Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 4 класса автор: Матвеева Н. В.
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике и авторских программ Матвеева Н. В., 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_matveeva.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
«Утверждаю» Приказ № ____ от «___»__________2013 г.
Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»
__________Кудрявцева О.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика и ИКТ » для _4__ класса
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике и авторских программ Матвеева Н. В., 2010г.
Составитель: Никитина Т. Е., учитель информатики и ИКТ_
Пояснительная записка.
Цели преподавания:
- Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
- Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
- Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе при изучении других школьных предметов.
- Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
- Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрение) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
- Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.
- Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия учителя, решаются следующие задачи преподавания:
- Развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т.е правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- Формируется умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- Формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: ___34____ часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: ___1____час в неделю
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.
Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики. Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени. Практические работы методически ориентированы на использовании метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических работ во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
.
Формы и методы, технологии обучения.
Методы обучения:
- словесные - лекция, рассказ, беседа;
- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
- практические - выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения.
Формы организации учебного процесса:
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- опрос в парах;
- практическая работа;
- проверочная работа;
- контрольная работа.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
За основу рабочей программы выбран учебно – методический комплекс Н. В. Матвеевой для соблюдения преемственности между курсами, завершенности предметной линии. Учебник Н. В. Матвеевой соответствует возрасту и психическим особенностям учащихся.
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная работа, практическая работа на компьютере, тестирование, устный опрос.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм, выставляются следующие отметки.
Критерий оценки устного ответа
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. Если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценки письменных работ учащихся:
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Критерий оценки практического задания на компьютере
Отметка «5»:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
- работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка, при этом учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, что свидетельствует о том что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере
- значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Критерии оценки за тестирование
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
90% и более | отлично |
65%-89% | хорошо |
50%-64% | удовлетворительно |
49% и менее | неудовлетворительно |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Корректировка даты | |
1. | Виды информации | 7 | |||
Всего часов | Дата | Корректировка даты | |||
1.1. | Человек и информация. | 1 | 2.09 | 4.09 | |
1.2 | Действия с информацией | 1 | 09.09 | 11.09 | |
1.3 | Объект и его свойства | 1 | 16.09 | 18.09 | |
1.4 | Отношения между объектами | 1 | 23.09 | 25.09 | |
1.5. | Компьютер | 1 | 30.09 | 2.10 | |
1.6 | Повторение, компьютерный практикум | 1 | 07.10 | 09.10 | |
1.7 | Контрольная работа по теме «Информация. Объекты. Компьютер» | 1 | 14.10 | 16.10 | |
2 | Понятие, суждение, умозаключение | 9 | |||
2.1 | Понятие | 1 | 21.10 | 23.10 | |
2.2 | Деление и обобщение понятий | 1 | 28.10 | 30.10 | |
2.3 | Отношения между понятиями | 1 | 11.11 | 13.11 | |
2.4 | Совместимые и несовместимые понятия | 1 | 18.11 | 20.11 | |
2.5 | Понятия «истина» и «ложь» | 1 | 25.11 | 27.11 | |
2.6 | Суждение | 1 | 02.12 | 04.12 | |
2.7 | Умозаключение | 1 | 09.12 | 11.12 | |
2.8 | Повторение, компьютерный практикум | 1 | 16.12 | 18.12 | |
2.9 | Работа со словарем. Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение» | 1 | 23.12 | 25.12 | |
3 | Модель и моделирование | 8 | |||
3.1 | Модель объекта | 1 | 13.01 | 15.01 | |
3.2 | Модель отношения между понятиями | 1 | 20.01 | 22.01 | |
3.3 | Алгоритм | 1 | 27.01 | 29.01 | |
3.4 | Какие бывают алгоритмы | 1 | 03.02 | 05.02 | |
3.5 | Исполнитель в алгоритме | 1 | 10.02 | 12.02 | |
3.6 | Алгоритм и компьютерная программа | 1 | 17.02 | 19.02 | |
3.7 | Повторение и подготовка к контрольной работе | 1 | 24.02 | 26.02 | |
3.8 | Контрольная работа по теме «Модель и моделирование» | 1 | 03.02 | 05.03 | |
4 | Информационное управление | 10 | |||
4.1 | Цели и основа управления | 1 | 10.03 | 12.03 | |
4.2 | Управление собой и другими людьми | 1 | 17.03 | 19.03 | |
4.3 | Управление неживыми объектами | 1 | 07.04 | 09.04 | |
4.4 | Схема управления | 1 | 14.04 | 16.04 | |
4.5 | Управление компьютером | 1 | 21.04 | 23.04 | |
4.6 | Повторение, работа со словарем. Компьютерный практикум | 1 | 28.04 | 30.04 | |
4.7 | Контрольная работа по теме «Информационное управление» | 1 | 05.05 | 07.05 | |
4.8 | Повторение. Работа над ошибками | 1 | 12.05 | 14.05 | |
4.9 | Годовая контрольная работа, тестирование, компьютерное тестирование. | 1 | 19.05 | 21.05 | |
4.10 | Резерв (игры, эстафеты) | 1 | 26.05 | 28.05 | |
Итого: | 34 |
Перечень контрольно-измерительных материалов
- Контрольная работа № 1 «Информация. Объекты. Компьютер»
- Контрольная работа № 2 «Понятия, суждения, умозаключения»
- Контрольная работа № 3 «Модель и моделирование»
- Контрольная работа № 4 «Информационное управление»
- Итоговая контрольная работа
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны
понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником, и приемником информации;
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что тексты и изображения – это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, числом, таблицей;
- как записывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, текста, рисунка, таблицы);
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде числа, текста, рисунка, таблицы;
- кодировать информацию различными способами и декодировать ее, используя кодовую таблицу соответствия;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами на экране компьютера);
- осуществлять поиск, простейшие преобразование, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, интернет;
- называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, калькулятором и компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск и запуск программ);
- запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
- Учебник «Информатика» 4 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий. 4 класс. Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- http://metodist.lbz.ru/
- http://www.infojournal.ru/
- http://school-collection.edu.ru/
- http://inf777.narod.ru/
- http://zavuch.info/
- http://pedsovet.org/
- http://gess.do.am/
- http://uchinfo.com.ua/
- http://www.uchportal.ru/
- http://it-n.ru/
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Класс | Дата | Количество непроведен- ных уроков | Причина | Коррекция | Согласование с курирующим завучем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой...
Рабочие программы по предмету "Информатика" для 5-11 классов
Рабочие программы для 5-7 классов разработаны по авторской программе Л.Л. Босовой, 8-11 классы по авторской программе И.Г. Семакина. Уникальность программ в том, что они разработаны с учетом коррекцио...
Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ. 5 класс. 35 часов.
Рабочая программапо предмету информатика и ИКТ (указать предмет, курс, модуль)(5 класс)(начальное общее, основное об...
Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов
Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов в соответствие ФГОС основного общего образования...
Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах
Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах составлена на основе авторской программы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е ...
Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс...