучения:

  • словесные - рассказ, беседа;
  • наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
  • практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером

Формы организации учебного процесса:

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос;
  • практическая работа;
  • проверочная работа;
  • тестирование;
  • контрольная работа.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

За основу рабочей программы выбран учебно–методический комплекс                  А. В. Горячева для соблюдения преемственности между курсами, завершенности предметной линии. Учебник  А. В. Горячева соответствует возрастным и психическим особенностям учащихся.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

-                  «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

-                  «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

-                  «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

-                  «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Дата

Корректировка даты

1.

Алгоритмы

7

Наименование тем уроков по разделу

Всего часов

Дата

Корректировка даты

1.1.

Ветвление в построчной записи алгоритма («Команда «ЕСЛИ-ТО», «Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»)  

1

4.09

1.2

Цикл в построчной записи алгоритма («Команда «Повторяй»)

1

11.09

1.3

Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»)

1

18.09

1.4

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»)

1

25.09

1.5

Подготовка к контрольной работе.

1

02.10

1.6

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».

1

09.10

1.7

Работа над ошибками. Составление смешанных алгоритмов.

1

16.10

2.

Группы (классы) объектов

8

Наименование тем уроков по разделу

Всего часов

Корректировка даты

2.1

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?»)

1

23.10

2.2

Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме - дверь, в двери - замок»)

1

30.10

2.3

Массив объектов на схеме состава («Веток много, ствол один»)

1

13.11

2.4

Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»)

1

20.11

2.5

Подготовка к контрольной работе.

1

27.11

2.6

Контрольная работа № 2 «Группы объектов».

1

04.12

2.7

Работа над ошибками

1

11.12

2.8

Имена объектов. Обобщение пройденного материала

1

18.12

3.

Логические рассуждения

11

Наименование тем уроков по разделу

Всего часов

Дата

Корректировка даты

3.1

Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»)

1

25.12

3.2

Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» («Слова «НЕ», «И», «ИЛИ»)

1

15.01

3.3

Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»)

1

22.01

3.4

Пути в графах («Путешествуем по графу»)

1

29.01

3.5

Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов («Разбираем граф на части»)

1

05.02

3.6

Правило «если-то»

1

12.02

3.7

Схема рассуждений («Делаем выводы»)

1

19.02

3.8

Подготовка к контрольной работе

1

26.02

3.9

Контрольная работа №3  «Логические рассуждения».

1

05.03

3.10

Повторение по теме «Логические рассуждения»

1

12.03

3.11

Повторение по теме «Логические рассуждения»

1

19.03

4.

Применение моделей (схем) для решения задач

8

Наименование тем уроков по разделу

Всего часов

Дата

Корректировка даты

4.1

Составные части объектов. Объекты с необычным составом

1

02.04

4.2

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?»)

1

09.04

4.3

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»)

1

16.04

4.4

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»)

1

23.04

4.5

Подготовка к контрольной работе

1

30.04

4.6

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».

1

07.05

4.7

Повторение

1

14.05

4.8

Повторение

1

21.05

Итого:

34

Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ).

  1. Контрольная работа №1 по теме «Алгоритмы»
  2. Контрольная работа №2 по теме «Группы объектов»
  3. Контрольная работа №3 по теме «Логические рассуждения»
  4. Контрольная работа №4 по теме «Применение моделей для решения задач»

Характеристика контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Контрольная работа №1

Горячев А. В. Информатика 4 класс. (Информатика в играх и задачах) Часть 1. по теме «Алгоритмы»

Контрольная работа №2

Горячев А. В. Информатика 4 класс. (Информатика в играх и задачах) Часть 1. по теме «Группы объектов»

Контрольная работа №3

Горячев А. В. Информатика 4 класс. (Информатика в играх и задачах) Часть 2. по теме «Логические рассуждения»

Контрольная работа №4

Горячев А. В. Информатика 4 класс. (Информатика в играх и задачах) Часть 2. по теме «Применение моделей для решения задач»


Планируемые результаты обучения.

В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать/понимать:

  • понятие алгоритма,
  • виды алгоритмических структур,
  • понятие множества,
  • операции над множествами;

уметь:

  • определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т. д;
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если – то»;
  • по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
  2. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.
  4. Интернет ресурсы:
  • Сайт издательства «Просвещение». – Режим доступа: school-russia.prosv.ru/info
  • Электронная газета «Интерактивное образование». – Режим доступа: http://io.nios.ru
  • Инновации в воспитании и обучении детей. Эволюция подходов к детскому обучению. Режим доступа: http://kidevo.ru


Лист корректировки календарно - тематического планирования

Класс

Дата

Количество

непроведен-

ных

уроков

Причина

Коррекция

Согласование с курирующим завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой...

Рабочие программы по предмету "Информатика" для 5-11 классов

Рабочие программы для 5-7 классов разработаны по авторской программе Л.Л. Босовой, 8-11 классы по авторской программе И.Г. Семакина. Уникальность программ в том, что они разработаны с учетом коррекцио...

Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ. 5 класс. 35 часов.

Рабочая программапо     предмету информатика и ИКТ           (указать предмет, курс, модуль)(5 класс)(начальное общее, основное об...

Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов

Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов в соответствие ФГОС основного общего образования...

Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах

Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах составлена на основе авторской программы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е ...

Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс...