Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ » для 4 класса автор: Бененсон Е. П.
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике и авторских программ Бененсон Е. П., 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_benenson.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
«Утверждаю» Приказ № ____ от «___»__________2013 г.
Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»
__________Кудрявцева О.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика и ИКТ » для _4__ класса
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике и авторских программ Бененсон Е. П., 2010г.
Составитель: Никитина Т. Е., учитель информатики и ИКТ_
Пояснительная записка.
Цели преподавания:
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации, и ее свойствах, а также навыков работы с информацией, как с применением компьютеров, так и без них.
Задачи преподавания:
- Учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
- Формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
- Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
- Дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: ___34____ часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: ___1____час в неделю
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.
При изучении способов работы с информацией основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. В 4 классе большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми. При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Формы и методы, технологии обучения.
Методы обучения:
- словесные - лекция, рассказ, беседа;
- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
- практические - выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения.
Формы организации учебного процесса:
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- опрос в парах;
- практическая работа;
- проверочная работа;
- контрольная работа.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
За основу рабочей программы выбран учебно – методический комплекс Е. П. Бененсон для соблюдения преемственности между курсами, завершенности предметной линии. Учебник Е. П. Бененсон соответствует возрасту и психическим особенностям учащихся.
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная работа, практическая работа на компьютере, тестирование, устный опрос.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм, выставляются следующие отметки.
Критерий оценки устного ответа
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. Если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценки письменных работ учащихся:
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Критерий оценки практического задания на компьютере
Отметка «5»:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
- работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка, при этом учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, что свидетельствует о том что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере
- значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Критерии оценки за тестирование
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
90% и более | отлично |
65%-89% | хорошо |
50%-64% | удовлетворительно |
49% и менее | неудовлетворительно |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Корректировка даты |
1. | Алгоритмы и исполнители | 16 | ||
Всего часов | Дата | Корректировка даты | ||
1.1. | Алгоритм с ветвлением (повторение) | 1 | 4.09 | |
1.2 | Алгоритм с циклом | 1 | 11.09 | |
1.3 | Составление алгоритма с циклом. | 1 | 18.09 | |
1.4 | Алгоритм упорядочивания объектов. | 1 | 25.09 | |
1.5. | Составление и исполнение алгоритмов с циклом. | 1 | 2.10 | |
1.6 | Составление и исполнение алгоритмов с циклом. | 1 | 9.10 | |
1.7 | Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник. | 1 | 16.10 | |
1.8 | Дерево деления объектов на подклассы. | 1 | 23.10 | |
1.9 | Исполнитель алгоритмов Художник. | 1 | 30.10 | |
1.10 | Вспомогательный алгоритм. | 1 | 13.11 | |
1.11 | Вспомогательный алгоритм с параметром. | 1 | 20.11 | |
1.12 | Составление и исполнение алгоритмов Художником. | 1 | 27.11 | |
1.13 | Составление и выполнение алгоритмов с циклом для Художника. | 1 | 4.12 | |
1.14 | Файловое дерево. | 1 | 11.12 | |
1.15 | Итоговое обобщение по материалу 1 части. | 1 | 18.12 | |
1.16 | Твои успехи | 1 | 25.12 | |
2 | Компьютер - универсальная машина для обработки информации | 18 | ||
2.1 | Виды информации. Обработка графической информации. | 1 | ||
2.2 | Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint. | 1 | ||
2.3 | Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint. | 1 | ||
2.4 | Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint. | 1 | ||
2.5 | Текстовая информация. Обработка текста на компьютере. | 1 | ||
2.6 | Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word. | 1 | ||
2.7 | Дополнительные возможности текстового процессора. | 1 | ||
2.8 | Обобщение темы «Обработка текстовой информации на компьютере» | 1 | ||
2.9 | Численная информация. Вычисления на компьютере. | 1 | ||
2.10 | Двоичное кодирование чисел. | 1 | ||
2.11 | Действия объекта. | 1 | ||
2.12 | Действия над объектом. | 1 | ||
2.13 | Влияние действий на значение свойства объекта. | 1 | ||
2.14 | Циклические процессы в природе и технике. | 1 | ||
2.15 | Использование компьютеров в жизни общества. | 1 | ||
2.16 | Итоговое обобщение по материалу 2-го полугодия | 1 | ||
2.17 | Твои успехи | 1 | ||
2.18 | Итоговое обобщение по курсу начальной школы. Настольная игра «Путешествие по Компьютерной Долине» | 1 | ||
Итого: | 34 |
Формы занятий
Единицей учебного процесса является урок, который делится на лекцию и практику, так как в школе один компьютерный класс.
Условно все школьные лекции можно разделить на обзорные, учебные, обобщающие. Как правило, первые выполняют логико-методологическую функцию, вторые – информационно-познавательную, третьи – мировоззренческую.
На практических урока обучающиеся выполняют компьютерный практикум, который рассчитан, с учетом требований СанПИН, на 30 мин., и направлен на отработку навыков владения программными средствами обучения. Обучающиеся выполняют компьютерный практикум в форме практических работ, предложенных автором программы и входящих в состав учебника. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. В зависимости от содержания практической работы, компьютерный практикум может содержать несколько практических работ из учебника.
Перечень контрольно-измерительных материалов
- Твои Успехи (Контрольная работа № 1 «Алгоритмы и исполнители»)
- Твои Успехи (Контрольная работа № 2 «Действия объектов»)
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны
Знать/понимать:
- виды информации (текстовая, графическая, численная);
- название одной программы для обработки информации каждого вида;
- что такое дерево и какова его структура;
- что такое файл (при наличии оборудования);
- права пользователя на изменение и копирование файла (при наличии оборудования);
- что такое цикл в алгоритме;
- что такое действие объекта.
Уметь:
- приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;
- находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
- создавать небольшой графический документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;
- создавать небольшой текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;
- запускать программы из меню Пуск;
- записать файл в личную папку с незначительной помощью учителя;
- приводить примеры использования компьютеров для решения различных задач;
- использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
- исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
- приводить примеры действий объектов указанного класса.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска в текстах, на рисунках, в списках, таблицах и деревьях информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- фиксации информации, собранной путем наблюдений, опросов, полученной из книг;
- планирования бытовой и учебной деятельности;
- безопасной работы за компьютером; создания творческих работ (мини-сочинений, рисунков и т. д.) на компьютере.
Способы достижения и формы оценки результатов обучения.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс:. Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- http://metodist.lbz.ru/
- http://www.infojournal.ru/
- http://school-collection.edu.ru/
- http://inf777.narod.ru/
- http://zavuch.info/
- http://pedsovet.org/
- http://gess.do.am/
- http://uchinfo.com.ua/
- http://www.uchportal.ru/
- http://it-n.ru/
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Класс | Дата | Количество непроведен- ных уроков | Причина | Коррекция | Согласование с курирующим завучем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой...
Рабочие программы по предмету "Информатика" для 5-11 классов
Рабочие программы для 5-7 классов разработаны по авторской программе Л.Л. Босовой, 8-11 классы по авторской программе И.Г. Семакина. Уникальность программ в том, что они разработаны с учетом коррекцио...
Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ. 5 класс. 35 часов.
Рабочая программапо предмету информатика и ИКТ (указать предмет, курс, модуль)(5 класс)(начальное общее, основное об...
Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов
Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов в соответствие ФГОС основного общего образования...
Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах
Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах составлена на основе авторской программы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е ...
Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс...