Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 4 класса автор: Матвеева Н. В.
рабочая программа по информатике и икт на тему

Рабочая программа составлена на основе примерной программы  начального общего образования  по информатике  и авторских  программ Матвеева Н. В., 2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_matveeva.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»

                                                                                                        «Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Приказ № ____ от         «___»__________2013 г.                                                

                                                                          Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»                                                                                                  

                                          __________Кудрявцева О.Г.        

                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Информатика и ИКТ » для  _4__ класса

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе примерной программы  начального общего образования  по информатике  и авторских  программ Матвеева Н. В., 2010г.

Составитель: Никитина Т. Е., учитель  информатики и ИКТ_

Пояснительная записка.

Цели преподавания:

  1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
  2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
  3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного  вида, в том числе при изучении других школьных предметов.
  4. Формирование умения строить простейшие  информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
  5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрение) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
  6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.
  7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия учителя, решаются следующие задачи преподавания:

  • Развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т.е правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
  • Формируется умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • Формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: ___34____ часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: ___1____час в неделю

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.

Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики. Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени. Практические работы методически ориентированы на использовании метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических работ во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

.

Формы и методы, технологии обучения.

Методы обучения:

  • словесные - лекция, рассказ, беседа;
  • наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
  • практические - выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения.

Формы организации учебного процесса:

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практическая работа;
  • проверочная работа;
  • контрольная работа.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

За основу рабочей программы выбран учебно – методический комплекс Н. В. Матвеевой для соблюдения преемственности между курсами, завершенности предметной линии. Учебник  Н. В. Матвеевой соответствует возрасту и психическим особенностям учащихся.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная работа, практическая работа на компьютере, тестирование, устный опрос.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм, выставляются следующие отметки.

Критерий оценки устного ответа

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. Если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценки письменных работ учащихся:

Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Критерий оценки практического задания на компьютере

Отметка «5»:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;

- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

- работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: 

- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка, при этом учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.

Отметка «2»: 

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, что свидетельствует о том что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере

-  значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Критерии оценки за тестирование

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

отлично

65%-89%

хорошо

50%-64%

удовлетворительно

49% и менее

неудовлетворительно


Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Дата

Корректировка даты

1.

Виды информации

7

Всего часов

Дата

Корректировка даты

1.1.

Человек и информация.  

1

2.09

4.09

1.2

Действия с информацией

1

09.09

11.09

1.3

Объект и его свойства

1

16.09

18.09

1.4

Отношения между объектами

1

23.09

25.09

1.5.

Компьютер

1

30.09

2.10

1.6

Повторение, компьютерный практикум

1

07.10

09.10

1.7

Контрольная работа по теме «Информация. Объекты. Компьютер»

1

14.10

16.10

2

Понятие, суждение, умозаключение

9

2.1

Понятие

1

21.10

23.10

2.2

Деление и обобщение понятий

1

28.10

30.10

2.3

Отношения между понятиями

1

11.11

13.11

2.4

Совместимые и несовместимые понятия

1

18.11

20.11

2.5

Понятия «истина» и «ложь»

1

25.11

27.11

2.6

Суждение

1

02.12

04.12

2.7

Умозаключение

1

09.12

11.12

2.8

Повторение, компьютерный практикум

1

16.12

18.12

2.9

 Работа со словарем.

Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение»

1

23.12

25.12

3

Модель и моделирование

8

3.1

Модель объекта

1

13.01

15.01

3.2

Модель отношения между понятиями

1

20.01

22.01

3.3

Алгоритм

1

27.01

29.01

3.4

Какие бывают алгоритмы

1

03.02

05.02

3.5

Исполнитель в алгоритме

1

10.02

12.02

3.6

Алгоритм и компьютерная программа

1

17.02

19.02

3.7

Повторение и подготовка к контрольной работе

1

24.02

26.02

3.8

Контрольная работа по теме «Модель и моделирование»

1

03.02

05.03

4

Информационное управление

10

4.1

Цели и основа управления

1

10.03

12.03

4.2

Управление собой и другими людьми

1

17.03

19.03

4.3

Управление неживыми объектами

1

07.04

09.04

4.4

Схема управления

1

14.04

16.04

4.5

Управление компьютером

1

21.04

23.04

4.6

Повторение, работа со словарем. Компьютерный практикум

1

28.04

30.04

4.7

Контрольная работа по теме «Информационное управление»

1

05.05

07.05

4.8

Повторение. Работа над ошибками

1

12.05

14.05

4.9

Годовая контрольная работа, тестирование, компьютерное тестирование.

1

19.05

21.05

4.10

Резерв (игры, эстафеты)

1

26.05

28.05

Итого:

34

Перечень контрольно-измерительных материалов

  1. Контрольная работа № 1 «Информация. Объекты. Компьютер»
  2. Контрольная работа № 2 «Понятия, суждения, умозаключения»
  3. Контрольная работа № 3 «Модель и моделирование»
  4. Контрольная работа № 4 «Информационное управление»
  5. Итоговая контрольная работа

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны

понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  • что информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  • что человек может быть и источником, и приемником информации;

знать:

  • что данные – это закодированная информация;
  • что тексты и изображения – это информационные объекты;
  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, числом, таблицей;
  • как записывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, текста, рисунка, таблицы);
  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде числа, текста, рисунка, таблицы;
  • кодировать информацию различными способами и декодировать ее, используя кодовую таблицу соответствия;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами на экране компьютера);
  • осуществлять поиск, простейшие преобразование, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, интернет;
  • называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, калькулятором и компьютером;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск и запуск программ);
  • запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. Учебник «Информатика» 4 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика»  4  класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак,  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Тетрадь для контрольных работ и тестовых  заданий. 4 класс. Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак,  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. http://metodist.lbz.ru/
  6. http://www.infojournal.ru/
  7. http://school-collection.edu.ru/
  8. http://inf777.narod.ru/
  9. http://zavuch.info/
  10. http://pedsovet.org/
  11. http://gess.do.am/
  12. http://uchinfo.com.ua/
  13. http://www.uchportal.ru/
  14. http://it-n.ru/

Лист корректировки календарно - тематического планирования

Класс

Дата

Количество

непроведен-

ных

уроков

Причина

Коррекция

Согласование с курирующим завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой...

Рабочие программы по предмету "Информатика" для 5-11 классов

Рабочие программы для 5-7 классов разработаны по авторской программе Л.Л. Босовой, 8-11 классы по авторской программе И.Г. Семакина. Уникальность программ в том, что они разработаны с учетом коррекцио...

Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ. 5 класс. 35 часов.

Рабочая программапо     предмету информатика и ИКТ           (указать предмет, курс, модуль)(5 класс)(начальное общее, основное об...

Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов

Рабочая программа по предмету "Информатика" для 7-9 классов в соответствие ФГОС основного общего образования...

Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах

Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах составлена на основе авторской программы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е ...

Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8 класс...