Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ » для 4 класса автор: Бененсон Е. П.
рабочая программа по информатике и икт по теме

Рабочая программа составлена на основе примерной программы  начального общего образования  по информатике  и авторских  программ Бененсон Е. П., 2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_benenson.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»

                                                                                                        «Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Приказ № ____ от         «___»__________2013 г.                                                

                                                                          Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»                                                                                                  

                                          __________Кудрявцева О.Г.        

                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Информатика и ИКТ » для  _4__ класса

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе примерной программы  начального общего образования  по информатике  и авторских  программ Бененсон Е. П., 2010г.

Составитель: Никитина Т. Е., учитель  информатики и ИКТ_

Пояснительная записка.

Цели преподавания:

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации, и ее свойствах, а также навыков работы с информацией, как с применением компьютеров, так и без них.

Задачи преподавания:

  • Учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
  • Формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
  • Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
  • Дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: ___34____ часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: ___1____час в неделю

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.

При изучении способов работы с информацией основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. В 4 классе большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми. При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.

Формы и методы, технологии обучения.

Методы обучения:

  • словесные - лекция, рассказ, беседа;
  • наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
  • практические - выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения.

Формы организации учебного процесса:

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практическая работа;
  • проверочная работа;
  • контрольная работа.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

За основу рабочей программы выбран учебно – методический комплекс Е. П. Бененсон для соблюдения преемственности между курсами, завершенности предметной линии. Учебник  Е. П. Бененсон соответствует возрасту и психическим особенностям учащихся.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная работа, практическая работа на компьютере, тестирование, устный опрос.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм, выставляются следующие отметки.

Критерий оценки устного ответа

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. Если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценки письменных работ учащихся:

Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Критерий оценки практического задания на компьютере

Отметка «5»:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;

- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

- работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: 

- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка, при этом учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.

Отметка «2»: 

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, что свидетельствует о том что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере

-  значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Критерии оценки за тестирование

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

отлично

65%-89%

хорошо

50%-64%

удовлетворительно

49% и менее

неудовлетворительно


Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Дата

Корректировка даты

1.

Алгоритмы и исполнители

16

Всего часов

Дата

Корректировка даты

1.1.

Алгоритм с ветвлением (повторение)

1

4.09

1.2

Алгоритм с циклом

1

11.09

1.3

Составление алгоритма с циклом.

1

18.09

1.4

Алгоритм упорядочивания объектов.

1

25.09

1.5.

Составление и исполнение алгоритмов с циклом.

1

2.10

1.6

Составление и исполнение алгоритмов с циклом.

1

9.10

1.7

Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник.

1

16.10

1.8

Дерево деления объектов на подклассы.

1

23.10

1.9

Исполнитель алгоритмов Художник.

1

30.10

1.10

Вспомогательный алгоритм.

1

13.11

1.11

Вспомогательный алгоритм с параметром.

1

20.11

1.12

Составление и исполнение алгоритмов Художником.

1

27.11

1.13

Составление и выполнение алгоритмов с циклом для Художника.

1

4.12

1.14

Файловое дерево.

1

11.12

1.15

Итоговое обобщение по материалу 1 части.                                                                

1

18.12

1.16

Твои успехи

1

25.12

2

Компьютер - универсальная машина для обработки информации

18

2.1

Виды информации. Обработка графической информации.

1

2.2

Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint.

1

2.3

Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint.

1

2.4

Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint.

1

2.5

Текстовая информация. Обработка текста на компьютере.

1

2.6

Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word.

1

2.7

Дополнительные возможности текстового процессора.

1

2.8

Обобщение темы «Обработка текстовой информации на компьютере»

1

2.9

Численная информация. Вычисления на компьютере.

1

2.10

Двоичное кодирование чисел.

1

2.11

Действия объекта.

1

2.12

Действия над объектом.

1

2.13

Влияние действий на значение свойства объекта.

1

2.14

Циклические процессы в природе и технике.

1

2.15

Использование компьютеров в жизни общества.

1

2.16

Итоговое обобщение по материалу 2-го полугодия

1

2.17

Твои успехи

1

2.18

Итоговое обобщение по курсу начальной школы. Настольная игра «Путешествие по Компьютерной Долине»

1

Итого:

34

Формы занятий

Единицей учебного процесса является урок, который делится на лекцию и практику, так как в школе один компьютерный класс.

Условно все школьные лекции можно разделить на обзорные, учебные, обобщающие. Как правило, первые выполняют логико-методологическую функцию, вторые – информационно-познавательную, третьи – мировоззренческую.

На практических урока обучающиеся выполняют компьютерный практикум, который рассчитан, с учетом требований СанПИН, на 30 мин., и направлен на отработку навыков владения программными средствами обучения. Обучающиеся выполняют компьютерный практикум в форме практических работ, предложенных автором программы и входящих в состав учебника. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. В зависимости от содержания практической работы, компьютерный практикум может содержать несколько практических работ из учебника.

Перечень контрольно-измерительных материалов

  1. Твои Успехи (Контрольная работа № 1 «Алгоритмы и исполнители»)
  2. Твои Успехи (Контрольная работа № 2 «Действия объектов»)

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • виды информации (текстовая, графическая, численная);
  • название одной программы для обработки информации каждого вида;
  • что такое дерево и какова его структура;
  • что такое файл (при наличии оборудования);
  • права пользователя на изменение и копирование файла (при наличии оборудования);
  • что такое цикл в алгоритме;
  • что такое действие объекта.

Уметь:

  • приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;
  • находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
  • создавать небольшой графический документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;
  • создавать небольшой текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • записать файл в личную папку с незначительной помощью учителя;
  • приводить примеры использования компьютеров для решения различных задач;
  • использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
  • исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
  • приводить примеры действий объектов указанного класса.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска в текстах, на рисунках, в списках, таблицах и деревьях информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • фиксации информации, собранной путем наблюдений, опросов, полученной из книг;
  • планирования бытовой и учебной деятельности;
  • безопасной работы за компьютером; создания творческих работ (мини-сочинений, рисунков и т. д.) на компьютере.

Способы достижения и формы оценки результатов обучения.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.  Информатика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс:. Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  3. Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  4. http://metodist.lbz.ru/
  5. http://www.infojournal.ru/
  6. http://school-collection.edu.ru/
  7. http://inf777.narod.ru/
  8. http://zavuch.info/
  9. http://pedsovet.org/
  10. http://gess.do.am/
  11. http://uchinfo.com.ua/
  12. http://www.uchportal.ru/
  13. http://it-n.ru/



Лист корректировки календарно - тематического планирования

Класс

Дата

Количество

непроведен-

ных

уроков

Причина

Коррекция

Согласование с курирующим завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой...

Рабочие программы по предмету "Информатика" для 5-11 классов

Рабочие программы для 5-7 классов разработаны по авторской программе Л.Л. Босовой, 8-11 классы по авторской программе И.Г. Семакина. Уникальность программ в том, что они разработаны с учетом коррекцио...

Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ. 5 класс. 35 часов.

Рабочая программапо     предмету информатика и ИКТ           (указать предмет, курс, модуль)(5 класс)(начальное общее, основное об...

Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов

Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов в соответствие ФГОС основного общего образования...

Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах

Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах составлена на основе авторской программы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е ...

Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс...