Модифицированная программа по информатике на 2 полугодие 2013-2014 учебного года для обучающейся с ОВЗ
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Гуленкова Инга Анатольевна

Программа рассчитана на 6 часов (по 0,2 часа в неделю). Программа «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы». Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся  с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_nadomnitsy.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алданского района

«Гимназия п. Нижний Куранах»

Утверждаю:

Директор МБОУ

«Гимназия п. Н. Куранах»

_______________Р.С. Улыбина

Модифицированная программа

по информатике  на 2 полугодие 2013-2014 учебного года для обучающейся с ОВЗ

(на основе  авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы ).

Разработала:

И.А. Гуленкова,

учитель информатики МБОУ

 «Гимназия п. Н. Куранах».

2013-2014 г.

Пояснительная записка

Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.  Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Программа расчитана на 6 часов (по 0,2 часа в неделю). Программа «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009» с учетом психофизических особенностей обучающейся 8 класса, на основании районной ПНПК.

Статус: модифицированная программа на основе  авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.

Атуальность: В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся  с ОВЗ.

      Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации.  Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

Данная программа формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.  

Структура программы элективного курса по информатике:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Тематическое планирование.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Список литературы

Программа состоит из 2 основных разделов:

       I часть - подготовительно-ознакомительная  включает изучение следующих разделов:

- правила техники безопасности работы на компьютере;

- приемы работы на компьютере:  программа Word; программа Power Point.

       II часть практическая  - основная,  включает изучение:

          -  программа Word;  программа Power Point;

Общая характеристика учебного предмета. Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Коррекционная направленность курса

       Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию личности  ребенка. В соответствии с требованиями к организации обучения детей с ОВЗ в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:

          - обеспечение ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

          - доступность материала;

          - научность;

          - осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;

Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем  систематического повтора и усложнения тренинга.

Основная цель курса

       Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и  овладение техникой их практического применения.

Общие задачи курса

       1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.

       2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

       3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.

       4. Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.

 Задачи:

       Обучение по программе «Основы компьютерной грамотности» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:

          - активизировать  мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);

          - учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;

          - обогащать  активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;

          - развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).

 Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

Практическая значимость

       Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с проблемами здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации учащихся.  Работа по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с использованием компьютерных технологий – веление времени.

       При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

       В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека.  Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором всё более  решающую роль играют  компьютерные  технологии.

 Ожидаемый результат:

       К концу изучения курса «Основы компьютерной грамотности» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны знать:

-правила техники безопасности работы на компьютере;

- программы  Word, Power Point;

уметь:

  - использовать полученные знания в практической деятельности.

  - должны уметь пользоваться компьютерными  ресурсами.

  Формы обучения:

  • Передача информации от учителя к ученику   -  устное изложение материала: рассказ, беседа,   объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
  • Слово  учителя в  сочетании  со зрительным рядом -  демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.
  • Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

                   Формы организации учебного процесса:

       - индивидуальные

       Формы  работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

  •  диктант;
  • работа по индивидуальным карточкам;
  • цифровой диктант;
  • работа по опорным схемам;
  • ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.

                   Учебно-методическое и материальное техническое обеспечение

Для проведения занятий по программе    требуется компьютерный класс, в котором также должны быть установлены ученические парты для выполнения безкомпьютерных практических заданий.

Технические устройства: персональные компьютеры, видеопроектор, сканер, принтер, интерактивная доска.

        Для работы на компьютере необходима установка следующих программ: пакет прикладных программ MS Office 2007.

Список литературы для учителя.

  • М. Фролов «Учимся работать на компьютере»
  • «Информатика:  для 8 класса» под редакцией Н.Д. Угринович.
  • «Информатика и ИКТ для 9 класса» под редакцией Н.В. Макаровой.
  • Компьютерные программы и видео уроки с сайта http://videouroki.net
  • «Электронная тетрадь по информатике» для 5-7 классов.
  • Видеоуроки.
  • Информатика  и   ИКТ. Учебник  начального  уровня. /Под ред. профессора Н.В.Макаровой. -  СПб.: Питер, 2008 . – 158 с.
  •  Информатика.  5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование /авт. - сост. А.М. Горностаева, Н.П. Серова. - Волгоград: Учитель, 2010.
  • Информатика: Учебник для  7 класса. / Н.Д. Угринович – 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. -  173 с.: ил.
  • Информатика  и   ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. -  205 с.: ил.
  •  Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10 класса. / Под ред. профессора Н.В.Макаровой. -  СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
  • Методическое  пособие  по информатике /С.Н. Тур,  Т.П. Бокучава. -СПб: БХВ-Петербург, 2007г.

       

Учебно-тематический план (6, 0,2 часа в неделю)

                           

Кол-во  часов (дата)

Название  темы

Всего  

Теоретич.

Практич.

1 раздел

Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий.

1

1.1

Техника безопасности при работе на ПК.

1(18.01)

2 раздел

Текстовый редактор

3 (8.02, 1.03, 29.03)

2.1

Запуск программы  Word. Внешний вид программы Word.

Создание документа.  

Панель форматирования, вкладка «Главная».

Буфер обмена (копировать, вставить, вырезать).Шрифт,  абзац, стили, редактирование. Набор текста.

0,5

0,5

2.2

Оформление заголовка текста.  

WordArt – одна из функций текстового редактора Word.

0,5

0,5

2.3

Вкладка «Вставка».  Оформление текста картинками.

0,5

0,5

3 раздел

Программа PowerPoint

2 (26.04, 17.05)

3.1

Запуск программы PowerPoint. Окно программы: основные вкладки.  Слайды. Создание слайдов.

0,5

0,5

3.2

Создание презентации в PowerPoint.  Оформление презентации: вставка звука, графических  объектов.

0,5

3.3

Настройка анимации, настройка презентации

0,5

Содержание разделов программы

Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий (0,5 ч.).

 Текстовый редактор  Word (3ч). 

Запуск программы  Word. Внешний вид программы Word.Создание документа.     Панель форматирования, вкладка «Главная». Буфер обмена (копировать, вставить, вырезать). Шрифт,  абзац, стили, редактирование. Набор текста.

 Оформление заголовка текста.  WordArt – одна из функций текстового редактора Word.Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицу в начале текста. Текстовый редактор  Word.  Вкладка Вставка. Оформление текста картинками.

Программа PowerPoint (2,5). 

Запуск программы PowerPoint. Окно программы: основные вкладки.  Слайды. Создание слайдов.

Создание презентации в PowerPoint.  Оформление презентации: вставка звука, графических  объектов.

Настройка анимации, настройка презентации

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми на I полугодие 2013-2014 учебного года.

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению русского языка и литературы...

Анализ работы МО учителей начальных классов за 1 полугодие 2013-2014 учебного года.

подведение итогов работы за 1 полугодие. коррекционная школа.  МО учителей начальных классов....

Анализ воспитательной работы в 8 классе за I полугодие 2013-2014 учебного года

Анализ воспитательной работы в 8 классе за I полугодие 2013-2014 учебного года. Анализ работы включает в себя анализ развития учащихся класса, работу с родителями, работу с учителями-предметниками, вы...

План воспитательной работы в 11 классе на первое полугодие 2013-2014 учебного года

План воспитательной работы в 11 классе на первое полугодие 2013-2014 учебного года...

План воспитательной работы в 9 классе на первое полугодие 2013-2014 учебного года

План воспитательной работы в 9 классе на первое полугодие 2013-2014 учебного года...

Мероприятия 5 "А" класса в II полугодии 2013-2014 учебного года.

Мероприятия 5 "А" класса в II  полугодии 2013-2014 учебного года....